Методическая разработка урока "Религия древних греков" 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Методическая разработка урока и презентация по теме "Религия древних греков". Урок в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religiya_drevnikh_grekov.zip | 873.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
УРОК + ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Религия древних греков»
5 класс
Учитель истории:
Эндерс Людмила Владимировна
п.Степной
Тема: «Религия древних греков»
Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев; познакомить учащихся с мифами о них;
показать, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы;
продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
Оборудование: карта «Древняя Греция»; презентация,
иллюстрации Олимпийских богов, тест по теме: «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», маршрутные листы.
Основные понятия, термины: религия, гора Олимп, Титаны, Олимпийские боги.
Ход урока:
- Организационный момент
Сообщение темы, цели, плана урока.
Слайд 1, 2, 3.
- Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Учащиеся получают маршрутные листы. (см. приложение)
Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
(см. приложение)
Ключ к тестам:1(б), 2(г), 3(б), 4(г), 5(в), 6(б)
Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки:
Слайд 4
А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой
Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!
Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!» «Илиада»
Слайд 5
Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился» «Одиссея»
Слайд 6
В) «Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…
На стену быстро взошла и, взглянула: по полю
Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони» «Илиада»
Слайд 7
Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали
Мать и отец, и товарищи так все меня величают» «Одиссея»
Слайд 8
- Переход к изучению новой темы
Беседа с учащимися.
- Дайте определение понятию «Религия»
Ответ: Религия – это вера человека в сверхъестественные силы.
Слайд 9
- Почему появляются религиозные верования?
Ответ: Потому, что человек не мог объяснить явления природы.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с мифами о древнегреческих богах.
Вспомните что такое МИФ?
- Изучение новой темы
План:
- Начало начал.
- Боги Древней Греции.
- Мифы о Деметре, Дионисе, Прометее.
- . Рассказ учителя. Начало начал.
Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Он был как-бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Затем появились Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет и Сияющий День. Слайд 10
Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны и Циклопы. Слайд 11
Титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и
Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов
самого древнего поколения.
У Крона - младшего сына Урана, восставшего против отца, были самые
знаменитые дети, которые впоследствии и властвовали над миром - боги.
И среди них царь всех богов - младший сын Кроноса - Зевс.
Дети людей и богов назывались «герои».
Слайд 12
- Боги Древней Греции.
Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Три брата – ЗЕВС, ПОСЕЙДОН, АИД – поделили между собой власть над миром.
ЗЕВС стал господствовать на небе. Слайд 13
ПОСЕЙДОН – на море. Слайд 14
АИД – в «царстве мертвых». Слайд 15
Главным богом у греков был Зевс, это бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос – победил своего отца.
Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки , коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмелился нарушить их волю.
Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезни.
Основные занятия греков имели своих богов – покровителей.
Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции».
(учебник, рисунки, выполненные учащимися)
Работа с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Дионисе, миф о Прометее.
Слайд 16, 17, 18
- Заполнение таблицы в ходе изучения материала.
( в маршрутных листах)
Имена богов | Покровителями чего они считались |
Зевс | Бог дождя, грома, молний |
Посейдон | Бог моря |
Аид | Владыка подземного мира |
Деметра | Покровительница земледелия |
Гефест | Кузнечное дело |
Дионис | Покровитель виноделия |
Фетида | Богиня моря |
Беседа по прочитанному:
- Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков?
(Деметра - Покровительница земледелия; Гефест – Покровитель кузнечного дела; Дионис – Покровитель виноделия…)
Слайд 19
- Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона?
(Это связано с природными и климатическими условиями Греции)
Слайд 20
- Почему древние греки изображали своих богов в виде людей?
(Они верили в силу человека)
Слайд 21
- Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир?
(Евреи)
Слайд 22
- Закрепление изученного материала
(вопросы к §28)
Ответь «Да» или «Нет»
Слайд 23, 24
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».
«Да»
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.
«Да»
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.
«Нет»
4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).
«Да»
5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и
быстрыми, как спортсмены.
«Нет»
6.До воцарения богов миром правили титаны.
«Да»
7.Главным среди титанов был Крон.
«Да»
8.Боги – дети титанов.
«Да»
9.Дети людей и богов назывались «герои»
«Да»
10.Одиссей был героем?
«Да»
Заключительное слово учителя:
Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.
- Подведение итогов
Домашнее задание: прочитать §28, подготовить рассказ о подвигах Геракла.
Слайд 25
Маршрутный лист
Тема: «Религия древних греков»
Фамилия____________________________________________
Имя ____________________________________________
- Тест Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
1. ________ 4. ___________
2. ________ 5. ___________
3. ________ 6. ___________
- Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки:
А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой
Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!
Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!» «Илиада», «Одиссея»
Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился» «Илиада»,«Одиссея»
В) «Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…
На стену быстро взошла и, взглянула: по полю
Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони» «Илиада»,«Одиссея»
Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали
Мать и отец, и товарищи так все меня величают» «Илиада»,«Одиссея»
3.Заполни таблицу
Имена богов | Покровителями чего они считались |
Бог дождя, грома, молний | |
Бог моря | |
Владыка подземного мира | |
Покровительница земледелия | |
Кузнечное дело | |
Покровитель виноделия | |
Богиня моря |
4.Ответь «Да» или «Нет»
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп»
_______
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.
_______
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.
_______
4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).
_______
5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и
быстрыми, как спортсмены. _______
6.До воцарения богов миром правили титаны. _______
7.Главным среди титанов был Крон. _______
8.Боги – дети титанов. _______
9.Дети людей и богов назывались «герои» _______
10.Одиссей был героем? _______
Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
- Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают:
А) Эсхила
Б) Гомера
В) Гесиода
Г) Аристофана
- Укажите, что не поделили между собой Гера, Афина, Афродита:
А) зеркало – подарок Зевса
Б) золотую оливку
В) золотой апельсин
Г) золотое яблоко
- Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:
А) царь Приам
Б) царевич Парис
В) герой Ахилл
Г) герой Тесей
- Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками?
А) Афина
Б) Гера
В) Артемида
Г) Афродита
- Греки одолели троянцев:
А) в честном бою
Б) при помощи подкопа под стену
В) при помощи деревянного коня
Г) с помощью богов
6. Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя
в виде:
А) путешественника «Одиссея»
Б) слепого сказителя Демодока
В) царя Алкиноя
Г) царя погибшей Трои Приама.
Источники информации:
1.ВигасинА.А. и др. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.Просвещение 2004
2.МарьяноваО.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: методическое пособие. М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2009
3.Трухина Н.Н. История Древней Греции: эксперементальный учебник. М.:МИРОС, 1993
4.Ботвинник М.Н. Мифологический словарь. М.Просвещение, 1985.
5.Инфомация из глобальной сети Интернет: www. Google.ru
6.http://grechistory.ru
7.http:// www.greekroman.ru
8.http:// mify.org/kun.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Древнейшие люди" 5 класс
Методическая разработка соответствует новым стандартам....
Методическая разработка урока для 5 класса по Истории Древнего мира по теме: "Первый властелин единого Китая"
конспект урока...
Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс
Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...
Методическая разработка "Искусство Древней Греции. Керамика"
Конспект урока по теме "Искусство Древней Греции. Керамика."Детские работы....
Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"
Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...
Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....
Методическая разработка урока "Древнейший Рим", 5 класс
Методическая разработка урока «Древнейший Рим», 5 класс, 2018г. Результат: демонстрация в рамках школьного этапа конкурса «Учитель года-2018», победитель. Материал (из-за больш...