ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье».
методическая разработка по истории (5 класс)

Дмитриева Лидия Николаевна

Разработка урока - проекта по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_uroka_istorii_dmitrieva_l.n._5_klass.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Деденевская общеобразовательная школа им.Н.К.Крупской

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по истории Древнего мира в 5Г классе

по теме: «Древнее Междуречье»

Дата проведения: 23.10.2018 г.

Учитель: Дмиитриева Лидия Николаевна

Технологическая карта урока  по теме: «Древнее Междуречье».

Тема урока

Древнее Междуречье

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях  жителей Древнего Междуречья 

Образовательные
ресурсы

 Учебник : Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История древнего мира 5 класс, Просвещение, М, 2015,  с. 65-69

   Презентация по теме: «Древнее Междуречье», разработанная учителем.

   Книги для учителя:

Андреевская Т. П. Страницы истории Древнего Востока. Методические рекомендации, СПб, 1995, с. 24-29

Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира, М, Просвещение,1996, с. 45-56.

Годер Г.И. История Древнего мира, рабочая тетрадь часть 1.,М, 2010, с. 39,42-45.

Петрович В. Г. Петрович Н. М. Уроки истории, М, 2004, с.43-47.

Атлас история Древнего мира, М, Издательство ДИК, Дрофа, 2010, с. 8-9.

Мифы древнего мира, Каравелла, СПб, 1995,с.76-101.

Интернет-ресурсы.

Структура урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

План урока (основные вопросы изучения материала)

       I. Междуречье – одна из стран Древнего мира.

II. Природно-климатические особенности Двуречья:

1. Происхождение названия страны.

2. Взаимосвязь природно-климатических условий и образа жизни, занятий шумеров и аккадцев:

а) трудности развития земледелия;

б) предпосылки и особенности развития торговли.

III. Религия Древнего Междуречья:

1.Зиккурат – главная храмовая постройка шумерских городов;

2. Пантеон богов Двуречья:

а) Шамаш;

б)  Син;

в)  Иштар;

г) Эа.

IV. Глина – главный строительный материал Двуречья.

V. Обучение в школах Междуречья:

1. Письменные принадлежности шумерских школьников.

2. Особенности процесса обучения;

3. «Миф о потопе» - главное «учебное пособие».

VI. Вклад учёных Междуречья в развитие математики, астрономии, медицины.

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

  Зиккурат, клинопись

Домашнее задание

 Параграф 13 - пересказ, конкурс на лучший кроссворд по пройденной теме, карточки

  для желающих получить дополнительную оценку.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

 а) познакомятся с  особенностями природы и климата Междуречья;

б) осознают, что  Междуречье – страна  торговых городов;

в) осознают, что отсутствие в стране иных строительных материалов предопределило большую роль глины в жизни шумер и аккадцев;

г) актуализируют и углубят  понятия: глина, религия;

д) познакомятся с пантеоном богов Междуречья;

е) будут иметь представление о  письме Междуречья и  о его особенностях;

 ж) познакомятся с новыми понятиями : зиккурат, клинопись;

з) узнают   особенности процесса обучения в школах Междуречья;

и) познакомятся  с мифом о всемирном потопе и осознают, что  представления древних шумер о богах отразились во многих более поздних религиях;

к) узнают о  вкладе учёных Месопотамии в развитие математики, медицины, астрономии.

Познавательные: 

а) продолжат  формирование умения работать с исторической картой, ориентирования  по ней, использовать её в качестве источника информации о государстве.

б) продолжат  формирование умения работать с текстом учебника, применять приобретённые посредством этого знания для ответа на вопросы учебного задания;

в) продолжат формирование умения отвечать на вопросы учителя, обобщая известную информацию, делать выводы, рассуждать.

в) продолжат учиться  работать с наглядностью как с историческим источником;

г) начнут  формировать умение работать с текстовым историческим источником (на основе чтения записок Геродота);

д) начнут формировать умение  сравнительного анализа  государств (на основе сопоставления природных особенностей Древнего Египта и Междуречья, религиозных представлений народов).

е) продолжат  формирование умения устанавливать  причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

ж) продолжат учиться вести краткий конспект урока, грамотно оформлять свои записи.

Коммуникативные: продолжат учиться   взаимодействовать друг с другом; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером.

Регулятивные: смогут принимать  учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Сохранят мотивацию к

учебной деятельности;  

осознают необходимость  восприятия мира во всём его многообразии и готовность менять свои представления о нём.

 

Деятельность учителя.          Деятельность учащихся.

Наш с Вами сегодняшний урок  я хочу начать несколько необычно - с обращения к картине  художника Айвазовского.

Рассмотрите, пожалуйста, картину   на электронной доске.

  • Какой мифологический сюжет, на Ваш взгляд, она отражает?

В сказаниях многих народов и в Библии говорится о потопе, посланном богами в наказание людям.

Долгое время описание потопа считали вымыслом. Однако  при раскопках города Ура археологам под слоем ила удалось обнаружить руины поселения, буквально смытого стихией  с лица земли.  Учёные доказали, что это следы великого потопа, некогда бушевавшего в   Древнем Междуречье.

Итак, сегодня мы с вами начинаем разговор об ещё одной стране Древнего мира – Междуречье.

  • Давайте в наших тетрадочках запишем тему урока «Древнее Междуречье».

Не забывайте темы уроков выделять цветными ручками или  карандашами, чтобы было легче ориентироваться в собственных записях.

  • Как думаете, что уже можно предположить о стране, зная только то, что её жители  создали миф о потопе?

  • Давайте проверим наши предположения.  А для этого обратимся к исторической карте на  с. 33 ваших учебников (перед темой «Древний Египет») и выясним особенности её географического положения. О чём говорит нам карта?
  • Кто догадался, почему страна носит такое необычное название? Предположите, как ещё могли называть это государство?

Междуречье, Двуречье, Месопотамия и даже Вавилония (по имени самого крупного города страны Вавилона).

  • А  может быть кто-нибудь знает, какие страны сегодня территориально находятся на землях древней Месопотамии?

Сегодня это территории Ирака, части Ирана, Сирии и Кувейта.

  • Ещё раз посмотрим на карту. Исходя из условных обозначений, расположения страны предположите, каковы особенности  природы и климата Междуречья?
  • Можно ли утверждать, что природные условия Двуречья были сходны с теми, которые были в Египте?
  • Как вы думаете, как влияли перечисленные вами природные и климатические условия на жизнь и занятия жителей Междуречья?

Если не прозвучит мысль об отсутствии дерева, можно попросить сделать предположение о  причинах, по которым богатые вавилоняне в завещании среди прочего имущества указывали деревянные кровати и двери.

   Климат на севере и юге Междуречья был неодинаков: на севере  зимой  иногда выпадал снег, а весной и осенью  шли дожди, на юге же всегда было сухо и жарко.

  • Предположите, как приходилось действовать жителям севера и юга страны, чтобы земледелие было одинаково успешным?

Давайте запишем в наших тетрадках краткий  вывод.

Для успешного земледелия на севере требовалось строить насыпи (осушать), а на юге – рыть каналы.

Почва в Междуречье была даже более плодородна, чем в Египте,  и  земля давала богатейший урожай зерновых культур и овощей.

  • Жителей Междуречья повсюду окружала вода.

Какие преимущества и какие недостатки можно выделить в связи с   наличием в стране двух полноводных рек?

Ветра, которые дули с Персидского залива гнали на берег большие волны, в результате чего вода в Тигре и Евфрате  поднималась, и происходили наводнения.

Египтяне, как вы помните, тоже сталкивались с  разливами, предположите, почему в отличие от жителей Двуречья, египтяне их не боялись? (Вспомните, как и когда происходил разлив Нила в стране фараонов)

  • Вернемся к нашему вопросу, можно ли усмотреть что-то положительное в факте существования в стране Тигра и Евфрата?

И вверх и вниз по Евфрату двигались торговые суда. Их мастерили из ивовых прутьев и обтягивали шкурами животных, а иногда делали  из тростника.

Случалось, плывущие навстречу друг другу корабли сталкивались. Виновными в Междуречье всегда считались корабельщики того судна, которое шло против течения; они выплачивали штраф.

  • Как думаете, справедливо ли это? Почему?
  • Какие выводы из факта существования такого правила мы можем сделать?
  • Определите, опираясь на нашу карту, какие крупные города Двуречья могли участвовать в торговой деятельности?

Каждый из названных вами городов являлся, по сути, визитной карточкой страны, а потому правители Месопотамии заботились об их благоустройстве (в городах часто гостили заморские купцы).

Главной достопримечательностью любого города в Междуречье был зиккурат.  Так назывался храм бога-покровителя города.

Рассмотрите фотографию сохранившегося до наших дней храма.

  • Какие особенности зиккурата вы могли бы отметить?

Новые храмы обычно сооружались на месте старых. Вследствие этого платформы храмов становились всё более и более высокими, а сам храм напоминал ступенчатую башню.

  • Предположите, каким ещё целям, кроме религиозных,  могла служить такая башня?

Зиккурат служил последним прибежищем во время наводнений и нападения врагов.

Давайте сделаём ещё одну важную запись в наших тетрадочках:

Зиккурат- главный храм города в виде высокой ступенчатой башни.

  • В честь каких богов древние шумеры и аккадцы  строили свои зиккураты?

Выясните это, прочитав  п. 3 &13 («Башни от земли до неба») заполнив пропуски в  задании №   в распечатке.  Тот из вас, кто окажется наиболее быстрым и успешным, сможет получить первую пятёрку во второй четверти.

Дома, я просила вас на дополнительную оценку почитать вавилонские мифы и выяснить, что общего в религиозных представлениях египтян и жителей Древнего Междуречья? Попробовал ли кто-нибудь выполнить это задание? Что получилось?

Итак, в Междуречье в честь богов мастера возводили величественные зиккураты.

Однако давайте задумаемся, чтобы построить такие  башни, нужен строительный материал -  камень или дерево! Мы с вами выяснили, что в Междуречье ни того, ни другого не было. Привозные же камень и лес были дороги. Между тем известно, что жители приспособились к таким условиям и нашли  материал, из которого смогли строить дома, изготавливать посуду, печи и даже детские игрушки! Согласно мифам из него боги создали и первых людей!

  • Что это за чудесный материал?  Кто догадался?

Учёные считают,  что гончарный круг был изобретён именно в Двуречье.

Известно, что глина применялась даже в вавилонских школах.

  • Есть предположения, каким образом её использовали при обучении детей?

Папируса в Двуречье не было, а вот глина была самым доступным материалом. Ученики в школах писали на глиняных табличках.  Чтобы табличка сохранялась дольше, глину сначала вымачивали в воде (все примеси оседали на дно),  а затем на мягкую ещё глину наносили заостренной палочкой знаки в форме клинышек.

Давайте запишем:

Особое письмо Междуречья – клинопись.

Чтобы нам с Вами легче было представить, как глина  могла заменить ученикам Двуречья нашу обычную тетрадь, я по каждому ряду пускаю коробочку с кусочком глины и палочку, для выдавливания письменных знаков. Каждый из Вас вполне может представить себя учеником вавилонской школы и даже поупражняться в письменности.

В клинописи Междуречья было несколько сотен знаков, а потому, читать и писать здесь было не легче, чем в Египте.

Обратите внимание на иллюстрацию на с. 68 ваших учебников «Школа в Двуречье».

  • Попробуйте объяснить, как происходило обучение?

Кто этот человек на первом плане, ближе к нам, слева? Чем он занят?

Сегодня, для исправления ошибок мы используем замазку, египтяне использовали особый материал и даже язык.

  • Предположите, как исправляли ошибки ученики в Месопотамии?

  • Попробуйте сравнить обучение в школах Египта и Междуречья.  Какие общие, а какие отличные черты можно отметить?

Образованные жители Междуречья подарили миру свои знания по математике, астрономии и медицине.

Только в XX веке астрономы доказали существование 10-й планеты, находящейся за орбитой Плутона, а описание этой планеты мы находим в шумерских клинописных источниках. Доктора Междуречья успешно лечили переломы, проводили хирургические операции, назначали больным настои лекарственных трав и массажи.

 При наличии времени:

В законах одного вавилонского царя было сказано:

«Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию и спас человека, то он может получить 10 сиклей серебра, если вылечил перелом – 5  сиклей».

В  те времена за 1 сикль серебра можно было купить

 хорошую свинью или запас хлеба на 5 месяцев вперед (на 1 человека).

  • Исходя из этих сведений, предположите, пользовалось ли популярностью обращение к врачам?

Чаще, согласно описанию греческого историка Геродота, больного просто приносили на рынок.

  • Как думаете, зачем? Кто и чем мог помочь больному на рынке?

  • Насколько, на Ваш взгляд, эффективно такое лечение?

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с Древним Междуречьем. Всё ли вы поняли и запомнили?

Давайте проверим себя, обратившись к заданию № … в распечатках. Ваша задача поставить только + (согласие) или – (несогласие) с утверждением.

Д/з & 13 читать, карточку подписать и заполнить.

Деятельность учащихся.

Миф о всемирном потопе

Делают записи в тетрадях

Её жители верили в богов, страна была как-то связана с водой.

Расположена между двумя реками Тигром и Евфратом, впадающими в Персидский залив.

Двуречье.

Ирак, части Ирана, Сирии и Кувейта.

 

Жаркий климат. Зелёный цвет на карте  говорит о низменностях – много влаги, возможно, болотистые почвы (нужно осушать);

Да, хотя нет гор.

Почвы, скорее всего, благоприятны для земледельческих работ;

Нет гор - нет камня для строительства;

Наличие двух полноводных рек – условие для развития торговли.

Делают записи в тетрадях

--- Существовала угроза наводнения

+++ Можно было торговать

Вспомним снежную горку: вниз несутся санки, вверх поднимаются лыжники. Очевидно, что дорогу нужно было уступить тем, кто плывет вниз по течению. Им сложнее затормозить.

Существовало интенсивное судоходство, была развита торговля; раз существовало правило, значит такие столкновения не были редкостью.

Ур, Урук, Вавилон, Лагаш, Ниппур и др.

Зиккурат отличают мощные и высокие стены, сложенные из сырцового кирпича.

Здесь могли хранить городские богатства, запасы продовольствия.

Делают записи в тетрадях

Читают и выполняют задание.

Шамаш-бог солнца, Син-бог луны, Эа – бог воды, Иштар – богиня любви и плодородия.

Хотя от долины Нила до берегов Тигра и Евфрата сотни километров пути между египетскими и вавилонскими мифами много общего. Оба народа верили, что мир создан из воды. И египтяне и шумеры поклонялись богу солнца (Ра/Шамаш), природы (Осирис/Тамуз), луны, плодородия (Исида/ Иштар)  и многим другим. И там и там боги во всём похожи на людей, они враждуют, страдают, сплетничают и смеются совсем как обычные люди.

глина

Её могли использовать в качестве материала для письма.

Делают записи.

Учителем выступал пожилой, мудрый человек. Мальчики писали тексты на глиняных табличках. За дисциплиной на уроке следил помощник учителя, готовый с помощью палки наказать нерадивых учеников.

Достаточно было просто смять глиняную табличку и написать слово заново.

Общие черты: 1. обучение было доступно только богатым людям; 2. образование получали только мальчики. 3. основные предметы-

письмо и счёт.4. не желавших учиться, ленивых строго наказывали.

Отличительные черты:

1.разные материалы для письма (папирус/глиняная табличка);

2. особое письмо (иероглифы/клинописные знаки)

 

Нет, это очень дорого.

На рынках бывало немало людей. Всегда можно было попросить помочь советом тех людей, которые когда-то перенесли то же заболевание.

Проверяют и оценивают собственные знания.

Материалы домашнего задания.

Карточка №1

1. Двуречье лежит между двумя большими реками __________ и ____________.( Показать реки, их названия)

Почвы в Южном Двуречье удивительно ______________.

2. Разливы рек проходили  ______  обрушивались на ____________ и ____________.

3. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло  ____________ на полях.

4. Для орошения  полей и садов  рыли _______________.

Карточка №2

1. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________.

2. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______, в Южном Двуречье не было  ни _______, ни _________.

3. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших __________ __________.

4. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в ____________ домах, в бедных вход закрывали __________.

Карточка №3

1. Над городскими постройками возвышалась ____________   башня, уступы которой поднимались к ____________.

2. Только __________ было позволено подниматься на вершину башни – в __________________.

3. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________

4.Все почитали бога воды _________________, а к богине плодородия и любви ____________ люди обращались с просьбами о богатых урожаях  зерна и о рождении детей.

  1. Учёные жрецы занимались  ____________ и число ____________ считали священным.

Самоанализ открытого урока по истории в 5Г классе

Тема урока: «Древнее Междуречье»

Дата проведения: 23.10.2018 г.

Учитель: Дмитриева Лидия Николаевна

Тип урока :урок изучения новой темы

По тематическому планированию обучения истории данный урок относится к разделу «Древняя Греция» .

Цель: Сформировать у учащихся представление о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях  жителей Древнего Междуречья 

Ведущая технология: технология развития критического мышления.

        Цели поставленные на уроке, я реализовала с помощью различных приемов технологии критического мышления, которые оказались наиболее эффективными:

 - исследовательский метод (самостоятельная работа с текстом);

-  наглядно-иллюстративный метод (презентация);

 - составление «тонких» и «толстых» вопросов (наличие элементов дифференцированного обучения.

        Данный урок был проведен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке использованы следующие режимы работы: «учитель-класс», «учитель-ученик», «ученик-класс»;  запланированы следующие формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая. Для продуктивного и качественного проведения урока использовался печатный раздаточный материал и сопровождение к уроку.

        Урок был начат организованно, был проведен эмоциональный настрой через психологическую установку.

        На первом этапе урока предполагалась проверка знаний раннее изученного материала. Опрос показал высокий уровень подготовки учащихся.

Усвоение новых знаний было достигнуто путем привлечения учащихся к поисковой деятельности.

        После объяснения нового материала была проведена «физминутка» с игровыми моментами по теме урока «Что шумеры изобрели?».

        На этапе обобщения и систематизации знаний учащихся были предложены задания разной сложности. В ходе работы ученики справились с заданием и выполнили взаимопроверку.

        Было дано домашнее задание.

        Психологическая атмосфера урока была комфортной. Положительные эмоции преобладали и у меня и у учащихся. Абсолютно пассивных детей не было. Ребята работали с интересом, охотно шли на контакт с учителем.

        Вывод. В целом, своей цели урок достиг, поставленные задачи реализованы. Я считаю, что выбранная мною структура урока наиболее рациональна, т.к. это позволило активизировать познавательную деятельность учеников. Применение разнообразных видов деятельности и современных образовательных технологий способствовало социализации личности учащихся.

Учитель: Дмитриева Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме "Древний Египет"

слайды по Древнему Египту, небольшая презентация...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/

Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...