Викторина "Мифы и легенды Древней Греции"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Чистякова Ольга Сергеевна

Материал викторины "Мифы и легенды Древней Греции"+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx25.86 КБ
Файл mmmify.pptx1011.83 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Мифы и легенды Древней Греции»

I этап. Толковый словарь. Команды получают карточки, где записаны фразеологизмы, а также три варианта толкования их значения. Участники настоящего конкурса должны выбрать среди них единственно правильный ответ. За каждый правильный ответ вам будет начисляться 1 балл.

Карточка для команды №1

Сизифов труд –

  1. тяжелая, бесконечная и безрезультатная работа;
  2. работа, выполненная быстро и качественно;
  3. многолетний кропотливый труд.

Ахиллесова пята –

  1. главное достоинство, лучшее качество кого-либо или  чего-либо;
  2. основной недостаток, свойственный лицу или предмету;
  3. наиболее уязвимое место у кого-либо.

Ящик Пандоры –

  1. ларец для хранения украшений, драгоценностей;
  2. источник радости;
  3. источник несчастий, бедствий.

Олимпийское спокойствие –

  1. душевное равновесие, сохраняемое в любой ситуации;
  2. отсутствие угрызений совести;
  3. психологическое состояние спортсмена перед началом соревнований.

Карточка для команды №2

Авгиевы конюшни –

  1. помещение, которое содержится в образцовом порядке;
  2. сильно засоренное, загрязненное и захламленное место;
  3. место, где собраны особо ценные породы скота.

Прометеев огонь –

  1. священное горение, стремление к достижению высоких целей;
  2. душевное смятение, волнение;
  3. сильный пожар.

Танталовы муки –

  1. нестерпимая физическая боль;
  2. муки совести;
  3. страдания, вызванные созерцанием желанной цели и сознанием невозможности ее достижения.

Троянский конь –

  1. конь редкой масти;
  2. дорогостоящий подарок;
  3. тайный коварный замысел, символ предательства.

II этап. Моментальный ответ. Правильный ответ – 1 балл.

  1. Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.
  2. Как известно, местом обитания бессмертных богов является гора Олимп. Боги живут в роскошных золотых чертогах. А кто возвел эти прекраснейшие сооружения?
  3. Кто из богов был шестым сыном Реи и Кроноса?
  4.  Эта богиня покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, необоримая во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам.
  5. Бог войны – сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность.
  6. Кто из богов был владельцем уникального транспортного средства, позволяющего передвигаться в пространстве с быстротой мысли?
  7. Кто из героев был учредителем Олимпийских игр?
  8. Символом какого героя стало «золотое руно», добытое им в Колхиде?
  9. В легенде о каком герое воплотилась мечта человека о полете?
  10.  Какой герой получил прозвище «хитроумного»?
  11.  Трехголовый пес, на шее которого двигались змеи с грозным шипением, охранял выход из владений мрачного Аида.
  12.  Чудовище с туловищем человека и головой быка обитало на острове Крит в огромном дворце-лабиринте. Афиняне должны были каждые девять лет посылать к нему семь юношей и семь девушек в качестве жертвоприношения чудовищу. Как называли это чудовище и имя героя, который с ним расправился?

III этап. Этап для прекрасных представительниц команды – по одной из каждой команды. Сначала соревнующимся придется угадать, о каких богинях идет речь. Угадывание это будет происходить в три этапа. Если участница угадала богиню с первой попытки, то она получает три балла. Соответственно, если для узнавания понадобятся вторая и третья подсказки – вы получаете 2 или 1 балл.

 

Подсказки для представительницы команды №1

  1. Покровительница животных, богиня-охотница.
  2. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, исцеляет от болезней.
  3. Богиня эта дает счастье в браке, благословляет деторождение.

Подсказки для представительницы команды №2

  1. Первоначально это была богиня моря и богиня неба, посылающая дождь.
  2. Она олицетворение красоты и вечной юности.
  3. Она будит  любовь в сердцах смертных и богов.

Сейчас я вам раздам листочки с названием атрибутов богинь. Каждой из вас нужно будет выбрать атрибуты своих богинь. Каждый правильный ответ – балл.

  • рог изобилия;
  • копье;
  • яблоко;
  • трезубец;
  • колчан;
  • лук;
  • венок из цветов;
  • щит.

IV этап. Хочу все знать! В легендах и мифах сконцентрированы представления древнего человека о Вселенной, о различных природных явлениях, об обществе, о развитии мировой цивилизации. В ходе данного конкурса участники, отвечающие на вопросы, должны дать развернутый ответ, руководствуясь фрагментами мифов. За полный и правильный ответ команде присуждается три балла.

Вопросы представителям команды №1

  1. Кто, согласно древнегреческой легенде, «виноват» в смене времен года?
  2. Как объясняют некоторые из античных легенд появление человеческих пороков?

Вопросы представителям команды №2

  1. Кто, если верить античным легендам, поддерживает небесный свод, чтобы он не упал?
  2. Какое растение стало символом самовлюбленного юноши?

V этап. Конкурс капитанов.

Сначала каждому из вас предстоит ответить на вопросы, касающиеся личности Геракла и его подвигов. Правильный ответ – один балл.

Вопросы к капитану команды №1

  1. Чьим сыном был Геракл?
  2. На службе у какого царя Геракл совершил свои 12 подвигов?
  3. Каким образом Геракл победил немейского льва?
  4. Как называлась река в царстве мертвых, через которую перевозили душу умерших?
  5. Какой подвиг был самым трудным?

Вопросы к капитану команды №2

  1. Что означает имя Геракл?
  2. Что обещали боги Гераклу за успешную службу?
  3. Сколько времени Геракл преследовал керинейскую лань?
  4. Как звали перевозчика душ умерших в царстве Аида?
  5. Кто принес Гераклу яблоки Гесперид?

Теперь вам нужно будет решить тест. Победит тот, кто раньше справится. За правильно выполненный тест команде начислятся три балла.

1.Сыном бога Посейдона был:

  • Геракл;
  • Персей;
  • Тесей;
  • Одиссей.

2.Свой корабль аргонавты назвали «Арго» потому, что:

  • такое имя имел предводитель аргонавтов;
  • так назывался их город;
  • такое имя носил строитель корабля;
  • так называлась страна, куда они отправились.

3.Золотое руно – это:

  • ларец с сокровищами;
  • шкура золотого барана;
  • произведение искусства;
  • священное украшение.

4.Волшебницу, которая помогла добыть руно, звали:

  • Ариадна;
  • Андромеда;
  • Медея;
  • Клеопатра.

Картинная галерея

Античная мифология оказала огромное влияние на культурное развитие человечества, обогатила мировое искусство. Мифологические сюжеты и образы, начиная с эпохи Возрождения, активно использовали литераторы и музыканты, скульпторы и живописцы в своих произведениях.

Перед вами картины, созданные по сюжетам древнегреческих мифов.

Ваша задача: по картине узнать героя и рассказать, какой эпизод на ней изображен. Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ начисляется 5 баллов.

  1. Картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1899 году. Сюжетом для нее, по словам самого Врубеля, послужил рассказ французского писателя Анатоля Франса «Святой Сатир».  Выставлена в Москве, в Третьяковской галерее.
  2. Картина Валентина Серова, написанная в 1910 году. Идея написать картину приходит к Серову во время его поездки в Грецию и посещения острова Крит.

Дополнительные вопросы для аудитории:

  1. Как называлась Греция в древности? На каком полуострове она находится? (Эллада, Балканский)
  2. Где родился Зевс? (Крит)
  3. Кто такие кентавры? (Мифологические существа, получеловек-полуконь)
  4. Кто такие эллины? (Древние греки)
  5. Где жил Одиссей? (Итака)
  6. Как еще называли Трою в древности? На каком полуострове она находилась? (Илион, Малая Азия)
  7. Почему море получило название Эгейское? (Отец Тесея, царь Эгей, бросился в него со скалы)
  8. Какому герою помог музыкальный инструмент, лира, попасть в подземное царство, усыпив игрой ужасного Цербера? (Орфей)
  9. Что является символом цепей Гименея? (Кольцо)
  10.  Кому из богов принадлежит трезубец? (Посейдон)
  11.  Щит этому герою выковал сам Гефест. (Ахилл)
  12.  Как звали сына Одиссея? (Телемах)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мифы и легенды Древней Греции

Слайд 2

Мифы - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Носит сакральный, тайный смысл. Отражает стремление человека постичь закономерности и смысл бытия. По форме напоминает сказку.

Слайд 3

Легенды (от лат. Legenda – то, что должно быть прочитано) - народное предание о выдающемся событии или поступке какого-либо человека, в основе которого – чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемое как достоверное. В то же время сюжет легенды базируется на реальных или допустимых фактах; легендарный герой может иметь свой прообраз в реальной жизни, в исторической действительности.

Слайд 5

Пантеон ( от лат. Pantheon - место, посвященное богам) – у древних греков и римлян: храм, посвященный богам. Совокупность богов какого-либо культа.

Слайд 6

Картина Михаила Врубеля , 1899 год

Слайд 7

Картина Валентина Серова , 1910 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы и легенды Древней Греции.5 класс

Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать  мифы о богах и 12 подвигов Геракла,  выписать имя бога и указать сферу его покровительс...

Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»

Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...

В поисках золотого руна. Игра-викторина по мифам и легендам Древней Греции.

Игра-викторина "В поисках золотого руна" поможет проверить знания учащихся мифов Древней Греции, а также узнать много нового и интересного.Предложенный сценарий и презентацию можно использовать во вне...

Театрализованная игра-путешествие «Мифы и легенды Древней Греции»

Театрализованная игра-путешествие «Мифы и легенды Древней Греции»...

Презентация "Контрольная работа по теме "Мифы и легенды Древней Греции"

Данная презентация может быть использована на итоговом уроке литературы в рамках изучения темы "Мифы и легенды Древней Греции" с целью проверки знаний обучающихся 6 класса....

Презентация "Мифы и легенды Древней Греции"

Презентация используется на уроках литературы в 6 классе. Предваряет тему " 12 подвигов Геракла"...