Игровые технологии на уроках истории (из опыта работы)
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Материал предназначен для учителей истории, работающих в 5-7 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tekhnologii_sukhovetskiy_a.p.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска
Игровые технологии
на уроках истории
(из опыта работы)
Суховецкий Александр Петрович –
учитель истории и обществознания.
Бирюсинск – 2014 г.
История, одна из самых увлекательных наук, может превратиться в скучнейшее школьное занятие, если сводить его к заучиванию имен и дат. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Сегодняшняя школа не остается в стороне от перемен, происходящих в мире. Неизмеримо расширяется предметно – информационная среда: телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие получаемой информации. Однако зачастую все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. Актуальной задачей школы становится: предоставления учащимся возможности для активного овладения знаниями, развития навыков самостоятельного отбора и оценки получаемой информации. Одной из форм обучения, которые могут развить подобные навыки является дидактическая игра.
Игра для школьника важна, понятна, злободневна – это часть его жизненного опыта. Обучение в игре « происходит незаметно для ребенка, так как все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на уроках в школе» ( О.А. Дьячкова. Игры школьников. М. Учпедгиз., 1955 г. стр. 176)
Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих (взрослых) соображений удобства.
Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрежку. В игре знания усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды.
Цель предлагаемых вариантов игр – занимательность их для школьников и простота исполнения для учителя. Многие игры не нуждаются в особом реквизите и довольно просты в исполнении. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут т.е. часть урока, а не весь урок.
Применение игровых технологий
Более привлекательными и результативными в 5 классах оказываются уроки с элементами игры. игровой характер создает творческую раскованность и позволяет проявить себя и слабым ученикам. Участвуя в игре каждый учащийся приносит в зачетную копилку своей команде определенное количество баллов. В этом случае достигается результативность повторительно – обобщающихся уроков. (Повторительно- обобщающие уроки по разделу: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим.) Можно проводить по принципу телевизионной передачи: Что? Где? Когда? Но это требует определенной подготовки связанной с оборудованием (волчок. скрипичный ключ, песочные часы). Я предлагаю более упрощенную схему проведения урока:
- Перед началом игры класс делится по рядам - командам
Игра состоит из двух туров.
1 тур. Одна команда остается у доски. Ей задают вопросы по всей изученной теме представителями других команд.
Обсуждение вопроса командой занимает 15 сек. Отвечает один ученик. С учетом досрочного ответа экономится 15 сек. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде.
2 тур. Каждой команде задают только 10 вопросов.
В зачет команде идут только правильные ответы. Фиксацию баллов осуществляет учитель на доске. В игре бывают жаркие минуты азарта, поэтому предусмотрены штрафные санкции в виде снятия баллов. Итоги игры подводятся по рядам командам с учетом набранных баллов за два тура.
Команда победительница получает «5» (Игра длится 30-35 минут)
В учебном процессе находятся также следующие варианты коротких дидактических игр: Игра «О ком сказано» Задаются вопросы, дети должны быстро ответить на него. Возможен индивидуальный ответ (1 ученик), либо группой (3 человека – от каждого ряда по одному ученику)
Игра рассчитана на 5-7 минут.
Пример. 1. Первый царь Рима
2. Последний император Рима
3. Император, признавший христианское учение и т.д.
Итого задается 15-16 вопросов.
Перспективными видами обучения на уроках истории средних веков в 6 классах является моделирование (различные виды игровой деятельности), коммуникативная (элементы дискуссии), исследовательская (короткие сообщения). Для шестиклассников актуальна потребность в игре. Такие уроки расширяют кругозор учащихся, позволяют в игровой форме проверить глубину знаний каждого ученика, познакомить класс с большим объемом интересных фактов.
Игра «Вспомните и назовите» из предложенного перечня на слух выберите и отметьте факторы, характеризующие варваров:
- Образовали ряд государств
- Исповедовали ислам
- На знали письменности и т.д. (игра рассчитана на 5-7 минут)
Игра «Брейн-ринг». Правила игры:
- Класс делится на 4-5 команд
- Каждая команда должна принять участие в игре не менее одного раза
- Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор кому отвечать от имени команды
- Правильный ответ - «5» баллов, ответ с неточностью – «3» балла
Игра «Поле чудес»
Оборудование игры: игровое поле, волчок, бумажные буквы в квадрате.
Ход урока: Учащимся заранее дается задание составить кроссворды на заданную тему. Авторы лучших кроссвордов приглашаются на игру.
Правила игры такие же как в телевизионной передаче.
При изучении темы «Родной край» в 7 классе использую урок – экскурсию в краеведческий музей г. Бирюсинска. На таком уроке реализуется связь теории с практикой (учащиеся дополняют полученные в школе знания практическими)
- исторический диктант с ошибками (на предмет знаний исторических фактов, событий, явлений)
1 балл – верный ответ
0 баллов – неправильный ответ
За 10 ответов – «5»; 9 – «4»; 8-«3»; 6-«2»
- Тест с закрытым ответом (проверка знаний, умений навыков учащихся на уровне узнавания) Тест должен состоять из достаточного для проверки знаний, умений по теме количество вопросов.
Задача учащегося: выбрать из предложенных ответов правильный.
Пример:
- Соотнесите явления (понятия или события) с именем монарха, при котором они происходили
- Расставь попарно. Название приказа должно соответствовать его функциям.
- Тест с обратной связью (активизация обучающей функции, при
контроле знаний учащихся по пройденному материалу).
Сообщается тема по которой будет проводится контроль, количество вопросов, время на ответ Ученики отвечают письменно. Если ответа у учащегося нет, то он ставит прочерк.
Пример: Раздел: «Россия от Петра Великого до Екатерины Второй»
- Каковы причины возникновения мануфактур?
- Чем отличались вотчинные и посессионные мануфактуры?
- Можно ли назвать реформами изменения в стране, которые имел в виду Емельян Пугачёв? и т.д. (5-10-15 вопросов)
Эталоны ответов находятся у учителя. Проверка проводится в классе. Ответ оценивается от 0 до 1 балла. Учащиеся подсчитывают свою отметку. Суммируя баллы по каждому вопросу, учащиеся получают какую - то сумму баллов. Если всего было 5 вопросов, то сумма баллов превращается в отметку. Если было 10, то сумму баллов необходимо разделить на «2», в результате чего получится отметка. Подсчитывается количество учащихся получивших «5», «4», «3». Результаты на доске. Это делается для того, чтобы каждый учащийся видел (свое место в классе) как он справился с повторением пройденного материала. Округление: 4,5 в сторону увеличения т.е. «5»; от 3,5 до 4,4 – «4»; от 2,5 до 3,4 – «3».
Проверку знаний за курс 7 класса провожу в форме игры «Историческая мозаика» (можно между параллелями)
Хронологические рамки игры: Россия в XYII–XYIII вв.
В игре затрагиваются проблемы важные, значимые, влиявшие на судьбы страны и мелкие, на первый взгляд не серьезные, но отражающие ту или иную сторону человеческой жизни в прошлом.
Условия игры:
Игра состоит из трех туров:
1 тур – Россия в XYII веке
2 тур – Россия в первой половине XYIII века
3 тур – Россия во второй половине XYIII века
(В игре применяются фишки)
Внутри каждого тура выдержана одна и та же типология заданий под рубрикой: «История в лицах», «История в датах», «Выберите правильный ответ», « Работа над ошибками», а также представлены конкурсы и фрагменты затрагивающие русский быт. Участники игры выполняют задания получая за правильный ответ от 1 до 5 баллов.
Со зрителями во время выполнения заданий участниками игры проводятся разминки: «Поймай дату», «Напиши название изображенного оружия», «Соотнесите номера с рисунков с названиями судов петровского времени». (Рисунки с изображением оружия и судов раздаются зрителям заранее)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии на уроках истории ( из опыта работы)
представлен опыт работы с использованием ИКТ на уроках истории...
«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).
В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....
выступление на педсовете "Игровые технологии на уроках истории"
1. Теория игры.2. Актуальность использования игровой технологии.3. Из опыта работы....
Из опыта работы. Игровые технологии на уроках истории.
В современном постиндустриальном обществе перед нами стоят, как и в прошлые времена, вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появился еще один: “Как у...
Применение игровых технологий на уроках математики (из опыта работы Центра образования)
В Центрах образования учатся те, укого проблемы с поведением и почти в 100% случаев проблемы с обучением. Когда в 9 класс приходит ученик который не знает таблицу умножения, а в классе ещё 25 человек ...
Игровые технологии на уроках истории."Страна древних пирамид" обобщающий урок-игра.
Урок проводится в форме телеигры "Своя игра" после изучения темы "Древний Египет" в 5 классе. Можно провести на обобщающем уроке или во внеклассной работе....
Применение кейс-технологии на уроках истории ( из опыта работы)
Кейс-технологии как один из новых методов современной школы. Его применение и достоинства методов ситуационного анализа и ситуационно-ролевых игр....