Критическое мышление как образовательная технология и технология учебной дискуссии
статья на тему
Выступление на заседании педагогического совета школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете учителя математики, руководителя естественно – математической кафедры Кунаевой Т. В. МБОУСОШ №21 г. Тулы
Критическое мышление как образовательная технология и технология учебной дискуссии.
В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочётов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что – либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причём не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика.
О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…» . Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России ( М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В .Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. Педагоги – практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С. Выготский в работе «Педагогическая психология».
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.
Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точкой зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Важно уметь:
- Выявить предубеждения;
- Передавать знания друг друга;
- Влияние этих знаний для решения этой проблемы;
Критически мыслящий человек задает вопросы:
- Что я знаю?
- Что я узнал нового?
- Как изменились мои знания?
- Что я буду с этим делать?
В настоящее время изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.
Изменение целей и задач образования:
Старые | Новые | |
Учащийся | Приобретает знания и навык | Саморазвитие и самосовершенствование |
Приобретает их как можно в большем объеме | Знания приобретают в деятельной форме с акцентом на будущую занятость | |
Ориентация на объем материала | ||
Отсутствие возможности выбора | Наличие возможности выбора программ и даже предметов | |
Принятие целей образования и жизни в готовом виде | Постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения | |
Стремление избежать контроля | Стремление к своевременному и объективному контролю | |
Процесс обучения | Передача опыта и знаний | Индивидуальное развитие учащихся, становления личности, самосовершенствования |
Обучение на основе устоявшихся знаний | Обучение на основе критического, аналитического, логического мышления | |
Использования методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства | Обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний | |
Жесткость учебных и образовательных программ | Гибкость учебных и образовательных программ | |
Результат | Подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни | Создание условий для комфортной «жизни» сейчас в данной школе, в данном коллективе |
Редкие нововведения сверху | Формирования инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира | |
Постоянный инновационный прогресс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса |
Три основные фазы в новой педагогической технологии
По технологии «Критическое мышление» используется модульной урок, состоящий из трех этапов:
- Вызов;
- Реализация (осмысление);
- Рефлексия;
В этом случае речь идет о базовой модели урока. Но не всегда на уроке удаётся реализовать все этапы, так например, один урок может быть полностью вызовом и т.д.
Сводная таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление»
Этапы | Вызов | Реализация | Рефлексия |
Цели | Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых | Получение обучаемыми нового знания | Присвоение нового знания |
Активизация деятельности учащихся | Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым | Создание целостного представления о предмете | |
Формирование мотивации на учебную деятельность | Освоение способа работы с информацией | Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности | |
Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности | Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова | Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете | |
Приёмы | «Мозговой штурм» | Чтение текста с маркировкой по методу insert | Маркировочная таблица insert |
Прогнозирование (по портрету, картине) | Выделение ключевых слов подчеркиванием | Творческая работа - синквейн | |
Прогнозирование по ключевым словам | Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям | ||
Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания) | Ведение дневника, письмо другу | ||
Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте | Достраивание кластера из ключевых слов | ||
Кластер | Перепутанные логические цепи | ||
Результаты | Актуализированный опыт | Систематизированное знание | Присвоенное знание |
Активизированное знание | Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова | Сформулированное целостное представление о предмете | |
Сформулированный мотив | Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение |
Основные методические приемы работы
- Метод Инсерт (insert);
- Разбивка на кластеры;
- Интерактивная стратегия «Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)»;
- Перепутанные логические цепочки;
- Продвинутая лекция;
И т.д.
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки ( желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
V – если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете;
- - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ - если то, что вы читаете, является для вас новым;
? - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Insert, состоящую из 4-х колонок. Причем, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
V | - | + | ? |
Разбивка на кластеры
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Она требует выделения лишь трех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры используется как на этапе Вызова, так и на этапе Рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определенная тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли.
Интерактивная стратегия « Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаём» (З – Х – У)»
З – знаем | Х – хотим узнать | У - узнаём |
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет, обсудите то, что знаете вы сами.
Творческая форма рефлексии – Синквейн
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно сущ.)
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прил.)
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
- Четвертая строчка – это фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)
- Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Идеей внедрения технологии учебной дискуссии во внеклассную работу классного руководителя является соединение новых педагогических технологий с воспитательной деятельностью учителя, педагога, организатора. Данная технология нацелена на выполнение таких педагогических задач:
- Быть активным
- Уметь четко формулировать свои мысли
- Развивать навыки уверенного поведения
- Быть значимым для окружающих
- Развить умение бесконфликтно общаться
- Научиться грамотно отвечать на возражения
- Развитие логического мышления
- Формирование умений задавать вопросы
- Формирование умений отвечать в эмоционально – напряжённой обстановке
- Обучение уважительного отношения к оппоненту при разных точках зрения
- Развитие коммуникативных способностей учащихся
- Умение работать в малых группах
Учебная дискуссия – это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух или нескольких различных точек зрения по какой – либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). Педагогические исследования показывают, что мышление в спросе интенсивно развиваются.
Дискуссия – как урок, а также дискуссия – как классный час являются процессом приобретения знаний и процессом формирования личности. Ученик в ходе дискуссии начинает восприниматься как личность.
Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, попробовав такую форму общения, получение истины, рассмотрение вопроса с разных сторон, выдвигают свои вопросы для обсуждения.
Дискуссия – эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа, т.к. снимает психологическое напряжение и представляет противника в свете достойной позиции. Эта методика помогает детям в ходе групповой работы осмыслить роль социальных норм жизни, роль общества для отдельного человека.
Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить основные психологические потребности подростка – ощущение взрослости, самоутверждение, сравнительная самооценка. В ценностно – ориентированной деятельности для учеников привлекательна дискуссия, т.к. можно поспорить с одноклассниками и учителем, все подвергнуть сомнению, приводя свои доводы, отстаивать собственную точку зрения. Организационно дискуссия позволяет включить в работу весь класс и как воспитывающая форма имеет много достоинств:
- Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной форме
- Класс делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения
- Ведущие (подростки, а не учитель) направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга
- Мнение взрослого не навязывается, они свободны в своём нравственном выборе, и даже если они его сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнёт их на размышления, на поиск истины
Педагог, организующий учащихся, должен соблюдать ряд правил:
- Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея
- Запрещается критиковать, высмеивать какие – либо идеи, предложения
- Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, моделировать идею
Применяя технологию учебной дискуссии, участники придерживаются свода правил ведения дискуссии. Он оформлен в виде буклета и используйте во время работы.
- С уважением относиться друг к другу
- Чтобы высказаться, поднимаем руку
- Порядок выступлений определяет ведущий
- Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами
- Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение
- Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности
Учебную дискуссию целесообразно проводить придерживаясь технологической цепочки:
- Формулировка темы
- Постановка проблемы (противоречия)
- Формирование малых групп и групп экспертов
- Форум
- Общегрупповая дискуссия
- Выступление экспертов
- Смена проблем у групп
Некоторые темы для работы с учащимися по технологии учебной дискуссии:
- Радиация – зло или благо?
- Что такое детский алкоголизм?
- Нужно ли высшее образование?
- Учиться на «отлично» - это легко?!
- Карманные деньги - роскошь или необходимость?
- Досуг – это организованное время или отдых? И т.д.
Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся ценности учащихся с общечеловеческими ценностями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе
Цели занятия:Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: “Написание Синквейна”, “Мои предпочтения”, “Выставка плаката”.Охара...
Практико-ориентированный проект "Технология развития критического мышления в образовательном процессе"
Конспект урока с использованием ТРКМ по ФГОС...
Обобщение опыта"Критическое мышление как образовательная технология"
Применение критического мышления на уроках...
Мастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе на уроках биологии
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках Они универсальны Их можно примен...
Использование технологии критического мышления на уроках технологии
Подробное описание технологии критического мышления....
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....