статья по организации и проведению дискуссии
статья по литературе (10, 11 класс) на тему
опыт работы по организации и проведению дискуссии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metod_diskussii.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доронина Галина Николаевна, преподаватель
ГБОУ СО СПО «Энгельсский политехникум»
Как я осваивала метод организации дискуссии
Приходилось ли вам когда-нибудь вести дискуссию или принимать участие в ней? Скорее всего, да. А была ли она дискуссией, а не просто спором? Или, наоборот, затухала, так и не успев начаться? Именно с такими трудностями я столкнулась, когда впервые начала осваивать данную педагогическую технологию (метод), но отказываться от нее не стала, а решила найти причины первого неудачного опыта и справиться с ними.
Во-первых, я проанализировала все затруднения, которые возникали в ходе обсуждения проблемной ситуации. Вот некоторые из них:
- Не все участники общения умели терпеливо и уважительно выслушивать партнеров;
- Кто-нибудь из группы пытался «тянуть одеяло на себя»;
- Не все были активны в дискуссии;
- Не все могли привести убедительные аргументы в доказательность своей точки зрения и др.
Во-вторых, пересмотрела свою роль преподавателя в период ведения дискуссии. Моя задача – терпеливо выслушивать разные точки зрения, если нужно – выступить в роли оппонента или сторонника данной позиции, но именно как участника общей дискуссии, а не как судьи. Все участники дискуссии должны ощущать себя равноправными, без давления авторитета. Они должны быть уверены, что их мнение выслушают с уважением. Преподавателю так же важно стимулировать самостоятельные мысли обучающихся.
В- третьих, начала продумывать, в каких случаях педагогически целесообразно организовывать дискуссии. Является ли выбранная проблемная ситуация достаточно проблемной? Все ли обучающиеся компетентны в тематике вопросов? При изучении (после изучения) каких тем продуктивнее всего использовать данный метод? Практика показала, что удачнее всего дискуссии проходят по проблемам, которые находят отражение в реальной жизни и учитывают субъективный опыт обучающихся. Например, самыми яркими и запоминающимися были дискуссии по следующим темам: «Молодежная субъкультура», «Социальные нормы и девиантное поведение», «Свобода в деятельности человека», «Демократические выборы и политические партии» и др.
В-четвертых, прежде чем начать дискуссию, напоминала правила ее проведения.
Правила ведения дискуссии.
- Дискуссия – это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее.
- Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами.
- В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.
- Каждая точка зрения, позиция должны быть внимательно рассмотрены всеми участниками дискуссии.
- Необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уверенность в том, что каждое ваше слово будет сказано по делу.
- В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», «навешивать ярлыки», допускать уничижительные высказывания и т.д.
- Отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом лица, высказавшего противоположное мнение.
- При высказывании другими участниками дискуссии мнений, не совпадающих с вашим, сохраняйте спокойствие, исходя из того, что каждый человек имеет право на собственное мнение.
- Любое высказывание должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих.
- Говорите только по заданной теме, избегая любых бесполезных уклонений в сторону.
- Сразу же следует начинать говорить по существу, лаконично придерживаясь четкой логики, воздерживаясь от пространных вступлений. Остроту дискуссии придают точные высказывания.
- Следует вести себя корректно. Не используйте отведенное для выступления время для высказывания недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующим.
В-пятых, пришлось поработать с ребятами над техникой постановки вопросов. Очень важно уметь не только точно сформулировать вопрос, но и выразить его в нужной интонации.
Иными словами, участие в дискуссиях, их организация и проведение – это целый ряд определенных умений, которые нам с ребятами пришлось осваивать совместно. Радует то, что положительный результат есть. Один из учеников мне как-то сказал: «Галина Николаевна, с Вами даже спорить интересно». «Дискутировать…», - поправила я его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Из опыта работы: организация и проведение коллективного творческого дела"
Мною накоплен большой опыт работы по вовлечению учащихся в коллективное творческое дело – КТД, который имеет неизменно высокий эффект. В течение года практически все учащиеся принимают участие в общеш...
Статья «Организация и проведение уроков физической культуры с использованием народных и подвижных игр»
С 2008-2009 учебного года на основании приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 17 июля 2008 года «О совершен...
Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА"
Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, изменили взгляды на ценности и цели образовательной ...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ Различные формы организации и проведения дискуссий
Данный материал использовался на межрегиональном семинаре руководителей НКО по теме «Обучаем правам» г. Краснодар, и предназначен для вожатых, классных руководителей, работающих в воспитат...
Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"
В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах. Для наилучшего воспириятия изложенного в статье, предл...
Статья «Взаимодействие с родителями школьников с ОВЗ при организации и проведении праздников»
Главная цель в работе педагога с родителями ребенка с ограниченными возможностями – это помочь семье справиться с труднейшей задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствова...
Статья "Проблемы организации и проведения внеурочной работы по математике"
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке). Она позволят развить у детей столь важные качества, как способность к творчеству, ...