Программа факультативного курса "Холокост в Новейшей истории Европы"
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Программа факультативного курса "Холокост в Новейшей истории Европы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса

«Холокост в новейшей истории Европы».

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса.  На данном этапе обучения в школе учащиеся изучают такие дисциплины как история России и всеобщая история, обществознание, поэтому целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями.

Цели и задачи курса:

  • Формирование толерантного сознания и восприятия окружающего мира учащимися;
  • формирование  у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
  • привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности.

Программа рассчитана на один год – 34 часа, из расчета один час в неделю.

Данные занятия являют собой дополнительное образование как:

  • дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний;
  • знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ.

В рамках факультатива предусмотрена практическая часть, которая может быть проведена как запланированный субботник в конце факультативного курса, либо по возникшей необходимости. Детям предлагается убрать (закрасить) неонацистские, антисемитские лозунги, символы, рисунки, если они имеются, в общедоступных местах микрорайона школы или проживания учащихся.

Текущий контроль включает: опрос, обсуждения, доклады на семинарских занятиях, написание реферата, подготовку тематических презентаций.

                                       Темы  факультативного курса

№ темы

Название темы

Количество

часов

1

Холокост в истории ХХ столетия.

1

2

Причины появления антисемитизма.

2

3

 Гитлер у власти. Антисемитизм в нацистской Германии. 

2

4

Периодизация Холокоста

6

5

Евреи Западной и Центральной Европы в период Второй мировой войны

4

6

Положение евреев в СССР в годы Великой Отечественной войны..

4

7

Дети и Холокост

2

8

Праведники Народов Мира. Яд-Вашем.

4

9

Нюрнбергский процесс

2

10

Военные преступники

2

11

Холокост в искусстве

4

12

Отрицание Холокоста как проявление неонацизма

1

Всего

34 часа

Тема 1.

Понятия «Холокост», «Шоа», «еврейский вопрос». Холокост как социальный и общественный феномен ХХ века.

Тема 2.

Основные вехи истории еврейского народа. Взаимоотношение евреев и населения европейских стран в различные исторические периоды. Христианство и иудаизм.

Тема 3.

Приход нацистов к власти в Германии. Нарушения прав человека. Изоляция, бойкот и террор: немецкая антиеврейская политика 1933-1939 гг. Отношение западных стран к антиеврейской политике в Германии. Эвианская конференция.

Тема 4.

Первый период холокоста (1938–1942 гг.).

«Хрустальная ночь». Начало политики погромов (операция «Танненберг») и депортации. Мадагаскарский план. Антиеврейская политика на оккупированных территориях и в государствах-союзниках Германии. Проблема соучастия в погромах местного населения за пределами Рейха.

Второй период холокоста (1942–1945 гг.).

Конференция в Ванзее и «Окончательное решение». Органы, осуществлявшие «Окончательное решение». Массовые депортации евреев из стран Западной Европы. Влияние на формы и темпы «Окончательного решения» поражений Германии. Попытки остановить холокост в конце войны и причины их провала.

Тема 5.

Положение евреев  в странах Европы в годы Второй мировой войны.  Гетто. Депортация в лагеря смерти. Уничтожение евреев в лагерях смерти. Крупнейшие  нацистские концлагеря. Сопротивление в концлагерях и гетто.

Тема 6.

Положение еврейского населения СССР к июню 1941 г. Нападение Германии на СССР. Осуществление плана «Барбаросса». Этапы и методы уничтожения. Геноцид еврейского и цыганского населения. Трагедия Бабьего Яра. Эйнзацгруппы и их пособники.

Тема 7.

Дети в период Холокоста. Дети в гетто и концлагерях. Свидетельства выживших и уцелевших. Анна Франк и ее дневник.

Тема 8.

Праведники Народов Мира. Критерии причисления к Праведникам Народов Мира. Виды помощи и способы спасения. Побудительные мотивы Праведников. Оскар Шиндлер. Рауль Валленберг. Пелагея Григорьева. Семья Глаголевых и другие. Яд ва-Шем -- Национальный мемориал Катастрофы и Героизма.

Тема 9.

Цели, участники, ход, итоги, историческое значение Нюрнбергского  процесса. Малые Нюрнбергские процессы.

Тема 10.

Понятие «военное преступление», «военный преступник».  Кадровые военные, нацистские партийные лидеры, «фюреры экономики», администрация и  охранники концлагерей, коллаборационисты.

Тема 11.

Холокост в изобразительном искусстве: Борис Лурье, Илья Клейнер, Самуэль Бак.

Холокост в литературе: документальные материалы «Черной книги»   (И.Эренбург,  В. Гроссман,  В. Каверин), Э. Визель «Ночь», А. Вознесенский «Ров», К. Живульска «Я пережила Освенцим»,  Анна Франк, Убежище. Дневникв письмах, М. Рольникайте, Я должна рассказать.

Холокост в кинематографе: Без судьбы, Пианист, Помни имя своё, Страна игрушек, Колыбельная (Э. Севела).

Холокост в поэзии: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Ш. Чепела, А. Галич,

А. Дементьев.

Тема 12.

Понятие «неонацизм».  Причины роста неонацистских настроений в современном обществе. Пути нейтрализации и противодействия неонацизму.

Литература:

Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941 – 1945. – М., 2002.

Альтман И. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. – М.: Фонд «Холокост», 2002.

Альтман И. А., Гербер А.Е., Полторак Д. И. история Холокоста на территории СССР. - М.: Фонд «Холокост», 2002.

Визель Э. Ночь. Рассвет. День. - М.: Олимп, 1993.

Ермаков А. Вермахт против евреев: Война на уничтожение. М., 2009

Книга Праведников  / Сост. И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак.  – М.: Фонд «Холокост», 2005.

Леви П. Человек ли это? – М.: «Текст», 2001.

Рольникайте М.Г. И все это правда. – СПб.: Издательство «Золотой век», 2002.

 Франк А. Убежище: Дневник в письмах. – М.: Текст, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра «Искусство Европы XIX в» (новая история 8 класс)

Этот урок-игру можно провести как обобщение по теме «Искусство Европы XIXв. в поисках новой картины мира». Класс делится на группы. Каждая группа, по очереди выбирает вопрос, который оценивается...

Контрольное тестирование в 8 классе по новой истории по теме Страны Западной Европы в конце 19 века

Контрольное тестирование по новой истории 8 класс по теме "Страны Западной Европы в конце 19 века" 2 варианта. работа составлена по материалам учебника Юдовской ...

Программа факультативного курса образовательной области «история» «История в лицах» для учащихся 7 классов.

Программа включает следующие разделы: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику  учебного предмета, цели его изучения, основные содержательные линии. Планируемые результаты освоени...

Конспект урока по новейшей истории. 9 класс. Тема: "Установление тоталитарных режимов в Европе"

Урок разработан с применением технологии прблемного обучения.Урок преследует следующие цели:Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Е...

Кроссворд по теме «Государства Южной и Юго-Восточной Европы» Новая история. 8 класс (к учебнику Н.В.Загладина)

Выполнение кроссворда по теме "Государства Южной и Юго-Восточной Европы" может  выступать как средство проверки знаний по изученной теме, либо как средство изучения темы, когда учащиеся работают ...

Рабочая программа факультативного курса «Математика: новые открытия» 6 класс

Рабочая программа факультативного курса "Математика: новые открытия"  6 класс  составлена с  учетом требований Федерального  государственного образовательного стандарта о...

Модифицированная программа факультативного курса «Дискуссионные вопросы истории России XX века»

Изучение данного курса позволит учащимся изучать и анализировать проблемные, дискуссионные вопросы истории нашей страны двадцатого века....