Разработка урока по литературе с презентацией "Песнь о вещем Олеге"
методическая разработка по литературе по теме

Чуткина Наталия Евгеньевна

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

2.Проанализировать характеры персонажей баллады.

3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в  произведении.

4.Развивать навыки аналитической работы с текстом.

Оборудование к уроку: презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesn_o_veshchem_olege.docx21.36 КБ
Office presentation icon pesn_o_veshchem_olege.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге. Тема судьбы.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

2.Проанализировать характеры персонажей баллады.

3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в  произведении.

4.Развивать навыки аналитической работы с текстом.

Оборудование к уроку: презентация

                                              Ход  урока.

I. Вступительное слово учителя  

       В «Песне о вещем Олеге» А.С.Пушкин рисует картины далёкого прошлого нашей родины. Чем объяснить, что поэт  обратился в своём произведении к седой древности, к событиям  912 года?

     «Песнь» была написана Пушкиным в 1822 году, когда он жил в ссылке на юге. Поэт всегда глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи (исток древнерусской литературы) и исторические труды своего времени. Живя на юге, Пушкин побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по одной из версий, похоронен князь Олег. Там же похоронена княгиня Ольга, жена киевского князя Игоря, правившего после Олега. Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу:

" Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического". (Слайд 1)

Из любви и интереса Пушкина к родной истории родились многие его произведения, в том числе и «Песнь о вещем Олеге». (Слайд 2)

 - Кто же такой князь Олег? (Слайд 3) Исторический комментарий. Выступление заранее подготовленного ученика.

      В 862 году в Новгород со своей дружиной прибывает князь Рюрик. Прокняжив 17 лет, Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря, который не мог ещё управлять государством. Бразды правления принял родственник малолетнего князя – Олег. Именно Олег установил сильную княжескую власть, объединив северные и южные земли, и образовал могучее государство – Киевскую Русь. В народе его называли Вещим, т.е. мудрым, проницательным, дальновидным. Защищая молодую Русь, Олег водил дружины на хазар и в Константинополь (Царьград), к стенам которого прибил свой щит, что означало: «Мы взяли этот город под свою защиту». Он правил Русью ровно тридцать лет и три года. Именно столько правят  сказочные герои. После смерти Олега власть перешла к его воспитаннику – Игорю, а позже к его жене – княгине Ольге.

Учитель продолжает.

     О смерти князя Олега существует народное предание, записанное в летописи, которое и использовал Пушкин в качестве первоисточника для своего произведения. Прочтем отрывок  из летописи (учебник «В мире литературы», стр.234).

   В глубокой древности наши предки, восточные славяне, были язычниками. Все явления природы они объясняли действиями особых сверхъестественных существ – богов. Их было много, но самым главным и почитаемым был Перун – бог грозы и войны.

    Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать волю богов, таких людей они называли «волхвами» или колдунами, волшебниками, кудесниками ( от корня «чудо», к//ч). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса: могут управлять природой, общаться с потусторонними силами, предсказывать будущее, т.е. угадывать судьбу человека. Непростая история взаимоотношений князя Олега и волхва  положена Пушкиным в основу сюжета.

Словарная работа   (слайд)

 -  Ребята, когда вы будете слушать «Песнь о вещем Олеге», подумайте, сумел ли Пушкин сохранить дух старины в своём произведении? (проблемный вопрос)

II. Чтение  художественного  текста   (текст читает учитель).

III.  Беседа по содержанию баллады.

 Ответ на проблемный вопрос.

- Да, Пушкин сумел  в своём произведении сохранить дух старины.

Учитель:

 А как удалось автору перенести читателей в такой далёкий от нас  десятый век? Какие особенности есть в языке произведения?                                                         

- в языке  «Песни» много старинных слов, которые теперь не употребляются, а встречаются только в исторических книгах.

-  много устаревших форм слов, славянизмов.

- эти  слова напоминают нам о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили в очень давние времена.

Почему эти картины древнего прошлого мы словно видим своими глазами?                                                                 

  - рассказывая о таком далёком прошлом, Пушкин всё время употребляет глаголы в настоящем времени. Этот способ изложения как бы приближает к нам далёкие от нас события, оживляет рассказ

О каких сторонах жизни древней Руси здесь рассказывается?

- о многовековой борьбе Руси с кочевниками, об их набегах, сопровождавшихся опустошением и разграблением сёл и городов, угоном жителей в плен. Вот почему у Пушкина сказано «буйный набег» (Слайд 4)

 Как вы понимаете  значение эпитета «неразумным»  хазарам?                                                               

 - Русь – могучая страна, и за свой набег хазары потерпят отмщение.

 Кем является князь? Почему он назван «вещим»?                                                                 

-    князь является защитником родины, воином, предводителем в походах.

-   он вещий, что значит мудрый, хитрый, дальновидный политик) (Слайд 5)

О каком древнем обычае рассказано в эпизоде встречи князя с кудесником?

 - обычай гадания о своей судьбе перед боем. (Слайд 6)

Каким  Пушкин рисует кудесника? Дайте текстовую характеристику. Совпадает ли она с изображением кудесника на иллюстрациях В.Васнецова?

 - «вдохновенный кудесник», т.е. человек, который вдохновлён богами, они дали ему мудрость, наделили даром узнать будущее.

- «покорный Перуну», т.е. служитель самого главного бога.

- «заветов грядущего вестник», т.е. предсказывающий будущее.

 Какое значение имеет образ «тёмного леса», на фоне которого появляется перед нами кудесник?

 -  тёмный лес – таинственный, страшный, как и кудесник, знающий то, чего  не знают люди.

Как вы понимаете смысл слов князя: «Открой мне всю правду, не бойся меня…»                                                         

- Олег уверен, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную для него правду.

 Что  ответил кудесник? Какую «правду» открыл  князю? Каким чувством   проникнут его ответ?

- «волхвы не боятся  могучих владык, А княжеский дар им не нужен».  Ответ полон чувства собственного достоинства. Это независимый человек, смелый и бескорыстный

 Как отнёсся князь к предсказанию кудесника?

- сначала не поверил, стал ругать волхва, но потом «чело его омрачилось думой», вероятно, он вспомнил, что кудесник – любимец богов, его предсказание должно исполниться, и Олега охватила тревога.

-  князь стал думать, как  обойти судьбу.

А что такое судьба? Как вы понимаете значение этого слова? (участь, рок, предопределенье;  то, что суждено)

Какое решение принимает князь?  (Слайд 7)                                                            

- расстаться с конём, хотя это несовместимо с воинской честью.

- князь отвергает  верность, преданность.

  Проходит много лет. Изменился ли Олег с годами? Почему он наступает ногой на череп коня?   (Слайд 8)

- Олег не изменился, он наступает ногой на череп коня, чтобы выразить презрение к кудеснику, насмешливость.

 Почему «Песнь…» оканчивается  смертью Олега? Считает ли автор её случайной? За что, по мысли автора, наказан князь?                                                                

- за гордость, высокомерие, презрение к кудеснику, за предательство по отношению к коню.

-  за жестокость (сёла и нивы обрёк мечам и пожарам»)

- за попытку повернуть ход событий, перехитрить судьбу.

Сумел ли князь изменить свою  судьбу ?

-он сделал все, чтобы обезопасить себя, но избежать смерти ему не удалось.(Слайд 9)

-он не обошел предсказание, но  судьбу  свою всё же изменил. Он «обидел»  судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно.

Как  вы теперь ответите на вопрос о том, какой смысл вкладывает Пушкин в эпитет «вещий»? К кому в большей степени относится это слово? На чьей стороне автор?                                                                 

- автор на стороне кудесника, который является человеком смелым, независимым.  

- он свободен  от власти, его  «вещий» язык правдив и свободен, т.е. его слово является пророческим, ему дано это свыше, от Бога. (Слайд 10)

- под волхвом хотел бы Пушкин подразумевать всякого поэта, в том числе и себя.

-  Пушкин тоже внутренне свободен и наделён вещим языком.

Итак, ребята, почему же Пушкин обратился к далёкой старине? Неужели мало интересного давала современность?

- люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни.

- это страшные и горькие уроки, это решение труднейших проблем, одна из которых –  проблема взаимоотношений поэта и власти, ставшая для Пушкина в реальной жизни роковой.

Каким, по мнению Пушкина, должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте стихотворения?                                                             

- ответ в устах волхва.

- творчество должно быть свободно, неподкупно, независимо.

Какова же главная мысль этого произведения?

- кудесник сродни поэту.

- поэту тоже дан божественный дар пророчества, вложен свыше «вещий язык»,  «жало мудрыя змеи», чтобы «глаголом жечь сердца людей».

 «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина – баллада. Вспомните, что характерно для баллады как жанра? (Слайд11)

     А)  обращение к историческому прошлому;

     Б)   таинственный, иногда фантастический ход событий;

     В)  обилие средств художественной выразительности (привести примеры из текста баллады)

         

IV. Домашнее задание:

     1. Выучить наизусть понравившийся отрывок не менее 8-10 строф.

  1.  Дайте  текстовую характеристику князя Олега и сделайте вывод об этом герое.  

Использованная литература.

  1. А.С.Пушкин. Песнь о вещем Олеге.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...