Интерактивная технология - технология проведения дискуссии.
статья по истории на тему

Ельникова Валентина Борисовна

Педагогическая технология проведения дискуссии дает возможность осознать глубину обсуждаемой проблемы - выработать общий подход, согласование, формирует навык соблюдения принятых правил совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивная технология – технология проведения дискуссии.

      Одна из задач современной школы – обучение демократическим и гуманистическим принципам деятельности. Для этого используются различные методы и технологии, в частности те, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.

       В этой связи одно из заметных мест принадлежит учебной дискуссии, как групповому, так и двустороннему диалогу. С одной стороны диалогу с конкретным содержанием, где учащиеся осознают глубину обсуждаемой проблемы, актуализируют и переосмысливают полученные ранее знания, с другой – диалогу с партнерами в классе (группе). В результате организации взаимодействия, выполнения коллективной задачи вырабатывается общий подход, согласование, формируется навык соблюдения принятых правил и процедур совместной деятельности.

        Дискуссия – это пространство равных и готовых к интеллектуальной борьбе людей.

         Целью дискуссии является обмен знаниями, мнениями, различными точками зрения, что приводит к новому взгляду на ситуацию, позволяет сформировать более эффективную модель поведения.

         Преимущества дискуссии:

1.Каждый активно участвует в процессе обсуждения, что позволяет достигнуть эффекта индивидуального обучения.

2.Дискуссиия – это управляемый, конструктивный конфликт, соответственно закаляется характер и стрессоустойчивость, исчезает страх перед конфликтом.

3.Самым глубоким образом активизируется мыслительная деятельность, развивается гибкость мышления. Ведь невозможно подготовиться ко всем аргументам оппонента заранее, а это приводит к тому, что значительно возрастает скорость мыслительной деятельности.

4.В процессе дискуссии раскрываются темы, которые не были запланированы, что придает объемность диалогу и делает его богатым.

          В результате применения учебной дискуссии

-происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;

-расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, за счет несовпадения мнений;

-формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;

-обогащается эмоциональный опыт, так как группа – это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений.

-ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;

-ребенок может сопоставить свое «Я» с другими (самодиагностика).

            Именно в группе формируется индивидуальность ребенка. Тема учебной дискуссии должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог, в обсуждение. При этом участники должны иметь определенные знания по теме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной. Тема должна соответствовать дидактическим и воспитательным задачам. Таким образом  дискуссия (диалог) возможна только тогда, когда соблюдены определенные условия:

-наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;

-готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;

-наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;

-наличие возможности высказаться;

-развернутая, корректная аргументация своей позиции;

-наличие возможности задавать вопросы.

             При организации дискуссии нельзя забывать о правилах ведения и правилах поведения в процессе общения. Правила ведения дискуссии следующие:

1.Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками;

2.Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

3.В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

4.Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены;

5.В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.

              Для того, чтобы дискуссия прошла успешно, к ней надо тщательно готовиться, учитывая при этом ее особенности и интересы участников. К технологии проведения дискуссии относятся:

     - четкое определение цели;

     - прогнозирование позиций и реакция оппонентов;

     - планирование своего поведения и выбор вопросов;

     - слушание и понимание иных позиций;

     - обобщение и заключение.

Основные задачи учителя, ведущего дискуссию:

     -создать атмосферу, в которой может развиваться свободная дискуссия;

     -стимулировать высказывание идей, мнений;

     - убедиться, что все имеют возможность высказываться;

     - поддерживать дискуссию в нужном направлении;

     -разъяснять запутанные вопросы;

-обеспечить участников дискуссии нужной информацией;

-сделать заключение.

          Ведущий дискуссию должен уважать мнения, даже если он с ними не согласен, контролировать ее ход с помощью вопросов. Хороший вопрос характеризуется краткостью, ясностью формулировки, его легко понять, он связан только с сутью дела, логически последователен. Наиболее полезны открытые вопросы, начинающиеся с вопросительных слов почему, что и как, на которые может ответить любой участник группы, чем задавать индивидуальные вопросы. Общие вопросы заставляют готовить коллективные ответы.

         Индивидуальные вопросы полезны в том случае, если нужно включить отмалчивающегося в дискуссию. Кроме того, они способствуют поддержанию  дискуссии, если она начинает угасать или надо узнать конкретный личный опыт. Иногда следует трансформировать общие вопросы в индивидуальные, т.е. поставив вопрос перед группой, ведущий делает паузу для обдумывания и адресует его конкретному лицу. Ведущий должен побуждать участников дискуссии к обмену мнениями. Его задача – представить проблему, а затем следить за ходом ее развития.

    Результаты работы по технологии проведения дискуссии.

             Интересная дискуссия возможна только при условии, если учащиеся обладают базовыми знаниями в заданной теме. Для этого мною  проводится определенная подготовка. Производится выбор актуальной темы. Детям заранее предлагается список литературы, с которой им стоит ознакомиться перед дискуссией. Ребята посещают библиотеку.   Технологию проведения дискуссии начинаю вводить уже в 5 классе. Здесь дискуссионной может оказаться тема: «Спарта и Афины», в 7 классе «Оценка деятельности Петра 1», в 10 классе по обществознанию «Модернизация – добро или зло?», «Глобализация: плюсы и минусы».

            Вариантов ведения дискуссии несколько. Все они способствуют усвоению учебного материала. Формальные дискуссии проходят по заранее определенной теме и в заранее определенный период времени.  Самый распространенный вариант  это когда перед изучением темы я предупреждаю, что  последний урок по теме будет проводиться в форме дискуссии за «Круглым столом».  Подготовка учащихся  к дискуссии ведется на каждом уроке. Изучая тему, например, «Правление Брежнева» или «Правление Хрущева», прошу составить таблицу «Плюсы и минусы в экономической сфере» или «Плюсы и минусы во внешней политике». Составляем список аргументов «за» и «против». Можно разделить класс на группы. Одна группа записывает плюсы другая минусы. Один и тот же факт может быть и плюсом и минусом. Метод групповой дискуссии для принятия оптимальных решений особенно полезен при обсуждении вопросов, по которым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки зрения. Смысл коллективного обсуждения таких вопросов состоит не в том, чтобы непременно прийти к их однозначному решению, а в том, чтобы уяснить суть вопроса и его возможные решения, оценить и взвесить их.

             Неформальные дискуссии проходят в любое время без каких-либо предупреждений.  Например, работа с текстом. Прошу учащихся прочитать текст на уроке. Им может быть определенный документ.  Обязательным этапом работы над любым текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:

- на что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?

-Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

-Какие чувства испытали?

            Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия «совместный поиск», когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном.

           Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса. Только после этого может начаться дискуссия. Прошу учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос. По ходу диалога можно вести «регистрационный журнал», в котором кратко фиксируются идеи и автор идеи. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказывать свою точку зрения, но и  пояснять ее, ссылаясь на текст. Моя задача как учителя оживить разговор, обращаясь к отдельным, не слишком активным, ученикам. Например, Маша думает так, Саша  так, а как думаешь ты? Очень интересная дискуссия получилась у нас в 6 классе, когда мы обсуждали тему «Город и село». Ребята должны были продолжить фразу: «Я хотел бы жить в деревне, потому что…»  или  «Я хотел бы жить в городе, потому что…».  Алгоритм работы таков:

  -Когда каждый набрал достаточное количество аргументов, можно обсудить их в группе, обменяться идеями.

  - Следующий этап  озвучивание аргументов для всего класса. Предлагаю учащимся внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль. Часто бывает так, что сильные учащиеся быстро реагируют, высказываются. Слабым  учащимся можно предложить схему письменной работы:

-Моя позиция.

-Краткое обоснование.

-Возможные возражения.

-Доказательства правильности моей позиции.

-Заключение.

      Такая работа позволяет усвоить исходные знания по теме.

      Практикую и такие варианты работы с учащимися. Прошу одного или нескольких учащихся в течение одного урока раскрыть тему. («Бросившие вызов» о диссидентах 60-70- годов ХХ века). После этого участники определяются с позицией, которую они будут отстаивать и начинается сама дискуссия. Ведущим ставится проблема: «Почему важнейшим направлением противостояния властям стала правозащитная деятельность? Кем были диссиденты? Каковы были причины возникновения диссидентского движения в СССР?   Затем, ведущий следит за ходом  развития дискуссии.

        Во время дискуссии важно периодически резюмировать промежуточные результаты, что позволяет акцентировать основные положения, убедиться в прогрессе, достигнутом при обсуждении проблемы, удерживать дискуссию на правильном пути.

        Особенно важно обращать внимание на тот момент, когда высказываются спорные или ошибочные мнения. Лучшей тактикой в случае несогласия с определенным суждением является выдвижение вопроса для обсуждения. Если и несколько последующих приводят к тому же выводу, ведущий ни в коем случае не должен указывать всем, что они заблуждаются. Слабое место известно, и позднее можно предпринять меры по формированию правильного представления.

        Если дискуссия отклоняется от темы и группа уходит от обсуждения основной проблемы, учителю следует указать, как и когда можно продолжить решение данного вопроса, и предложить вернуться к главной теме.

         Завершая дискуссию, ведущий должен еще раз обратить внимание  участников на результаты обсуждения. Ими могут стать различия во мнениях, позициях, их изменение, произошедшее в результате обсуждения, меры, к которым необходимо прибегнуть в будущем для нахождения лучших решений проблемы. Затем, ведущий  подводит итоги дискуссии.

         Важным заключительным моментом организации и проведения группового обсуждения проблем, повышения эффективности групповой дискуссии является оценка ее итогов самими участниками.

           Интерактивная технология – технология проведения дискуссии очень полезна. Она позволяет быстро накопить оценки, а самое главное развивает мышление учащихся и их активность.  

     

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критическое мышление как образовательная технология и технология учебной дискуссии

Выступление на заседании педагогического совета школы....

Вопросы для проведения дискуссий на уроке английского языка

Здесь представлен список вопросов, которые интересны студентам, опробованы в ходе обучения как диалогической, так и монологической речи....

Методика проведения дискуссий

Данный материал предназначен для лидеров, вожатых, классных руководителей  в воспитательной работе с подростками, отрядами,  молодежными группами и т.д. Материал содержит рекомендации как пр...

Классный час. Правила проведения дискуссии.

Классный час. Правила проведения дискуссии....

статья по организации и проведению дискуссии

опыт работы по организации и проведению дискуссии...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ Различные формы организации и проведения дискуссий

Данный материал использовался на межрегиональном семинаре руководителей НКО по теме «Обучаем правам» г. Краснодар, и предназначен для вожатых, классных руководителей, работающих в воспитат...

Мастер-класс «Технология проведения дискуссии на уроках обществознания»

Цели урока:создать условия для формирования у обучающихся представления о том, что молодёжь - не только  особая социально-демографическая группа, но и важнейший стратегический ресурс страны, опре...