Уроки с применением сингапурской системы на тему "Уравнения, приводимые к квадратным"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Урок построен с использованием обучающих структур Сингапурской системы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya_privodimye_k_kvadratnym.docx | 48.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Уравнения, приводимые к квадратным.
Цель урока: Образовательная: закрепить и обобщить умение решать уравнения, приводимые к квадратным (биквадратные, возвратные и симметричные) способом подстановки, опираясь на предыдущий опыт учащихся по решению квадратных уравнений и определить, какую подстановку рациональнее выполнить. Развивающая: способствовать развитию внимания, логического, критического и креативного мышления и умений анализировать, сравнивать и делать выводы. Воспитывающая: развитие умения планировать работу, искать рациональные пути её выполнения, способности аргументированно отстаивать своё мнение. Приёмы активизации познавательной деятельности: создание комфортных условий для успешной учебной деятельности; сочетание фронтальной работы, работы в парах, в группах и индивидуальной форм самостоятельной работы учащихся; использование Сингапурской технологии, как обучающая структура ( «Клок баддис», Куиз-куиз-трэйд», «Тик-тэк-тоу», «Сималтиниус релли тэйбл»). Оборудование: 1) Интерактивная доска. 2) Презентация к уроку. 3) Карточки для работы с парами и с группой. 4) Номера столов. 5) Мэнэдж мэт на каждый стол.
План урока: I. Сообщение темы и постановка цели урока. II. Актуализация опорных знаний и умений: 1) Фронтальный опрос теории по теме «Квадратные уравнения». Обучающая структура «Клок баддис» - «друзья по часам (времени)», где учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное время учителем» для эффективного взаимодействия. 2) Устная работа в парах. Обучающая структура «Куиз-куиз-трейд» - «опроси-опроси обменяйся карточками», где учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с заданиями (на одной стороне) и ответами по теме (с другой стороны). III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу. 1) Задания в таблицах. 2) Обучающая структура «Тик-тэк-тоу» – «крестики-нолики», используется для развития критического и креативного мышления, в которой ученики составляют предложения, используя три слово, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. 3) Решение уравнений, приводимых к квадратным. IV. Самостоятельная работа. Обучающая структура «Сималтиниус релли тэйбол» - «одновременный релли тейбол», где два участника одновременно выполняют письменно работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу. V. Проверка самостоятельной работы и обсуждение результатов. VI. Домашнее задание. VII. Итог урока.
Ход урока
I. Сообщение темы и постановка цели урока. После проверки готовности класса к уроку сообщить цель урока - закрепить и обобщить умение решать уравнения, приводимые к квадратным (биквадратные, симметричные, возвратные) способом подстановки, опираясь на предыдущий опыт по решению квадратных уравнений и определить, какую подстановку рациональнее выполнить.
II. Актуализация опорных знаний и умений. 1. Фронтальный опрос теории по теме «Квадратные уравнения». Применяется обучающая структура «Клок баддис» - «друзья по часам (времени)», где учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное время учителем» для эффективного взаимодействия. Ученики (заранее) на перемене назначают встречу в 3, 6, 9, 12 часов своим друзьям и записывают на листочке. Учитель: 1). Встречаются друзья в 9 часов. Первый отвечает тот, кто выше ростом. Вопрос 1. Сформулировать определение квадратного уравнения. Приведите пример. Вопрос 2. Какое уравнение называют неполным квадратным уравнением? Приведите пример. 2). Встречаются друзья в 12 часов. Первый отвечает тот, у которого короче волосы. Вопрос 1. Какое уравнение называют приведённым квадратным уравнением? Приведите пример. Вопрос 2. По какой формуле вычисляют дискриминант ( D ) квадратного уравнения? 3). Встречаются друзья в 3 часа. Первый отвечает тот, у кого количество букв больше в фамилии. Вопрос 1. Сколько корней может иметь квадратное уравнение? Вопрос 2. По какой формуле вычисляется корни квадратного уравнения, если D больше 0? 4). Встречаются друзья в 6 часов. Первый отвечает тот, у кого день рождение ближе к новому году. Вопрос 1. Сформулировать теорему Виета. Вопрос 2. Рассказать способы решения неполного квадратного уравнения.
2. Устная работа в парах. Применяется обучающая структура «Куиз-куиз-трейд» - «опроси-опроси обменяйся карточками», где учащихся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с заданиями (на одной стороне) и ответами по теме (с другой стороны). Учитель: «Куиз-куиз-трейд». Поднимите руку и найдите пару – ближайшую. Работаете в паре. Вы проверяете и обучаете друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами (заданиями) и ответам по теме «Квадратные уравнения». Ученик, у которого волосы темнее, спрашивает у другого. Потом меняются ролями. Ученики меняются карточками и благодарят друг друга. Повторяют шаги ещё один раз. Например:
Карточка №1 Решите уравнение: а) х2 = 16, б) 2 х2 = - 18, в) х2 + 2 х = 0, г) 5 х2 – 4 х – 1 = 0; | Решение: а) х2 = 16, х1= 4, х2= - 4 б) 2 х2 = - 18, нет корней в) х2 + 2 х = 0, х (х+2)=0, х1=0,х2=-2 г) 5 х2 – 4 х – 1 = 0; а +в +с=0, то х1=1, х2= с/а, х2=-1/5 = -0,2 |
Карточка №2 Решите уравнение: а) х2 = 25, б) 5 х2 = - 45, в) х2 - 4 х = 0, г) -5 х2 + 2 х + 3 = 0 | Решение: а) х2 = 25, х1= 5, х2= - 5 б) 5 х2 = - 45, нет корней в) х2 - 4 х = 0, х (х-4)=0, х1=0,х2=4 г) - 5 х2 + 2 х + 3 = 0; а +в +с=0, то х1=1, х2= с/а, х2=-3/5 = -0,6 |
III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу. 1) Задания в таблицах. Таблицы в виде слайдов на интерактивной доске.
Таблица №1 Какое уравнение лишнее? |
х2 – 13 х + 36 = 0 (1 ) х4 +7 х2 – 44 = 0 ( 2 ) х2 + 5 х – 6 = 0 (3 ) |
Лишнее уравнение (2) – биквадратное уравнение, (1) и (3) уравнения – квадратные. Выписать уравнение (2) на доску и в тетрадь.
Таблица №2 Какое уравнение лишнее? |
(х + 3) (х +1) (х +5) (х +7) = -16 (4 ) (х – 4) (х +2) (х – 1) (х +8) = 0 ( 5 ) (х -4)2 (х + 2) - (х – 4)3 = 0 (6 ) |
Уравнение (4) – лишнее решается заменой новой переменной. Уравнения (5) и (6) – решаются разложением на множители. Выписать уравнение (4) на доску и в тетрадь.
Таблица №3 О чём говорит этот блок уравнений? ? Особенное! |
4х4 +2х3 + 5х2 – х + 4 = 0 (7 ) 2х4 - х3 + 5х2 – 2х - 1 = 0 ( 8 ) х4 + х3- 4х2 + х + 1 = 0 (9 ) |
Это уравнения 4-ой степени. Уравнение (9) – особенное, это возвратное уравнение. Выписать уравнение (9) на доску и в тетрадь. Обращается внимание учащихся на доску. Вопрос учителя: Какой блок образуют данные уравнения?
х4 +7 х2 – 44 = 0, (х + 3) (х +1) (х +5) (х +7) = - 1 6, х4 + х3- 4х2 + х + 1 = 0; |
Ученик: Это уравнения, приводимые к квадратным. Учитель: Расскажите алгоритм решения уравнений, приводимых к квадратным.
2)Применяется обучающая структура «Тик-тэк-тоу» – «крестики-нолики», используется для развития критического и креативного мышления, в которой ученики составляют предложения, используя три слово, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Учитель: на столе 9 карточек и на каждой карточке одно слово. Перемешайте карточки и разложите в формате 3×3. Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Биквадратное, возвратное, уравнение, переменное, четвёртое, корень, степень, математика, решение. Например
Биквадратное | Степень | Переменное |
Возвратное | Уравнение | Математика |
Корень | Четвёртое | Решение |
Прочитать по одному предложению из каждого стола (стол №1, №2 - №5).
3) Решение уравнений, приводимых к квадратным. Решить уравнения в тетрадь и объяснить решение №1 – устно, а №2 и №3 –вызвать учеников к доске. Все решения после показать на интерактивной доске.
1. х4 +7 х2 – 44 = 0, 2. (х + 3) (х +1) (х +5) (х +7) = - 1 6, 3. х4 + х3- 4х2 + х + 1 = 0; |
Решение №1 | Решение №2 | Решение №3 |
х4 +7 х2 – 44 = 0, пусть х2=у, тогда у2 +7у -44 = 0, D=225, D>0, два корня, у1 = - 11 или у2 = 4. Обратная замена: х2= -11 или х2= 4 нет корней или х1 = -2, х2 =2. Ответ: -2; 2. | (х + 3) (х +1) (х +5) (х +7) = - 1 6, (х + 3) (х +5) (х +1) (х +7) = - 1 6, (х2+5х+3х+15) (х2+7х+х+7)= -16, (х2+8х+15) (х2+8х+7)= -16, Пусть х2+8х+7 = у, тогда (у +8) у = -16, У2 + 8у + 16 = 0, (у + 4)2 = 0, у = -4, обратная замена х2+8х+7 = -4, х2+8х+11 = 0, D = 20, х1= -4 +√5, х2= -4 - √5; Ответ: -4 +√5, -4 - √5; | х4 + х3- 4х2 + х + 1 = 0 │: х2, х≠0, х2 + х – 4 + 1/х + 1/х2= 0, (х2+ 1/х2) + (х +1/х) – 4 = 0, (х +1/х)2= х2+2 + 1/х2, (х +1/х)2 - 2= х2+ 1/х2, (х+ 1/х)2 + (х +1/х) – 6 = 0, Пусть х +1/х = у, тогда у2 + у – 6 =0, D = 25, у1 =-3, у2 = 2,обратная замена х +1/х = -3 или х +1/х = 2, х2+1= -3х, х2+1 = 2х, х2+1 + 3х=0, х2+1 - 2х=0, D=5, (х-1)2 = 0, х1=(-3 + √5)/2, х = 1, х2 = (-3 - √5)/2, Ответ: (-3 - √5)/2, (-3 + √5)/2,1;
|
IV. Самостоятельная работа. Применяется обучающая структура «Сималтиниус релли тэйбол» - «одновременный релли тейбол», где два участника одновременно выполняют письменно работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу на проверку. Учитель: Партнёры по лицу (№1 и №4, №2 и №3) получают карточки с заданиями вариант 1 и вариант 2. Выполняете работу письменно на листочках и через 7 минут одновременно передаёте друг другу. Проверяем работы.
Вариант №1 | Вариант №2 |
Решить уравнение.
| Решить уравнение.
|
Вариант №1. Решение: | Вариант №2. Решение: |
Решить уравнение.
a – b + c = 3 – 2 -1 = 0, то х1= -1, х2 = -с/а = 1/3; Ответ: -1; 1/3;
у2 – 2у – 8 = 0 , D=36, х1=-2, х2=4, обратная замена: х2 = -2 или х2 = 4 нет корней х1= -2 х2 =2, Ответ: -2; 2. | Решить уравнение.
a – b + c = 2 – 3 +1 = 0, то х1= -1, х2 = -с/а = -1/2; Ответ: -1; -1/2;
-у2 + 2у + 8 = 0 , D=36, х1=-2, х2=4, обратная замена: х2 = -2 или х2 = 4, нет корней х1= -2 х2 =2,
|
V. Проверка самостоятельной работы и обсуждение результатов. Проверяем решение в-1 в-2 на интерактивной доске. Проверяют партнёры по лицу и выставляют отметку. Собираем листочки самостоятельных работ.
VI. Домашнее задание: №222 (б, г, е), 224 (б, г), 225 (б). Указать направления в решении домашнего задания.
VII. Итог урока. Вопросы: 1) Какие уравнения называются биквадратными, симметричными? 2) Расскажите алгоритм решения уравнений, приводимых к квадратным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"
Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний....
Урок алгебры в 10 классе Решение уравнений приводимых к квадратным рациональными способами
На уроке запланирована двухуровневая самостоятельная работа. Норма оценки и подбор упражнений в каждом уровне позволяют учащимся самостоятельно определить для себя темп работы и количество выполненных...
ПЛАН-КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ «ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ»
План-конспект и презентация урока математики в 5 классе с применением сингапурской системы. Используемые структуры: Джот Тотс, Тик-Тэк-Тоу, Релли Робин, Тэйк оф - Тач даун...
Уроки с применением сингапурской системы на тему "Деление степеней"
Урок построен с использованием обучающих структур Сингапурской системы обучения....
Уроки с применением сингапурской системы на тему "Прямоугольный параллелепипед"
Урок построен с использованием обучающих структур Сингапурской системы обучения....
Уроки с применением сингапурской системы на тему "Четырехугольники"
Урок построен с использованием обучающих структур Сингапурской системы обучения....
Конспект урока по физике в 7 классе по теме "Инерция" с применением сингапурской системы обучения.
Данный конспект может быть использован при изучении темы "Инерция"...