Элективный курс в 10-11 классе "Введение в научно- исследовательскую деятельность"
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ЛЕНИНО ПЕНЗЕНСКОГО РАЙОНА
«Утверждаю»
Директор МОБУСОШ с.Ленино
______________ И.Б. Емельянов
«____» ________________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Введение в научно-исследовательскую деятельность»
10-11 КЛАСС
Рассмотрено и одобрено на заседании
МО учителей гуманитарного цикла
Протокол № 1
От « 28 » августа 2013г.
Принято на педагогическом совете
МОБУСОШ с.Ленино
Протокол № 1
От « 30 » августа 2013г.
Составитель: Козловская М.А.
учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
✉- 440510, Пензенская обл., Пензенский район, с.Ленино
☎- телефон /841-2/ 37-96-32; e-mail: lenino3@yandex.ru
Пояснительная записка.
В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у школьников. Связывают это с тем, что задатки творческого человека лучше всего закладываются в молодом возрасте.
Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.
Кроме того, курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» поможет учащимся успешнее обучаться, глубже осмыслить другие дисциплины и лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе, человеке и обществе.
Основная цель изучения курса:
- сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР).
Из основной цели вытекают следующие задачи курса:
- Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области.
- Развить умение выделять в проблеме «объект исследования».
- Обучить находить отличительные признаки «предмета исследования».
- Привить навыки правильного формулирования темы исследования.
- Научить постановке цели исследования и формулировке задач.
- Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения НИР.
7.Сформировать начальные навыки поиска и обработки информации.
8. Сформировать умение анализировать, делать выводы.
Курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов. Курс рассчитан на 34 часа. 10 класс- 17 часов, 11 класс- 17 часов.
Средства обучения:
- Энциклопедии, словари.
- Учебная литература
- Ресурсы сети Интернет.
Для реализации программы необходимо использовать разнообразные методы и приемы: проектная деятельность, творческие работы, сравнительные таблицы, приемы технологии РКМЧП и др.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1. Владеть приемами исследовательской деятельности: уметь сформулировать проблему, составить план ее решения и т.д.
2. Осуществлять поиск нужной информации в источниках разного типа
3. Пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации информации, презентации результатов деятельности.
4. Уметь правильно оформлять отчетность по НИР (доклад, реферат, отчет).
Тематический план
№ | Раздел. Тема | Кол – во часов | Форма орг. учеб. деят - ти |
1. | Введение в научно – исследовательскую деятельность. | 2 | |
1.1. | Введение в научно – исследовательскую деятельность | 1 | Проблемный урок |
1.2 | Введение в научно – исследовательскую деятельность | 1 | Комбинир. |
2 | Этапы научно-исследовательской работы | 16 | |
2.1 | Проблемы исследования. Выбор темы исследования. | 1 | Комбинир. |
2.2 | Проблемы исследования. Выбор темы исследования. | 1 | Урок - практикум |
2.3 | Цели и задачи исследования. | 1 | Комбинир. |
2.4 | Цели и задачи исследования. | 1 | Урок - практикум |
2.5 | Гипотеза исследования | 1 | Комбинир. |
2.6 | Гипотеза исследования | 1 | Урок - практикум |
2.7 | Методы исследования в школе. | 1 | лекция |
2.8 | Методы исследования в школе. Анкетирование | 1 | Комбинир |
2.9 | Методы исследования в школе. Наблюдения | 1 | Комбинир |
2.10 | Методы исследования в школе. Метод эксперимента. | 1 | Комбинир. |
2.11- 2.12 | Методы исследования в школе. | 1 | Урок - практикум |
2.13 | Источники по теме исследования | 1 | Комбинир. |
2.14 – 2.15 | Источники по теме исследования | 1 | Урок - практикум |
2.16. | Творчество как составной элемент исследования. | 1 | Урок - дебаты |
3 | Отчетность об исследовательской работе в школе. | 10 | |
3.1 | Отчетность об исследовательской работе в школе. | 1 | лекция |
3.2 | Школьный учебно-научный доклад. | 1 | Комбинир |
3.3 | Школьный учебно-научный доклад | 1 | Урок - практикум |
3.4 | Реферат. | 1 | Комбинир |
3.5 | Реферат. | 1 | Урок - практикум |
3.6 | Реферат. | 1 | Урок - практикум |
3.7 | Проектная деятельность в школе | 1 | лекция |
3.8-3.9 | Проектная деятельность в школе | 1 | Урок - практикум |
3.10 | Отчет по исследовательской работе. | 1 | Комбинир. |
4. | Защита НИР | 2 | |
4.1 | Защита НИР | 1 | Лекция |
4.2 | Защита НИР | 1 | Урок - практикум |
5 | Научно – исследовательская работа по обществознанию (политология, социология, экономика и.т.д) | 3 | |
5.1 | Научно – исследовательская работа по обществознанию | 1 | Урок - консультация |
5.2 | Научно – исследовательская работа по обществознанию | 1 | Урок - практикум |
5.3 | Научно – исследовательская работа по обществознанию | 1 | Урок - зачет |
6 | Урок заключения по курсу. | 1 | Круглый стол. |
Итого | 34 |
Содержание курса.
1. Дать понятие о научно-исследовательской деятельности. Разъяснить целевую установку курса, раскрыть смысл обучения по данной проблеме. Общая цель курса - сформировать у учащихся элементарные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР).
2. Показать важность владения терминологией учебной исследовательской деятельности. Разъяснить то, что наука - "это мышление в понятиях" (в отличие от искусства, которое есть не что иное, как "мышление в образах"). Рассказать о таких терминах и понятиях, как "наука", "исследование", "познание", "творчество", "проблема исследования", "тема исследования", "предмет исследования", "метод исследования", "гипотеза", "учебно-научный доклад", "реферат", "конспект", "тезисы", и т.д.
3-4.
Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования. Привести примеры постановки проблемы. При этом иметь в виду, что проблемы должны удовлетворять некоторым требованиям, например, затрагивать круг интересов учеников, быть тривиальными, проблема должна быть такой, чтобы к ней можно было подобрать литературу и т.д.
5-6. Формулировка цели исследования, определение задач. Показать решающую в исследовании роль формулировки цели. При формулировке цели необходимо как можно четче очертить границы исследования. Разъяснить, что для достижения цели надо решить ряд задач, то есть проделать сумму работ. Ученики должны проговорить формулировки цели и задачи.
7-8. Гипотеза - это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Показать, как после предварительного изучения фактов, характерных черт по выбранной теме, можно сформулировать предположение о результатах исследования. Рассуждение при этом идет от следствия к причине. Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой
9.
Метод анализа и синтеза.
Раскрыть содержание метода. Метод математического моделирования. Метод физического (технического) моделирования.
Метод мысленного эксперимента
10.
Метод анкетирования. Рассказать о широком применении данного метода, о требованиях к составлению анкеты; об открытых, закрытых, а также объективных и субъективных вопросах; о методах обработки полученных данных; о достоверности выводов по анкетам. Привести примеры тем, которые могут быть исследованы в школе с помощью анкет.
11.
Метод наблюдения. Рассказать о наблюдении на приборах, о наблюдениях в социологии, самонаблюдении; об однозначности замысла при наблюдениях и т.д. Привести пример применения метода наблюдения в школе
12.
Метод эксперимента. Рассказать об отличии "эксперимента" от метода наблюдения (в первом случае регистрация параметров процесса идет без вмешательства в процесс). Постановка эксперимента - это запланированная реализация процесса с записью его характеристик. Рассказать о методах обработки результатов эксперимента.
13 -14 Практическая работа по теме «Методы исследования»
15 -17 Работа с литературой.
Пояснить, как правильно подбирать литературные источники по теме исследования.
Рассказать о наиболее известных общенаучных и специальных журналах.
Самостоятельная работа в библиотеке. Виды каталогов, отделы публицистики. Журналы на иностранных языках, возможности заказать копию, перевод.
Виды рационального чтения специальной литературы. Библиографическое, ознакомительное, изучающее чтение. Конспектирование: виды конспектов.
18. Творчество как составной элемент исследования. Дать понятие о творчестве вообще, техническом творчестве, творчестве в политике, экономике, в организации производства. Показать, что творчество - это, с одной стороны, качественный скачок на основе существенного количества переработанной информации, а с другой стороны - это работа таланта (Моцарт и Сальери).
19.-27
Дать представление об отчетности по НИР, научить составлять учебно-научный доклад, реферат, отчет, готовить статью. Учебно-научный доклад. Понятие о научном и публицистическом стиле изложения содержания доклада.
Реферат. Привести развернутое определение реферата. Рассказать, как подбирать литературу по теме реферата. Пояснить, как составить план написания реферата. Дать понять, какие вопросы следует себе поставить перед написанием реферата (достаточно ли материала для написания реферата (не менее 12 страниц) В чем будет состоять новизна исследований? и т.д.). Рассказать о составных частях реферата; пояснить, как писать заключение, список литературных источников.
Структура Проекта
Отчет по исследовательской работе. Пояснить, что отчет пишется, когда публичное зачтение результатов исследования не предусматривается. Рассказать о том, как пишется отчет: его вводная часть, выводы по исследованиям и т.д.
28 -29 Официальное заслушивание докладов, защита рефератов, отчеты по НИР.
30 -34 Научно – исследовательская работа по обществознанию
35. Урок заключения по курсу.
Список рекомендуемой литературы:
- Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории //Школьные технологии.- 1997.- № 1.- С. 116-119.
- Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации //Народное образование.- 2000.- № 9. – С. 177-180.
- Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М., 1995.
- Горлицкая С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике: Автореф.дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. :/Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена.- СПб, 1995. – 14с.
- Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1995. - № 6. - С. 39-47.
- Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании// Школьные технологии.- 1997.- № 1.- С. 3-11.
- Дьюи Дж. и Э."Школы будущего. - 1915. рус. пер. 1922.
- Джонс Дж.К. Методы проектирования: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Мир, 1986.
- Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч. – 2000. - №3. С.10-21.
- Если бы я был главой управы (сборник школьных проектов). – М.: РИА «ИМ-Информ», 2000. – 252 с.
- Инновационное обучение и наука: Науч.-аналит. обзор/ В.Я. Ляудис.- М.: ИНИОН РАН, 1992.- 52 с.
- Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе, Л., 1926 (библ. "Краткий обзор русской литературы о методе проектов")
- Килпатрик В.Х. Метод проектов, Л., 1925.
- Концепция проекта «ГОРОД – КАК- ШКОЛА»: помощь и поддержка// Новые ценности образования/ Под ред. Н.Б. Крыловой.-Вып.6.- М., 1996.- С. 121-124.
- Круглова О.С. Технология проектного обучения// Завуч.- 1999.- № 6. - С. 90-94.
- Мир управления проектами/ Под ред. Х. Решке, Х. Шелле.- М.: Аланс, 1993.- 304 с.
- Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование.- 2000.- № 7.-С. 151-157.
- Новикова Т.Г. Проектирование в инновационной деятельности //Предпринимательство и занятость юных. – 2000. - № 8-9.- С. 22-29.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат - М., 1999. – 223 с.
- Павлов Н. Проектирование образовательной сферы и сообщества в малом городе// Новые ценности образования/ Под ред. Н.Б. Крыловой.- Вып.5.- М., 1996.- С. 29-40.
- Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта //Учитель. 2000. №1.
- Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – С. – Петербург, 1996.
- Раппопорт А.Г. Границы проектирования//Вопросы методологии.-1991.- № 1
- Сиденко А.С. Метод проектов как условие повышения качества образовательного процесс// Московский лицей и колледж: развитие мотивации к профессиональной деятельности/ Науч. ред. С. Виноградова, С.П. Пимчев.- М., 1999. – С. 61-63.
- Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. – Петрозаводск,1996.
- Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.- М.: Сентябрь, 1998. – С. 83-128.
- Чистякова С., Дмитриева Л., Щигирева О. Развитие проекта «Город как школа»// Новые ценности образования/ Под ред. Н.Б. Крыловой.- Вып. 5.- М., 1996.– С . 50-53.
- Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. – М., 1993.
- Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Спб: «Два ТРИ», 1996.-610с.
- Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.- М.: Пед. о-во России, 1999. – 313
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа на курсах повышения квалификации по теме "Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном музее"
В работе рассматриваются формы и методы работы по развитию научно- исследовательских навыков учащихся средней школы....
Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.
Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...
Элективные курсы по биологии с элементами проектной и исследовательской деятельности.5-6 класс (автор-составитель Савенкова И.Г.)
Рабочая программа элективных курсов по биологии создана с учетом интереса учащихся 5-6 класса.На уроках учащиеся знакомяться с элементами проектной и исследовательской деятельности.Пробуют себя в роли...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...
Элективный курс «Введение учащихся в научно-исследовательскую деятельность"
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование инт...