Методическая разработка урока истории в 9 классе «Перелом в ходе Великой Отечественной войны: Курская битва»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
· показать вклад наших воинов-земляков в победу в Курской битве;
· на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_muzeynogo_uroka.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка музейного урока истории в 9 классе
«Перелом в ходе Великой Отечественной войны: Курская битва»
Цели:
· Показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
· показать вклад наших воинов-земляков в победу в Курской битве;
· на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.
Оборудование:
· карта «Курской битва»;
· презентации: «Курская битва»,«Поклонимся великим тем годам», музей –заповедник «Прохоровское поле»;
· сравнительная таблица «Соотношение сил перед битвой под Курском»;
· сообщения учащихся о героях Курской битвы.
План урока:
1.Вступление. Презентации: «Курская битва».
2.Изучение нового материала:
а) подготовка к летней военной кампании 1943г;
б) сражение под Курском;
в) наши земляки-участники Курской битвы. Презентация «Поклонимся великим тем годам»
г) значение Курской Битвы;
3. Заключение.
Ход урока:
Эпиграф:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
1. Вступление. Летом 1943 г Гитлер и его окружение решили взять реванш за поражение под Сталинградом. Германии требовалась Крупная победа над советскими войсками. Враг делал все возможное, чтобы подготовить войска к победе. С этой целью фашистское командование разработало операцию «Цитадель». Для решающего наступления был выбран участок Курской дуги, и это не случайно. Здесь в результате наступления советских войск образовался выступ на линии фронта.
Презентации: «Курская битва». (см. Приложение 1.)
2.Изучение нового материала:
а) подготовка к летней военной кампании 1943г;
Задание. Изучите карту и предположите, каким мог быть характер действий немецко-фашистских армий?
Ответы учащихся: Фашистское командование решило ударить с севера на юг под основание Курского выступа, а затем окружить и уничтожить расположенную там крупную группировку советских войск. Под удар врагов попадали части Центрального и Воронежского фронтов. После их разгрома фашисты предполагали бросить войска из района Орла и Курска на северо-восток и идти на Москву.
Операция готовилась гитлеровцами в строжайшей тайне. Но наши разведчики обнаружили подготовку к крупному наступлению врага в районе Курского выступа с использованием новейшей техники: танков «Тигр» и «Пантера», а также орудий «Фердинанд», истребителей « Фоке-Вульф 190 А», штурмовиков «Хенкель 129»..Затем до минут удалось выяснить время перехода немецких войск в наступление.
Ученик. Ставка Верховного главнокомандования в этой обстановке приняла решение: перейти к обороне, обескровить противника, а потом развернуть наступление. Советские войска усиленно готовились встретить врага. На всем Курском выступе шла титаническая работа:
-на расстоянии более300 км от линии фронта создавалась мощная полоса обороны, состоящая из восьми рубежей;
-протяженность одних только ходов сообщения и траншей составила 9 тыс. км, а это больше, чем от Москвы до Владивостока.
Бойцам показывали уязвимые места танков врага, проводили специальные тренировки, вовремя которых солдат, находящихся в траншее, учили пропускать над собой танки противника и поражать их с тыла, где броня более тонкая. Бойцов познакомили с новинками фашистской техники, поэтому появление этих машин на поле боя не было неожиданностью, на которую рассчитывали гитлеровцы.
Задание. Каково было соотношение сил перед Курской битвой? Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы: на чьей стороне был перевес в живой силе и технике? Чем это объясняется?
Соотношение сил перед битвой под Курском
Войска и техника | Страны | |
Германия | СССР | |
Численность войск, чел. | 900000 | 1336000 |
Орудия, минометы, шт. | 10000 | 19000 |
Танки, шт. | около 2700 | 3400 |
Самолеты, шт. | около2000 | 2000 |
В процессе обсуждения учащиеся делают вывод, что советские войска превосходили фашистов по всем показателям. Более того, был создан стратегический резерв - Степной фронт, насчитывающий более 7 тысяч орудий и минометов, свыше 1 тыс. танков.
б) сражение под Курском;
Пока в Ставках с обеих сторон готовились военные планы, на фронте наступила пауза: тревожные для солдат дни и ночи.
Ученик.
Военные ночи, суровые ночи,
Когда воспаленная память кричит,
Когда уже сердце вмешать не хочет
Раны и боль сумасшедшей земли.
Военные ночи, темные ночи,
Когда уже нет сил, чтоб себя превозмочь,
И шепчутся сосны, кому-то пророча
Подвиг и смерть в эту темную ночь.
Фронтовые разведки сообщили: фашистские войска перейдут в наступление 5 июля в 3 часа утра. Было принято решение - упредить врага и провести артиллерийскую контр подготовку. Тридцать минут продолжался огневой накат. Он застал врасплох гитлеровские войска. Враг понес большие потери. Моральное состояние немецких солдат и офицеров было подавленным: стало ясно, что план решающего наступления раскрыт, а момент внезапности использовать не удастся.
В 2часа 20минут 5 июля был отдан приказ о начале контрподготовки. Все кругом закружилось, завертелось, раздался страшный грохот - началась величайшее сражение в районе Курской дуги. В этой адской «симфонии» звуков, словно воедино слились удары тяжелой артиллерии, разрывы авиационных бомб, реактивных снарядов 2катюш».
Ученик. Полей предвечная небыль,
Похода размеренный шаг,
Пыля, пробирается в небо
Войны бесконечный большак…
Но с мирной природою в споре
Как грозного времени тень,
Чернеет народное горе
Спаленных войной деревень.
Чернеет и справа и слева…
И слышно, как там, впереди,
Огонь орудийного гнева
Гудит у России в груди!
Учащиеся работают с «Хроникой событий»
7 июля. Утром гитлеровцы возобновили атаки на станцию Поныри. Танки приблизились на 250-200м. В этот момент артиллерийский расчет открыл огонь. От первого же выстрела головной танк вздрогнул и, объятый пламенем застыл на месте. Следом загорелся второй. Жестокий бой лился несколько часов. Восемь танков и до сотни автоматчиков уничтожило в этом бою орудие только одного бойца К.С.Седова.
8 июля. Утром около300 фашистских танков с автоматчиками атаковали северо-западнее Ольховатки боевые позиции 3-й истребительной противотанковой артиллерийской бригады. Удар фашистов обрушился на батарею капитана Г.И.Игнашева. Артиллеристы открыли огонь. На поле боя запылали танки. На нашей батарее, уничтожившей уже 17 танков, осталось одно орудие, а в живых- 3 человека, но они продолжали сражаться. Потеряв еще 2 тяжелых танка, гитлеровцы отступили.
Одновременно с напряженными танковыми сражениями на Курской дуге развернулись ожесточенные воздушные бои. Многие наши летчики проявили в этих боях настоящее мужество. Среди них был летчик- истребитель гвардии старший лейтенант А.К.Горовец.
Сообщения учащихся.
1.В составе эскадрильи Горовец прикрывал войска, отбивавшие ожесточенные атаки фашистских танков и пехоты. Выполнив боевую задачу, истребители возвращались на свой аэродром. Замыкающим шел самолет Горовца. Вдруг летчик заметил 20 бомбардировщиков противника, летевших бомбить наши войска. Разгорелся напряженный бой. Горовец бросился в гущу вражеских бомбардировщиков. Первой же пулеметной очередью он сбил ведущий самолет врага. Затем на землю упали второй и третий. Отважный летчик сбил еще 6 вражеских машин. Возвращаясь на свой аэродром, он попал под неожиданный удар четырех фашистских истребителей. Его самолет был подбит и врезался в землю. Так погиб А.К.Горовец - единственный в мире летчик, в одном бою сбивший 9 вражеских самолетов. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
2. В воздушных боях принимал участие старший лейтенант А.П. Маресьев, который был прототипом героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Летчик, лишившийся обеих ног и вернувшийся на протезах в строй, сбил в боях под Орлом 3 самолета противника; ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Успешно сражались французские авиаторы из эскадрильи «Нормандия» авиационного полка «Сражающаяся Франция». 14 французских летчиков- истребителей во главе с Жаном Луи Тюляком сбили в сражениях под Орлом 33 Фашистских самолета.
10 июля. К этому дню врагу удалось вклиниться в нашу оборону на глубину 8-10 км на севере и на 35 км на юге.
12 июля. Утром началось ожесточенное танковое сражение, ставшее в ходе Второй мировой войны. На поле под Прохоровкой сошлись 1200 танков и самоходных орудий. Фашисты бросили в бой свои отборные танковые дивизии: «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер». Им противостояли танковая армия генерала П.А.Ротмистрова и армия генерала А.С.Жадова. Боевые порядки перемешались. «Тигры» в ближнем бою не смогли использовать свое преимущество, их с коротких дистанций поражали маневренные танки Т-34.Появление большого количества советских танков явилось для врага неожиданностью. Бой кипел. Земля горела, воздух вспыхивал, металл плавился… Кругом огонь и грохот. На 1 квадратный метр земли приходилось 3 мины. На раскалившихся стволах орудий горела краска, металл не выдерживал…Советские люди сражались за свою землю и свободу.
Ученик. Ах, сколько в Прохоровке крови!
Под плитами, в траве, в пыли…
Стою, смотрю, нахмурив брови, Как пар восходит от земли.
Пар - словно дым, а пыль-как порох, И до упора взведена,
Душа дрожит на каждый шорох:
Уж не вернулась ли война?
Час замер! Взорвана минута!
Вновь поле – страшный танкодром.
Раскаты мирного салюта
Иной напомнили мне гром…
Ах, сколько в Прохоровке крови!
Ах, сколько крови!
Она - во мне!
Она - жива!
13 июля. Сражение продолжалось. Противник бросил в бой 200 новых танков. Но успеха не имел и вынужден был перейти к обороне. Вскоре под ударами наших войск он начал отходить назад. Прохоровское танковое сражение выиграли наши войска. Гитлеровский план операции «Цитадель» потерпел полное крушение.
23 июля. К этому дню завершилось оборонительное сражение на Воронежском фронте. Теперь можно было переходить в наступление.
5 августа. Советские войска освободили Орел и Белгород. В честь освобождения этих городов в Москве впервые был произведен артиллерийский салют.
В оборонительных и контрнаступательных операциях Курской битвы участвовали войска ряда фронтов: Центрального - под командованием генерала армии К.К.Рокоссовского, Воронежского, возглавляемого генералом армии Н.Ф.Ватутиным, Степного - во главе с генерал-полковником И.С.Коневым, Западного - под руководством генерал-полковника В.Д.Соколовского, Брянского - под командованием генерал-полковника М.М.Попова.
Подвиг советских воинов был высоко оценен Родиной. Свыше 100 000 участников Курской битвы, Харьковского и Белгородского сражений были награждены орденами и медалями, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза.
в) наши земляки-участники Курской битвы. В сражениях на Курской дуге принимали участие и наши земляки, жители села Богородское. Послушаем воспоминания их родственников о тех суровых годах. Презентация «Поклонимся великим тем годам» (см. Приложения).
3. Значение Курской Битвы.
1. Курская битва завершила коренной перелом в ходе Второй мировой войны в пользу СССР. Советское командование закрепило за собой стратегическую инициативу в войне.
2. Победный исход Курской битвы ускорил развал гитлеровского блока. Назревал выход из войны Италии, пошатнулся авторитет фашистского руководства в Румынии и Венгрии, усилилась изоляция Германии, диктатор Испании Франко отозвал с советско-германского фронта свою «Голубую дивизию», Португалия передала Англии, входящей в антигитлеровскую коалицию, некоторые свои военные базы.
3. В результате разгрома фашистских войск под Курском активизировалось движение сопротивления в странах Европы.
Учитель. Прохоровское поле называет третьим полем русской славы: здесь был нанесен смертельный удар немецко-фашистским захватчикам. Прохоровское поле занимает в нашей истории такое же место, что и Куликово поле, где в 1380г. русские полки под предводительством Дмитрия Донского разгромили орды Мамая и Бородинское поле, на котором в ходе Отечественной войны 1812г. русские войска под командованием М.И. Кутузова дали решающий бой французам.
На основании указа Президента Российской Федерации от 26 апреля1995г. в районном центре Прохоровка был создан государственный Военно- исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".
Тема урока поможет учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...
Урок по истории России в 9 классе « Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
Охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге....
Курская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Тематический урок посвященный 70-летию Курскойбитвы проведенный с обучающимися 8-11 классов МОБУ СОШ №3 с.Бураево. ...
Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва. Наши земляки приближали Победу»
Цель: показать ход и раскрыть значение Орловско - Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе войны. Воспитать чувства патриотизма, самопожертвования на примере героизма советских в...
Разработка урока по истории России 9 класс "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны".
...
Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»
Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...
методическая разработка урока по теме "Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."
Методическая разработка урока по теме"Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."аудитория - 6 классЦель: расширить кругозор детей по истории Великой Отечественной...