Авторская программа спецкурса для 7 класса "История Нерюнгринского района"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Воспитывать современных детей идеям патриотизма и интернационализма необходимо начинать с приобщения их к истории малой Родины. Именно через краеведческую работу закладываются основы уважения и любви к другим народам и культурам. В этом и заключается цель освоения данной дисциплины.
История Южной Якутии богата историческими фактами, которые как в зеркале отразили исторические вехи истории Якутии и России XVII – XXI вв.
В программе предложена логичная последовательность изучения исторических и социально- экономических, культурологических вопросов. Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических и правовых понятий, формирование у них общих представлений о процессах, связанных с историческим, социально- экономическим развитием и практическим применением полученных знаний.
Предполагается и практическая часть – работа: сбор и анализ исторических документов в МБУ «Нерюнгринский муниципальный архив» и Нерюнгринском музее «Истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akinina_l.n._avtorskaya_programma_istoriya_yuzhnoy_yakutii.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Р е с п у б л и к а С а х а (Я к у т и я )
МУ Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е
«Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К И Й Р А Й О Н»
Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К А Я Р А Й О Н Н А Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 2 города Нерюнгри _
678960 РС(Я),г.Нерюнгри, ул.имени Виктора Кравченко, дом 8, корпус 1, тел./факс (41147) 4 –26 –44,
e-mail: sh04@nerungri.edu.ru
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей _______________________ _________/ Л.Н.Акинина ФИО Протокол № ____________ От «____»___________2016г | «Согласовано» Научно-методический совет _________/С.В.Кусскаева ФИО Протокол № ____________ От «____»___________2016г | «Утверждаю» Директор Гимназии _________/М.Ф.Белоус ФИО Протокол № ____________ От «____»___________2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИЯ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА
(наименование учебного курса, предмета, курса внеурочной деятельности)
СПЕЦКУРС
(базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);
ДЛЯ 7 б КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
учитель истории и обществознания
Л.Н.Акинина,
высшая квалификационная категория
Г. Нерюнгри, 2016
Оглавление
- Пояснительная записка…………………………………………………………………3
- Общая характеристика учебного предмета……………………………………………5
- Описание места учебного предмета в учебном плане………………………………..6
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета………………..7
- Содержание учебного курса…………………………………………………………….7
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……………………………………………………………………………………….8
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………..………………9
- Интернет-ресурсы………………………………………………………………………..9
- Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)…...………..9
1.Пояснительная записка
Воспитывать современных детей идеям патриотизма и интернационализма необходимо начинать с приобщения их к истории малой Родины. Именно через краеведческую работу закладываются основы уважения и любви к другим народам и культурам. В этом и заключается цель освоения данной дисциплины.
История Южной Якутии богата историческими фактами, которые как в зеркале отразили исторические вехи истории Якутии и России XVII – XXI вв.
Человек уже с глубокой древности человек заселил территорию Южной Якутии. Это были племена, ведущие кочевой образ жизни, связанный с необходимостью поиска богатых промысловыми животными мест.
В середине XVII в. по Южной Якутии проходят маршруты русских землепроходцев В.Д. Пояркова (1643г.) и Е.П. Хабарова (1667г.).
С начала ХIХв. начинаются исследования региона, как отдельными учеными, так и целыми экспедициями, организованными Российской Академией наук, Географическим обществом, Геологическим комитетом, Золотопромышленным обществом, Министерством путей сообщения и Переселенческим управлением.
Начало хозяйственного освоения района относится к 1891 -1892гг., когда была открыта золотоносность бассейнов рек Сутам и Тимптон.
В 1925г. начинается строительство Амуро-Якутской автомагистрали, которая должна была связать золотой Алдан с Амурской железной дорогой. Вдоль дороги были построены будки, выполняющие функции обслуживания закрепленных за ними участков. С них начинались поселки Нагорный, Золотинка, Чульман, Б.Хатыми.
Второй отраслью, получившей развитие в Южной Якутии после золотодобычи, становится угольная промышленность. Еще при прокладке АЯМа, в 12 км выше п. Чульман, дорожниками были вскрыты пласты каменного угля (Чульмаканское месторождение).
Еще одним направлением промышленного освоения Южной Якутии с начала 40-х г. ХХ в. становится разведка и добыча горного хрусталя (пьезокварца).
В начале 50- х гг. XX в. относится открытие Нерюнгринского месторождения каменного угля.
В 1964г. на Нерюнгринском месторождении был поднят первый ковш угля, который отгружают в основном на Чульманскую ГРЭС. В поселке Нерюнгра строятся двухэтажные жилые дома, больница, школа, магазин, автогараж, котельная, высоковольтная ЛЭП Чульман- Нерюнгра.
В 1970г. Министерством угольной промышленности СССР принимается решение о закрытии шахты «Чульманская» и организации добычи угля на разрезе «Нерюнгринский».
В феврале 1972 г. образуется Нерюнгринский поссовет. Поселок стал называться Нерюнгри.
Создание в Южной Якутии территориально-производственного комплекса было вызвано необходимостью развития производительных сил Якутской АССР.
1952 г. Совет Министров СССР принимает Постановление «О подготовке к промышленному освоению Алдано-Чульманской группы железорудных и угольных месторождений в Якутской АССР», определившее основные направления геологического изучения региона и его будущее. Тогда же на Урале из якутских железных руд и коксующегося угля была выплавлена небольшая плита с памятной надписью. Это был первый металл Южной Якутии, символ будущего промышленного развития региона.
Большой вклад в проведении работ на месторождении был сделан главным геологом ЮЯКЭ С.С. Каримовой. В декабре 1973 г. она с успехом защищает отчет о запасах угля на Нерюнгринском месторождении в размере 469,5 миллионов тонн в Государственной комиссии по запасам (ГКЗ СССР).
С целью ускоренного освоения Южно-Якутского угольного бассейна 3 июля 1974г. подписывается соглашение с Японией, предусматривающее получение на компенсационной основе кредита в сумме 450 млн. долларов.
29 апреля 1975г. выходит совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Южно-Якутского угольного комплекса, объявленного Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Определяющим документом, направленным на создание ЮЯ ТПК, а также строительство железной дороги Тында-Беркакит, стали «сновные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980гг.», утвержденные на XXV съезде КПСС.
Создание угольно- металлургической базы на юге Якутии привело к активизации работ по строительству железной дороги. С 1974 г. на БАМе начинается активная фаза строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Составной частью трассы БАМа на его северном направлении стал небольшой меридиональный участок – железнодорожная линия Тында–Беркакит протяженностью 220 км.
С 70-х гг. XX в. начинается формирование Южно- Якутского ТПК.
Южно-Якутский территориально-промышленный комплекс намечался как многоцелевой, с развитием в нем предприятий угольной промышленности, черной и цветной металлургии, производства минеральных удобрений и других отраслей.
История ЮЯТПК так же выводит на такие проблемы, как загрязнение окружающей среды и изменения образа жизни коренных жителей Южной Якутии- эвенков.
Кроме того в строительстве комплекса принимали участие представители всех народов, населяющих огромный Советский Союз и это формировало особые межэтнические отношения между жителями Нерюнгринского района.
Данная рабочая программа предназначена для учащихся основной школы.
В программе предложена логичная последовательность изучения исторических и социально- экономических, культурологических вопросов. Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических и правовых понятий, формирование у них общих представлений о процессах, связанных с историческим, социально- экономическим развитием и практическим применением полученных знаний.
Предполагается и практическая часть – работа: сбор и анализ исторических документов в МБУ «Нерюнгринский муниципальный архив» и Нерюнгринском музее «Истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова» и подготовка в качестве итогового занятия реферативного материала.
Промежуточный контроль - подготовка и защита собранного материала.
2.Общая характеристика учебного предмета
В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
- способностью сбора и анализа исторических источников;
знать:
- основные положения, категории и методы исследования исторических процессов и региональной экономики;
- систему законов и факторов, формирующих особенности социально-экономического развития Нерюнгринского района;
- закономерности функционирования экономики на региональном уровне;
уметь:
- осуществлять типологию субъектов РФ по различным признакам;
- анализировать социально-экономические явления, происходящие на региональном уровне и возможные тенденции их развития в историческом пространстве;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в регионе, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности;
владеть:
- современными методами сбора, обработки и анализа исторических, экономических и социальных данных;
Содержание основного общего образования на базовом уровне представляет комплекс знаний по истории и экономике, минимально необходимый современному гражданину России.
Основные содержательные линии:
- история Нерюнгринского района;
- региональная экономика;
- этнографическое исследование культуры коренных жителей Южной Якутии;
- межэтнические отношения;
- современное социально-экономическое развитие Южно-Якутского региона;
- практическая работа по сбору материала в Муниципальном бюджетном учреждении «Муниципальный архив Нерюнгринского района», Нерюнгринском музее « Истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова»;
- подготовка и защита собранного материала по истории Нерюнгринского района.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Система уроков призвана дать учащимся историю, основы экономических знаний, а также заложить основы понимания и уважения к культуре других народов.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа реализуется в течение одного учебного года в рамках требований ФГОС по организации дополнительного образования. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). При этом каждой теме отводится соответствующее время.
В рамках курса «История Нерюнгринского района» осуществляются межпредметные связи с дисциплинами: обществознание, математика, история, география, этнография, экология и др.
Обществознание: формирование первичных представлений о роли региональной экономики и др.
Математика: умение решать задачи.
История: изучение региональной истории в контексте исторического развития России.
География: наличие и использование природных ресурсов, природоиспользование и др.
Экология: влияние экономики на экологию, правовая ответственность за экономические правонарушения.
Этнография: этнографическое исследование коренных жителей Южной Якутии- эвенков
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Исторические, экономические знания положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные способности. Ученики становятся более дисциплинированными, целеустремленными. Формируется уважение к представителям другой культурной и религиозной ориентации, к «Малой Родине».
В сознании обучающихся утверждаются гражданские, патриотические, общечеловеческие ценности, взгляды и убеждения.
Исторические, экономические знания имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.
Обучающиеся получают навыки научно-исследовательской работы.
5.Содержание учебного курса (35 часов)
Раздел 1. История Нерюнгринского района(18 часов)
Физико-географический обзор Южной Якутии. Минерально-сырьевая база. Древняя история Южной Якутии. Заселение территории Южной Якутии предками современных эвенков.
Начало промышленного освоения Южной Якутии на рубеже XIX - XX вв. История геологического изучения Нерюнгринского района. Строительство АЯМа. Появление первых населенных пунктов. Образование Тимптонского района. Участие жителей Южной Якутии в Великой Отечественной войне. Дальнейшее изучение природных богатств Южной Якутии в 40-50- е гг. XX в. Открытие Нерюнгринского угольного месторождения. Формирование Южно-Якутского ТПК. Южная Якутия как полигон отработки межнациональных отношений.
Раздел 2. Социально- экономическое развитие региона на современном этапе (19 часов)
Особенности социально- экономического развития Нерюнгринского района на современном этапе. Экономический потенциал Южной Якутии. Экономическое развитие региона в 90-е гг. XX в. Тенденции и факторы социально- экономического развития региона в XXI в. Экологические проблемы Нерюнгринского района.
6.Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем урока | Всего часов | |
План | Факт | |||
Тема 1. Удивительные приключения в стране «Нерюнгри» (17 часов) | ||||
1. | Введение в спецкурс «История Нерюнгринского района» | 1 | ||
2. | Физико-географический обзор Южной Якутии | 1 | ||
3. | Древняя история Южной Якутии | 1 | ||
4. | Становление золотодобывающей промышленности | 1 | ||
5. | Жители Южной Якутии – участники Великой Отечественной войны | 1 | ||
6. | История геологических открытий в Южной Якутии | 1 | ||
7-8. | Становление угледобывающей промышленности в Южной Якутии | 2 | ||
9. | Особенности формирования Южно-Якутского ТПК | 1 | ||
10. | Становление транспортной инфраструктуры Южной Якутии | 1 | ||
11. | Города и поселки Неюнгринского района | 1 | ||
12- 13. | Ими гордиться Нерюнгринский район | 2 | ||
14. 15. | Южная Якутия - образец для формирования межкультурных связей | 2 | ||
16. 17. | Культура коренных жителей Южной-Якутии - эвенков | 2 | ||
Тема 2. «Социально- экономическое развитие региона на современном этапе» (18 часов) | ||||
18. | Экономическое развитие региона в 90-е гг.XX в. | 1 | ||
19. | Социально- экономическое развитие Нерюнгринского района в XXI в. | 1 | ||
20. | Проблемы развития Южной Якутии | 1 | ||
21- 22. | Перспективы развития Южной Якутии | 2 | ||
23. | Экологические проблемы Нерюнгринского района | 1 | ||
24. | Основы научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе | 1 | ||
25. | Практическое занятие «Умение работать с историческим источником» | 1 | ||
26. | Экскурсия в этнографический центр | 1 | ||
27. | Экскурсия в Нерюнгринский музей «Истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова» | 1 | ||
28. | Экскурсия в МБУ «Нерюнгринский муниципальный архив» | 1 | ||
29. | Практическая работа в МБУ «Нерюнгринский муниципальный архив» | 1 | ||
30. | Анализ собранного материала. | 1 | ||
31. | Практическая работа в Нерюнгринском музее «Истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова» | 1 | ||
32. | Анализ собранного материала. | 1 | ||
33. | Практическая работа «Подготовка научного исследования и презентации» | 1 | ||
34-35. | Защита итоговой работы | 2 |
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Власов В.И. , Варшавский Е.А. Проблемы управления процессом формирования Южно-Якутского Территориально-производственного комплекса / В.И. Власов и др. // Известия Сибирского отделения Академии наук СССР. Сер. Экономика и прикладная социология. Вып. 1. – 1987. – № 1. – Новосибирск: Наука, 1987 – С. 56–64.
2.Ждамиров В.М., Захаров Ю.А., Грачев А.А., Ярмонов И.И. Южно-Якутский угольный комплекс / В.М. Ждамиров и др. – М.: ЦНИЭИуголь, 1991. – 60 с.
3.Корсаков Л.П. Новые данные об авторстве открытий забайкальской экспедиции 1849–1852 гг. / Л.П. Корсаков // Третьи Гродековские чтения. – Хабаровск: ДВГНБ, 2001. – С. 21–24.
4.Кочнев В.П. Нерюнгри: Дневник первого председателя / В.П. Кочнев. – М.: Внешториздат, 1997. – 160 с.
5.Миронова С.И. Первые опыты по рекультивации отвалов угольного разреза «Нерюнгринский» / С.И. Миронова и др. // Южная Якутия – новый этап индустриального развития: материалы международной науч. – практ. конф. Т. 2. – Нерюнгри: Изд-во Технического института, 2007. – С. 37–41.
6.Михайлов С.С. Южно-Якутский промышленный комплекс: становление трудовых коллективов / С.С. Михайлов // Нерюнгринский район: история, культура, фольклор. – Якутск, Бичик, 2007. – С. 139–146.
7.Нерюнгринский район: дорога в 55 лет / под ред. Н.Д. Красиковой. Хабаровск: Издательский дом Приамурские ведомости, 2007. –112 с.
8.Нерюнгринский район :[Текст] : история, культура, фольклор / Администрация муницип. образования «Нерюнгринский район», Ин-т гуманитарных исслед. АН РС(Я); ред. кол. В. В. Старцев [и др.]. - Якутск: Бичик, 2007. - 360 с. : ил.
9.Таежная жемчужина: городу Нерюнгри – 30 лет. / под ред. В.В. Старцева. – Хабаровск: Дальневосточный издательский центр Приамурские новости, 2005. – 80 с.
8.Интернет ресурсы
№ | Наименование Интернет-ресурса | Ссылка (URL) на Интернет ресурс |
1. | Сайт корпорации развития Южной Якутии | http://www.sy-corp.ru/project/93/99.htm |
2. | Сайт муниципального образования «Нерюнгринский район» | http://neruadmin.ru/ |
9.Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)
Мультимедийный кабинет, ПК, проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа спецкурса по химии для 9 класса по теме:"Химия и сельское хозяйство"
Пояснительная запискаХимизация – это одно из направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении химических веществ, процессов и методов в различных отраслях, например, в...
Авторская программа спецкурса "Работа с текстом"
Программа факультативного курса «Работа с текстом» предназначена учителям русского языка и литературы , работающим в старших классах общеобразовательных школ , гимназий, лицеев и на подготовител...
Авторская программа спецкурса "Живое слово"
Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня в соответствии с программами по русском...
Авторская программа спецкурса "Живое слово"
Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня в соответствии с программами по русском...
Авторская программа спецкурса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
Программа спецкурса включает в себя необходимые структурные элементы и представляет собой полный, логически выдержанный, хорошо структурированный и содержательно отобранный комплекс. Материал рационал...
Авторская программа спецкурса "Сказки народов Сибири"
Разработка программы по Литературе Восточной Сибири...
Авторская программа спецкурса "Стилистика. Культура речи" 8-9 кл.
Программа "стилистика. Культура речи" предназначена для обучающихся 8-9 кл на два года обучения и рассчитана на 17 часов в 8 кл. и 17 часов в 9 кл....