Рабочая программа факультативного курса «Математика: новые открытия» 6 класс
учебно-методический материал по математике (6 класс)

Фомиченко Светлана Михайловна

Рабочая программа факультативного курса "Математика: новые открытия"  6 класс  составлена с  учетом требований Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для работы в 6 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа   факультативного курса «Математика: новые открытия» составлена  с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования   и предназначена для работы в  6-х классах общеобразовательной школы на  1 год  обучения  ( 1час в неделю, 34ч)

           Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

          Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

          Основная цель курса – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу,  развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, научно-исследовательских умений учащихся;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • воспитание высокой культуры математического мышления, чувства коллективизма, трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

                                                                           

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их  применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
  • доступность.

        В процессе изучения данного факультативного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, викторин, дидактических игр, защиты творческих работ и т.д.        

       Наряду с решением основной задачи факультативные занятия предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс  по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель  не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную  творческую работу.

       В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.

Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Темы предстоящих занятий следует объявлять заранее, чтобы каждый ученик имел возможность выступить на занятиях.            Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий  должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения содержания курса.

      Личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3. умения ясно, точно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, и её значимости для развития цивилизации;
  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  7. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  8. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  9. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  10. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  11. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  12. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  13. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  14. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  15. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. использовать нестандартные методы решения различных математических задач;
  2. использовать логические приемы, применяемые при решении задач;
  3. знать историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;
  4. использовать основные методы и  приемы решения олимпиадных задач.
  5. рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и                     интуицию;
  6. систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  7. применять нестандартные методы при решении программных  и олимпиадных задач;
  8.  представлять и защищать индивидуальные, коллективные, творческие  и исследовательские работы.

Содержание

I.Путешествие в историю математики ( 8ч )

1.Вводное занятие (1ч)

Беседа о происхождении арифметики. История возникновения математики.

2. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. (1ч)

Беседа о возникновении цифр и чисел у разных народов земли, с применением докладов учащихся. Презентация «Эти удивительные числа».

3.Системы счисления. История нуля.  (1ч)

Различные системы счисления, их история возникновения и применения в жизни различных народов. Нуль такой неизвестный, таинственный и разный.

4. Правила и приемы быстрого счета. (2ч)

Научить учащихся быстро считать, применяя некоторые способы  счета.

5. История математических знаков. История циркуля, транспортира. (1ч)

История возникновения циркуля и транспортира, их применение в древности и по сей день.

Возникновение и открытие математических знаков. Что такое числа «великаны», в каких отраслях используют числа «великаны».

6. Великие математики древности. Женщины математики. (2ч)

Эратосфен, Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес. Жизнь, творчество, работы великих математиков, их вклад в развитии математической науки. Презентация «Творцы математики и их открытия». 

Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.

Их жизнь и вклад в развитие математики.

II. Знакомство с геометрией  ( 6ч )

1. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. (1ч)

История возникновения геометрии. Как зарождалась наука геометрия. Где она возникла и как развивалась. Какие геометрические термины произошли из жизни. Привести примеры,  решить  задачи. Презентация   « История геометрических терминов».

2.Геометрические фигуры. Сказки о геометрических фигурах. (1ч)

Сказки о прямоугольнике, о квадрате. Новоселье шара. Случай из жизни плоскости. История о круглых братьях. Презентация о геометрических фигурах.

3.  Треугольник. Египетский треугольник. (1ч)

Треугольник, его элементы. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника и их свойства. Виды треугольников. Стихи и загадки. Египетский треугольник.

4. Параллелограмм.(1ч)

Определение, его свойства. Частные виды параллелограмма, периметр и площадь.

5. Прямоугольник. Квадрат. (1ч) 

Определение, их свойства. Периметр и площадь.

6. Пять правильных многогранников. (1ч)

Тетраэдр, куб, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр их развертки. Платон и четыре стихии природы. Теория четырех стихий мироздания.

III. Решение различных задач ( 7ч ) 

1. Готовимся к олимпиаде. (3ч)

Математические игры, задачи на проценты, логические задачи, задачи на делимость чисел, задачи на принцип Дирихле, задачи на инвариант, задачи с геометрическим содержанием. Варианты олимпиадных заданий.

2. Конкурс «Кенгуру» (2ч)

Решение задач конкурса «Кенгуру».

3. Старинные задачи по математике. (2ч)

 Презентация «Старинные задачи по математике». Решение различных старинных задач.

IV. Математические игры и головоломки ( 5ч )

1.  Координатная плоскость. (2ч)

Рисуем животных на координатной плоскости. В поисках клада.

2. Головоломки со спичками (1ч)

Решение различных задач со спичками.

3.Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки. (2ч)

Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы.

V. Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей (  5ч )

Круги Эйлера. Комбинации. Дерево возможных вариантов. Достоверные, невозможные и случайные события. Вероятность. Подсчет вероятности.

Практика. Решение задач по комбинаторике и теории вероятности. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.

VI . Заключительное занятие  ( 3 ч) 

Представление и защита творческих работ учащихся. Подведение итогов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «МАТЕМАТИКА: НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ»

на 2016-2017 учебный год,  6класс (1ч в неделю, всего 34ч)

Номер урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата

факт

коррек

  I

Путешествие в историю математики

8

1.

Вводное занятие

1

6.09

2.

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны

1

13.09

3.

Системы счисления. История нуля

1

20.09

4.

Правила и приемы быстрого счета

1

27.09

5.

Секреты быстрого счета

1

4.10

6.

История математических знаков. История циркуля, транспортира

1

11.10

7.

Великие математики древности

1

18.10

8.

Женщины математики

1

25.10

II

 Знакомство с геометрией  

6

9.

История возникновения геометрии.

 Геометрические термины в жизни

1

8.11

10.

Геометрические фигуры .Сказки о геометрических фигурах

1

15.11

11.

Треугольник. Египетский треугольник

1

22.11

12.

Параллелограмм.

1

29.11

13.

Прямоугольник. Квадрат

1

6.12

14.

Пять правильных многогранников

1

13.12

III

Решение различных задач

7

15.

Математические игры, задачи на проценты, логические задачи, задачи на делимость чисел

1

20.12

16.

Задачи на принцип Дирихле,  на инвариант, задачи с геометрическим содержанием.

1

27.12

17.

Варианты олимпиадных заданий

1

10.01

18.

Решение задач конкурса «Кенгуру»

1

17.01

19.

Решение задач конкурса «Кенгуру»

1

24.01

20.

Старинные задачи по математике

1

24.01

21.

Решение различных старинных задач

1

31.01

IV

Математические игры и головоломки

5

22.

Рисуем животных на координатной плоскости.

1

7.02

23.

В поисках клада

1

14.02

24.

Решение различных задач со спичками

1

21.02

25.

Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки.

1

28.02

26.

Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы.                  

1

7.03

V

Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей

5

27.

Круги Эйлера

1

14.03

28.

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.

1

21.03

29.

Комбинации. Дерево возможных вариантов

1

4.04

30.

Достоверные, невозможные и случайные события. Вероятность. Подсчет вероятности.

1

11.04

31.

Решение задач по комбинаторике и теории вероятности

1

18.04

VI

Заключительное занятие  

3

32.

Представление и защита творческих работ учащихся

1

2.05

33.

Представление и защита творческих работ учащихся

1

16.05

34.

Подведение итогов

1

2.05

ИТОГО                                    

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса

         Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЙ ПРИМЕРОВ И ЗАДАЧ» Программа факультативного курса математики Х-го класса

Программа по алгебре и началам анализа составлена на государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образо...

Рабочая программа факультативного курса по алгебре 10 класс.

Данная программа предназначена для учащихся 10 класса  и  предусматривает систематическую  подготовку к  ЕГЭ.Для реализации данного курса используются  такая   форма...

Рабочая программа факультативного курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса

Рабочая программма факультативнрго курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....

Рабочая программа факультативного курса "Математика+" в 5 классе.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.   Именно в этом возрасте формируются математические спосо...

Рабочая программа факультативного курса „Математика в задачах повышенной сложности“

Программа рассчитана на 35 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 - 11 классов к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа за курс полной средней школы....

Рабочая программа. Факультативный курс «Математика: просто, сложно, интересно » 10 класс

Рабочая программа. Факультативный курс «Математика: просто, сложно, интересно » 10  класс...