Мастер-класс «Технология проведения дискуссии на уроках обществознания»
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Цели урока:
- создать условия для формирования у обучающихся представления о том, что молодёжь - не только особая социально-демографическая группа, но и важнейший стратегический ресурс страны, определяющий её будущее
- создать условия для развития у подростков навыков доказательной полемики, культуры участия в дискуссиях
- способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к проблемам молодёжи, к проблемам выбора собственного жизненного пути
Задачи урока:
- Создать на уроке атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки, располагающую учащихся к непринуждённому и заинтересованному обмену мнениями
- Составить социальный портрет современной молодёжи
- Выявить особенности социализации молодых людей в современных условиях
- Определить проблемы, с которыми сталкиваются современные молодые люди
- Создать условия для определения учащимися собственной позиции по обсуждаемым проблемам, для оценки ими перспектив реализации своих собственных возможностей в обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-diskussii.docx | 52.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия№5»
Мастер-класс
«Технология проведения дискуссии на уроках обществознания»
Тема обучающей дискуссии: «Легко ли быть молодым?»
Класс: 10А
Ведущий: учитель истории и обществознания
Глебова Елена Александровна
городской округ Дзержинский
2017 год
Цели урока:
- создать условия для формирования у обучающихся представления о том, что молодёжь - не только особая социально-демографическая группа, но и важнейший стратегический ресурс страны, определяющий её будущее
- создать условия для развития у подростков навыков доказательной полемики, культуры участия в дискуссиях
- способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к проблемам молодёжи, к проблемам выбора собственного жизненного пути
Задачи урока:
- Создать на уроке атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки, располагающую учащихся к непринуждённому и заинтересованному обмену мнениями
- Составить социальный портрет современной молодёжи
- Выявить особенности социализации молодых людей в современных условиях
- Определить проблемы, с которыми сталкиваются современные молодые люди
- Создать условия для определения учащимися собственной позиции по обсуждаемым проблемам, для оценки ими перспектив реализации своих собственных возможностей в обществе
Технологическое обеспечение урока:
- компьютер
- проектор
- экран
- презентация
- комплект раздаточных материалов для каждого ученика
Предварительная подготовка к уроку:
- ознакомление класса с темой и правилами проведения дискуссии
- деление класса на две группы
- выбор спикеров в группах
- назначение докладчиков, контроль за их подготовкой
- выдача классу опережающего задания
- просмотр фильма «Легко ли быть молодым» Давида Ройтберга
Опережающее задание:
- Повторить определения ключевых понятий социологии: социальная группа, социальный статус, социальная роль, маргинальность, социальная мобильность, социальные ценности, прагматизм, гедонизм, эгоизм, коллективизм, доминирующая культура, субкультура.
- Познакомиться с содержанием §19 «Социальное развитие и молодёжь».
Хотя мир в целом двигается вперёд, молодёжи
приходится всякий раз начинать сначала
И.В. Гёте
Добрый день, ребята!
Мы продолжаем изучение социальной сферы общественной жизни. Сегодня к уроку вы повторили тему «Социальное развитие и молодёжь». Я предлагаю вам обсудить некоторые аспекты этой темы.
Обратите внимание на слайд.
Слайд с цитатами
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие»
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек»
«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру»
Как вы думаете, какому времени принадлежат эти цитаты?
(ответы - предположения учеников)
Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н. э.); вторая - у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.
Таким образом, тема молодёжи актуальна во все времена. Подобные высказывания о молодом поколении мы зачастую слышим и сейчас. Старшим поколениям трудно общаться с молодёжью. Но лишь немногие из них пытаются понять, какие трудности приходится преодолевать молодым. Легко ли быть молодым?
Я предлагаю вам поделиться своими мыслями, обменяться мнениями. Итак, тема нашей дискуссии – «Легко ли быть молодым?»
Напомню вам правила проведения дискуссии (у каждого ученика на столе есть памятка):
- Каждый участник имеет право высказать своё мнение
- Прежде, чем выступать, определи четко свою позицию
- Строго соблюдай регламент на всех этапах дискуссии
- Подкрепляй свою точку зрения убедительными аргументами
- Внимательно выслушай оппонента
- Сначала найди противоречия в его рассуждениях, потом излагай свои соображения
- Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты
- Не забывай, что кроме фактов существуют способы их объяснения
- Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов товарищей
- Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами
- Помни, что диалог строится на соблюдении этических норм
1-й этап – дискуссия в форме «Большого круга». Возможно использование приёмов «Микрофон» и «Лесенка».
Вспомним, кого принято называть молодёжью?
Ответ: молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14- 16 до 25-30лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Какие признаки позволяют выделить молодёжь в особую социальную группу?
Ответ: прежде всего, это возраст (по разным данным, от 14-16 до 25-30 лет), особенности социального положения и социально-психологических качеств
Какие особенности социального положения молодёжи вы можете назвать?
Ответ:
- Переходность положения.
- Высокий уровень мобильности.
- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
- Активный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Какими социально-психологическими качествами отличается молодёжь как социальная группа?
Ответ:
- Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации.
- Критичность мышления
- Стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения.
- Так как молодые люди ещё не полностью включены в систему общественных отношений, их поведение противоречиво: они стремятся к самоидентификации с какой-либо социальной группой, и, в то же время, обособляются, проявляют конформизм и негативизм. Они подражают общепринятым нормам, и в то же время отрицают их, стремятся к общению и уходят от него, демонстрируют отрешённость от внешнего мира.
- Дух противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших.
Предлагаю вам дать самооценку своему поколению, назвать его недостатки и достоинства.
(По кругу передаётся микрофон. Выступает тот, кто его получил.)
Слайд
Ответ: мы – эмоциональны, вспыльчивы, конфликтны, склонны к максимализму, часто стремимся к самостоятельности, упрямы. Деятельны, активны, общительны, любознательны, креативны, предприимчивы, мобильны.
Старшие упрекают молодых в том, что они не похожи на молодёжь былых времён. Что вы думаете по этому поводу?
Обсуждение вопроса начинается в рамках «Большого круга». Выслушиваются мнения нескольких учеников. Затем учащимся предлагается поработать в группах.
Предлагаю вашему вниманию весьма интересный документ « Письмо молодежи 2017 года от молодежи 1967 года»
Слайд с текстом письма
(учащиеся читают текст письма)
Далее продолжим работу в группах.
Попытайтесь составить и написать тезисы ответного письма комсомольцам. Через несколько минут группы представят результат через своих спикеров.
Представители 2-х групп (спикеры) выступают с тезисами (дискуссия в форме «Аквариум»).
Проекты, предложенные спикерами, оценивают эксперты.
Слайд
Вопросы модератора к спикерам (возможна помощь группы):
- Какими вы представляете себе комсомольцев 60-х гг прошлого века?
- Чему в вашей жизни они могли бы позавидовать?
- Есть ли у вас повод завидовать молодёжи тех лет?
- Чем вы отличаетесь от авторов адресованного вам письма?
- Есть ли сходство между вами?
Да, я согласна, что между вами больше различий, чем сходств. Главное отличие – это разные системы ценностей.
Слайд «Иерархия ценностей молодежи»
Современная молодёжь
- Здоровье.
- Семья.
- Коммуникативные ценности, общение.
- Материальные блага, финансовая стабильность.
- Любовь.
- Свобода и независимость.
- Самореализация, образование, любимая работа.
- Личная безопасность.
- Престиж, известность, слава.
- Творчество.
- Общение с природой.
- Вера, религия.
Советская молодёжь
- Польза людям
- Интересная работа
- Уважение людей
- Патриотизм
- Идеалы
- Честь
- Долг
- Образование
- Хороший коллектив
- Семейное счастье
- Материальное благополучие
Чем же отличаются эти системы ценностей?
Ответ: у современной молодёжи высокий рейтинг имеют материальные ценности – в том числе и как средство достижения семейного благополучия. Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. В иерархии ценностей поколения молодёжи 60-х моральные и коллективистские ценности доминируют.
Объясните, чем обусловлена такая разница в ценностных приоритетах двух поколений?
(Выслушиваются спикеры, возможна помощь групп)
Ответ: Дело здесь во времени и в обществе, в котором живут люди. Архангельские комсомольцы жили в другой стране, в СССР. Ценностные ориентиры тогда определяла Коммунистическая партия, стоявшая у власти. Главная цель - построение коммунизма. Решить эту задачу можно было лишь упорным коллективным трудом. Поэтому и ценности советской молодёжи имели коллективистскую направленность. Компартия предъявляла высокие требования к моральному облику советского человека-строителя коммунизма. Значимыми для каждого советского человека были тогда понятия чести, долга, совести. Современная Россия - страна, где существует рыночная экономика, у власти находятся представители разных политических сил, нет официальной государственной идеологии. В условиях рыночной экономики главным стремлением многих людей стало личное материальное благосостояние, именно с ним они связывают свою успешность. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят на второй план.
Разные поколения - разные ценности. Это вполне нормальное явление, которое показывает, что общество не стоит на месте. Единственное, что вызывает тревогу, - если ценности меняются не в лучшую сторону.
Считаете ли вы эти изменения опасными? Чем они опасны?
Ответ: ценности во многом определяют поведение молодых людей. Прагматизм3 и гедонизм могут привести к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.
Слайд «Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде»
№ | Перечень явлений | Отрицательная оценка | Равнодушие | Положительная оценка |
1 | Нарушение общественного порядка | 79 | 15 | 6 |
2 | Национализм | 71 | 14 | 15 |
3 | Экстремизм | 69 | 16 | 15 |
4 | Незаконное обогащение | 64 | 19 | 18 |
5 | Иждивенчество | 63 | 28 | 9 |
6 | Эгоизм | 59 | 25 | 16 |
7 | Равнодушие | 57 | 34 | 9 |
8 | Беспринципность | 52 | 31 | 16 |
9 | Потребительство | 43 | 39 | 18 |
10 | Подражание западному образу жизни | 43 | 25 | 32 |
11 | Праздный образ жизни | 37 | 33 | 30 |
12 | Приспособленчество | 31 | 28 | 41 |
13 | Карьеризм | 16 | 22 | 58 |
Как вы считаете, нужно ли бороться с этими явлениями?
Какими способами это можно сделать?
Ответ:
- В стране должна быть разработана и реализована эффективная молодёжная политика, которая предусматривала бы правовое, патриотическое, экономическое воспитание, трудоустройство молодёжи, её обеспечение жильём;
- Контроль за СМИ, которые сегодня в немалой степени формируют наше мировоззрение.
- Необходим диалог поколений и их преемственность.
- Совершенствовать оплату труда.
- Бороться с нарушениями принципов социальной справедливости, бюрократизмом и формализмом в решении некоторых вопросов.
Родители всегда подчёркивают, что у их детей больше возможностей, чем было у них, и жить молодым гораздо проще, чем жилось в молодости их поколению. Предлагаю вам разобраться, так ли это на самом деле.
Слайд со словами У. Шекспира
«Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль».
В жизни, как в театре, каждый человек играет свою роль, и далеко не одну. Какие социальные роли вы выполняете уже сейчас, а какие вам предстоит ещё выполнить?
Ответ: сейчас мы - ученики, дочери и сыновья, внучки и внуки, братья и сёстры. Наши будущие роли – абитуриенты и студенты, работники, граждане, родители.
Каждая роль позволяет вам реализовать себя в той или иной сфере. Она даёт вам определённые возможности и вместе с тем готовит испытания.
(Каждая группа делится на две части: оптимисты и пессимисты. Оптимисты характеризуют возможности, пессимисты – трудности самореализации молодых людей в сфере образования, семьи, в трудовой и политической сферах)
Студент
Возможности | Трудности |
Огромное количество вузов и средних профессиональных учебных заведений | Трудно сделать правильный выбор (недостаток информации о специфике той или иной профессии, о ситуации на современном рынке труда) |
Разнообразие предлагаемых специальностей | Чтобы попасть в престижный вуз или на престижный факультет нужно иметь высокий уровень знаний, чем может похвастаться не каждый |
Различные формы обучения (дневное, вечернее, очное, заочное, дистанционное) | Обучение в престижном вузе или на престижном факультете, как правило, платное, не все могут себе это позволить |
Более демократичные порядки в вузе, менее строгие требования к внешнему виду, посещаемости, успеваемости студентов | Студентам приходится подрабатывать, совмещать учёбу с работой нелегко |
Отсутствие жёсткого контроля со стороны преподавателей | Свобода студенческой жизни относительна, студент живёт «от сессии до сессии» |
Возможность обучаться как у нас в стране, так и за рубежом | Чтобы быть востребованным в современном конкурентном обществе, нужно быть готовым к смене видов деятельности, а значит нельзя довольствоваться лишь одним высшим образованием, а это требует новых затрат, как интеллектуальных, так и материальных |
Активное участие в научной и общественной жизни вуза | Запас знаний быстро устаревает, поэтому необходимо постоянно заниматься самообразованием, приобретать дополнительные умения и навыки, например, вождение автомобиля, знание иностранных языков |
Работник
Возможности | Трудности |
Работа как на государственных предприятиях, так и в сфере бизнеса, индивидуального предпринимательства, возможность заработать больше | На современном рынке труда несовершеннолетние подростки востребованы в весьма незначительной степени |
Возможность подработки с 14-ти лет (с разрешения одного из родителей) | Молодым специалистам с дипломом сложно найти работу по специальности, т.к. работодатель, несмотря на квоты, отдаёт предпочтение более опытным и квалифицированным работникам |
Льготы для работников с 15-18 лет (ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 31 дня в удобное время, запрет на использование труда на тяжёлых работах с опасными и вредными условиями труда, в видах деятельности, приносящих вред нравственному здоровью, запрет на привлечение к ночным сверхурочным работам, наличие квот, в счёт которых государство обязывает работодателей принимать на работу несовершеннолетних) | Заработная плата далеко не всегда устраивает молодого работника |
Часто работу приходится совмещать с учёбой в вузе | |
Необходимость постоянного повышения квалификации | |
В период кризиса есть риск потерять работу |
Ваш комментарий:
Доля молодёжи в общем числе безработных от 35 до 60%
Гражданин
Возможности | Трудности |
В период ранней юности формировать свои первоначальные политические взгляды и убеждения (общество демократическое, существует политический и идеологический плюрализм) | У молодых людей недостаточный уровень политической культуры для того, чтобы сформировать свои политические взгляды и убеждения |
В современном обществе никто не навязывает молодым людям политических убеждений, норм, идеалов и ценностей; каждый выбирает их для себя сам | Для молодого человека с ещё не сложившимся мировоззрением выбор модели политического поведения всегда очень сложен, есть риск стать объектом манипуляций недобросовестных политиков |
Активное право (избирать) гражданин имеет с 18 лет | До совершеннолетия молодые люди не имеют политических прав, считают политику уделом взрослых людей |
Пассивное право (быть избранным) гражданин имеет с 21 года | Многие молодые люди уверены, что в сфере власти от них ничего не зависит |
Ваш комментарий:
7% молодёжи видят возможность карьерного роста в политике
Семьянин
Возможности | Трудности |
Закон устанавливает возраст вступления в брак - 18 лет | Возраст вступления в брак в стране в последнее время увеличивается, так как молодые люди чувствуют себя ещё не готовыми в 18 лет нести материальную и моральную ответственность за свою семью |
Добровольность вступления в брак | Многие молодые люди предпочитают фактические (незарегистрированные) браки гражданским бракам, так как считают, что в таких браках меньше ответственности, их проще прекратить |
Семья, материнство и детство находятся в нашей стране под защитой государства | Помощь государства адресована далеко не всем молодым семьям, поэтому надеяться нужно только на себя |
Воспитательную функцию семье помогают осуществлять другие социальные институты - детские дошкольные учреждения, школа, учреждения дополнительного образования | С родителей, в том числе молодых, не снимается ответственность за воспитание детей, за их будущее. Родителям очень трудно совмещать воспитательную функцию с профессиональной деятельностью |
Многие молодые люди на первое место ставят карьеру, а не семью | |
Многие молодые люди не спешат заводить семью, так как не имеют отдельного жилья | |
Ваш комментарий:
80% браков среди молодёжи заканчиваются разводом
Говоря о молодёжи, мы не можем не остановиться на её приверженности к субкультурам.
(Начинается обсуждение вопроса о молодёжных субкультурах в форме «Симпозиума»)
Учащиеся выступают с краткими сообщениями:
- Понятие, особенности и виды субкультур (Чинарёв Егор)
- Субкультуры рокеров, рейверов, футбольных фанатов (Патолятов Алексей)
- Субкультуры готов, эмо, анимэшников (Ермолаева Екатерина)
Примерные вопросы, которые учащиеся задают докладчикам:
- В чём причины возникновения молодёжных субкультур?
- Были ли субкультуры в СССР?
- Опасно ли принадлежать к какой-либо субкультуре?
- Чем объяснить то, что сегодня роль молодёжной субкультуры возрастает?
- Считаете ли вы, что субкультуры нужно запретить?
Примерные ответы докладчиков:
- Сегодня молодой человек созревает гораздо раньше, насыщаясь знаниями. Но положение его в обществе характеризируется тем, что он не может сказать свое взрослое «Я», не принимает весомого участия в институтах взрослых. В первую очередь, это связано с длительным периодом овладения профессией. В результате самостоятельность приходит к молодым людям очень поздно: нет профессии и собственного жилья, материально очень многие зависят от родителей. Поэтому молодые люди пытаются самоутвердиться в рамках субкультуры. Вступление в неформальную группу для многих молодых людей означает реальный путь изменить свою жизнь, возможность на что-то влиять своей собственной активностью, сделать что-то по собственному желанию, а не по указке старших, способ самоактуализации. Причинами прихода в неформальную группу может быть растерянность, апатия, одиночество, пессимизм молодых людей, вызов семье, влияние криминальных структур, хулиганство.
- Да, были. Первыми представителями отечественной молодежной субкультуры были наши «стиляги» начала 60-х - молодые люди, внешний вид и поведение которых были призваны подчеркнуть их непохожесть на других. В то время появились также «художники», «барды». Это был период «хрущёвской оттепели». В 1986 году существование неформальных групп в СССР было признано официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам – одежде, значкам, причёскам, сленгу и т.п.
- Всё зависит от того, к какому направлению принадлежит субкультура, от её целей, задач, характера деятельности. Ведь существуют просоциальные неформальные объединения, которые приносят пользу обществу, решают социальные задачи. Например, «Зелёные»-экологическое движение, движение охраны памятников истории и культуры. Есть субкультуры асоциального направления – объединения, стоящие в стороне от социальных проблем, но не представляющие угрозы обществу. Они в основном ориентированы на досуг, развлечения. Самые опасные - антисоциальные. Они носят агрессивный характер. Примером могут служить скинхеды. Любая неформальная группа требует, чтобы молодой человек подчинялся её нормам, интересам, разделял её ценности. Она даёт молодому человеку социальный статус, но лишает его индивидуальности. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению. В этом и состоит их опасность.
- Роль молодежной субкультуры возрастает тогда, когда основные социальные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, образовательные и культурные учреждения, общественные и религиозные организации, средства массовой информации) пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретение социального статуса, интеграцию молодежи в общество.
- . Запретить субкультуры невозможно: пока есть молодёжь, будут возникать её неформальные объединения. Просто государство должно контролировать их деятельность. Любые формы организации и самоорганизации молодых поколений в рамках молодежных субкультур должны быть поддержаны обществом и государством, если они не противоречат действующему законодательству.
Спасибо нашим докладчикам. Экспертная группа оценит их выступление чуть позже.
Итак, сегодня мы обсудили ряд важных вопросов, касающихся молодёжи. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный в начале нашей дискуссии – «Легко ли быть молодым?»
Ответ: Конечно, нелегко. Молодость – время самоопределения, выбора своей профессии, круга общения, убеждений, стиля жизни. Чем больше у молодого человека возможностей выбора – тем сложнее сделать этот выбор. Это очень ответственный шаг, от которого может зависеть вся жизнь!
Но сделать этот выбор придётся каждому из вас. Человеку очень важно, чтобы его судьба была результатом его собственных действий.
Не бойтесь трудностей! Вы - молодое поколение третьего тысячелетия! От вас зависит будущее нашей страны! Прислушайтесь к словам известного политика прошлого века У. Черчилля: «Пессимист видит трудность в каждой возможности, оптимист видит возможность в каждой трудности» и будьте оптимистами!
Рефлексия:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка
В мастер-классе описаны некоторые приемы технологии критического мышления, которы можно использовать на урока....
Мастер-класс «Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»
Мастер-класс содержит теоретический материал для проведения и презентацию....
Мастер-класс «Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»
Мастер-класс для учителей....
Мастер – класс "Применение технологии критического мышления на уроках математики"
Задачи мастер-класса:обобщить опыт работы по теме "Формирование УУД учащихся с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики";продемонст...
Мастер – класс «Применение технологии смешанного обучения на уроках математики».
Цели:распространение опыта методической работы учителя;знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы. овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельн...
Мастер-класс "Применение технологии критического мышления на уроках математики"
Учебно-методический материал...
Мастер-класс: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания»
Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе, невозможно сегодня без функциональной понятийной грамотности. Функциональной грамотность -...