Рабочая программа по Истории России. 6 класс. Авторы учебника: Данилов А. А., Косулина Л. Г.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа по Истории России. 6 класс. Авторы учебника: Данилов А. А., Косулина Л. Г. 40 часов (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_rossii._6_kl.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI В. (6 КЛАСС)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «История России» для 6 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы для образовательных учреждений, авторской программы «История России» 6-9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.; Просвещение, 2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г., определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Основные цели курса:
- выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 40 часов.
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г.- История России, - М: Просвещение, 2013 г.
Требования к уровню усвоения предмета
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2013.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2013.
Средства обучения
- Настенные исторические карты.
- Атлас по истории России
Технические средства обучения
- Аудиоцентр
- Мультимедийный проектор
- Мультимедийный компьютер
- Экран проекционный
- Электронные носители
- Современная универсальная российская энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (2 CD – Rom)
- Презентации по курсу
- Ресурсы Интернета
- Единая цифровая образовательная коллекция по истории России 7 класс
Литература
Для обучающихся:
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2013.
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2013.
Дополнительная:
- Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +». (история, литература, искусство, религия).
- Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. М., 1975, т. 8.
- Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1963.
- Натанов Н. Путешествие в страну летописей. М., 1965.
- Янин В. Л. Берестяная почта столетий. М., 1979.
- Думин С. В., Турилов А. А. «Откуда есть пошла Русская земля?»//История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX -- начала XX в. М., 1991.
- Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси//От Корсуня до Калки. М., 1990.
- Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200--1304. М., 1989.
- Янин В. Л., Рыбина Е. А. Открытие древнего Новгорода//Путешествия в древность. М., 1983.
- Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940.
- Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972.
- Зимин А. А. Россия на рубеже XV -- XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.
- Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990.
- Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV -- начала XVI в. М., 1980.
Для учителя:
- Программа общеобразовательных учреждений «ИСТОРИЯ» «Академический школьный учебник» 5-11 классы М,, Просвещение 2008 .
- Федеральная Примерная программа основного общего образования по истории.
- Рабочие программы по истории 5-11 классы. М., «Просвещение» 2008 г.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2009.
- Н.Ю.Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы, Волгоград, 2006.
- Таблицы «История России».
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2013.
- Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
- Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная:
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М., 1999.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – ВЛАДОС, 2001.
- Забелин И.Е Домашний быт русского народа в XVI - XVII веках. -М., 1995.
- История внешней политики России. XVIII век. -М., 2000.
- История государства российского. Хрестоматия. XVII век. – М., 2000
- Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.- М., 1996.
- Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.
- Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: «ВЛАДОС». 2000.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.
- Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000.
- Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.
- Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта – Плюс, 2002.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI в.» (6 КЛАСС)
№ п/п | Раздел, тема | Тип урока | Элементы содержания образования | Знания, умения | Измерительные формы контроля | Дата проведения |
1 | Введение в предмет | Вводный урок | История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Беседа | |
ДРЕВНЯЯ РУСЬ в VIII – первой половине XII века (9 часов) | ||||||
2 | Древнейшие народы на территории России | Урок-беседа | Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Скифское царство и упадок Причерноморских государств. Тюркские народы и их государства на территории нашей Родины. Жители лесной полосы Восточной Европы | Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации | Подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему | |
3 | Восточные славяне | Комбинированный урок | Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Славянские языческие боги. Языческие праздники | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте, заполнять контурные карты | Блицопрос, проверка карты | |
4 | Формирование Древнерусского государства | Комбинированный урок | Формирование Древнерусского государства. Новгород, Киев. Первые Рюриковичи. Русь и Византия | Развивать умения и навыки работать с исторической картой. Умение устанавливать причинно-следственные связи: родовая община —> изменения в орудиях труда —>соседская община —>неравенство —> государство | Исторический диктант | |
5 | Первые русские князья | Урок-исследование | Население деревень и городов. Княжеская власть | Продолжать развивать умение работать с исторической картой, составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы | Работа с историческими документами Тест | |
6 | Князь Владимир Святославович. Принятие христианства | Комбинированный урок | Правление князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение принятия христианства. | Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства) | Сообщение о Владимире. Устный опрос | |
7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Комбинированный урок | Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством. «Русская правда» Земельные отношения. Основные слои древнерусского государства. | Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрыть социальную сущность «Русской правды» | Анализ исторического документа | |
8 | Культура Древней Руси. | Комбинированный урок | Особенности культуры. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное творчество. Художественное ремесло. | Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). Ценностное ориентирование древнерусского общества | Сообщения | |
9 | Быт и нравы Древней Руси | Урок-исследование | Жизнь горожан и сельских жителей, черты сходства и отличия между ними; типы жилищ; особенности одежды. Военное дело | Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Учиться работать в группах | Сообщения, кроссворды | |
10 | Обобщающий урок по теме «Русь в VIII – первой половине XIIв.» | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Русь Древняя» | Знать материал раздела «Русь Древняя», основные понятия | Тест | |
РУСЬ УДЕЛЬНАЯ в XII – XIII вв. (10 часов) | ||||||
11 | Начало раздробления Древнерусского государства | Комбинированный урок | Княжеские усобицы. Владимир Мономах Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства | Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц - ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах) Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Развивать умение работы с картой. Сводить знания в таблицы | Анализ исторического документа | |
12 - 13 | Главные политические центры Руси | Комбинированный урок | Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Русь и степь) | Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель. Уметь работать в группе | Тест. | |
14 | Нашествие с Востока | Комбинированный урок | Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. | Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо-татар. Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий | Устный опрос. | |
15 | Борьба Руси с западными завоеватели | Комбинированный урок | Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности | Устный опрос. | |
16 | Русь и Золотая Орда | Комбинированный урок | Организация монголо-татарской власти на Руси. Сущность ига и его последствия. | Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами | Устный опрос. Тест | |
17 | Русь и Литва | Комбинированный урок | Формирование Литовского государства. Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. | Уметь работать с картой. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты | Тест. Работа с учебником. | |
18 - 19 | Культура русских земель в XII - XIII вв. | Урок-исследование | Общая характеристика состояния и новые черты русской культуры в XII-XIII веках. Влияние ордынского владычества на развитие русской культуры. | Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы). Делать выводы. Участвовать в беседе | Презентации учащихся. | |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине XII - XIII в..» | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Русь Удельная в XII – XIII вв.» | Знать материал раздела «Русь Удельная в XII – XIII вв.», основные понятия | Тест. | |
МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV – XVI вв. (17 часов) | ||||||
Образование единого русского государства – 10 часов | ||||||
21 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | Урок-беседа | Москва - центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы | Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью Выделять предпосылки объединения русских земель Причина возвышения Московского княжества | Устный опрос. Сообщения | |
22 | Москва-центр борьбы с ордын- ским владычеством | Комбинированный урок | Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. | Знать особенности развития Московской Руси | Устный опрос. Сообщение | |
23 | Куликовская битва | Урок-исследование | Куликовская битва. Дмитрий Донской | Уметь выделять главное. Выводить «уроки» из события. Определять роль личности с истории | Устный опрос. Сообщение. Работа в парах с документами | |
24 | Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв. | Комбинированный урок | Московское княжество и его политика. Иван III, Василий III | Уметь кратко излагать исторический материал. Уметь развернуто излагать исторический материал. Вести дискуссию | Блицопрос, карточки | |
25 | Создание единого Русского государства и конец ордынского ига | Комбинированный урок | Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды | Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи | Устный опрос. Карта, схема | |
26 | Правление Ивана III. Закрепощение крестьян | Комбинированный урок | Иван III. Возвышение великокняжеской власти. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года. Преобразования в войске. Закрепощение крестьян. | Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Сообщение Устный опрос | |
27 | Россия в правление Василия III | Комбинированный урок | Завершение объединения русских земель. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. | Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Сообщение Устный опрос | |
28 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI вв. | Комбинированный урок | Церковь в Русском государстве. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский | Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси. | Тест | |
29 | Теория «Москва-третий Рим» | Комбинированный урок | Теория «Москва – третий Рим» | Выявить причины появления теории «Москва – Третий Рим». Показать взаимоотношения между властью и церковью. | Устный опрос | |
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого русского государства» | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Образование единого русского государства» | Знать материал раздела «Образование единого русского государства», основные понятия | Тест. | |
Россия при Иване Грозном – 7 часов | ||||||
31 | Реформы Избранной рады. Начало правления Ивана IV | Комбинированный урок | Условия развития страны в XVI в. Территория, население, характер, экономики. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60 гг. XVI в. Земские соборы | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности. Уметь кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями | Устный опрос | |
32. | Внешняя политика Ивана IV | Комбинированный урок | Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война | Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы. Видеть причинно-следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями | Работа с исторической картой | |
33 | Опричнина | Урок-исследование | Причины введения в стране опричных порядков; суть и цель опричнины; связь опричнины и Ливонской войны; итоги царствования Ивана Грозного. | Уметь раскрывать причины, цель, суть и итоги опричнины. Подвести итоги царствования Ивана Грозного. | Устный опрос | |
34 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв. | Комбинированный урок | Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. | Знать о значении образования единого государства как факторе складывания национальной русской культуры. Уметь определять уровень развития культуры XIV– XVI вв. Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы XIV– | Тест | |
35 | Архитектура и живопись в XIV – XVI вв | Комбинированный урок | Зодчество XIV–XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись XIV в. Феофан Грек. Русская живопись XV–XVI вв. Андрей Рублев. | Иметь представление о развитии русского каменного зодчества XIV–XVI вв., формировании национальной живописной школы. Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи | Опрос, карточки, таблица, сообщения | |
36 | Быт XV – XVI вв. | Урок-исследование | Быт и нравы. «Домострой» Русские города XIV-XVI в.в.; типы жилищ и их внутреннее убранство; одежд, кухня русских людей. | Знать основные особенности быта Российского государства в XV – XVI вв. | Защита творческих проектов «Русская культура XV–XVI вв.» Тест | |
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Иване Грозном» | Повторительно-обобщающий урок | Обобщение знаний по теме, повторение основных терминов и понятий. | . Знать основное содержание темы | Опрос, исторический словарный диктант, хронологический диктант | |
Повторение – 3 часа | ||||||
38 | Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI века. | Повторительно-обобщающий урок | Материал курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Обобщение знаний по теме, повторение основных терминов и понятий | Знать основное содержание темы. | Опрос | |
39 | Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | Повторительно-обобщающий урок | Итоговая контрольная работа. | Уметь выполнять контрольное тестирование с заданиями разного типа сложности | Итоговая контрольная работа. | |
40 | Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы | Повторительно-обобщающий урок | Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы | Знать общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы | Беседа, опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории , 6 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина; А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина
СОДЕРЖАНИЕ:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории , 7 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт; А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина
СОДЕРЖАНИЕ:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории , 8 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт; А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина
Составлена на основе:1. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Примерная программа по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории , 9 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт; О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа
Составлена на основе:1. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Примерная программа по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___...
Рабочая программа по истории 6 класс (Донской, Агибалова/Данилов, Косулина)
Рабочая программа по истории 6 класс (Донской, Агибалова/Данилов, Косулина)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории 8 класс Юдовская, Арсентьев, Данилов
Рабочая программа разработа по УМК Юдовской по истории 1800-1900 годов и УМК по истории России Арсентьев, Данилов...