Элективные курсы по биологии с элементами проектной и исследовательской деятельности.5-6 класс (автор-составитель Савенкова И.Г.)
элективный курс по биологии (5, 6 класс) на тему

Савенкова Ирина Геннадьевна

Рабочая программа элективных курсов по биологии создана с учетом интереса учащихся 5-6 класса.На уроках учащиеся знакомяться с элементами проектной и исследовательской деятельности.Пробуют себя в роли исследователя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Элективный курс  «Мир растений и животных»,

предназначен для учащихся 5-го класса.Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет географию, биологию, экологию - готовит учащихся к изучению этих предметов в следующих классах.

Цели:

  • Создать условия для изучения мира животных и растений нашей области,знать комнатные растения и уметь за ними ухаживать.
  • Сформировать у обучающихся представления о животных и растениях-как универсальной ценности.
  • Вовлечение учащихся в конкретную мини-исследовательскую деятельность.

Задачи:

– научить ученика делать наблюдения;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– проводить исследования.

В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • наблюдать и описывать растения разных экологических групп
  • уход и размножение комнатных растений
  • наблюдать и описывать различных животных
  • выявлять влияние человека на окружающую среду
  • представлять результаты исследований в виде отчетов,таблиц, и презентаций

Изучение курса рассчитано на 35 часа (по 1 часу в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ(3час).

Цели и задачи эл.курса

«Мир растений и животных».

Проектно-исследовательская деятельность.

Требования к исследовательской работе.

ЖИВОТНЫЕ(18 час).

Многообразие мира животных.

Дикие животные(6час).

Многообразие насекомых,их среда обитания(бабочки,пчелы).

Пчеловодство и его продукты

(воск,мед).

Пресноводные и морские рыбы.

Птицы-перелетные и зимующие.

«Животные у нашего пруда.»

Млекопитающие-кто они ?

Домашние животные(2час).

Домашние птицы(куры,гуси,

индюки,и др.)

Млекопитающие в нашем дворе.

Фауна нашего дома(клещи,клопы,блохи).

Моя кошка (собака) –лучше всех.

Породы кошек и собак.

Животные нашей области.

Болезни,общие для человека и животных.Методы борьбы.

Значение животных и их охрана.Красная книга.

Профессии,связанные с животными(егерь,зоотехник,ветврач)

Консультация перед защитой.

Защита проектно-исследовательских работ по теме: «ЖИВОТНЫЕ».

РАСТЕНИЯ(13 час).

Дикие растения(5 час).Многообразие растительного мира.

Экологические группы растений.

Лекарственные растения нашей области.

Значение растений в природе и жизни человека.

Редкие и исчезающие виды растений своей местности.

Культурные растения(3час).

Многообразие культурных растений.

Культурные растения в нашем огороде.

Болезни и вредители сада и огорода.

Комнатные растения(3час).

Многообразие комнатных растений.

Размножение комнатных растений.

Значение комнатных растений в экологии жилья.

Консультация перед защитой.

Защита проектно-исследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ».

ПОВТОРЕНИЕ(1час).

Анализ работы за год.

ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ :

ТЕМА1.ЖИВОТНЫЕ:

  • Молоко и молочно-кислые продукты для здоровья человека.
  • Аквариум в моей квартире
  • Продукты животноводства
  • Лучше кошки-нету зверя!
  • Собака-друг человека

ТЕМА 2.РАСТЕНИЯ:

  • Лекарственные растения,на страже здоровья
  • Витамины-круглый год
  • Цветы на моем окне
  • Огород на подоконнике
  • Хлеб-всему голова !

Календарно-тематическое планирование

Ур.

п/п

Ур.в

теме

Название темы

Вид

занятия

Сроки,

нед.

план

факт

1

1

ВВЕДЕНИЕ(3час).

Цели и задачи эл.курса

«Мир растений и животных».

беседа

4.09

2

2

Проектно-исследовательская деятельность.

лекция

11.09

3

3

Требования к исследовательской работе.

лекция

18.09

4

1

ЖИВОТНЫЕ(18 час).

Многообразие мира животных.

Лекция,

беседа

25.09

5

2

Дикие животные(6час).

Многообразие насекомых,их среда обитания(бабочки,пчелы).

Лекция,

Беседа,

сообщения

2.10

6

3

Пчеловодство и его продукты

(воск,мед).

Лекция,

Беседа,

сообщения

9.10

7

4

Пресноводные и морские рыбы.

Лекция

16.10

8

5

Птицы-перелетные и зимующие.

Лекция,

беседа

23.10

9

6

«Животные у нашего пруда.»

экскурсия

30.10

10

7

Млекопитающие-кто они ?

Лекция,

беседа

13.11

11

8

Домашние животные(2час).

Домашние птицы(куры,гуси,

индюки,и др.)

Лекция,

Беседа,

сообщение

20.11

12

9

Млекопитающие в нашем дворе.

беседа

27.11

13

10

Фауна нашего дома(клещи,клопы,блохи).

Лекция

4.12

14

11

Моя кошка (собака) –лучше всех.

Породы кошек и собак.

беседа

11.12

15

12

Животные нашей области.

сообщение

18.12

16-17

13-14

Болезни,общие для человека и животных.Методы борьбы.

лекция

25.12

17.01

18

15

Значение животных и их охрана.Красная книга.

Лекция,

беседа

24.01

19

16

Профессии,связанные с животными(егерь,зоотехник,ветврач)

беседа

31.01

20

17

Консультация перед защитой.

7.02

21

18

Защита проектно-исследовательских работ по теме: «ЖИВОТНЫЕ».

14.02

22

1

РАСТЕНИЯ(13 час).

Дикие растения(5 час).Многообразие растительного мира.

Лекция,

беседа

21.02

23

2

Экологические группы растений.

Лекция

28.02

24

3

Лекарственные растения нашей области.

Беседа,

сообщения

6.03

25

4

Значение растений в природе и жизни человека.

беседа

13.03

26

5

Редкие и исчезающие виды растений своей местности.

сообщения

20.03

27

6

Культурные растения(3час).

Многообразие культурных растений.

Лекция

3.04

28

7

Культурные растения в нашем огороде.

беседа

10.04

29

8

Болезни и вредители сада и огорода.

Лекция,

сообщения

17.04

30

9

Комнатные растения(3час).

Многообразие комнатных растений.

беседа

24.04

31

10

Размножение комнатных растений.

Практич.

занятие

8.05

32

11

Значение комнатных растений в экологии жилья.

Лекция

15.05

33

12

Консультация перед защитой.

22.05

34

13

Защита проектно-исследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ».

29.05

35

1

ПОВТОРЕНИЕ(1час).

Анализ работы за год.

29.05

ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ :

ТЕМА1.ЖИВОТНЫЕ:

  • Молоко и молочно-кислые продукты для здоровья человека.
  • Аквариум в моей квартире
  • Продукты животноводства
  • Лучше кошки-нету зверя!
  • Собака-друг человека

ТЕМА 2.РАСТЕНИЯ:

  • Лекарственные растения,на страже здоровья
  • Витамины-круглый год
  • Цветы на моем окне
  • Огород на подоконнике
  • Хлеб-всему голова !



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Волшебное царство растений»,предназначен для учащихся 6-го класса,и является продолжением элективного курса «Мир растений и животных».В этом году по учебному плану ребята начинают изучение курса биологии,элективный курс расширит знания ребят по данному разделу биологии и даст ответы на интересующие их вопросы.Данноая программа носит интегрированный характер,она объединяет географию,биологию,экологию-готовит учащихся к изучению этих предметов в следующих классах.

Цели:

  • создать условия для изучения мира растений нашей области и нашего района
  • сформировать у обучающихся представления о растениях-как универсальной ценности

Задачи:

  • научить ученика делать наблюдения
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • проводить исследования

В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • наблюдать и описывать растения разных экологических групп
  • выявлять влияние человека на растительный мир
  • представлять результаты исследований в виде отчетов,таблиц,диаграмм и т.д.
  • оформление и создание гербария
  • сбор,хранение,использование лекарственного сырья

Изучение курса рассчитано на 18 часов (1 час в неделю),включает 1 экскурсию,2 лабораторные работы.

        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1час)

Цели изадачи элективного курса «Волшебное царство растений».

Растения нашей местности(2час)

Понятие о растительном сообщестах-лес,луг,поле,болото,водоем.Взаимосвязи растений в сообществе.Ярусность-надземная,подземная

Экскурсия:Растительное сообщество.

История и структура ботаники(3час)

Основоположники науки,их заслуги и учение Аристотель,Теофраст,Ж.Б.Ламарк,к.Линней,Ч.Дарвин,Н.Вавилов и др.Ботаника ее структура(анатомия,физиология,морфология,систематика,геоботаника,селекция,цитология,биохимия,палеоботаника,экология).

Цветок-любимец природы(3час)

Строение цветка.Классификация плодов.Плоды сухие и сочные.распространение плодов и семян.Антоцианы.Естественные растительные красители.

Лабораторная работа №1.

Строение цветка.

Лабораторная работа №2.

Классификация плодов.

Природа Новосибирской области(2час)

Географическое положение НСО,областной центр,численность населения.Полезные ископаемые.Растительные сообщества и природные зоны.Растения,характерные для этих зон.

Лекарственные растения(3час)

Дикорастущие и культурные лекарственные растения.Правила сбора и хранения лекарственного сырья.Использование человеком.

Происхождение растений(1час)

Происхождение растений.

Повторение и обобщение(3час)

Значение человека и его влияние на растительный мир. «Космическая» роль растений.Урок-игра «Мир вокруг нас».

Календарно-тематическое планирование

ур.

п/п

ур.в

теме

Название темы

Вид занятия

сроки

план

факт

1

1

ВВЕДЕНИЕ(1час)

Цели и задачи эл.курса «Волшебное царство растений»

беседа

19.01

2

1

РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ (2час)

Растительные сообщества(луг,лес,поле)

экскурсия

26.01

3

2

Растения нашего водоема.

Беседа,отчет по экскурсии

2.02

4

1

ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА БОТАНИКИ(3час).

Основоположники науки о растениях

(Аристотель,Теофраст,Ламарк)

лекция

9.02

5-6

2-3

Ботаника и ее структура

(анатомия,морфология,физиология,

систематика,геоботаника,селекция,цитология,

биохимия,палеоботаника,экология)

Лекция,беседа

16.02

16.02

7

1

ЦВЕТОК-ЛЮБИМЕЦ ПРИРОДЫ(3час).

Строение цветка.

Лекция,беседа

Лаб.раб.№1

2.03

8

2

Плоды и семена.

Лекция,беседа

Лаб.раб.№2

9.03

9

3

Антоцианы.Естественные красители из растений.

лекция

16.03

10

1

ПРИРОДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ(2час).

Географическое положение.

лекция

23.03

11

2

Растительные и природные зоны.

Лекция,беседа

6.04

12

1

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ(3час).

Дикорастущие и культурные лекарственные растения.

Лекция,

беседа,

сообщения

13.04

13

2

Сбор и хранение лекарственного сырья.

беседа

20.04

14

3

Использование лекарственного сырья человеком.

сообщения

27.04

15

1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ(1час)

Происхождение растений.

лекция

4.05

16

1

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ(3час).

Значение человека и его влияние на растительный мир.

семинар

11.05

17

2

«Космическая» роль растений.

конференция

18.05

18

3

Заключительный урок.

Игра «Мир вокруг нас».

Игра

25.05

Лабораторная работа №1.Строение цветка.

Лабораторная работа №2.Плоды сухие и сочные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.

Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...

элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8- 10 класс

Рабочая программа является типовой, модифицированной  и предназначена для общеобразовательного учреждения. В курсе «Основы проектно-исследовательская деятельность» используются технология ис...

Рабочая программа элективного курса "Общая биология" по подготовке к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов

Данная программа составлена на 2 года по 1 часу в неделю с целью повторения, систематизации и закрепления основных вопросов биологии для успешной подготовки выпускников к ЕГЭ...

Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

   Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...

программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...