Разработка урока-конференции "Человек на войне" с презентацией
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему

КОРОНИО ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА

В данной публикации содержится краткая разработка урока-конференции для 9-11 классов "Человек на войне" и презентация архивных фото-материалов к уроку.  На уроке-конференции рассматриваются проблемные и малоизученные вопросы по истории Великой Отечественной войны. Содержание конференции выходит за рамки изучаемого в 11 классе курса по истории II мировой войны и рекомендуется для использования в подготовке уроков, семинаров, конференций по истории к 70-летию со дня победы над нацистской Германией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ч Е Л О В Е К в оккупации из истории Великой Отечественной войны Урок - конференция учащихся 11 класса проблемные и малоизученные вопросы Великой Отечественной войны.

Слайд 2

НАЦИСТСКИЙ «НОВЫЙ ПОРЯДОК » Э.Ветцель : «…проводить политику на сокращение населения» Из замечаний и предложений по генеральному плану « Ост» 27 апреля 1942г. Совершенно секретно Государственной важности Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем частично и к Украине. Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским. Но это не должно привести к тому, что место русских займут со временем украинцы. Для того чтобы избежать в восточных областях нежелательного для нас увеличения численности населения, настоятельно необходимо избегать на Востоке всех мер, которые мы применяли для увеличения рождаемости в империи . В этих областях мы должны сознательно проводить политику на сокращение населения . … Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Следует сократить до минимума подготовку русских врачей по этим специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям . Наряду с проведением этих мероприятий в области здравоохранения не должно чиниться никаких препятствий разводам. Не должна оказываться помощь внебрачным детям. Не следует допускать каких-либо налоговых привилегий для многодетных, не оказывать им денежной помощи в виде надбавок к заработной плате… Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе. Этой цели мы можем добиться вышеуказанными путями …

Слайд 3

Из меморандума министерства по делам оккупированных восточных областей от 19 августа 1942 г. « Славяне должны работать на нас. Они могут умереть, поскольку они нам не нужны. Они не должны иметь возможность пользоваться немецким общественным медицинским обслуживанием. Достаточно, если они будут уметь считать до 100. Тем более полезными они будут для нас. Что касается продовольствия, то они получат только то, что совершенно необходимо. Мы господа. Мы стоим на первом месте».

Слайд 4

Untermensch Широкое использование данного термина началось после нападения нацистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года. Так, в пропагандистском бюллетене № 112, выпущенном отделом пропаганды вермахта в июне 1941 года сразу после нападения на СССР (такие бюллетени зачитывались личному составу всех частей вермахта), цели войны были указаны так: Необходимо ликвидировать красных недочеловеков вкупе с их кремлевскими диктаторами. Германскому народу предстоит выполнить самую великую задачу в своей истории, и мир еще услышит о том, что данная задача будет выполнена до конца. Информационный бюллетень для войск ( Mitteilungen für die Truppe ), № 112, Juni 1941

Слайд 5

Беларусь 1941-1944гг. Гитлеровцы сжигают белорусские деревни .

Слайд 6

Дневниковые записи, донесения и отчеты, найденные в архивах, свидетельствуют о чудовищных злодеяниях гитлеровских солдат и офицеров Обер-ефрейтор вермахта Иоганнес Гердер писал в своем дневнике в первые месяцы пребывания на белорусской земле: «25 августа. Мы бросаем гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Огонь перебрасывается на другие избы. Красивое зрелище! Люди плачут, а мы смеемся над слезами. Мы сожгли таким образом уже деревень десять. 29 августа. В одной деревне мы схватили первых попавшихся 12 жителей и отвели на кладбище. Заставили их копать себе просторную и глубокую могилу. Славянам нет и не может быть никакой пощады. Проклятая гуманность нам чужда».

Слайд 7

« OST » в действии

Слайд 8

П отери гражданского населения СССР в Великой Отечественной войне приблизительно в 13,7 млн. человек . Итоговая цифра 13.684.692 чел. складывается из следующих составляющих: было преднамеренно истреблено на оккупированной территории — 7.420.379 чел. умерло и погибло от жестоких условий оккупационного режима (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи и т. п.) — 4.100.000 чел. погибло на принудительных работах в Германии .

Слайд 9

Холоко́ст (от англ. holocaust , из др.-греч . ὁλοκαύστος — «всесожжение») — массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 г.г.

Слайд 10

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ПОГИБШИХ ВСЛЕДСТВИЕ ХОЛОКОСТА

Слайд 11

В Р оссии так: В Германии так:

Слайд 12

Дети - остарбайтеры Приблизительно из 5,5 млн. человек, репатриированных после войны, около 30% составляли дети в возрасте до 16 лет. На момент угона в Германию им, соответственно, было не больше 12-14 лет. Хорошо известно, сколь поразительно сильной была тяга советских людей к побегам из немецкой неволи. Чем моложе был остарбайтер , тем чаще он пытался убежать. Г. Шварце приводит историю 8-летнего Степана Ш. из Рязани, именно за побег попавшего на три месяца в детское отделение концлагеря Бухенвальд

Слайд 13

Остарбайтеры – жертвы двух диктатур Методы и приемы советских властей очень напоминали методы немецкой вербовки. Такие же комиссии, грозные объявления, листовки. На одном из фильтрационных лагерей был вывешен плакат: «Родина ждет вас, сволочи!» Дорога домой тоже была знакома до боли: 3-4 недели в телячьих вагонах, без права контактов с населением; рацион – 500 граммов хлеба, 10 грамм сахара, порция рыбы и воды. В ербовка и отправка в Германию проходила драматически, если не сказать трагически. Везли без одежды, без документов, в товарных вагонах для скотины. Все без исключения вспоминают ужасную скученность, скудную пищу – похлебку из брюквы в ведрах из-под масляной краски, а порой и полное отсутствие еды в течение нескольких дней.

Слайд 14

Ж естокость оккупационного режима была такова, что, по самым скромным подсчётам, каждый пятый из оказавшихся под оккупацией семидесяти миллионов советских граждан не дожил до Победы



Предварительный просмотр:

Ч Е Л О В Е К

в оккупации

из истории Великой Отечественной войны

Урок - конференция учащихся 11 класса

(проблемные и малоизученные вопросы

Великой Отечественной войны. Проектно-исследовательская деятельность учащихся)

учитель – Коронио Г.А.

Цель урока: объективный многофакторный подход к анализу событий, осмысление исторических явлений через призму мировосприятия человека войны.

Задачи:

- продолжить обучение школьников плюралистическому, толерантному восприятию мира, последовательной реализации этого убеждения в процессе анализа и осмысления исторической и человеческой трагедии войны;

- развивать познавательную самостоятельность учащихся для проявления творческой индивидуальности, активной и успешной реализации исследовательской деятельности;

- подвести учащихся к размышлению об ответственности каждого человека за судьбу своей страны и каждого человека в отдельности.

План урока:

  1. Вводное слово учителя: малоизученные проблемы Второй мировой войны; трагедия человека на оккупированной территории;
  2. Исследовательский проект 1-й группы  - «Унтерменш» - недочеловек. Нацистский «новый порядок», «Человек в плену: трагедия советских военнопленных»;
  3. Исследовательский проект 2-й группы: «Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны;
  4. Исследовательский проект 3-й группы – «Остарбайтеры» - жертвы двух диктатур;
  5. Исследовательский проект 4-й группы: холокост – человеческий Чернобыль; 
  6. Исследовательский проект 5-й группы: «Война немецкого солдата Юргена Бертельсманна»;
  7. Подведение итогов. Расплата: трагедия немцев в конце войны.

  1. Начало конференции. Вводное слово учителя: цели и задачи конференции.

Уважаемые участники конференции!

        Наверное, вы согласитесь с тем, что ВОВ – самая святая страница нашей отечественной истории. Но слабеет реальная историческая память; все меньше остается участников тех трагических событий: люди уходят. Поэтому так важно осмысление этого великого и трагического периода нашей истории. Нашей конференции предшествовала большая подготовительная работа;  мы намеренно не использовали историческую литературу, а отбирали и анализировали исторические источники: документы, мемуары, фотографии, рисунки и видеодокументы. Возможно, какие-то выводы и суждения покажутся вам спорными и неоднозначными, какие-то вопросы останутся без ответов. Мы привыкли говорить об этой войне, добавляя слово «героическая»: героическая борьба, героический народ, город-герой, солдаты-герои. Все это так. Но мы бы хотели добавить еще одно слово: «мученик» - мученики концлагерей, мученики блокады, мученики войны. Эту конференцию мы и посвящаем подвигу человека – героя и мученика войны, волею трагической судьбы попавшему в жернова войны на оккупированной врагом территории.

        Одна из самых  тяжелых страниц нашей истории – Великая Отечественная война.

Советский человек вынес на своих плечах основную тяжесть войны с фашизмом и заплатил  за победу 27 миллионов человеческих жизней (огромные, ни с чем не сравнимые потери). Война унесла жизни миллионов людей и в других странах. Смерть не считалась с тем, кто прав, кто виноват; противоборствующие стороны стремились победить любой ценой, за которой стояла трагедия простого человека на войне: на фронте, в тылу, в плену, в блокаде.

        Целью нашей конференции является попытка посмотреть на войну глазами этого простого человека, по какую сторону фронта он бы ни находился, а, возможно, и избавиться от некоторых стереотипов в нашем понимании войны; осмыслить историю войны с общечеловеческих позиций.

        Тема  «ВОВ» - одна из наиболее мифологизированных тем в нашей историографии.

 Сегодня мы можем сказать, что не за Сталина и партию сражались и умирали советские солдаты, а за Отечество, за свой дом, своих близких, за себя, в конце концов, - поэтому и выиграли войну. Пришло время расстаться и с другими мифами: советская историография всячески преуменьшала роль союзников СССР во время Второй мировой  (дескать, и воевали они с ленцой, и помощь СССР оказывали самую малость.). Пора расставить все по местам и честно сказать союзникам: спасибо. И, наконец, образ немца-врага (не фашиста, а немца). Этот образ, сформированный еще в годы войны, звучал, например, у советского писателя И.Эренбурга «Убей немца», у К.Симонова – «Сколько раз выстрелил, столько убей немцев». Да, мы воевали друг с другом, да, одни солдаты убивали других, -  у них не было возможности компромисса. Но надо осознать и другое: судьба человека войны тягостна и трагична, на какой стороне он бы ни находился.

        Еще одна малоизученная тема войны – проблема коллаборационизма, которая замалчивалась в нашей исторической литературе. Не секрет, что в годы войны с нацистами в той или иной степени сотрудничало около 1 млн советских граждан. Причины этого сотрудничества различны, но, видимо, не стоит причислять всех этих людей к предателям Родины. Ведь одним из мотивов сотрудничества была своеобразная стратегия выживания. Эта проблема также требует осмысления.

         Феномен массового сопротивления советских людей на оккупированных немцами территориях отмечали и наши союзники, и наши враги. Предложенные участниками конференции исследовательские проекты помогут пролить свет на многие малоизученные вопросы истории Великой Отечественной войны .

  1. Исследовательский проект 1-й группы.

«Унтерменш» - недочеловек. Нацистский «новый порядок».

Согласно плану «Ост» территория Советского Союза должна была стать колонией  III рейха . «Новый порядок» на этой территории не предусматривал сохранения русской государственности. Это все известно. Известно и то, что оккупанты относились к мирному населению, как и положено относиться к «унтерменшам», т.е. к недочеловекам. Ни в одной оккупированной стране мирное население не испытало столько страданий, как советские люди (за исключением, пожалуй, Польши). Каралось буквально все: отказ от работы, распространение слухов, передвижение в ночное время. Мирное население разминировало дороги, отправлялось в концлагеря, подвергалось показательным зверским расправам за связь с партизанами и просто для устрашения. (фотографии). Удивительно циничной была политика по отношению к советскому населению. Перед вами выдержка из генерального плана «Ост», в которой содержатся указания, как проводить политику сокращения русского населения. Когда читаешь этот документ, то не покидает впечатление, что речь идет не о людях, а о животных. В числе прочих мер, как снизить численность населения, говорится: «…не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей ухаживать за грудными детьми, никакой поддержки детским садам, никакой помощи многодетным семьям…» А вот цитата из любопытного документа  – записки рейхсфюрера СС Гиммлера: «Для русских достаточно будет школы, где обучают простому счету до 500, умению расписаться, внушают необходимость повиноваться германцам; быть старательным и послушным. Умение читать я полагаю ненужным».

Человек в плену: трагедия советских военнопленных.

Плен – одна из самых мрачных и трагических страниц Великой Отечественной войны. Около 2-х с половиной миллионов немцев и 6 млн советских солдат познали ужас и унижение плена. В плен попадали – как это случилось с генералом Лукиным, как это случилось с сыном Сталина Яковом Джугашвили, с четырьмя из 28 панфиловцев, сотнями тысяч других – раненые, безоружные. В плен сдавались, как, например, генерал Власов. В то время как командующий 2-й ударной армией генерал Власов сдался в плен, в районе Вязьмы разыгралась очередная трагедия. Командующий 33-й армией, попавшей в окружение, другой генерал – Ефремов – застрелился,  т.к. предпочел смерть фашистскому плену. И это несмотря на то, что Сталин прислал за ним самолет. Говорят, что немцы салютовали на могиле Ефремова, отдавая дань мужеству врага. На фронте – не все герои. Были трусы и подлецы; были сломленные и растерявшиеся люди, - всякие. Но  во все времена пленный был человеком без будущего; человеком, постоянным спутником которого является ожидание и страх смерти. Итак, человек в плену – тема нашего разговора.

В первый же месяц войны в плен попало 2 млн советских военнослужащих. Как правило, воины сражались до последнего и попадали в плен в бессознательном состоянии, раненые, деморализованные ошибками командования, неразберихой, пытаясь вырваться из окружения. Трагедия советских военнопленных была в том, что сталинское руководство объявило пленных предателями Родины и не делало отчислений в Международный Красный Крест. Советский Союз не подписал Женевские соглашения о военнопленных. Американские, английские, французские пленные получали письма, посылки из дома и из Красного Креста. Немцы к ним и относились по-другому. Наше руководство заявило: «У нас пленных нет», - и тем самым усугубило положение советских пленных. Конечно, были и такие, кто сдавался в плен добровольно, и их можно назвать предателями.  советских пленных. Конечно, были и такие, кто сдавался в плен добровольно, и их можно назвать предателями. Но такого жестокого и бесчеловечного отношения к своим история до этого не знала. Мы решили показать  часть  фильма «Почему ты жив?», героями которого являются бывшие военнопленные ( со слов: «Советское командование не вело счет…»)

 Жестокость и нечеловеческое отношение к военнопленным влекли большую смертность, что признают и сами немецкие ученые. Так, немецкий историк К.Штрайт в труде «Они нам не товарищи» пишет: «Из 3 млн 400 тыс. советских военнослужащих, плененных Вермахтом в 1941 г. при вторжении в Советский Союз, к концу января 1942 г. в живых сталось только 1 млн 400 тыс. человек. Остальные 2 млн стали жертвами расстрелов, эпидемий, голода или холода». И далее мы читаем: «В соответствии с принципами национал-социалистической идеологии, обращение с советскими военнопленными  с самого начала крайне отличалось от обращения с военнопленными других армий; во многих отношениях невозможно сравнить это даже с уничтожением евреев». В другой работе немецкого профессора Гейнхарда Руппа «Война Германии против Советского Союза» говорится: «Считалось достаточным, чтобы пленные жили в землянках и питались в основном «русским хлебом», изготовленным по изобретенному немцами рецепту наполовину из очисток свеклы с примесью целлюлозной муки, муки из листьев или соломы. Неудивительно, что зимой 1941-42 гг. это привело к массовой смертности и эпидемии сыпного тифа». Вот несколько фактов о содержании пленных в немецких концлагерях: в газовых камерах Освенцима и другим путем уничтожено более 4 млн человек. Вот документ, в котором шеф гестапо Гиммлер благодарит коменданта лагеря за то, что тот сумел организовать истребление 6 тысяч людей в день, используя всего 4 газовые камеры. В одном из лагерей обнаружен после войны склад с тюками волос, срезанных у 140 тысяч женщин ( волосами набивали матрасы и использовали для переработки в пряжу. Из нее делали носки для подводников. Документы свидетельствуют, что в 1943 г. в Данциге немецкие «ученые» организовали производство мыла из человеческих тел; найдены специальные ванны для вымачивания и дубления человеческой кожи. А вот любопытный документ – из дневника дочери Гиммлера: «Были в Дахау. Видели все, что только можно там увидеть, даже рисунки заключенных. Изумительно! Мы хорошо покушали и получили подарки. Все было чудесно!»  Все было чудесно.

        Нас поразило, что в то же время немецкие пленные, находящиеся в наших лагерях, кормились по солдатской норме. Немецкий пленный генерал Гофман (впоследствии ставший министром обороны ГДР), который в плену был на лесоразработках на Урале, говорит: «Я никак  не могу понять вас, русских. Нас , немцев, в тяжелое для вас время, кормили по солдатской норме вашего солдата. А дети ваши бегали около нас, полуголодные, и просили у нас кусочек хлеба».

        Сколько миллионов советских людей погибло в плену, так и не подсчитано. Тех же, кто уцелел и вернулся домой, ждала та же колючая проволока. Для них на советской территории еще в 1942 г. по приказу Берии было построено 22 лагеря. Герой фильма «Почему ты жив?» рассказывает, что он, 7 раз бежавший из немецкого плена (что само по себе уже можно назвать подвигом), вернувшись домой после войны получил от Родины 1о лет лагерей и 5 лет поражения в правах. Страшно то, что он говорит: «В советских лагерях было намного страшнее, чем в немецких». «Папа, ты у кого в плену, у немцев или у наших?» - это строчки из детского письма.

        Хотелось бы добавить: последние немецкие военнопленные уехали в Германию в 1955 г. В том же году власти освободили власовцев, бывших полицаев. И только год спустя, в 1956 г., с минимальной оглаской прошла амнистия бывших советских военнопленных. И уже только в 1995 г. указом Президента России бывшие пленные были восстановлены в правах и получили статус ветеранов войны. Сегодня из 6 млн их осталось 20 тысяч.

  1. Исследовательский проект 2-й группы: «Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны.

Действительно, это было. В целом, проблема коллаборационизма – очень сложная проблема. И не однозначная. Западные историки подсчитали, что во время войны с нацистами сотрудничало около 1 млн советских людей. Вопрос – по какой причине. Мотивом такого сотрудничества могло быть  просто желание выжить. Для многих пленных путь в РОА был единственным способом вырваться из невыносимых лагерных условий. К этому их толкало и сталинское отношение к пленным; они были для Родины изгоями. Конечно, тот, кто служил в карательных дивизиях или шел служить в полицаи, - преступник и предатель, и ему оправдания быть не может. Хотя Власов и заявлял, что он воюет не за немцев, а против сталинизма, за новую, свободную Россию, тем не менее, в наших глазах он останется предателем Родины. А измена Родине у всех народов и во все времена считалась одним из самых тяжелых преступлений.

        Безусловно, это неоднозначный вопрос. Были люди, которые пошли служить во вспомогательные немецкие части и не участвовали в военных действиях. Но это вряд ли их оправдывает. Ведь тот, кто обслуживал самолеты, помогал немецким летчикам бомбить советские города; переводчик сам лично никого не казнил, но своими действиями помогал выявлять врагов фашистов. И такое сотрудничество – тоже предательство по сути.

Воспользовавшись тем, что советское руководство отреклось от своих пленных, немцы с помощью Власова и других генералов-предателей сформировали Русскую освободительную армию (РОА) – 2 дивизии, а также дивизию СС на Украине «Галичина»,  мусульманские дивизии и др. Сотрудничала с немцами и часть населения на оккупированных территориях. Так, например, полиция вербовалась из местного населения. Особенно коллаборационизм имел место в Прибалтике и на Западной Украине. Это объясняется в первую очередь тем, что эти территории были присоединены к Советскому Союзу только в 1940 г., и местное население из-за насильственной политики Сталина воспринимало советские порядки как оккупационные. Немецкий генерал Людвиг Рендулич писал после войны: «Население многих районов России вначале видело в немецком солдате своего освободителя». Но в целом сотрудничество с немцами вызывало у населения справедливое чувство презрения и омерзения, какое и вызывает у нормального человека предательство.

Вопрос 2-й группе.

Известно, что 50 тыс. советских военнопленных воевали на стороне немцев в так называемой Российской  освободительной армии (РОА) у Власова. Как вы считаете, их всех можно считать предателями?

  1. Исследовательский проект 3-й группы. «Остарбайтеры» - жертвы двух диктатур.

Начиная с 1942 г. сотни тысяч русских вывозятся с оккупированных территорий в качестве «остарбайтеров» - дешевой рабочей силы для расы «господ».

В феврале 1942 г. вышло первое распоряжение, посвященное остарбайтерам: предписывалось доставить 380 тысяч рабочих рук для сельского хозяйства и 247 тысяч – для промышленности. В январе 1943 г. в рейх был отправлен первый транспорт с рабочими. Точной даты этого события просмотренные нами документы не содержат. Скорее всего это произошло в середине января, а пунктом отправки был город Сталино (Донецк). Вербовались люди от 16 до 55 лет, им обещали выплатить пособие. При отказе или уклонении «отказников» лишали продовольственной карточки, принудительно отправляли на особо тяжелые работы. От немецкой границы завербованных обещали везти в пассажирских вагонах; местные газеты не скупились на рассказы о прелестях жизни в Германии. В действительности же вербовка и отправка в Германию проходила драматически, если не сказать трагически. Людей хватали во время облав, например, в кино или на рынке. Везли без одежды, без документов, в товарных вагонах для скотины. Все без исключения вспоминают ужасную скученность, скудную пищу – похлебку из брюквы в ведрах из-под масляной краски, а порой и полное отсутствие еды в течение нескольких дней.

        Генеральный уполномоченный по трудовым ресурсам (была у немцев такая должность) гауляйтер Фриц Заукель издал приказ – предельно «закрутить гайки» по отношению к русским рабочим: низкая зарплата (3 марки), содержание в бараках, колючая проволока, ношение нагрудного знака с надписью «Ost». Таким образом, они приравнивались к гражданским пленным. Уже к августу 1942 г. в рейх было отправлено 1 млн 120 тысяч человек. Россия отдала Германии свой первый миллион. С октября 1942 г. с целью уменьшить нагрузку на немецких женщин, было принято решение вывозить в Германию русских женщин – для использования в домашнем хозяйстве. В инструкции говорилось: «Поставляемые особи (именно так – не женщины, а особи!) должны быть в возрасте от 15 до 35 лет, крепкой конституции и похожими на немок».

        За одну и ту же работу остарбайтер, по сравнению с немецким рабочим. Получал в 10-14 раз меньше. На селе «осты» работали за стол и крышу, во многих лагерях остарбайтеры опасались, что перед подходом наших войск всех их расстреляют эсэсовцы. И подобные случаи были. Один из них описан в книге Келлера «С русскими бабами покончено». 26 марта 1945 г. за 6 дней до прихода советских войск, в лагере Хирценхан была расстреляна  81 женщина. Сколько же людей было угнано в Германию за военные годы? В обвинительном заключении Нюрнбергского процесса указывалось, что из Советского Союза принудительно вывезли 4 млн 978 тысяч 135 человек гражданского населения. Вопрос о возвращении на родину для многих, находившихся во вражеской неволе, был очень тяжелым и мучительным. В 1944 г. Совнарком принял решение о возвращении в Советский Союз советских граждан. В обращении к остарбайтерам говорилось, что на родине их не будут репрессировать и примут дома как сынов родины. Далее в обращении говорилось: « Даже те из советских граждан, которые под германским насилием и террором совершили действия, противные интересам СССР, не будут привлечены к ответственности»… Но практически все первые партии попадали в так называемый «спецконтингент, т.е. прямехонько в ГУЛАГ. Тех, кто благополучно проходил спецпроверку в фильтрационных лагерях, отправляли к месту жительства с запретом поселения в Москве, Ленинграде и Киеве.

        Методы и приемы советских властей очень напоминали методы немецкой вербовки. Такие же комиссии, грозные объявления, листовки. На одном из фильтрационных лагерей был вывешен плакат: «Родина ждет вас, сволочи!» Дорога домой тоже была знакома до боли: 3-4 недели в телячьих вагонах, без права контактов с населением; рацион – 500 граммов хлеба, 10 грамм сахара, порция рыбы и воды.

        Кажется невероятным. Но особенно тяжелая судьба, подозрительность, жесткая проверка ожидали узников концлагерей, участников антифашистского Сопротивления и остарбайтеров. Большинство из них так и жили с несмываемым пятном в биографии – работа в Германии во время войны. Что должны были пережить эти люди, ставшие жертвами двух диктатур (гитлеровской и сталинской), - трудно представить. Вот их письма: « Нас разбирали как скотину. Каторга здесь навеки. Нам позволено писать два письма в месяц…»; «Нас гонят по улице рурского городка. Только что мы носили мебель в какое-то здание, и полицейские даже довольны нами. По тротуару идут две нарядные молодые немки с нарядными детьми. Дети кидают в нас камни, и я жду, когда женщины или полицейские остановят их. Но ни полицейские, ни женщины не говорят детям ни слова».

        Трагедия остарбайтеров и советских военнопленных доказывает, что люди были для диктаторов и с той, и с другой стороны только средством для достижения целей. Не люди, а человеческий материал. Мы нашли документ, который характеризует отношение советского руководства к своему населению на оккупированных территориях. Нам кажется уместным зачитать его полностью: «Из директивы командованию Ленинградским фронтом. 21 сентября 1941 г.  Говорят, что немецкие мерзавцы, идя на Ленинград, посылают впереди своих войск делегатов от занятых ими районов, - стариков, старух, женщин и детей – с просьбой сдать Ленинград и установить мир. Говорят, что среди ленинградских большевиков нашлись люди, которые не считают возможным применить оружие к такого рода делегатам. Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожить в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов.  Мой ответ: не сентиментальничать, а бить врага и его пособников, вольных или невольных, по зубам. Война неумолима, и она приносит поражение в первую очередь тем, кто проявил слабость… Бейте вовсю по немцам и по их делегатам, кто бы они ни были; все равно, являются ли они вольными или

невольными врагами. Никакой пощады ни немецким  мерзавцам, ни их делегатам, кто бы они ни были.

        Приказ довести до сведения командиров дивизий и полков».

                                                                Подпись    И.Сталин

        По мнению Сталина расстреливать своих стариков, женщин и детей было военной необходимостью во имя победы.

  1. Исследовательский проект 4-й группы. «Холокост – человеческий Чернобыль».

Одно из самых страшных преступлений против человека на оккупированных землях был холокост – уничтожение еврейского населения. Во всех крупных городах создавались гетто. От местных жителей евреев отделяла колючая проволока. Отсюда была одна дорога – смерть. Гитлер говорил: «Немцы должны позволить всем евреям умереть». Десятки тысяч евреев были замучены в концлагерях, гетто, сожжены в печах крематориев, расстреляны. Местом массовых убийств евреев на территории Советского Союза стал Бабий Яр под Киевом. Мы хотели показать вам отрывок из фильма, герои которого чудом уцелели в те страшные дни.

Фотографии и видеосъемки этих страшных преступлений были сделаны самими немцами и украинскими полицаями, из которых оккупанты сформировали карательный корпус «Галичина». Видимо, война уносила не только жизни, но делила людей на подлецов и выродков, и на нормальных, порядочных людей, кому это было отвратительно. Послушайте, что писал домой жене унтер-офицер Рудольф Рупп из Киева 22 ноября 1941 г.: «Я очень редко плакал. Плач является выходом, если долго находишься во всем этом. Только тогда, когда я буду с вами, переживая все это, вероятно, мы будем долго плакать, и ты поймешь своего мужа. Здесь даже при виде самых печальных картин плакать уже не имеет смысла, а «сострадание» подло. Если ничего не в силах сделать и не можешь оказать помощь и поддержку. Растет чувство вины, которое пускает корни в душе каждого. Охватывает глубокий стыд. Ты же правильно меня понимаешь, Мария?»

        По разным данным общее число погибших в оккупации составляет от 12 до 15-17 миллионов человек.

  1. Исследовательский проект 5-й группы.  «Война немецкого солдата Юргена Бертельсманна».

Война была трагедией и испытанием не только для русского солдата, но и для многих немецких солдат. О Юргене Бертельсманне хотелось бы говорить только как о немецком художнике. Но под Ленинградом  в 1941-42 гг. эта его профессия была второстепенной. Хотя именно она позволила ему остаться человеком. Нам непривычно так говорить о немецких солдатах, но это именно так. В альбоме Бертельсманна нет портретов немецких солдат, только русские лица, пейзажи. Он рисовал и как бы просил прощения у людей, которых он пришел убивать. Правда, не по своей воле. Его саперный отряд участвовал в боях под Ленинградом. Мы не знаем, стрелял он в русских людей или нет. Хочется верить, что нет. В мае 1942 г. он ушел с разведгруппой и не вернулся, оставшись где-то в снежных просторах России, которую он так любил рисовать. Его рисунки и письма жене с Восточного фронта чудом сохранились и в начале 90-х годов были изданы в России и Германии. Вот этот альбом. Для нас он представляет не только художественную ценность, но и прежде всего это документ. Многие русские ветераны войны восприняли его как документ человечности. Немецкий художник действительно рисовал в основном русских детей, стариков, крестьянок, русские избы. Удивляет, с какой добротой и любовью он рисовал тот народ, с которым воевала его страна. В письмах жене он пишет: «Население терпит огромную нужду. Одна милая маленькая девочка (рис.18) и светлоглазый мальчик (рис.16) часто заходят ко мне, и я даю им хлеба или немного горячей еды. Я не могу не ловить себя на мысли. Что и у меня дома тоже маленькая дочка. Поэтому у меня в душе возникает горячее чувство счастья, когда я ощущаю в своей руке теплую детскую ладошку и детские глаза доверчиво смотрят на меня. Почему так много невиновных людей должны страдать и платить жизнью?» Даже не верится, что эти слова принадлежат немецкому оккупанту. С поразительным для врага уважением он отзывается о русском народе: «У русских на карту поставлена их Родина. Поэтому они отважно борются и мужественно переносят страдания, чего они не стали бы делать лишь ради сталинского коммунизма». Наверное, так не стал бы говорить тот, кто считает русских неполноценным народом. А вот портрет русских девочек Дуси и Зины. Так рисует не враг, а друг. И позировать так можно только человеку, которого совершенно не опасаешься. В 1942 г. этим девочкам было по 12 лет. Не так давно две пожилые женщины рассказывали по телевидению о немецком солдате, который спасал их от голода в то страшное время и рисовал. Это были те самые Дуся и Зина. И рассказывали они о Юргене Бертельсманне.

        По  чьей-то злой воле человек оказался на чужой земле, стал захватчиком. Наверное, он был не единственным немцем, который понимал, что война в России – преступление. В последних письмах он пишет: «Ошибки бросают нас в бездну, если считать, что цель оправдывает средства. Смерть постоянно рядом с нами, Здесь нет границ. Мы никогда не знаем, впереди нас русские или сзади, или мы уже окружены. Странно, что, несмотря на столько жестокости с обеих сторон, возможны и человеческие отношения, Лично ведь никто и ничего не имеет друг против друга. Я начал понимать горе других людей, сочувствовать им. Посмотри на лица на моих рисунках, и ты все поймешь».

        Зимой 1942 г. был сделан последний рисунок. Война не делила  людей на плохих и хороших. Незадолго до гибели оккупант Юрген Бертельсманн написал: «Как я хотел бы приехать в эту страну с тобой, просто как штатский, а не как враг». Наверное, такого врага жаль чисто по-человечески, и он достоин уважения. Не по своему желанию стал он солдатом. Просто была война.

        Вопрос 5-й группе.

  1. Видимо, далеко не все немецкие солдаты  так относились к русским. Можно ли однозначно оценивать и оправдывать этого немецкого солдата?

Конечно, нельзя. При подготовке к конференции наши мнения разделились. В нашу страну Юрген Бертельсманн пришел, прежде всего как солдат, а не художник. А солдат должен выполнять приказ: уничтожить противника. Мы даже не знаем, стрелял он в советских людей или нет. Во всяком случае, идеализировать образ врага тоже не стоит. Никто его в Россию не звал. Другой вопрос, что политики сделали из хорошего человека – преступника. В этом-то и вся несправедливость войны. За преступления гитлеровского правительства расплачивались простые люди.

           Вопросы всем участникам конференции:

  1. При работе над темой «Человек в оккупации» было ли для вас что-то такое, что изменило ваши взгляды, запомнилось более всего?

Удивительна история Юргена Бертельсманна, потому что рушится привычный образ врага. Когда изучали документы, то поразило, что немцы, даже отступая, хоронили своих солдат, в могилу клали бутылку с записью, кто похоронен, и солдатский жетон. А трупы наших солдат валялись на дорогах, в грязи, в канавах, как что-то никому не нужное.

В  воспоминаниях Григория Чухрая запомнился эпизод, когда пришлось добивать своего же раненого. Ужасно, что человеку на войне приходится делать такой жестокий выбор.

  1. Как вы относитесь к идее устройства немецкого кладбища в Сологубовке?

Останки погибших должны быть похоронены по-человечески. Немцы делают это на личные пожертвования и бесчеловечно было бы им в этом отказать. И, наверное, не надо подогревать ненависть к поверженному врагу, Но и забывать ничего не надо. Обидно только,, что наших погибших солдат до сих пор еще не захоронили как положено.

Заключительное слово учителя: о трагедии немецкого народа. Подведение итогов.

Война неумолимо приближалась к немецким границам. Известно, что Гитлер, как и все диктаторы, отождествлял себя с немецкой нацией. Он искренне считал, что без него немецкий народ погибнет. Перед войной Гитлер обещал, что ни одна бомба не упадет на немецкие города. В 1945 г. немецкие города лежали в руинах. Приходила расплата. Население Германии вынуждено будет познать, что такое ужас оккупации.

При подготовке материала к конференции мы сомневались, стоит ли говорить о том, что советские солдаты для немцев были не столько освободителями, сколько победившими врагами. И все же решили, что ничего не надо приукрашивать. Немцы познали, что такое месть, ненависть; было и насилие и мародерство.

        Страх перед наступающими советскими войсками приводил к массовым самоубийствам. Война никого не пощадила: ни правых, ни виноватых.

                Здесь звучала мысль о том, что у части немцев происходило осознание того, что война – это преступление, ошибка. Примечательно, что сегодняшние немцы в большинстве своем думают о произошедшей войне как о ненужной и позорной, а 8 мая воспринимают, как день освобождения от нацизма. К сожалению, надо признать, что национал-социализм, и в первую очередь, Гитлер, были популярны среди широких масс населения. Конечно, немцы не хотели войны. Им казалось, что возник конфликт с Польшей, на который западные державы ответили вступлением в войну. Пропагандистский аппарат постоянно внушал немцам, что война им навязана. А в любой войне возникает солидарность с собственным правительством и армией. Даже, когда Гитлер в 1941 г., уже без всякого повода, напал на Советский Союз, многие верили его утверждению о превентивном ударе, что он тем самым предотвратил угрозу нападения на Германию. Они не знали, что Гитлер рвался к завоеванию жизненного пространства, они не знали о его людоедских планах уничтожения недочеловеков – унтерменшей; а может быть, не хотели знать, Ведь им внушалось: ты сверхчеловек, ты самый лучший, самый красивый, самый-самый. Но со временем к немцам начинает приходить прозрение и понимание. Характерна такая острота, ходившая среди немцев в 1945 г.: «И зачем мы только начали эту навязанную нам войну?» К мысли о том, что страну надо освободить от преступного правительства, мало кто был готов. В то время как нацистская партия все более теряла свой авторитет, Гитлер оставался вне всякой критики: люди считали, что Гитлера не информируют о действительном положении: «Если бы об этом знал фюрер…» (что очень напоминает нам нашу историю).

                Потребовалось немало времени, чтобы большинство немцев осознало, что нацисты и Гитлер ввергли страну в чудовищную войну; что совершались такие преступления, от которых содрогнулся весь мир. Когда американцы и англичане вошли на территорию Германии, они провели немцев по концлагерям на территории Германии:   Бергенбельзену, Дахау, Бухенвальду, Равенсбрюку. Они показали немцам документальные кадры о зверствах нацистов. В кинотеатры стояла очередь, чтобы посмотреть, что творилось в концлагерях. Фрау падали в обморок, а пожилые люди умирали от сердечных приступов. Немцы постепенно проходили через осознание своей вины и осуждение фашистской системы.

                Несомненно, и мы должны это признать, что в этой войне страдали и немцы. А тому, кто страдает, нелегко понять и признать, что он страдал напрасно; и жертвовал собой ради преступного дела. Но всплывают все новые страшные факты, неопровержимые доказательства обнаружены в видео- и фотоархивах самих военных преступников. Тем не менее, и сейчас еще есть немцы, которые отрицают самое страшное из преступлений – истребление евреев во время Второй мировой войны. Не только холокост, но и испытания, выпавшие на долю мирного человека в оккупации - это тоже трагедия войны. Помните, как сказал герой  нашего видеосюжета: «Под немцами было очень страшно…».

Много вопросов, и не всегда есть однозначные ответы на них. Но, видимо, с одним можно согласиться: у каждого нормального человека война вызывает отвращение – и у русского, и у немца. Мы все больше понимаем, что ненависть – это путь в никуда.

Д. Гранин высказал по этому поводу очень интересную мысль, что для России это может оказаться даже важнее, чем для Германии.

        (Предлагаю подумать, с каким словом ассоциируется у каждого слово «война»)

        Конечно, войны начинаются политиками, а расплачиваться за их грубые амбиции и преступные ошибки приходится народу. И, наверное, не стоит ставить знак равенства между любовью к Родине и преданностью ее властителям. Возможно, тогда нам станет понятнее, как культурная немецкая нация с библией едва ли не на каждом ночном столике превратилась в нацию послушных исполнителей преступных приказов. И придет осознание личной ответственности за все происходящее, чтобы не стать очередным винтиком государственной машины. Когда-то А.Твардовский написал: «Я знаю: никакой моей вины, в том, что иные не пришли с войны. В том, что они – кто старше, кто моложе, - остались там…Но все же, все же, все же…»  Мы живем в третьем тысячелетии, в котором, к несчастью, слово «война» так и не стало архаизмом. Именно поэтому нам так необходима историческая память, которая дает нам надежду, что никто из нас и наших близких не станет «человеком на войне».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В РАБОТЕ НАД ТЕМОЙ

                        «ЧЕЛОВЕК В ОККУПАЦИИ»

Письма с фронта. Аргументы и факты. 1995, № 18-19

Симонов К. Разные дни войны. Дневник писателя. М.1975.

Слова, пришедшие из боя. Статьи. Диалоги. Письма. Вып.2.М., 1985.

Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985.

Бертельсманн А. Русский альбом Ю.Бертельсманна, М., 2005.

Документы по истории Великой Отечественной войны. Новая и новейшая история. 1992, № 6.

Переписка на исторические темы. Военные мемуары. М.,

Военные дневники. Люди одного варианта.   М., 1975.

Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985.

В огне тяжелых испытаний. 1941-1945. Публикация документов. История СССР, 1991, № 2.

Вульц В. Мемуары. Нева, 2001, № 1.

Взлет и падение III рейха. Документы. М., 1991, т. 2.

К вопросу о репатриации советских граждан. История СССР. 1990, № 4.

Военнопленные СССР. Подборка документов. Родина. 1994, № 4.

Война и победа. Цифры и факты. Родина. 1994, № 2.

Новые документы по новейшей истории. Под ред. Г.Н.Савостьянова. М., 1996.

Тайны II мировой войны. Рассекреченные документы. Источник. 1993, № 1.

Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985.

Историко-политические хроники. М., 1991.

Райнер Гансен. Конец III рейха. Берлин. 1966.

Джилас М. Разговоры со Сталиным. М., 1993.

В огне тяжелых испытаний. 1941-1945. Публикация документов. История СССР. 1991, № 2.

Оккупация. Документы. Родина. 1995, № 5.

Из архивов КГБ. Публикация документов. Родина. 1992, №№ 8-9.

Рупп Г. Война Германии против Советского Союза. М., 2001.

Штрайт К. Они нам не товарищи. М., 1997.

                                                                

                                        

http://www. istorya.ru/book/ww2/113.php – Школьный электронный журнал. История Второй мировой войны.

http://holocaust.ioso.ru/index.htm -

сайт, посвященный проблеме геноцида евреев в Европе в годы Второй мировой войны.

http://holocaust.ioso.ru/documents/index.htm

http://holocaust.ioso.ru/gallery/index.htm

http://holokost.by.ru/ost.html - сайт, содержащий документы о холокосте

http://video.sibnet.ru/video263246/scrshot/ - сайт, содержащий подборку видеосюжетов на тему «Нацистский новый порядок»

http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/history/2008/02/2008_02_06.pdf - статьи и документы, посвященные теме коллаборационизма в годы II мировой войны

http://www.ostarbaytery.ru/ - сайт, содержащий видеодокументы по теме «Остарбайтеры»

http://etvnet.com/tv/dokumentalnyie-filmyi-online/tsvetyi-vremen-okkupatsii-ostarbajteryi/172530/ - сайт Центрального Интернет TV. Цветы времен оккупации.

http://ef.1939-1945.net/b001_006.shtml - сайт архивных материалов по теме «Коллаборационизм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Искусство витража и современность" (Презентация для урока или занятия кружка)

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. У учащихся необходимо ...

Методическая разработка урока "Диффузия" 7 класс, презентация

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока с использованием авторской презентации и видеороликов....

Методическая разработка урока алгебры с электронной презентацией в 9 классе по теме "Решение неравенств методом интервалов"

УРОК РАСШИРЯЕТ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ"; ЗНАКОМИТ С НОВЫМ МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ....

Разработка урока по литературе с презентацией "Песнь о вещем Олеге"

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 2.Проанализировать характеры персонажей баллады. 3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в...

Разработка урока татарского языка с презентацией в 6 классе для русскоязычной группы

Дәреснең темасы : "Игелекле,бул бала!"  Дәрес эшкәртмәсе 6 нчы сыйныфның рус төркемендә укучы балалар өчен төзелгән . Дәрестә Р.Р. Нигъмәтуллина дәреслеге , презентация кулланыла....

Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"

Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...

Банковская система - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации

Презентация к уроку обществознания в 11 классе по теме "Банковкая система"...