ФИО учителя |
| Измайло а Альфия Ахияровна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предмет |
| История Отечества.XX век. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Класс |
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер урока |
| Глава 4.Великая Отечественная война. 1941-1945годы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урочная/не-урочная форма |
| Урок; тип –изучения и первичного закрепления новых знаний ; вид – лабораторно-практичный. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема |
| «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель |
| Формирование у обучающихся представления о героической обороне Сталинграда. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задачи |
| Образовательные: - проанализировать причины летних неудач Красной Армии в 1942г; - дать оценку Сталинградскому сражению; - дать оценку действиям участников войн. |
|
| Развивающие: - развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; - развивать навыки работы с информацией. |
|
| Воспитательные: - воспитывать патриотизм, формировать гражданское самосознание, самовоспитание. - развивать личностные качества обучающихся на основе примеров из истории: патриотизма, мужества, благородства; |
|
|
|
| Социализации: - приобретение опыта взаимодей-ствия, совместной деятельности и общения со сверстниками. |
|
Планируемые результаты |
| Предметные: (знания, умения, представления) - развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. ПО ПРОГРАММЕ должны изучить: Создание антифашистской коалиции. Ф. Рузвельт, У. Черчиль, И.Сталин. Ленд-лиз. Советско-германский фронт весной и летом 1942г. Падение Севастополя 7 июля 1942г после долгой обороны. Битва за Сталинград. План «Уран». Начало коренного перелом . Партизанское движение. «Рельсовая война», «Концерт». «Все для фронта, все для победы». Культура в годы войны. |
|
|
|
| Личностные: (личностные УУД) - формирование историко-географического образа, включая представление о ходе сражений; - уважение к истории Отечества; - формирование устойчивого познавательного интереса и мотива. |
|
| Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - делать выводы из сформулированных знаний. |
|
|
|
|
Образователь-ная технология |
| Технология развития критического мышления средствами чтения и получения информации из разных источников.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источники информации |
| Загладин Н.В., Минаков С.Т. История Отечества. XX в. Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2004, Учебный документальный фильм «От Кремля до рейхстага». Презентации обучающихся. Исторические источники: Приказ нарком Обороны Союза ССР №227. 8 июля 1942г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ресурсы (оснащение) |
| Настенная карта «Великая Отечественная война.» Карты атласа «История Отечества.20 век» - М, «Дрофа», 2012: Демонстрационная доска для показа фильма и презентации «Сталинградская битва». Учебный документальный фильм «От Кремля до рейхстага». Ксерокопии документов. - в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ХОД УРОКА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап урока |
Форма орг-ции деят-сти уч-ся |
|
Деятельность учителя |
Деяте ьность учеников |
| Знания, умения, предста -ления |
| Формируемые УУД |
|
|
|
|
| Формируемые основы: - проектной/ исследоват. деят-сти; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности |
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
Р |
|
К |
Л |
|
|
1. | Организационный момент (1 минута) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. | Актуализация (10 минут) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фронталь- ая |
| Охарактеризуйте начальный этап Великой Отечес венной войны. Что помешало Германии сокрушить СССР? | Ученики могут ответить: быстрая мобилизация населения в ряды Красной Армии, надежды фашистов на раскол общества по нациям и поддержка оппозиций не оправдались, героическая защита своей Родины.
|
| Работа с картой: умение показать и прокомментировать сражения. |
| Новые знания | Умение контролировать свои знания |
| Умение анализировать ответы одноклассников. | Формирование устойчивого интереса к начальному периоду ВОВ. |
| Заполнение таблицы на стр.194 «Основные битвы Великой Отечествен-ной войны» |
| Групповая работа по обучающей структуре «Тик-тэк-тоу» |
| Учитель раздает заранее подготовленные карточки | Учащиеся получают карточки по типу «Крестики-нолики» с понятиями, датами. Используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали составляют предложения.
|
| Работа в группе по карточкам.
|
| Развитие креативно-го мышле-ния | Само-контроль |
|
|
|
|
|
3. | Изучение новой темы. (20 минут) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фронталь-ная
|
| «Провал немецкого наступ-ления под Москвой развеял миф о непобедимости гер-манской армии. Но успо-каиваться было еще очень рано. Враг был силен».
«Для борьбы с общим врагом начала формиро-ваться антигитлеровская коалиция» Что такое ленд-лиз?
| Чтение информации по учебнику. Предполагаемые ответы: - Ленд-лиз – это помощь, оказываемая США и Англией советскому Союзу в борьбе с фашистами; - помощь оказывалась вооружением, транспортными средствами, продовольствием и др. |
| Поиск информации по учебнику
|
| Умение строить высказыва-ние | Смыслообразование |
| Умение работать в команде | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива |
|
Просмотр части фильма «От Кремля до рейхстага» часть «Сталинградская битва» |
|
|
| «Советско-германский фронт весной и летом 1942г».Рассказ учителя.
| Учащиеся делают записи в таблицу: «7 июля 1942года после 259дней упорной обороны пал Севастополь» |
| Обьяснение |
| Объяснять связи и отношения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| «Итак, положение на Юго-Западном фронте резко ухудшила ситуацию для советских войск, почему? В этот период издается приказ №227. Почему? | Учащиеся знакомятся с документом. Предположительный ответ: Просчеты советского командо-вания о направлении главного удара немцев. - для недопущения отступления и взятия в плен.
|
| Объяснение |
| Умение строить высказыва-ние | Целепологание |
|
|
|
|
|
|
|
| Просмотр части фильма «От Кремля до рейхстага» часть «Сталинградская битва» | Учащиеся делают записи в таблицу: 2 сентября 1942 года немцы начали штурмовать Сталинград» 19 ноября началось контрнас-тупление советских войск под Сталинградом. Операция «Уран». 2 февраля 1943г. полное освобождение Сталинграда»
|
| Работа с картой |
| Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи | Умение формули-ровать получен-ную инфор-мацию |
|
|
|
|
|
|
|
| Каково значение победы под Сталингр дом? | Это явилось началом коренного перелома в ходе ВОВ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Групповая работа по структу-ре «Сингл раунд робин» |
| К каким последствиям могло бы привести поражение под Сталинградом? | Учащиеся проговаривают свой ответ по кругу один раз. Предположительные ответы: -Стал бы открыт путь на Москву -патриотический дух снизился бы после взятия города Сталина и т. д |
| Объяснение
|
| Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи | Развитие критического мышления |
| Умение работать в группе | Формирование устойчивого интереса к изучаем й теме |
|
|
| Физкультминутка (2 минуты) (использование структуры «Тэйк оф-тач даун») - отвечая на односложные утверждения, учащиеся встают, если ответ «да», садятся, если ответ «нет». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Индивиду-альная |
| Просм тр презентации «Партизанское движение в СССР» | Делают записи в тетрадях: «В мае 1942 года при СВГ был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П. Понома-ренко» |
| Объяснение Понятие: «Рельсовая война», «Концерт». Работа с картой: определе-ние райо-нов расши-рения арт движения |
| Работа с понятиями |
|
|
| Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива |
| Презентация |
| Фронталь-ная |
| «Все для фронта,все для победы» эти слова из стихов Ольги Берггольц стали призывом для всех, кто остался в тылу. Ковали победу и труженики культуры. Каких поэтов и композиторов военных лет вы можете назвать? Какие произведения на тему войны вам особенно нравятся? | Обучающиеся называют поэтов, писателей, композиторов военных лет.. Называют произведения военн х лет. |
| А.Сурков,М.Исаковский, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов Д.Шостакович , А.Александров, М.Блантер.
|
| Прослушивание отрывков из военных стихов и песен. | Умение формулировать свои мысли |
| Умение работать в коллективе |
|
| Песня Блантера «Катюша», стихи К.Симонова «Жди меня.» |
4. | Закрепление изученного материала (8 минут) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фронталь-ная работа |
| Какие события явились коренным переломом в ходе ВОВ? Почему он стал возможным? | Предположительные ответы: -битва под Москвой - начало -Сталинградская битва-перелом. Потому что, к концу 1943г. армия была оснащена новым вооружением; -высокий боевой дух. |
| Объяснение |
| Рефлексия деятельнос-ти
Развитие креативно- го мышле-ния | Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
| Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
|
|
Работа с картой |
| Парная работа по структуре «Сималтиниус раунд тейбл» |
| Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, или дата, или результат, написанные на отдельных листочках; учащиеся должны разместить в хронологическом порядке и подписат даты и результаты сражений. Показать на карте места сражений | учащиеся в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу. Затем проговаривают и показывают на карте.
|
| Работа с хроноло-гией и картой |
|
|
|
| Умение работать в группе | Развитие смысло-образу-ющей функции познавательного мотива |
|
|
| Фронталь-ная |
| Итоги коренного перелома? | Победа ознаменовало собой начало коренного перелома в ходе не только ВОВ,но и Второй мировой войны в целом. Инициатива перешла к СССР. Слово «Сталинград» стал символом сопротивления и мужества советских людей. |
| Анализ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| «На какие вопросы не нашли на уроке ответ?» | Предположительно:причины неудач летом-осенью 1942г. |
|
|
|
| Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи |
|
| Смысло-образова-ние |
|
|
|
|
| «Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома» | Записывают |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. | Самооценка (1минута) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кто подчеркнул: - «Выполнил все задания» - «Соблюдал правила поведения» - «Кому что-то непонятно» Кто поставил себе за работу на уроке… Кто поставил себе за поведение на уроке… | Заполняют все строки листа самооценки
|
|
|
| Самоконт-роль, самооценка |
|
| Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности |
|
|
|
6. | Подведение итогов. Оценка учителя (2 минуты) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. | Домашнее задание (1 минута) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| § 25, читать и отвечать на вопросы в конце темы. Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки Творческое задание – подготовить сообщение о каком-либо родственнике, участвовавшем в ВОВ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|