Рабочая программа по Истории России. 6 класс. Авторы учебника: Данилов А. А., Косулина Л. Г.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Василенко Татьяна Викторовна

Рабочая программа по Истории России. 6 класс. Авторы учебника: Данилов А. А., Косулина Л. Г. 40 часов (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_rossii._6_kl.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI В. (6 КЛАСС)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «История России» для 6 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы для образовательных учреждений, авторской программы «История России» 6-9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.; Просвещение, 2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г., определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  

Основные цели курса:

  • выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);                                                  
  • формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;  
  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 40 часов.

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г.- История России, - М: Просвещение, 2013 г.

Требования к уровню усвоения предмета

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2013.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России   с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2013.

Средства обучения

  • Настенные исторические карты.
  • Атлас по истории России

Технические средства обучения

  • Аудиоцентр
  • Мультимедийный проектор
  • Мультимедийный компьютер
  • Экран проекционный
  • Электронные носители
  • Современная универсальная российская энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (2 CD – Rom)
  • Презентации по курсу
  • Ресурсы Интернета
  • Единая цифровая образовательная коллекция по истории России 7 класс

Литература

Для обучающихся:

1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2013.

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России   с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2013.

Дополнительная:

  1. Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +». (история, литература, искусство, религия).
  2. Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. М., 1975, т. 8.
  3. Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1963.
  4. Натанов Н. Путешествие в страну летописей. М., 1965.
  5. Янин В. Л. Берестяная почта столетий. М., 1979.
  6. Думин С. В., Турилов А. А. «Откуда есть пошла Русская земля?»//История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX -- начала XX в. М., 1991.
  7. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси//От Корсуня до Калки. М., 1990.
  8. Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200--1304. М., 1989.
  9. Янин В. Л., Рыбина Е. А. Открытие древнего Новгорода//Путешествия в древность. М., 1983.
  10. Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940.
  11. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972.
  12. Зимин А. А. Россия на рубеже XV -- XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.
  13. Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990.
  14. Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV -- начала XVI в. М., 1980.

Для учителя:

  1. Программа общеобразовательных учреждений «ИСТОРИЯ» «Академический школьный учебник» 5-11 классы М,, Просвещение 2008 .
  2. Федеральная Примерная программа основного общего образования по истории.
  3. Рабочие программы по истории 5-11 классы. М., «Просвещение» 2008 г.
  4. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2009.
  5. Н.Ю.Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы, Волгоград, 2006.
  6. Таблицы «История России».
  7. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России   с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2013.
  8. Колесниченко Н. Ю.  История России конец XVI- XVIII  в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
  9. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России   с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
  10. Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.  Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.  Методика преподавания истории в школе: практическое пособие  для учителей.- М., 1999.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.  Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – ВЛАДОС, 2001.
  4. Забелин И.Е  Домашний быт русского народа в  XVI -  XVII  веках. -М., 1995.
  5. История внешней политики России. XVIII  век. -М., 2000.
  6. История государства  российского. Хрестоматия. XVII  век. – М., 2000
  7. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.
  8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.-  М., 1996.
  9. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.
  10. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: «ВЛАДОС». 2000.
  11. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.
  12. Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000.
  13. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.
  14. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого.  М.: Аванта – Плюс, 2002.
  15. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI в.» (6 КЛАСС)

№ п/п

Раздел, тема

Тип урока

Элементы содержания образования

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Дата проведения

1

Введение в предмет

Вводный урок

История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Беседа

ДРЕВНЯЯ РУСЬ в VIII – первой половине XII века (9 часов)

2

Древнейшие народы на территории России

Урок-беседа

Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Скифское царство и упадок Причерноморских государств. Тюркские народы и их государства на территории нашей Родины. Жители лесной полосы Восточной Европы

Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации

Подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему

3

Восточные славяне

Комбинированный урок

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Славянские языческие боги. Языческие праздники

Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Умение работать по карте, заполнять контурные карты

Блицопрос, проверка карты

4

Формирование

Древнерусского государства

Комбинированный урок

Формирование Древнерусского государства.

Новгород, Киев. Первые Рюриковичи. Русь и Византия

Развивать умения и навыки работать с исторической картой.

Умение устанавливать причинно-следственные связи: родовая община —> изменения в орудиях труда —>соседская община —>неравенство —> государство

Исторический диктант

5

Первые русские

князья

Урок-исследование

Население деревень и городов.

Княжеская власть

Продолжать развивать умение работать с исторической картой, составлять схемы.

Учиться сравнивать,

анализировать, делать

выводы

Работа с историческими документами

Тест

6

Князь Владимир Святославович. Принятие христианства

Комбинированный урок

Правление князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Умение сравнивать (языческая религия

славян и христианство).

Умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства)

Сообщение о Владимире.

Устный опрос

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Комбинированный урок

Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством. «Русская правда»

Земельные отношения. Основные слои древнерусского государства.

Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрыть социальную сущность «Русской правды»

Анализ исторического документа

8

Культура Древней Руси.

Комбинированный урок

Особенности культуры. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное творчество. Художественное ремесло.

Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). Ценностное ориентирование древнерусского общества

Сообщения

9

Быт и нравы Древней Руси

Урок-исследование

Жизнь горожан и сельских жителей, черты сходства и отличия между ними; типы жилищ; особенности одежды. Военное дело

Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Учиться работать в группах

Сообщения, кроссворды

10

Обобщающий урок по теме «Русь в VIII – первой половине XIIв.»

Повторительно-обобщающий урок

Материал раздела «Русь Древняя»

Знать материал раздела «Русь Древняя», основные понятия

Тест

РУСЬ УДЕЛЬНАЯ в XII – XIII вв. (10 часов)

11

Начало раздробления  Древнерусского государства

Комбинированный урок

Княжеские усобицы. Владимир Мономах

Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства

Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц - ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах)

Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Развивать умение работы с картой. Сводить знания в таблицы

Анализ исторического документа

12 - 13

Главные политические центры Руси

Комбинированный урок

Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Русь и степь)

Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель.

Уметь работать в группе

Тест.

14

Нашествие с Востока

Комбинированный урок

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям.

Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо-татар.

Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий

Устный опрос.

15

Борьба Руси с западными завоеватели

Комбинированный урок

Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище.

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности

Устный опрос.

16

Русь и Золотая Орда

Комбинированный урок

Организация монголо-татарской власти на Руси. Сущность ига и его последствия.

Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига.

Работать с документами

Устный опрос. Тест

17

Русь и Литва

Комбинированный урок

Формирование Литовского государства. Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Уметь работать с картой.

Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты

Тест. Работа с учебником.

18 - 19

Культура русских земель в XII -  XIII вв.

Урок-исследование

Общая характеристика состояния и новые черты русской культуры в XII-XIII веках. Влияние ордынского владычества на развитие русской культуры.

Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы). Делать выводы. Участвовать в беседе

Презентации учащихся.

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине XII - XIII в..»

Повторительно-обобщающий урок

Материал раздела «Русь Удельная в XII – XIII вв.»

Знать материал раздела «Русь Удельная в XII – XIII вв.», основные понятия

Тест.

МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV – XVI вв. (17 часов)

Образование единого русского государства – 10 часов

21

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Урок-беседа

Москва - центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы

Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью Выделять предпосылки объединения русских земель Причина возвышения Московского княжества

Устный опрос. Сообщения

22

Москва-центр борьбы с ордын- ским владычеством

Комбинированный урок

Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения.

Знать особенности развития Московской Руси

 Устный опрос. Сообщение

23

Куликовская битва

Урок-исследование

Куликовская битва. Дмитрий Донской

Уметь выделять главное. Выводить «уроки»  из события. Определять роль личности с истории

Устный опрос. Сообщение. Работа в парах с документами

24

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв.

Комбинированный урок

Московское княжество и его политика.

Иван III, Василий III

Уметь кратко излагать исторический материал.

Уметь развернуто излагать исторический материал.

Вести дискуссию

Блицопрос, карточки

25

Создание единого Русского государства и конец ордынского ига

Комбинированный урок

Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды.

Распад Золотой Орды

Уметь устанавливать причинно-следственные

связи: изменения в жизни страны.

Уметь выделять исторические закономерности.

Решать проблемные и познавательные задачи

Устный опрос. Карта, схема

26

Правление Ивана III. Закрепощение крестьян

Комбинированный урок

Иван III. Возвышение великокняжеской власти. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года. Преобразования в войске. Закрепощение крестьян.

Умение определять изменения в социально-экономическом развитии.

Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы

Сообщение

Устный опрос

27

Россия в правление Василия III

Комбинированный урок

Завершение объединения русских земель. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси.

Умение определять изменения в социально-экономическом развитии.

Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы

Сообщение

Устный опрос

28

Церковь и государство в конце XV – начале XVI вв.

Комбинированный урок

Церковь в Русском государстве.

Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский

Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви.

Причины появления ереси.

Тест

29

Теория «Москва-третий Рим»

Комбинированный урок

Теория «Москва – третий Рим»

Выявить причины появления теории «Москва – Третий Рим». Показать взаимоотношения между властью и церковью.

Устный опрос

30

Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого русского государства»

Повторительно-обобщающий урок

Материал раздела «Образование единого русского государства»

Знать материал раздела «Образование единого русского государства», основные понятия

Тест.

Россия при Иване Грозном – 7 часов

31

Реформы Избранной рады. Начало правления Ивана IV

Комбинированный урок

Условия развития страны в XVI в.

Территория, население, характер,  экономики.

Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60 гг. XVI в. Земские соборы

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности.

Уметь кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями

Устный опрос

32.

Внешняя политика Ивана IV

Комбинированный урок

Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства.

Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война

Уметь выбирать главное при составлении

хронологической таблицы.

Видеть причинно-следственные связи.

Уметь оперировать терминами и понятиями

Работа с исторической картой

33

Опричнина

Урок-исследование

Причины введения в стране опричных порядков; суть и цель опричнины; связь опричнины и Ливонской войны; итоги царствования Ивана Грозного.

Уметь раскрывать причины, цель, суть и итоги опричнины. Подвести итоги царствования Ивана Грозного.

Устный опрос

34

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв.

Комбинированный урок

Развитие культуры в XVI в.

Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских».

Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров.

Знать о значении образования единого государства как факторе складывания национальной русской культуры.

Уметь определять уровень развития культуры XIV– XVI вв.

Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы XIV–
XVI вв., дату начала российского книгопечатания и значение этого события

Тест

35

Архитектура и живопись в XIV – XVI вв

Комбинированный урок

Зодчество XIV–XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись XIV в. Феофан Грек. Русская живопись XV–XVI вв. Андрей Рублев.

Иметь представление о развитии русского каменного зодчества XIV–XVI вв., формировании национальной живописной школы. Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи

Опрос, карточки, таблица, сообщения

36

Быт XV – XVI вв.

Урок-исследование

Быт и нравы. «Домострой»

Русские города XIV-XVI в.в.; типы жилищ и их внутреннее убранство; одежд, кухня русских людей.

Знать основные особенности быта Российского государства в XV – XVI вв.

Защита творческих проектов «Русская культура XV–XVI вв.»  Тест

37

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Иване Грозном»

Повторительно-обобщающий урок

Обобщение знаний по теме, повторение основных терминов и понятий.

. Знать основное содержание темы

Опрос, исторический словарный диктант, хронологический диктант

Повторение – 3 часа

38

Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI века.

Повторительно-обобщающий урок

Материал курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Обобщение знаний по теме, повторение основных терминов и понятий

Знать основное содержание темы.

Опрос

39

Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

Повторительно-обобщающий урок

Итоговая контрольная работа.

Уметь выполнять  контрольное тестирование с заданиями разного типа  сложности

Итоговая контрольная работа.

40

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

Повторительно-обобщающий урок

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

Знать общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

Беседа, опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории , 8 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт; А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина

Составлена на основе:1.     Днепров Э.Д.,  Аркадьев А.Г. Примерная  программа  по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории , 9 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт; О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа

Составлена на основе:1.     Днепров Э.Д.,  Аркадьев А.Г. Примерная  программа  по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___...

Рабочая программа по истории 6 класс (Донской, Агибалова/Данилов, Косулина)

Рабочая программа по истории 6 класс (Донской, Агибалова/Данилов, Косулина)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории 8 класс Юдовская, Арсентьев, Данилов

Рабочая программа разработа по УМК Юдовской по истории 1800-1900 годов и УМК по истории России Арсентьев, Данилов...