Программа летнего отдыха учащихся "Пангодинская волшебная страна"
методическая разработка на тему
Программа построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей». Участниками игры становятся все дети и взрослые лагеря, им присваивается звание «рудокопов», которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Отряды «рудокопов» имеют карту, на которой в ходе игры появляются знаки, указывающие на то, что очередной этап пройден успешно (знаками являются «волшебные алмазы» - талисманы против усыпительной воды). Во время игры (основной период) «Лабиринты бриллиантовой пещеры» команды должны преодолеть все тупики, перевалы и развилки. Каждое утро «Правители стран» ведут «раскопки» и отряд выполняет столько заданий игры, сколько «алмазов» будет найдено. В течение дня отряд выполняет различные задания-конкурсы, чем меньше «алмазов» найдено, тем сложнее задание. Итогом периода является право выхода команды из подземелья в «Волшебную страну», первой будет та команда, которая быстрее всех «усыпит» короля и получит Чудесный свисток Королевы мышей Рамины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pangodinskaya_volshebnaya_strana.doc | 938 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №1 п.Пангоды»
Принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 24 от 28.06.2014 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СОШ №1 п.Пангоды Е.Р. Тимяшева |
Программа
летнего отдыха учащихся
«Пангодинская волшебная страна»
(для детей 7 – 11 лет)
Разработчик программы:
Курищева Ирина Михайловна,
заместитель директора по воспитательной работе
п.Пангоды - 2014
Информационная карта
| «Пангодинская волшебная страна» |
| Цель для подростка – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, приобрести жизненный опыт, содержательно общаться в разновозрастном коллективе, развивать творческие способности, весело и хорошо отдохнуть летом. Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности. |
| С дневным пребыванием |
| Социально-педагогическая |
| Программа построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей». Участниками игры становятся все дети и взрослые лагеря, им присваивается звание «рудокопов», которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Отряды «рудокопов» имеют карту, на которой в ходе игры появляются знаки, указывающие на то, что очередной этап пройден успешно (знаками являются «волшебные алмазы» - талисманы против усыпительной воды). Во время игры (основной период) «Лабиринты бриллиантовой пещеры» команды должны преодолеть все тупики, перевалы и развилки. Каждое утро «Правители стран» ведут «раскопки» и отряд выполняет столько заданий игры, сколько «алмазов» будет найдено. В течение дня отряд выполняет различные задания-конкурсы, чем меньше «алмазов» найдено, тем сложнее задание. Итогом периода является право выхода команды из подземелья в «Волшебную страну», первой будет та команда, которая быстрее всех «усыпит» короля и получит Чудесный свисток Королевы мышей Рамины. |
|
|
| Курищева Ирина Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе |
| Улица Ленина, д.43 |
| п. Пангоды, учащиеся СОШ №1 |
Количество детей, участников программы | 40 человек |
Сроки проведения | 02.06 - 27.06 |
Количество смен | 1 |
Предполагаемый социальный эффект программы |
показатели оздоровления детей. |
Пояснительная записка
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
Государственная политика в интересах поддержки каникулярного отдыха детей осуществляется в процессе создания в России благоприятных правовых, социальных, экологических условий, обеспечивающих детям отдых и оздоровление, необходимых для гармоничного физического и духовного развития.
На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» ежегодно работает пришкольная оздоровительная площадка «Солнышко». Данная программа «Пангодинская волшебная страна» рассчитана на 21 день.
Участники – дети 7-11 лет.
В основе программы лежит педагогика деятельности и педагогика отношений. Основная предпосылка педагогики деятельности: личность развивается в процессе деятельности, поэтому воспитание должно осуществляться при «включении» ребёнка в осмысленную деятельность. Воспитывающая деятельность более эффективна, если она имеет коллективный характер. Идея педагогики отношения – подлинное существование человека возможно, только в точке соприкосновения с другими, т.е. в сфере межличностных отношений. Педагогика отношений развивает личностно-ориентированный подход. Забота о развитии ребёнка, наиболее удачно, выражается во внимании к той системе отношений, в которых он живет и развивается. Поэтому основная задача педагогов – учить детей пониманию отношений. В последнее время наблюдается резкий спад в желании детей участвовать в коллективных делах. Дети почти не знают игр, не умеют организовывать свой досуг. Их внутренний мир состоит из сплошных комплексов, затрудняющих общение. Многие не могут выражать свои эмоции, чувства, принять участие в беседе, убеждать и слушать. Учитывая все это, в программе подобраны игры, конкурсы, развлечения, направленные на раскрепощение ребёнка, на развитие его гуманистических, этических и волевых качеств.
Программа построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей». В ходе смены организуются
3 тематических периода:
I «Я все смогу»;
II «Если с другом вышел в путь»;
III «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
Деятельность в каждый тематический период направлена на решение общих задач программы и логически продолжает сюжетно-ролевую игру «Лабиринты подземной страны». Участниками игры становятся все дети и взрослые, им присваивается звание «рудокопов» которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Игра имеет свои законы, принципы построения, но, несмотря на это, наблюдается ее многовариативность, используются некоторые психологические приёмы и методы:
- эмпатия (способность к самопереживанию);
- рефлексия (процесс анализа и самоанализа);
- методика выбора.
Программа «Пангодинская волшебная страна»:
- По уровню разработки – программа пришкольной оздоровительной площадки дневного пребывания.
- По направленности – комплексная, так как объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей и другой деятельности детского временного коллектива.
- По продолжительности – краткосрочная, так как реализуется только 21 день.
- По форме составления – модифицированная, так как в основе её использованы Интернет-источники.
- По целевой направленности – социально-педагогическая, так как предусматривается работа не только по организации отдыха и оздоровления, но и дополнительного образования детей.
Школа имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
1. Деятельность по развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей и взаимоотношений.
2. Деятельность по совершенствованию коммуникативных качеств и культуры общения.
3. Деятельность, помогающая приобрести опыт организатора, лидера.
4. Деятельность, расширяющая опыт бережного отношения друг к другу, к младшим.
5. Деятельность по формированию потребности создавать вокруг себя мажорную эмоционально-психологическую атмосферу.
6. Деятельность по развитию умений преодолевать трудности и собственные слабости.
7. Деятельность, формирующая трудовые навыки, навыки самообслуживания, обустройства быта.
8. Деятельность по развитию патриотических чувств, устремленности познавать мир.
Игра предполагает 2 уровня целеполагания.
Цель для подростка – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, весело и хорошо отдохнуть летом.
Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности.
Задачи программы
- Осуществить подбор квалифицированных педагогических кадров и провести обучение.
- Создать условия развивающей среды, предоставляющей ребёнку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Предоставить участникам программы для индивидуального выбора максимальное количество направлений деятельности дополнительного образования детей.
- Обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания школьников в период летнего отдыха через организацию интересного, полезного и полноценного летнего отдыха для детей и подростков.
- Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других (организовать деятельность детей и взрослых на основе соуправления).
- Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата учащихся «группы риска» организационными формами занятости.
- Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности.
Детская пришкольная площадка дневного пребывания – это необходимость организации занятости учащихся в каникулярное время с учётом особенностей социокультурной среды посёлка Крайнего Севера; это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по созданию развивающей образовательной среды ребёнка через включение его в разнообразные виды деятельности с целью его успешной самореализации.
Другим важнейшим фактором актуальности проблемы организации летнего отдыха и оздоровления детей является то, что с каждым годом в связи с прогрессирующим ухудшением окружающей среды уменьшается количество здоровых детей. Вызывает тревогу ежегодный прирост процента детей с хронической патологией. После напряженного учебного года все дети нуждаются в оздоровлении в летнее время, а дети «группы риска» и имеющие хроническую патологию в дополнительном специализированном оздоровлении. Таким образом, следует выделить следующие проблемы в организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей и подростков: недостаточная занятость детей и подростков различными видами деятельности в летний период времени; проблемы профилактики детской безнадзорности и бродяжничества; недостаточная организация работы в летнее время с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребёнка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребёнка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства предоставляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Методическое проектирование программы «Пангодинская волшебная страна» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы преследовались следующие идеи:
- Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
- Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
- Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
- Физическое благополучие – сохранение и укрепление ребёнком своего здоровья.
- Психологическое благополучие – комфортное пребывание ребёнка в лагере, снятие стрессовых и конфликтных ситуаций. Создание в коллективе благоприятной атмосферы.
- Интеллектуальное благополучие - реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора, приобретение новых знаний умений и навыков;
- Социальное благополучие – формирование активной жизненной позиции, возможность самореализации, многообразие социальных проб. Социальный статус в коллективе. Возможность самоопределения и совершения выбора.
Принципы программы
Программа опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику пришкольной площадки почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летней оздоровительной площадки предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Особенности воспитательного процесса:
- общность взрослых и детей;
- создание в коллективном творчестве новых традиций;
- передача опыта старших детей младшим;
- 3 основных методических блока: I - деловые игры
II - игровые ситуации
III - тренинги
Показатели развития личности ребенка:
- углубление и расширение знаний о себе (о своих интересах, способностях и возможностях);
- развитие у детей интереса к социальной жизни, готовности участвовать в решении круга социальных проблем;
- гуманизация деловых отношений в коллективе, проявление заботы и взаимной ответственности;
- расширение зоны интеллектуального развития ребенка;
- показатели оздоровления детей.
Самоуправление
Организационно управленческая структура опирается на принципы:
- поддержки и признания детской инициативы;
- индивидуального подхода;
- самостоятельности и ответственности;
- свободного выбора и самоопределения;
- единства цели;
- разновозрастного подхода;
- взаимоподдержки и взаимопомощи;
- самоуправления.
Самоуправление – не управление без взрослых.
На детской пришкольной площадке дневного пребывания создан Большой совет, в него входят министры по различным направлениям, Хранители времени. Совет отвечает на вопрос: «Что делаем сейчас? Что будем делать после?». Координация деятельности происходит при «анализе дневных событий», где анализируются все дела, проблемы, ситуации. На Большом совете можно согласовать действия по выполнению какого-либо мероприятия, проекта, найти точку соприкосновения, если нужно объединиться для решения какой-либо проблемы. Каждый день заканчивается Малым советом, где все рассказывают о проделанной работе, намечают планы на следующий день, поднимают любые темы, важные для лагеря, просто общаются, мечтают. Заседание Большого совета проводится 1 раз в неделю. На заседании Большого совета приглашаются Властелины Подземелий (командиры отрядов) для отчёта о жизнедеятельности «Страны».
Обязанности членов Большого совета
Хранители Времени (2 чел.) – отвечают за организацию жизнедеятельности всех «стран» (занятия в мастерских, хобби-классах, руководство самоуправлением, проведение Малого Совета).
Министр информации – выбирается, информирует «страны» о важных событиях, организует работу Летописцев.
Министр врачевания – организует утренние зарядки, следит за соблюдением правил гигиены, взаимодействует с начальником отдела питания, помогает организовывать спортивные игры, контролирует соблюдение режима дня, организует дежурство в столовой.
Министр по внешним связям – поддерживает отношения между «странами», участвует в подготовке и проведении экскурсий по достопримечательным местам города.
Министр культуры – организует участие в лагерных мероприятиях, участвует в подготовке и проведении «ключевых» дел.
Министр труда – организует трудовые десанты.
Министр образования – контролирует посещаемость занятий в мастер-классе, хобби-классе, оказывает помощь в реализации проектов.
Властелины подземелий (10 чел.) – отвечают за организацию жизнедеятельности в своей «Стране», создают условия для достижения ситуации Успеха ребёнком.
Малый совет собирается в конце дня, для подведения итогов, корректировки плана на следующий день, его проводят Хранители Времени.
Сменное лидерство
Каждый ребёнок имеет право выбирать и быть избранным лидером дня – капитаном. Условия выбора властелина подземелья: на отрядном огоньке, анализируя прожитый в лагере день, ребята выбирают голосованием достойного возглавить отряд, приводят аргументы в пользу своего кандидата. Властелин подземелья – надежный помощник вожатого. Ему дается право сдачи рапорта, участия в жеребьевке, высказывание мнения отряда на Общем сборе. Властелин подземелья имеет свои отличительные лидерские знаки (повязку на голову).
Функции властелина подземелья:
- координирует деятельность отряда в течение дня;
- информирует отряд о планах работы на день;
- оказывает помощь вожатым в решении организационных задач;
- участвует в работе Малого и Большого совета.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
- Временный характер детского объединения.
- Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание на пришкольной площадке очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
- Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
- Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения «трудных», неблагополучных детей.
- Чёткий режим жизнедеятельности – рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Многие дети из года в год посещают пришкольную площадку, поэтому вся её деятельность должна способствовать как формированию традиционных основ деятельности (они способствуют формированию системы воспитательной работы с детьми и педагогическим коллективом и т.д.), так и ежегодному инновационному содержательному наполнению его концептуальной модели, что позволяет организовывать деятельность пришкольной площадки в режиме развития, а не функционирования.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольной оздоровительной площадки начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- подбор кадров для работы на пришкольной летней оздоровительной площадке (воспитателей, педагогов дополнительного образования, других сотрудников);
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольной летней оздоровительной площадки с дневным пребыванием детей «Пангодинская волшебная страна» участниками реализации программы;
- подготовка методического материала для работников пришкольной летней оздоровительной площадки;
- составление необходимой документации для деятельности (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д).
- Организационный этап смены
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча и знакомство детей, создание благоприятного эмоционального настроя;
- предъявление единых педагогических требований к режиму дня и дисциплине;
- проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Пангодинская волшебная страна»
СТАРТ ИГРЫ
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности пришкольной летней оздоровительной площадки.
2. Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды деятельности, реализацию проектов;
- работа творческих мастерских.
В основной период идет развитие сюжета игры, при этом, соблюдается его логика:
- завершение формирования отрядов;
- участие в мероприятиях, делах и играх, дополнительных образовательных занятиях;
- подведение промежуточных и заключительных итогов игры, награждение
3. Заключительный этап смены
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летней оздоровительной площадки в будущем.
Механизм реализации программы
Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно – ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 Тематический период «Я все смогу» 2 тематический период «Если с другом вышел в путь»
3 тематический период «Я, ты, он, она – вместе целая страна»
Финал «От всей души» | Запуск игры, объясняется смысл, выбирается Большой совет создаются атрибуты. Каждый получает визитку Успеха. В ходе игры на ней появляются символы, сообщающие о том, что «рудокоп» достиг определенных успехов. В этот период ребенку важно научиться что-то делать самому: писать стихи, играть, делать поделки из бумаги, сувениры, и.т. д. Здесь невозможно предсказать результаты (кто чему научится?) и дальнейшее развитие. Ребенок выбирает кружок, творческую мастерскую, хобби-класс, где раскрывает свои творческие способности. Количество и тематику можно расширить и дополнить с учетом уровня подготовки, потребностей и запросов детей. Итогом периода будут: выставки творческих работ, презентации, на которых в качестве поощрения каждый ребенок получает фрагмент «Карты Подземелья» для всей команды, если фрагментов недостаточно, команда может выполнить дополнительные задания и получить всю карту. 2 тематический В ходе этого периода ребенок должен стать частью период «Если с дру команды, не растворяясь в ней, не теряя самого себя, вышел в путь» чтобы преодолеть препятствия в «Подземной стране» необходимы взаимная поддержка, взаимопомощь и сотрудничество. Цель игры – добраться до Священного источника, раскопать его, «усыпить 7 подземных королей», найти выход в Голубую страну. Для этого отряды «рудокопов» имеют карту, на которой в ходе игры появляются знаки, указывающие на то, что очередной этап пройден успешно (знаками являются «волшебные алмазы» - талисманы против усыпительной воды). Во время игры «Лабиринты бриллиантовой пещеры» команды должны преодолеть все тупики, перевалы и развилки. Каждое утро «Правители стран» ведут «раскопки» и отряд выполняет столько заданий игры, сколько «алмазов» будет найдено. В течение дня отряд выполняет различные задания-конкурсы, чем меньше «алмазов» найдено, тем сложнее задание. Итогом периода является право выхода команды из подземелья в «Волшебную страну», первой будет та команда, которая быстрее всех «усыпит» короля и получит Чудесный свисток Королевы мышей Рамины. Все действия этого периода происходят в Волшебной стране, где правит Волшебник Изумрудного города, целая страна» только он может разрешить подземным «рудокопам» поселиться в этой стране. «Правители стран» вытягивают жребий (жетон), цвет которого определяет, в какую страну они отправятся. В стране команду встречает волшебница, которая предлагает задание-проект и помогает его осуществить. За хорошее исполнение проекта команда получает символ страны. Итогом периода является дело, помогающее объединить весь лагерь в единое целое, почувствовать общие возможности и способность действовать сообща, найти новые обогащающие друг друга и каждого в отдельности связи: - все вместе добывают символы для одной страны; - все вместе выполняют проект; - все вместе готовят «Великий пир», где состоится презентация Волшебной страны (команды представят и защитят проекты: Символ страны, Гимн, Реклама турагентства, Обряд, Танец, Игра, Город будущего). По итогам всей игры Волшебник Изумрудного города награждает лучших «рудокопов» орденом «Золотого венка», «Серебряного венка», «Бронзового венка». Финал «От всей души» Праздник для тех, кто устроил смену. Это дело, в котором все вместе могут порадовать окружающих, от души поблагодарить людей за их труд и заботу, от души всем вместе попеть песни и вспомнить прошедшую смену. |
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Хобби-классы: «Оригами» - ребёнок учится складывать фигурки из бумаги.
«Акварель» - ребёнок совершенствует свои художественные навыки.
«Букля» - ребёнок учится делать прически.
«Сувенир» - ребёнок учится изготавливать сувениры из разнообразных материалов.
«Коллекция» - ребёнок учится систематизировать и оформлять коллекцию.
Мастер класс: «Игра» - ребёнок обучается методике проведения игр.
«Этикет» - ребёнок обучается правилам и нормам поведения.
«Песня» - ребёнок разучивает любимые песни.
«Волшебное перо» - ребёнок учится писать стихи, рассказы.
ЛЕГЕНДА
Давным давно принц Бофаро из Волшебной страны был изгнан в Подземный мир, своим отцом, на вечное поселение. В стране Подземелье жили человечки Живуны, Мигуны, Прыгуны, Летуны. Прошли годы, и умирая, король Бофаро оставил 7 сыновьям завещание: каждый из них, во избежании ссор и распрей, должен править в королевстве ровно 1 месяц. За порядком будут следить Хранители Времени. В конце концов, человечки устали от такой формы правления. Не было твердых законов, т.к. жители не успевали за месяц привыкнуть к требованиям одного короля, как вместо них появлялись другие. Хранители Времени переводили стрелки часов, чтобы продлить часы правления своего короля. Началась неразбериха со временем. Большой совет решил избавиться от королей, усыпив их водой из Священного источника, но прежде, его нужно найти и раскопать. Человечки, по профессии «рудокопы», отправляются на поиски источника. Они должны пройти Подземный лабиринт, но по дороге попадают в Бриллиантовую пещеру, где их ждут тяжелые испытания, преодолев которые, человечки находят талисманы (алмазы, уберегающие их от испытания). Найдя и раскопав источник, усыпив королей в их Радужном дворце, человечки встречаются с королевой мышей Раминой, которая дарит им Чудесный свисток – символ возвращения на Землю в Волшебную страну. Великий правитель, Волшебник Изумрудного города, разрешает поселиться в Волшебной стране, с условием, что они добудут символы этих стран. Человечки, выполнив все задания волшебниц, получают символы. И наступил Великий пир, на котором человечки представляли свою страну, а Волшебник Изумрудного города наградил самого отважного, решительного, умного орденом «Золотого венка».
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
- Организационный модуль
Формы работы:
- планирование;
- подготовка к летней смене;
- оформление аудиторий;
- подготовка материальной базы;
- определение обязанностей;
- подготовка к сдаче приёмной комиссии;
- организация питания на пришкольной летней оздоровительной площадке.
- Оздоровительный модуль
Формы работы:
- утренняя зарядка;
- организация питания;
- спортивные праздники;
- спортивные секции;
- подвижные игры;
- закаливание (принятие солнечных и воздушных ванн);
- пешеходные экскурсии;
- эстафеты и соревнования;
- работа инструкторов по физической культуре и спорту.
3. Творческий модуль
Формы работы:
- коллективно-творческая деятельность;
- участие в поселковых мероприятиях;
- участие в школьных мероприятиях;
- работа творческих мастерских;
- конкурсы;
- викторины;
- праздники, фестивали.
4.Патриотический модуль
Формы работы:
- посещение краеведческого музея;
- фестиваль;
- встреча с интересными людьми.
Основное содержание программы
Пришкольная летняя оздоровительная площадка работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- Провести витаминизацию питания детей.
- Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности.
Работа пришкольной оздоровительной площадки «Солнышко» включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми на пришкольной летней оздоровительной площадке является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
- спортивные игры;
- эстафеты и соревнования;
- спортивные праздники;
- водные процедуры;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в светлое время суток);
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
-подвижные спортивные игры.
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
- Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
- Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребёнка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его на пришкольной летней оздоровительной площадке.
Формы работы:
Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход; Библиотечный час; Посещение музея; Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека;
Соревнование; Эстафеты; Трудовой десант; Занятия в кружках.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребёнок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учёбе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, даёт ощущение эмоционального подъёма и возможности открытого выражения своих чувств;
- самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры;
- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские;
- общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности на пришкольной летней оздоровительной площадке строится на принципах:
- Добровольности включения ребёнка в досуговую деятельность.
- Альтернативного провождения времени.
- Совместного планирования досуговой деятельности.
- Досуговая деятельность осуществляется на различных уровнях:
- уровень целостного детского коллектива смены;
- уровень отряда;
- уровень организации досуга в группах по интересам;
- уровень конкретного ребёнка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Организация деятельности системы дополнительного образования
Важным направлением воспитательной работы пришкольной летней оздоровительной площадки является система дополнительного образования, деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. На пришкольной летней оздоровительной площадке она представлена деятельностью творческих мастерских.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Работа пришкольной оздоровительной площадки «Солнышко» включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности включает ряд этапов:
- изучение интересов детей;
- презентация мастерских на линейке в начале смены;
- ознакомление детей с режимом работы;
- самоопределение детей и запись их в творческие мастерские;
- деятельность ребят в мастерских;
- текущее отражение результатов деятельности детей;
- подведение итогов работы в конце смены.
Виды творческих мастерских:
Работа по патриотическому воспитанию
Цель и задачи:
- воспитание чувства патриотизма, интереса к малой родине;
- формирование духовного, нравственного, патриотического и эстетического воспитания детей через осмысление настоящего и будущего родного края – Ямало- Ненецкого автономного округа;
- развитие уважительного отношения к историческому и культурному наследию, природному окружению и всему, что входит в понятие «малая родина»;
- содействие творческому развитию личности ребёнка;
- размещение на сайте фотогалереи лучших работ;
- участие в конкурсах различного уровня.
Формы:
- экскурсия в музей, православный храм;
- праздники, посвященные юбилейным датам.
Мероприятия в рамках реализации программы
«Пангодинская волшебная страна»
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
| Апрель-май | Директор, зам. директора по ВР, директор пришкольной площадки |
2. | Определение направлений и форм организации каникулярного времени | Апрель-май | Директор, зам. директора по ВР |
3. | Диагностика Учёт мнений и запросов родителей. Учёт пожеланий учащихся по организации каникулярного времени. Составление карты занятости учащихся в каникулярное время. Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности пришкольной летней оздоровительной площадки. Удовлетворенность работой летней смены. | Апрель-май Май Май Май Май | Педагог-психолог, социальный педагог Директор пришкольной площадки, старший вожатый Директор пришкольной площадки, старший вожатый Директор пришкольной площадки, старший вожатый Директор пришкольной площадки, старший вожатый |
4. | Кадровое обеспечение Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников. Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности летней оздоровительной площадки. Проведение педагогических советов. Проведение производственных совещаний по видам инструктажа. | Апрель-май Май Май | Директор, зам. по ВР, директор пришкольной площадки, старший вожатый Директор пришкольной площадки |
5. | Организация деятельности школьной площадки дневного пребывания Комплектование отрядов. Разработка плана воспитательной работы. Подготовка к сдаче приемной комиссии. Организация питания. | Май | Директор пришкольной площадки Зам.директора по ВР Старший вожатый |
6. | Проведение летней смены | Июнь | Директор пришкольной площадки, старший вожатый педагогический коллектив |
Учебно –тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
| |||||
1. | Здравствуй, театр! Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Рассматривание иллюстраций учебника «Азбука» | 1 | 1 | ||
2. | Таинственные превращения Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Культура и техника речи. Работа над скороговорками. Работа над интонацией. | 2 | 2 | ||
4. | Ритмопластика Совершенствование умений детей создавать образы с помощью жестов, мимики Презентация | 2 | 2 | ||
5. | Презентация «Мастерская кукол». Обучение работе над ширмой Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол | 2 | 1 | 1 | |
6. | Театральная игра Беседа Инсценирование сказки «Радужный дворец», театр «Арлекин» | 2 | 2 | ||
7. | Творческая работа: волшебные превращения Беседа. Творческая работа: чтение стихов наизусть. Участие в конкурсе чтецов (декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца). | 2 | 1 | 1 | |
8. | Экологическая сказка: «Давайте беречь планету» Инсценировка сказки. | 1 | 1 | ||
Итого: | 14 | 4 | 10 | ||
| |||||
1. | «Путешествие в мир звуков» Вводная «Здравствуй, страна звуков»; «Звуки надо уметь слушать»; «Звуки могут рассказывать»; «Звуки музыкальные и немузыкальные»; Церемония представления Подземного королевства (Радужный дворец) | 2 | 1 | 1 | |
2. | «Царство размеренной жизни» Вводная «В царстве размеренной жизни»; «Ритм в нас и вокруг нас»; «Ритм в музыке и изобразительном творчестве»; «Ритм и движение»; «Музыкальные жанры» | 1 | 1 | ||
3. | «Все имеет свой голос» Вводная «Тембровые краски»; «Тембр и образы»; «Тембровые краски голоса»; «Тембр в инструментах»; Отрядный огонёк «Свеча» | 2 | 1 | 1 | |
4. | «Выразительность музыкальных звуков» Вводная «Выразительность музыкальных звуков»; «Сила звука и динамический слух»; «Настроение в музыке»; «Темп – один из элементов выразительности в музыке»; «Музыка лета»; «Здравствуй, лето!» | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 7 | 3 | 4 | ||
| |||||
1. | Введение. Правила безопасного поведения при проведении подвижных игр. | 1 | 1 | ||
2. | Игры с закрытыми глазами Друг для друга потруднее Игра – прятки «Золото хороню» Жмурки со жгутом | 1 | 1 | ||
3. | Игры для развития ловкости, быстроты, реакции, бега Ловкие ребята Быстро шагай По местам Не давай мяч водящему | 1 | 1 | ||
4. | Игры на развитие внимания Карлики-великаны Колпак мой треугольный К своим флажкам Птицы и клетка | 1 | 1 | ||
5. | Эстафеты Правила безопасного поведения при проведении эстафет Способы деления на команды. Считалки Эстафеты с мячом Эстафеты с обручем Подражание зверям и птицам. | 1 2 | 1 | 2 | |
Итого: | 7 | 2 | 5 | ||
Итого: | 28 | 9 | 19 |
План-график мероприятий программы
«Пангодинская волшебная страна»
1 день Прием детей. «Игры на знакомство» Анкетирование. Цель: знакомство ребят с лагерем, выявление организаторских способностей Игра «Развед-шоу». «Цветопись» Отрядный огонёк «Цепочка» Малый совет. | 2 день Сбор планирования. Выборы органов самоуправления Большого совета. Игра: «Тайны лагеря» (о законах и традициях) Игра: «Завещание короля» (план на будущее) Цель: введение детей в программу смены, распределение в творческие группы, создание атрибутов. «Цветопись» Отрядный огонёк «Цепочка» Большой совет. | 3 день Открытие лагерной смены. Церемония представления Подземного королевства (Радужный дворец) представление мастерских, мастер-классов. «Цветопись» Отрядный огонёк «Машина времени» Малый совет. | 4 день Правление короля I (красный) День сладкоежек. Мастер-класс. Хобби-класс. Творческие мастерские. Конкурс веселых поваров «Шуточное меню» «Цветопись» Отрядный огонёк «Свеча» Малый совет. |
5 день Правление короля I (красный) Исторический день. Игра: «В глубь веков» Посещение музея. Операция «Осторожно, клещи!» Мастер-класс. Хобби-класс. Творческие мастерские «Цветопись» Отрядный огонёк «Наедине с собой» Малый совет | 6 день Правление короля II (оранжевый) День путешествий. Игра: «Кругосветка». Игра: «Летающий ковер Арахны» Мастер-класс. Хобби-класс. Творческие мастерские «Цветопись» Отрядный огонёк «Свеча» Малый совет. | 7 день Правление короля II (оранжевый) Веселый день. Игра: «Цирк приехал» Приглашает театр «Арлекин». Мастер-класс. Хобби-класс. Творческие мастерские «Цветопись» Отрядный огонёк «Чёрные и белые стулья» Малый совет. | 8 день Правление короля III (жёлтый) День журналистики. Игра « Ура, мы в телевизоре!» Акция «Чистая пятка» «Цветопись» Отрядный огонёк «Письмо другу» Малый совет. |
9 день Правление короля III (жёлтый) День здоровья. Веселые старты. Беседа «Курить – здоровью вредить»
Игра: «Лабиринты Бриллиантовой пещеры» «Цветопись» Отрядный огонёк «Свободный микрофон» | 10 день Правление короля IV (зелёный) Спортивный день Турслёт «Ключ к успеху» Игра «Зарница» «Велогонки» Выпуск сан.биллютеня «Вред табака» Мастер-класс. Хобби-класс. Творческие мастерские «Цветопись» Отрядный огонёк «Ящик Пандоры» Малый совет. | 11 день Правление короля IV (зелёный) Малый совет.День экономии. Деловая игра: «Экономика – Деньги - Бизнес» Мастер-класс. Хобби-класс. Творческие мастерские «Цветопись» Отрядный огонёк «Свободный микрофон» Малый совет. | 12 день Правление короля V (голубой) Экологический день. Трудовой десант «Уборка территории» Конкурс «Экологические рисунки» Игра: «На экологической тропе» Экологическая сказка: «Давайте беречь планету» Акция «Чистая пятка» «Цветопись» Отрядный огонёк «Круг молчания» Малый совет |
13 день Правление короля V (голубой) День творчества. «Я все могу…Один в один» Открытие детской беседки. Выставка творческих работ, презентация. «Цветопись» Отрядный огонёк «Свеча» Большой совет | 14 день Правление короля VI (синий) День песни. Работа в лабораториях (создание творческих проектов) Музыкальный конкурс «Битва хоров в Волшебной стране Оз» «Цветопись» Отрядный огонёк «Паутинка» Малый совет. | 15 день Правление короля VI (синий) День: «А когда наоборот…» Малый совет Утренние «раскопки». Игра: «Радужные странствия» Акция «Чистая пятка» «Цветопись» Отрядный огонёк «Расскажи мне обо мне» Большой совет. | 16 день Правление короля VII (фиолетовый) День доброты Банк «Добрых дел» Работа в творческих лабораториях (создание творческих проектов) «Цветопись» Отрядный огонёк «Письмо из лета» Малый совет. |
17 день Правление короля VII (фиолетовый) Шоу-программа «Звездный небосвод-большие танцы» «Цветопись» Отрядный огонёк «Живой уголёк» Большой совет. | 18-19 день «Праздник воздушных шаров» Отрядный огонёк «Свободный микрофон» Большой совет. | 20день Конкурс рисунков на асфальте «Лето красное пришло …»» Выставка творческих работ, презентация. Большой совет. | 21день Праздник закрытия лагерной смены: «Великий пир» Аллея звёзд. Награждение почётных жителей Волшебной страны. Праздник «От всей души» Большой совет. |
Условия реализации программы
- Нормативно-правовые условия
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 №273-Ф3.
- Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
- Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
- Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
- Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30.06.1999. - № 121.
- Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.
- Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование «4-5 2000 г. Стр. 269.
- Приказ МО РФ № 2688 от 13.07.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г., стр. 249.
- Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций. Журнал «Народное образование» № 3 2002 г., стр. 272.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Департамента образования Надымского района.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Планы работы.
2.Материально-технические условия предусматривают:
- большой спортивный зал;
- малый спортивный зал;
- школьная библиотека;
- столовая;
- игровая площадка;
- спортивная площадка;
- кабинеты;
- комната психологической разгрузки (кабинет психологии);
- ТСО;
- художественные средства, игры настольные и др.;
- хозяйственный инвентарь;
- аудиотека, фонограммы;
- канцелярские принадлежности;
- компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
3. Кадровые условия
№ | Наименование должностей | Количество работников | Ф.И.О. работника | Должность по МОУ |
1. | Директор | 1 | Дворак Анастасия Игоревна | Учитель английского языка СОШ№1 |
2. | Завхоз | 1 | Медведева Светлана Александровна | Заместитель директора по АХР СОШ №1 |
3. | Воспитатель | 2 | Щигалева Елена Анатольевна | Учитель начальных классов СОШ№1 |
Шилина Татьяна Анатольевна | Учитель русского языка и литературы СОШ №2 | |||
4. | Педагог-организатор | 1 | Щеткина Юлиана Георгиевна | Учитель музыки СОШ №1 |
5. | Инструктор по физ-ре | 1 | Брагинец Алексей Степанович | Учитель физ-ры СОШ №1 |
6. | Вожатый | 1 | Юртаева Алёна Алексеевна | Учитель технологии СОШ №2 |
7. | Рабочий по КОЗ | 1 | Пяткова Марина Викторовна | Рабочий по КОиРЗ СОШ №1 |
4. Педагогические условия:
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам летней смены, создание условий для индивидуального развития личности ребёнка через участие в проводимых мероприятиях, в дополнительном образовании по интересам;
- Отбор педагогических приёмов и средств с учётом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления соуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
5. Методические условия предусматривают:
- Наличие необходимой документации, программы, плана;
- Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала летней смены;
- Коллективные творческие дела;
- Творческие мастерские;
- Индивидуальная работа;
- Тренинги;
- Деловые и ролевые игры;
- Соуправление в отрядах.
Система контроля за реализацией программы
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1. | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности. | июнь | Директор летней площадки |
2. | Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Воспитатели |
3. | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Директор летней площадки, отрядные воспитатели |
4. | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | Социальный педагог |
5. | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха за смену. | В течение смены | Педагог-психолог |
В течение смены ведётся ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.
Ожидаемые результаты
- Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
- Расширение кругозора знаний об историческом наследии Родины, воспитание молодого поколения в духе уважения к своим историческим корням и героям нашей истории.
- Формирование желания у детей быть достойными тысячелетней истории России, следовать примеру героев нашей Родины, осознание значимости и величия Победы народов России.
- Формирование коллектива единомышленников - детей и педагогов, взаимодействующих в психологически комфортном климате летней смены на принципах содружества, сотрудничества и сотворчества.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, соуправления, социальной активности.
- Мотивация на дальнейшее творчество и познавательную деятельность по окончании летней смены.
- Личностный рост участников смены.
- Освоение, усвоение и присвоение детьми и подростками традиций лагеря: Добра и Справедливости, Дружеской Помощи и Поддержки, Патриотизма и Гражданственности, Игры и Романтики и др.
Работа в органах соуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
- Лидерские способности.
- Чувство ответственности за весь коллектив.
- Умение общения со взрослыми.
- Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
- Видение ошибок и умение находить пути их исправления.
- Уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребёнка.
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы летней пришкольной площадки проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведённых мероприятиях. Листок откровений постоянно висит на стенде, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном (дружинном) круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 3-4 «кристалликов» - символов рейтинга. Участникам, набравшим 10 кристалликов, вручается кристалл (аглопорит) и звание:
Цветовая гамма:
оранжевый – «рубокоп»,
красный – «мигун»
желтый – «прыгун»
зелёный – «бегун»
голубой - «жевун»
синий- « говорун»
фиолетовый- «летун»
По итогам смены, в каждом отряде определяется тройка (пятерка) лидеров, которые наберут всех больше звёзд, согласно мнению ребят. Эти участники получат звание «Почётный житель» (диплом).
Итогом игрового сюжета смены станет награда и поощрение участников:
- заложение именных звёзд на «аллее звёзд»;
- вручение дипломов, сувенирной продукции и присвоение звания «Почётный житель» самым активным участникам смены, согласно сюжету (личностный рост);
- продолжение книги «Легенды звёзд», куда будут занесены имена и биографии участников, наиболее ярко отличившихся в творческой сфере за время игрового сюжета смены;
- создание итогового фильма по сюжету смены;
- наглядный результат посещения мастер-классов (фильм).
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Основные результаты разработки и реализации настоящей программы:
- усовершенствование программного обеспечения отдыха и досуга детей во время летнего каникулярного отдыха;
- определение перспектив дальнейшего развития программы;
- создание безопасной, комфортной обстановки и психологической атмосферы для детей и педагогов.
Реализация данной программы позволит: детям и подросткам:
- развивать творческий потенциал и познавательную активность через групповые и индивидуальные формы работы;
- осуществить осознанный выбор социальной роли в рамках предложенных игровых моделей;
- сформировать навыки бережного отношения к природе, разумного и гуманного поведения в природе;
- приобрести опыт коллективного творчества, толерантного общения, выработки индивидуальных стратегий и тактик эффективного партнерского общения.
педагогам:
- выйти на уровень сотворчества детей и педагогов;
- приобрести навыки в работе по формированию здорового образа жизни детей, проектирования и конструирования эффективных средств общения с детьми и сотрудниками;
- приобрести новый опыт организации игровой и познавательной деятельности детей, возможность применения этого опыта в основной педагогической деятельности.
Критерии оценивания итогов летнего отдых детей:
К1 (валеологический) - определяется медиками на начало и конец смены. Показывает полноценность питания, уровень двигательной активности, физического здоровья детей.
К2 (психологического комфорта) - психолог по результатам анкетирования
устанавливает отношение детей к школе, работе пришкольной площадки; анализирует таблицу эмоционального настроя ребёнка, делает выводы.
КЗ (индивидуально-личностное развитие) - воспитатели, инструктор по физической культуре, зав. творческой мастерской по результатам анкетирования, наблюдений устанавливают широту и устойчивость интересов учащихся, степень их соучастия, ответственности.
Мониторинг реализации программы
Для оперативного слежения, анализа процесса реализации программы, прогнозирования, необходимой корректировки и планирования управленческих действий необходим мониторинг - систематические стандартизированные наблюдения и отслеживание функционирования и развития системы. С этой целью необходим периодический сбор информации по единым критериям.
Блоки мониторинга | Система показателей |
Воспитательный | Воспитанность детей в следующих сферах:
- эстетическая (творчество, способность к самопрезентации, самовыражению) |
Социальный |
|
Экономический | - обеспеченность методической базы современными пособиями, программами и тд; |
- уровень материально-технической оснащенности. | |
Инновационный | - количество педагогов, работающих в инновационной режиме; -эффективность использования современных педагогических технологий; - методическая обеспеченность инновационной деятельности. |
Кадровый |
|
Организационно управленческий |
-уровень организации научно-методического сопровождения реализации программы;
|
Информационно познавательный |
|
Приложения
Анкета
- Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
- Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
- Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
- Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
- Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
- Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
- Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
- Что ты рассказываешь дома о лагере?
- Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
- Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
- Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
- Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
- Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
Анкета для выявления психоэмоционального состояния отдыхающих
- Нравится ли тебе находиться в лагере?
- да;
- да, но не совсем,
- не знаю,
- не нравится
- Легко ли тебе дается общение с ребятами?
- да,
- скорее да, чем нет;
- трудно сказать,
- скорее нет, чем да, нет.
- Попробуй определить свое состояние в лагере: отметь нужное:
- беспокойство,
- тревожность,
- страх,
- сонливость,
- бодрость,
- активность,
- спокойствие,
- затрудняюсь ответить
- Что ты чувствуешь в течение дня?
- усталость;
- успех,
- радость;
- огорчение;
- другой ответ
- Какие у тебя отношения с ребятами в отряде?
- дружеские со всеми;
- дружу, но не со всеми;
- ни с кем не дружу;
- плохие отношения;
- другой ответ
- Как к тебе относится вожатый?
- доброжелательно;
- не замечает;
- постоянно придирается;
- затрудняюсь ответить.
- Оказывает ли тебе вожатый тебе, какую либо помощь?
- да, всегда;
- иногда, когда это необходимо;
- редко;
- никогда;
- не нуждаюсь в помощи.
- Как ведет себя вожатый во время конфликта?
- сохраняет полное спокойствие;
- теряет самообладание;
- ищет способы устранения конфликта;
- затаит обиду;
- другой ответ
- В каком настроении чаще всего вожатые общаются с вами?
- в хорошем настроении;
- раздраженный;
- равнодушный;
- другой ответ
Анкета итогового периода
Методика неоконченных предложений.
Для меня лагерь это:
- то, что мне необходимо для полноценной жизни;
- лагерь для меня это свято;
- место, где встречаются, где можно не боясь высказать своё мнение;
- мир счастья и прекрасного настроения;
- дом, где тебе рады всегда;
- для меня лагерь - это жизнь;
- клуб активных, интересных ребят, которые стремятся дружить и с пользой жить;
- много друзей, радости, ответственности.
Мне не хочется покидать лагерь потому что:
- здесь жизнь, наполненная дружбой, радостью и хорошим настроением;
- здесь я встретила много друзей и интересно провела с ними время;
- здесь много друзей, которые уважают всех;
- здесь забываешь про проблемы, и хочется остаться здесь навсегда.
В лагере я научился (лась) следующему:
- дружить;
- узнала новые песни;
- научился делать сувенирчики, танцевать …;
- оформлять газету;
- как хорошо проводить время и общаться;
- жить одной большой, дружной семьёй.
Экспресс- метод выявления лидеров в детском коллективе
Инструкция: письменно ответить на несколько вопросов.
Вариант №1 Кто в отряде:
- .. .самый умный
- ...самый смелый
- ...самый болтливый
- ...самый красивый
- ...самый опаздывающий
- ...самый замкнутый (по мере необходимости)
1. ... наша гордость Спасибо!
вариант №2
- С кем из ребят отряда тебе всегда интересно?
- Кого бы ты взял с собой в поход?
- Его называют « душа компании».
- Он всегда меня поддержит.
( назвать одну фамилию) Спасибо!
Анкета (последний день смены):
- Вариант
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?
Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?
Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?
Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех? Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем? Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
- Вариант
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
- Что было самым важным для тебя?:
В этом лагере
В твоей семье
В отношениях между людьми
Что ты запомнил больше всего?
- Переживал ли ты здесь такие состояния?:
Восторг/ Потрясение/ Творчество/ Полет фантазии/Однночество/ Уверенность в себе/
/“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ “ Счастье“/ (подчеркни)
- Что нового ты узнал про себя?
- Что изменилось в тебе?
- Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо” (постарайся выбрать трех самый важных для тебя людей из лагеря)
СПАСИБО!
за
(КОМУ?)
СПАСИБО!
за
(КОМУ?)
(КОМУ?)
СПАСИБО!
за
Закончи предложения:
Я рад, что
Твое имя, фамилия
Тестовая методика для детей младшего школьного возраста «Дом»
Каждый ребенок любит рисовать, творить, экспериментировать красками, фломастерами, карандашами. Рисунок может рассказать о характере вашего малыша, о его внутреннем мире, эмоциональном состоянии и настрое. В рисунке ребенок выражает своп эмоции, чувства, вкладывает душу в него. На основании детского рисунка можно также определить, какие у ребенка взаимоотношения с родителями в семье и со сверстниками в детском саду, школе. Не случайно, перед тем как принять ребенка в школу, педагоги и психологи просят его нарисовать традиционные тесты: «моя семья», «ДДЧ» (дом, дерево, человек) и другие. Конечно, полностью с помощью рисунков нельзя исследовать личность, но больше узнать о внутреннем мире ребенка, о том, что его тревожит, можно.
Дом изображен большим, значит, ваш ребенок общительный, гостеприимный. Нарисованные рядом с домиком различные постройки свидетельствуют о тревожном состоянии. Дом нарисован вдалеке, значит, ребенок чувствует себя отверженным. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение скрытого семейного конфликта.
Стены. Ребенок нарисовал заднюю стену, изобразив ее с другой стороны, — он пытается постоянно контролировать свои эмоции, держать себя в руках. У стены не хватает основы — значит, у малыша слабая связь с действительностью, он пребывает в своем мире фантазий и иллюзий. Стена с четко прорисованным нижним контуром — у ребенка трудности, тревога. Боковые линии тонкие — он находится на пределе своих нервных сил. Ну а если стены прозрачные — ваш ребенок стремится к лидерству.
Двери. Открыты — это признак общительности, открытости, откровенности. Очень большие — показывают на то, что ребенок слишком зависит от других или что он очень коммуникабельный. Их отсутствие говорит о том, что дома ребенок испытывает трудности в откровенном общении. Наличие задних, боковых входов — проблемы в общении, стремление к одиночеству, отрешенность. Маленькие двери — неуверенность в себе. Присутствие замка на дверях означает замкнутость ребенка, скрытность.
Окна. Большие, открытые — коммуникабельность, любит бывать в больших компаниях. Множество окон — ребенок хочет больше общаться со сверстниками. Занавески на окнах — проблемы в общении. Решетки на окнах показатель закомплексованности. Такой ребенок нуждается в помощи. Если же ребенок нарисовал окна не на ннжнем этаже, а только наверху, под крышей,
- это говорит, что в жизни малыша существует пропасть между реальностью и фантазией.
Крыша. Нарнсована жирной линией, значит, ребенок фантазер и часто путает реальность и вымысел. Жирно прорисован край крыши — ребенок озабочен тем, что стремление к творчеству и фантазиям не поощряется дома. Плохо сочетается со стеной — значит, ребенок не может найти себе место в окружающем мире. Ребенку нужно больше уделить внимания. Карниз очерчен или выведен за пределы крыши — ребенок пытается защититься от реальных или вымышленных страхов.
Труба. Густой дым — внутреннее напряжение. Тонкая струя дыма недостаток общения с родителями. Труба спрятана с другой стороны крыши ребенок вообще старается избегать эмоциональных контактов с близкими людьми.
Тестовая методика для детей младшего школьного возраста «Тигра»
Цель: определение уровня самооценки Инструкция: выбери любимого героя
Тигра
Это жизнерадостные, никогда не унывающие люди, которые с легкостью готовы поделиться с окружающими своим хорошим настроением. Из Тигров могут получиться отличные лидеры, своим напором они способны «сдвинуть с места гору». Однако Тиграм часто не хватает усидчивости, внимания, что способно привести к неудачам в любом, даже самом интересном деле. При первых затруднениях они могут потерять интерес к работе и с энтузиазмом взяться за новую деятельность, которую также не доведут до конца. Тигры могут быть успешны в спорте, творческих делах, а также политической деятельности (при наличии спокойного, рассудительного помощника).
Винни-Пух
У Пуха развита аналитическая деятельность: он привык рассуждать над каждым новым явлением. Недостаток знаний компенсируется фантазиями, способностью мыслить абстрактными понятиями. Пух охотно принимает участие в различных спорах, причем не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины. Пухи могут хорошо учиться: некоторая склонность к лени, предпочтение умственного труда физическому заставляет их изобретательно находить нестандартные решения поставленных перед ними задач. Среди Пухов немало левшей. Из Пухов нередко получаются успешные специалисты в самых различных сферах деятельности. Учитывая их способность мыслить абстрактно, они могут быть врачами и писателями, экономистами и предпринимателями.
Пятачок
Пятачков, как правило, любят и принимают в любой компании. С ними легко, они внимательные слушатели, добрые и откровенные друзья. Однако Пятачки часто бывают несамостоятельными. Им становится трудно, если рядом нет лидера, которому Пятачки стараются подражать в одежде, поведении, словах. Из Пятачков получаются хорошие заместители руководителей, специалисты в области средств массовой информации, торговом бизнесе.
Иа-Иа
Люди типа Иа романтичны, тонко чувствуют красоту окружающего мира, но при этом не всегда понимают чувства других людей. Правда, последнее не мешает им быть отличными манипуляторами — Иа могут организовать ситуацию так, что другие люди будут выполнять их желания, даже не подозревая о том, что ими манипулируют. Иа могут быть успешными в деятельности, где нет необходимости в постоянном контакте с другими людьми. Из них получаются хорошие программисты, дизайнеры, исследователи.
Кролик
Среди Кроликов много тех, кто не боится взять на себя ответственность и роль лидера в сложной ситуации. В отличие от лидера Тигры они талантливые менеджеры, организаторы. Кролики могут обладать разносторонними способностями, развитой эрудицией, однако они часто переоценивают свои возможности. Смело взяв на себя руководство делом, они не всегда могут довести его до конца. Кролики могут быть успешны в банковском деле; из них получаются отличные юристы, а также топ-менеджеры.
Сова
Совы — настоящие интеллектуалы. Это люди, способные на основе анализа делать удивительно точные выводы. Они добры, не жадны, но несколько рассеянны. Вместе с тем Сов не стоит обижать: милая рассеянность не мешает при необходимости успешно постоять за себя. Совы — хорошие преподаватели, юристы и врачи, а также работники профессий, требующих разносторонних знаний и умения анализировать.
Графическая психодиагностическая методика «Человек под дождем»
Графические методы часто рассматриваются как несамостоятельные и вспомогательные. И специалистами они, в основном, оцениваются как весьма слабые и ненадежные процедуры. Однако они дают возможность человеку проецировать реальность и по-своему интегрировать ее. А значит, рисунок в значительной мере несет на себе отпечаток личности человека, его настроения, состояния, чувств, переживаний, отношений и т.д.
Малораспространенной, но интересной и информативной является методика «Человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им.
Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым. При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.
Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.
В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия.
Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).
В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан. Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.
В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять своп чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.
Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «вкшоченне» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций. Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная. Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой н левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.
Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.
Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов.
Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии н драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.
Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, в том числе и я, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.
Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.
Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.
Я предлагаю провести заочный психологический практикум по работе с данной методикой, который позволит желающим научиться понимать значение рисунков или подтвердить свое мастерство.
Список литературы
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
- Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика, 1991, №16.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.
- Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
- Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
- Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
- Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
- Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
- Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
- Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
- Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
- Янкова З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.
- Портал «Вожатый, ру», www.vozhatyi.ru
- Сайт «Планёрочка», www.planerochka.r
18. Портал «Сеть творческих учителей», сообщество «Место встречи друзей - детский оздоровительный лагерь» http://www.it-n.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего отдыха детей и подростков "Сириус"
Направление – социально-педагогическое Уровень реализации – от начального до основного общего Летнее время благоприятно для позити...
По родным просторам" - программа летнего отдыха детей и подростков
Ежегодно в каникулярное время на базе нашего Центра организуется профильный лагерь для учащихся. Наибольшей популярностью пользуются лагеря в летние каникулы. При выполнении данной программы...
Программа летнего отдыха для детей и подростков "Сириус"
Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций. Это...
Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек"
Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек" состоит из трёх подпрограмм: подпрограммы летнего оздоровительного ла...
программа летнего отдыха "Праздничная карусель"
Лето – благодатная пора для ребенка, оно дает возможность освободиться от рутинных школьных обязанностей, вдоволь развлекаться с друзьями и просто почувствовать себя хозяином своего...
Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "Волшебный мир Синема" 2016г.
Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "Волшебный мир Синема" 2016г....
Программа летнего отдыха "Летний марафон"
Программа «Лето марафон» нацелена на организацию содержательного досуга неорганизованных детей и подростков в вечернее время в период летних каникул....