В поисках золотого руна. Игра-викторина по мифам и легендам Древней Греции.
материал по истории (5 класс) на тему
Игра-викторина "В поисках золотого руна" поможет проверить знания учащихся мифов Древней Греции, а также узнать много нового и интересного.Предложенный сценарий и презентацию можно использовать во внеурочной деятельности по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskakh_zolotogo_runa._stsenariy_igry-viktoriny.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра: «В поисках золотого руна».
По мифам Древней Греции .
Цель – в игровой форме проверить знания учащихся по теме «Мифы Древней Греции».
Задачи:
образовательные
- закрепление пройденного материала
- повышение мотивации к изучению истории
- способствовать расширению кругозора ребят в области истории, литературы, географии, астрономии, искусства.
развивающие
- продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстрациями
- обучать учащихся связной монологической речи, краткому пересказу.
- способствовать формированию аналитических навыков: анализировать, обобщать, аргументировать ответ
- приучать учащихся работать с энциклопедиями и дополнительной литературой по заданной теме.
- способствовать развитию памяти, внимания, любознательности
воспитательные
- воспитывать интерес к мировой истории
- воспитывать толерантность, уважение к истории, обычаям и традициям других народов
- воспитывать у учащихся ответственность за порученное задание, чувство коллективизма, умение работать в команде
Игра проходит в несколько этапов. Играют командами по 5-6 человек в каждой. Каждая команда заранее должна придумать название и свой девиз. Так же учащиеся получают список литературы, по которой они, кроме учебника, могут подготовиться к игре. На мероприятие следует пригласить учителей или старшеклассников, которые составят жюри.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Авторская презентация с ходом игры и заданиями
3. Географическая карта Древнего мира.
4. Выставка книг и энциклопедий по теме «Древняя Греция».
Ход мероприятия.
- Только смелые, умные люди могут отправиться по огромным морям в неведомые земли. Аргонавты отправлялись в далёкую Колхиду в поисках золотого руна, а мы вслед за ними отправимся тоже на поиски древнего клада. Но знаем ли мы мифы так, чтобы не заблудиться в бескрайних просторах мифологии? Итак, в путь! (Слайд 2)
- Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то!
Древним сказаньям внимая, последуйте верным:
Каждый, рождённый для жизни, быть может и смелым, и трусом;
Зло от добра отличать научиться должны мы сызмала!
Слушайте ж добрые люди, рассказы неспешные старцев:
Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан.
В жизни и вы поплывёте, как плыли в морях аргонавты, -
Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!
(Из предисловия Л. Успенского к «Двенадцати подвигам Геракла»).
Приветствие команд. Каждая команда должна придумать название и свой девиз.
- Как смелые эллины, по бурному морю мы поплывём дорогами знаний. В пути нам будут помогать или вредить языческие боги. Их нужно задобрить. А для этого нам нужно их знать. Перед вами боги Древней Греции: Зевс, Посейдон, Афина, Афродита, Гефест, Гермес, Артемида, Аполлон, Прометей, Гера. (Слайд 3).
- Сейчас вам предстоит доказать, что вы дружная команда, каждый член которой истинный знаток мифов.
- Я буду задавать вам вопросы, а каждый из вас по очереди будете на них отвечать. И так, всего 12 вопросов. Каждой команде по 6 вопросов. Правильный ответ – один балл в копилку команды. (Слайд 4)
I конкурс. Узнайте бога или героя мифов по его атрибутам.
Например, молнии принадлежат Зевсу.
1.Что является символом цепей Гименея? (Кольцо)
2. Кому из богов принадлежит трезубец? (Посейдону)
3. Символом какой богини стала морская раковина? (Афродиты)
4. А какой предмет принадлежит Гефесту? (Молот)
5. Лавр, лавровый венок стал символом какого бога? (Аполлона)
6. У этого бога был уникальный вид транспорта, позволяющий ему двигаться с быстротой мысли. Что это за бог? (Гермес)
7. А что стало символом Прометея? (Огонь)
8. Простой клубок ниток позволил этому герою найти выход из безвыходной ситуации. О ком идет речь? (Тесей)
9. А этот музыкальный инструмент – лира – помог нашему герою попасть в подземное царство, усыпив игрой свирепого трехголового пса Цербера.
Кто этот герой? (Орфей)
10. Щит этому герою выковал сам бог Гефест. (Ахиллес)
11. Символом этого героя мифов стали два огромных крыла. (Икар)
12. С именем этого героя связано «золотое руно», добытое им в Колхиде. Кто он? (Ясон)
Итак, позади первый круг вопросов, какие же у нас результаты. Слово жюри.
- Богов мы умилостивили, а, может быть, и прогневили…
Мы плывём дальше. Впереди ещё много препятствий, но мы их сумеем преодолеть, как и герои мифов. Вспомним их имена…
II конкурс. «Картинная галерея»
- Перед вами картины, созданные по сюжетам древнегреческих мифов.
Ваша задача: по картине узнать героя и рассказать, какой эпизод на ней изображен (Команды отвечают по очереди. Начинает та, которая набрала в предыдущем конкурсе меньше баллов. За каждый правильный ответ - 5 баллов).
Слайды 5-10. Представлены следующие репродукции:
1. Похищение Персефоны
2. Падение Фаэтона
3. Персей и Андромеда
4. Нарцисс
5. Прометей
6. Одиссей и его спутники в пещере Полифема.
- Вы вспомнили сюжеты мифов о героях, а теперь жюри оценит вашу работу.
III конкурс. «Острова мифологических существ». (Слайды 11-20).
- В бурных водах мифологических морей и в заморских странах героям встречались самые разные добрые и ужасные существа. Вот и мы попали на острова мифологических существ. Сможем ли мы отсюда выбраться, зависит от вас. Каждой команде задается по 5 вопросов. 1 балл за правильный ответ.
1. Одна из этих мифологических персонажей Дафна, преследуемая Аполлоном, превратилась в дерево. (Нимфы).
2. А для этого существа сам Дедал строил жилище. (Минотавр).
- А этих существ всего было трое. Три сестры, взгляд которых всё живое превращал в камень. Из капель крови одной из них родился Пегас. (Гаргона Медуза).
- Один из этих существ знает, что его ослепил «никто». (Циклоп).
- А это существо охраняло вход в царство Аида. (Цербер).
- Одного из этих существ звали Хирон, и он обладал даром бессмертия, но, будучи раненный Гераклом, он променял своё бессмертие на освобождение Прометея. (Кентавры).
- Город Феллискиру, в котором жили эти мифологические персонажи, осадил всё тот же Геракл. И именно ему удалось добыть пояс их царицы Ипполиты. (Амазонки).
- А это существо обитало у города Фивы и загадывало всем загадку: «Кто утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?» (Сфинкс).
9. А это существо выбило на горе Геликон источник, вода которого дарует вдохновение поэтам. (Пегас).
10. Услышать сладостный голос этих мифических существ и остаться живым смог только Одиссей. Кто они? (Сирены).
- Сфинкс вам принёс новые загадки, разгадав которые вы сможете плыть дальше.
А какая из команд ближе к заветной цели, скажет нам жюри.
IV конкурс. Мифологический зоопарк. (Слайд 21).
- В мифах встречаются не только волшебные существа, но и обычные животные. Перед вами изображены различные звери.
В результате командного рассуждения вспомните богов или героев, которым приходилось сталкиваться с этими животными, а может даже превращаться в них.
1. Лев (Со львом сражался Геракл; Дионис, когда его украли морские разбойники, превратился в рычащего льва).
2. Орел (Любимая птица Зевса; клевал печень прикованного к скале Прометея)
3. Лебедь (В него превращался Зевс для свиданий с Ледой, матерью прекрасной Елены).
4. Лань (Изображалась с Артемидой)
5. Медведица (Прекрасную нимфу Каллисто превратила в медведицу Гера, когда узнала, что отцом ее ребенка был Зевс).
6. Бык (Зевс превратился в быка, чтобы похитить Европу, ставшую матерью будущего царя Крита Миноса).
- Мы отправились в дальние страны, но хорошо ли вы разбираетесь в географических картах Древнего мира?
V конкурс. Мифологическая география. (Слайд 22)
.
Ответьте на вопрос и покажите по карте:
1. Как называлась Греция в древности? На каком полуострове она находиться? (Эллада. Балканский)
2. Где родился Зевс? (о. Крит)
3. Как называется самая высокая гора в Греции, где жили боги? (Олимп)
4. Где жил Одиссей? (о. Итака)
5. Как еще называли Трою в древности? На каком полуострове находился этот город? (Илион. Малая Азия)
6. Почему море получило название Эгейское? (Отец Тесея царь Эгей бросился в него со скалы).
- Мифология отразилась в происхождении некоторых растений. Перед вами цветы. Ваша задача – назвать их и вспомнить мифы с ними связанные.
VI конкурс. Мифологический сад. (Слайд 23).
- Нарцисс (Нимфа Эхо влюбилась в него без взаимности, и так переживала, что от нее остался только голос. Боги наказали юношу. Он увидел свое отражение в воде, влюбился в него и любовался, пока не умер. На этом месте вырос цветок).
- Лавр (Нимфа Дафна, преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, по воли богов была превращена в лавр, листья которого никогда не вянут, как и любовь Аполлона)
- Мак (Персефона нашла в траве цветок необыкновенной красоты. Когда она понюхала этот цветок, Аид её украл к себе в подземное царство)
- Роза (Когда Афродита бежала к смертельно раненному возлюбленному Адонису, острые камни ранили ей ноги, и куда попадали капли ее крови, там вырастали кусты роз)
- Надеюсь, я убедила вас, что мифология нас окружает и протягивает к нам руки из глубокой древности. Да что там говорить…
Мы до сих пор используем крылатые выражения, заимствованные из мифов.
Так у Козьмы Пруткова есть стихотворение «О том, чего бы я хотел»
Чтец читает стихотворение.
Хотел бы я нектар прохладный
Черпать из Стиксовой реки.
Хотел бы я носить чулки
Из тонких нитей Ариадны.
Испечь хотел бы я пирог
Из нежных яблоков раздора.
Хотел бы изобилья рог
Узреть на тёлке у забора.
Роскошный дом хотел бы я
Сложить из камней преткновенья,
И чтоб пред ним, струи лия,
Журчали волны вдохновенья.
- Времена древних эллинов скрыты от нас столетиями, тайнами, которые приходится раскрывать новым поколениям. Аргонавты отправлялись в далёкую Колхиду за золотым руном, и в пути им пришлось многое претерпеть. Мы сегодня тоже проделали большой путь. Остался последний шаг до клада – клада знаний, но, как и всякий клад,
скрыт от нас за семью печатями.
Последний конкурс, который определит победителя, называется …
«За семью печатями».
Вам придётся узнать героя Древней Греции, имя которого спрятано от нас за семью печатями.
- Мною задуман герой. Ваша задача – отгадать его имя. Для этого я вам буду рассказывать о его жизни и задам 7 вопросов, на которые вам нужно ответить. У кого будет больше правильных ответов, тот и будет иметь право назвать имя героя и заработать 10 баллов.
Итак, вопрос первой печати. (Слайд 24)
- У нашего героя, как и у всех мифологическим героев, было чудесное рождение. Его отец - сам Зевс, который ради встреч со своими возлюбленными часто превращался в разных животных.
Перед вами картина, где Зевс в облике быка спасает от праведного гнева богини Геры свою возлюбленную. Кто же эта девушка? (Европа).
Время второй печати. (Слайд 25).
- Ещё во младенчестве наш герой проявил невероятную силу. Ему удалось спасти себя и своего брата: он задушил змею, подкинутую в их колыбель. Не всякому это удаётся.
Так прорицатель из Трои погиб вместе с сыновьями именно от насланных на них богиней Афиной змей. Вспомните имя этого прорицателя. (Лаокоон).
Время третьей печати. (Слайд 26).
- Родители нашего героя стремились дать ему всестороннее образование. Но один из учителей однажды его так разгневал, что наш герой убил его музыкальным инструментом. Известно, что этот инструмент был у самого Аполлона, а выменял он его у Гермеса на стадо коров. Так что же это за инструмент? ( Кифара).
Время четвёртой печати. (Слайд 27).
- Настоящее имя героя – Алкид, но больше он известен по имени богини, которая его преследовала. У этой богини родился ребёнок, но он был так страшен и уродлив, что она сбросила его со скалы. Но сын богини остался жив, т. к. и сам был богом, потому обладал бессмертием. Позже он отомстил матери за неоправданную жестокость: он создал для неё прекрасный трон, но как только она в него села, то защёлкнулись потайные замки, и богиня больше не смогла с него подняться, потому её часто изображают сидящей. Назовите этого бога. Подсказка: несмотря на его безобразие, в жёны ему досталась сама Афродита. (Гефест).
Время пятой печати. (Слайд 28).
- Наш герой совершил множество подвигов, хотя мифологи называют вполне конкретное их число. Однажды он раздвинул горы, тем самым образовался Гибралтарский пролив, который разделил два материка. Какие материки он разделил? (Европу и Африку).
- Надеюсь, вы уже догадались о каком герое идёт речь, но его имя вы ещё не произносите.
Время шестой печати. (Слайд 29).
- Согласно мифам, наш герой основал некое мероприятие, которое покорило всю Грецию. Его проводят до сих пор и, можно признать, что оно покорило весь мир.
Перед вами фото знаменитейших людей России, которых знает весь мир, так как они прославили себя и нашу страну именно в том деле, которое основал наш герой.
(На фото Алексей Немов – олимпийский чемпион по гимнастике, Дмитрий Носов – дзюдоист, бронзовый призёр в Афинах, Алина Кабаева – олимпийская чемпионка по художественной гимнастике в Афинах, Арвидас Сабонис – олимпийский чемпион по баскетболу в Сеуле, Евгений Плющенко – фигурист, олимпийский чемпион в Турино).
- Так какое же мероприятие стало проводиться в Греции, а затем и во всём мире, благодаря нашему герою? (Олимпийские игры)
Время седьмой печати. (Слайд 30).
- Однажды наш герой доверил перевести свою жену Деяниру кентавру Нессу. Но тот вёл себя не достойно, и наш герой убил его. Известно, что кентавр Несс успел отомстить нашему герою. Перед смертью он посоветовал Деянире собрать его кровь, т.к., по его словам, эта кровь поможет ей сохранить любовь мужа, стоит только пропитать ею его одежду – и он не взглянет ни на одну другую женщину. Деянира поверила кентавру и сделала всё так, как он говорил. Бедная влюблённая женщина не подозревала, что стрелы её мужа пропитаны ядовитой кровью гидры, убитой им когда-то. Этот самый яд и попал в кровь кентавра Несса, сделав её настоящим ядом. И вот однажды Деянира, почувствовав измену мужа и решив сделать всё возможное, чтобы вернуть его любовь, пропитала его хитон кровью кентавра Несса. И тем самым погубила мужа. Яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Но даже в смерти наш герой остаётся истинным героем. Он не желает, чтобы люди видели его мучения и, чтобы больше никто не смог использовать ядовитую кровь, принимает решение. Я предложу варианты его гибели, а вы должны выбрать правильный ответ. Итак, главный герой сам спустился в Аид, т.к. он знал, где расположен вход в царство мёртвых, т.к. уже однажды там побывал. А, может быть, он спрыгнул со скалы в море к царю Посейдону.. Или он сгорел на костре? (Сгорел на костре).
Итак, это, конечно, легендарный Геракл, совершивший 12 знаменитых подвигов.
(Слайд 31).
Подведение итогов игры. Награждение команд-победительниц и отдельных учащихся за активное участие и глубокие знания греческой мифологии.
-Вот и закончилось наше путешествие. Мы не нашли золотого руна, зато открыли удивительнейший клад – древнегреческую мифологию, которая, как ярчайшая звезда, светит нам из древности. Мы встречам её и в искусстве, и в литературе, и в музыке, в архитектуре, скульптуре, в языке. Я надеюсь, что многие из вас пополнили свои знания. И вы с еще большим интересом продолжите это путешествие самостоятельно, открывая для себя все новые и новые мифические истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мифы и легенды Древней Греции.5 класс
Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать мифы о богах и 12 подвигов Геракла, выписать имя бога и указать сферу его покровительс...
Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»
Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...
Театрализованная игра-путешествие «Мифы и легенды Древней Греции»
Театрализованная игра-путешествие «Мифы и легенды Древней Греции»...
Презентация "Мифы и легенды Древней Греции"
к уроку 5 класса...
Викторина "Мифы и легенды Древней Греции"
Материал викторины "Мифы и легенды Древней Греции"+презентация...
Презентация "Контрольная работа по теме "Мифы и легенды Древней Греции"
Данная презентация может быть использована на итоговом уроке литературы в рамках изучения темы "Мифы и легенды Древней Греции" с целью проверки знаний обучающихся 6 класса....
Презентация "Мифы и легенды Древней Греции"
Презентация используется на уроках литературы в 6 классе. Предваряет тему " 12 подвигов Геракла"...