Программа факультативного курса "Холокост в Новейшей истории Европы"
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Программа факультативного курса "Холокост в Новейшей истории Европы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса
«Холокост в новейшей истории Европы».
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса. На данном этапе обучения в школе учащиеся изучают такие дисциплины как история России и всеобщая история, обществознание, поэтому целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями.
Цели и задачи курса:
- Формирование толерантного сознания и восприятия окружающего мира учащимися;
- формирование у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
- привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности.
Программа рассчитана на один год – 34 часа, из расчета один час в неделю.
Данные занятия являют собой дополнительное образование как:
- дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний;
- знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ.
В рамках факультатива предусмотрена практическая часть, которая может быть проведена как запланированный субботник в конце факультативного курса, либо по возникшей необходимости. Детям предлагается убрать (закрасить) неонацистские, антисемитские лозунги, символы, рисунки, если они имеются, в общедоступных местах микрорайона школы или проживания учащихся.
Текущий контроль включает: опрос, обсуждения, доклады на семинарских занятиях, написание реферата, подготовку тематических презентаций.
Темы факультативного курса
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Холокост в истории ХХ столетия. | 1 |
2 | Причины появления антисемитизма. | 2 |
3 | 2 | |
4 | Периодизация Холокоста | 6 |
5 | Евреи Западной и Центральной Европы в период Второй мировой войны | 4 |
6 | Положение евреев в СССР в годы Великой Отечественной войны.. | 4 |
7 | Дети и Холокост | 2 |
8 | Праведники Народов Мира. Яд-Вашем. | 4 |
9 | Нюрнбергский процесс | 2 |
10 | Военные преступники | 2 |
11 | Холокост в искусстве | 4 |
12 | Отрицание Холокоста как проявление неонацизма | 1 |
Всего | 34 часа |
Тема 1.
Понятия «Холокост», «Шоа», «еврейский вопрос». Холокост как социальный и общественный феномен ХХ века.
Тема 2.
Основные вехи истории еврейского народа. Взаимоотношение евреев и населения европейских стран в различные исторические периоды. Христианство и иудаизм.
Тема 3.
Приход нацистов к власти в Германии. Нарушения прав человека. Изоляция, бойкот и террор: немецкая антиеврейская политика 1933-1939 гг. Отношение западных стран к антиеврейской политике в Германии. Эвианская конференция.
Тема 4.
Первый период холокоста (1938–1942 гг.).
«Хрустальная ночь». Начало политики погромов (операция «Танненберг») и депортации. Мадагаскарский план. Антиеврейская политика на оккупированных территориях и в государствах-союзниках Германии. Проблема соучастия в погромах местного населения за пределами Рейха.
Второй период холокоста (1942–1945 гг.).
Конференция в Ванзее и «Окончательное решение». Органы, осуществлявшие «Окончательное решение». Массовые депортации евреев из стран Западной Европы. Влияние на формы и темпы «Окончательного решения» поражений Германии. Попытки остановить холокост в конце войны и причины их провала.
Тема 5.
Положение евреев в странах Европы в годы Второй мировой войны. Гетто. Депортация в лагеря смерти. Уничтожение евреев в лагерях смерти. Крупнейшие нацистские концлагеря. Сопротивление в концлагерях и гетто.
Тема 6.
Положение еврейского населения СССР к июню 1941 г. Нападение Германии на СССР. Осуществление плана «Барбаросса». Этапы и методы уничтожения. Геноцид еврейского и цыганского населения. Трагедия Бабьего Яра. Эйнзацгруппы и их пособники.
Тема 7.
Дети в период Холокоста. Дети в гетто и концлагерях. Свидетельства выживших и уцелевших. Анна Франк и ее дневник.
Тема 8.
Праведники Народов Мира. Критерии причисления к Праведникам Народов Мира. Виды помощи и способы спасения. Побудительные мотивы Праведников. Оскар Шиндлер. Рауль Валленберг. Пелагея Григорьева. Семья Глаголевых и другие. Яд ва-Шем -- Национальный мемориал Катастрофы и Героизма.
Тема 9.
Цели, участники, ход, итоги, историческое значение Нюрнбергского процесса. Малые Нюрнбергские процессы.
Тема 10.
Понятие «военное преступление», «военный преступник». Кадровые военные, нацистские партийные лидеры, «фюреры экономики», администрация и охранники концлагерей, коллаборационисты.
Тема 11.
Холокост в изобразительном искусстве: Борис Лурье, Илья Клейнер, Самуэль Бак.
Холокост в литературе: документальные материалы «Черной книги» (И.Эренбург, В. Гроссман, В. Каверин), Э. Визель «Ночь», А. Вознесенский «Ров», К. Живульска «Я пережила Освенцим», Анна Франк, Убежище. Дневникв письмах, М. Рольникайте, Я должна рассказать.
Холокост в кинематографе: Без судьбы, Пианист, Помни имя своё, Страна игрушек, Колыбельная (Э. Севела).
Холокост в поэзии: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Ш. Чепела, А. Галич,
А. Дементьев.
Тема 12.
Понятие «неонацизм». Причины роста неонацистских настроений в современном обществе. Пути нейтрализации и противодействия неонацизму.
Литература:
Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941 – 1945. – М., 2002.
Альтман И. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. – М.: Фонд «Холокост», 2002.
Альтман И. А., Гербер А.Е., Полторак Д. И. история Холокоста на территории СССР. - М.: Фонд «Холокост», 2002.
Визель Э. Ночь. Рассвет. День. - М.: Олимп, 1993.
Ермаков А. Вермахт против евреев: Война на уничтожение. М., 2009
Книга Праведников / Сост. И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак. – М.: Фонд «Холокост», 2005.
Леви П. Человек ли это? – М.: «Текст», 2001.
Рольникайте М.Г. И все это правда. – СПб.: Издательство «Золотой век», 2002.
Франк А. Убежище: Дневник в письмах. – М.: Текст, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра «Искусство Европы XIX в» (новая история 8 класс)
Этот урок-игру можно провести как обобщение по теме «Искусство Европы XIXв. в поисках новой картины мира». Класс делится на группы. Каждая группа, по очереди выбирает вопрос, который оценивается...
Контрольное тестирование в 8 классе по новой истории по теме Страны Западной Европы в конце 19 века
Контрольное тестирование по новой истории 8 класс по теме "Страны Западной Европы в конце 19 века" 2 варианта. работа составлена по материалам учебника Юдовской ...
Программа факультативного курса образовательной области «история» «История в лицах» для учащихся 7 классов.
Программа включает следующие разделы: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику учебного предмета, цели его изучения, основные содержательные линии. Планируемые результаты освоени...
Конспект урока по новейшей истории. 9 класс. Тема: "Установление тоталитарных режимов в Европе"
Урок разработан с применением технологии прблемного обучения.Урок преследует следующие цели:Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Е...
Кроссворд по теме «Государства Южной и Юго-Восточной Европы» Новая история. 8 класс (к учебнику Н.В.Загладина)
Выполнение кроссворда по теме "Государства Южной и Юго-Восточной Европы" может выступать как средство проверки знаний по изученной теме, либо как средство изучения темы, когда учащиеся работают ...
Рабочая программа факультативного курса «Математика: новые открытия» 6 класс
Рабочая программа факультативного курса "Математика: новые открытия" 6 класс составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта о...
Модифицированная программа факультативного курса «Дискуссионные вопросы истории России XX века»
Изучение данного курса позволит учащимся изучать и анализировать проблемные, дискуссионные вопросы истории нашей страны двадцатого века....