Элективные курсы по биологии с элементами проектной и исследовательской деятельности.5-6 класс (автор-составитель Савенкова И.Г.)
элективный курс по биологии (5, 6 класс) на тему
Рабочая программа элективных курсов по биологии создана с учетом интереса учащихся 5-6 класса.На уроках учащиеся знакомяться с элементами проектной и исследовательской деятельности.Пробуют себя в роли исследователя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Мир растений и животных" 5 класс | 22.68 КБ |
Элективный курс "Царство растений" 6 класс | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс «Мир растений и животных»,
предназначен для учащихся 5-го класса.Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет географию, биологию, экологию - готовит учащихся к изучению этих предметов в следующих классах.
Цели:
- Создать условия для изучения мира животных и растений нашей области,знать комнатные растения и уметь за ними ухаживать.
- Сформировать у обучающихся представления о животных и растениях-как универсальной ценности.
- Вовлечение учащихся в конкретную мини-исследовательскую деятельность.
Задачи:
– научить ученика делать наблюдения;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– проводить исследования.
В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- наблюдать и описывать растения разных экологических групп
- уход и размножение комнатных растений
- наблюдать и описывать различных животных
- выявлять влияние человека на окружающую среду
- представлять результаты исследований в виде отчетов,таблиц, и презентаций
Изучение курса рассчитано на 35 часа (по 1 часу в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ(3час). Цели и задачи эл.курса «Мир растений и животных». |
Проектно-исследовательская деятельность. |
Требования к исследовательской работе. |
ЖИВОТНЫЕ(18 час). Многообразие мира животных. |
Дикие животные(6час). Многообразие насекомых,их среда обитания(бабочки,пчелы). |
Пчеловодство и его продукты (воск,мед). |
Пресноводные и морские рыбы. |
Птицы-перелетные и зимующие. |
«Животные у нашего пруда.» |
Млекопитающие-кто они ? |
Домашние животные(2час). Домашние птицы(куры,гуси, индюки,и др.) |
Млекопитающие в нашем дворе. |
Фауна нашего дома(клещи,клопы,блохи). |
Моя кошка (собака) –лучше всех. Породы кошек и собак. |
Животные нашей области. |
Болезни,общие для человека и животных.Методы борьбы. |
Значение животных и их охрана.Красная книга. |
Профессии,связанные с животными(егерь,зоотехник,ветврач) |
Консультация перед защитой. |
Защита проектно-исследовательских работ по теме: «ЖИВОТНЫЕ». |
РАСТЕНИЯ(13 час). Дикие растения(5 час).Многообразие растительного мира. |
Экологические группы растений. |
Лекарственные растения нашей области. |
Значение растений в природе и жизни человека. |
Редкие и исчезающие виды растений своей местности. |
Культурные растения(3час). Многообразие культурных растений. |
Культурные растения в нашем огороде. |
Болезни и вредители сада и огорода. |
Комнатные растения(3час). Многообразие комнатных растений. |
Размножение комнатных растений. |
Значение комнатных растений в экологии жилья. |
Консультация перед защитой. |
Защита проектно-исследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ». |
ПОВТОРЕНИЕ(1час). Анализ работы за год. |
ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ :
ТЕМА1.ЖИВОТНЫЕ:
- Молоко и молочно-кислые продукты для здоровья человека.
- Аквариум в моей квартире
- Продукты животноводства
- Лучше кошки-нету зверя!
- Собака-друг человека
ТЕМА 2.РАСТЕНИЯ:
- Лекарственные растения,на страже здоровья
- Витамины-круглый год
- Цветы на моем окне
- Огород на подоконнике
- Хлеб-всему голова !
Календарно-тематическое планирование
№ Ур. п/п | № Ур.в теме | Название темы | Вид занятия | Сроки, нед. | |
план | факт | ||||
1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ(3час). Цели и задачи эл.курса «Мир растений и животных». | беседа | 4.09 | |
2 | 2 | Проектно-исследовательская деятельность. | лекция | 11.09 | |
3 | 3 | Требования к исследовательской работе. | лекция | 18.09 | |
4 | 1 | ЖИВОТНЫЕ(18 час). Многообразие мира животных. | Лекция, беседа | 25.09 | |
5 | 2 | Дикие животные(6час). Многообразие насекомых,их среда обитания(бабочки,пчелы). | Лекция, Беседа, сообщения | 2.10 | |
6 | 3 | Пчеловодство и его продукты (воск,мед). | Лекция, Беседа, сообщения | 9.10 | |
7 | 4 | Пресноводные и морские рыбы. | Лекция | 16.10 | |
8 | 5 | Птицы-перелетные и зимующие. | Лекция, беседа | 23.10 | |
9 | 6 | «Животные у нашего пруда.» | экскурсия | 30.10 | |
10 | 7 | Млекопитающие-кто они ? | Лекция, беседа | 13.11 | |
11 | 8 | Домашние животные(2час). Домашние птицы(куры,гуси, индюки,и др.) | Лекция, Беседа, сообщение | 20.11 | |
12 | 9 | Млекопитающие в нашем дворе. | беседа | 27.11 | |
13 | 10 | Фауна нашего дома(клещи,клопы,блохи). | Лекция | 4.12 | |
14 | 11 | Моя кошка (собака) –лучше всех. Породы кошек и собак. | беседа | 11.12 | |
15 | 12 | Животные нашей области. | сообщение | 18.12 | |
16-17 | 13-14 | Болезни,общие для человека и животных.Методы борьбы. | лекция | 25.12 17.01 | |
18 | 15 | Значение животных и их охрана.Красная книга. | Лекция, беседа | 24.01 | |
19 | 16 | Профессии,связанные с животными(егерь,зоотехник,ветврач) | беседа | 31.01 | |
20 | 17 | Консультация перед защитой. | 7.02 | ||
21 | 18 | Защита проектно-исследовательских работ по теме: «ЖИВОТНЫЕ». | 14.02 | ||
22 | 1 | РАСТЕНИЯ(13 час). Дикие растения(5 час).Многообразие растительного мира. | Лекция, беседа | 21.02 | |
23 | 2 | Экологические группы растений. | Лекция | 28.02 | |
24 | 3 | Лекарственные растения нашей области. | Беседа, сообщения | 6.03 | |
25 | 4 | Значение растений в природе и жизни человека. | беседа | 13.03 | |
26 | 5 | Редкие и исчезающие виды растений своей местности. | сообщения | 20.03 | |
27 | 6 | Культурные растения(3час). Многообразие культурных растений. | Лекция | 3.04 | |
28 | 7 | Культурные растения в нашем огороде. | беседа | 10.04 | |
29 | 8 | Болезни и вредители сада и огорода. | Лекция, сообщения | 17.04 | |
30 | 9 | Комнатные растения(3час). Многообразие комнатных растений. | беседа | 24.04 | |
31 | 10 | Размножение комнатных растений. | Практич. занятие | 8.05 | |
32 | 11 | Значение комнатных растений в экологии жилья. | Лекция | 15.05 | |
33 | 12 | Консультация перед защитой. | 22.05 | ||
34 | 13 | Защита проектно-исследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ». | 29.05 | ||
35 | 1 | ПОВТОРЕНИЕ(1час). Анализ работы за год. | 29.05 |
ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ :
ТЕМА1.ЖИВОТНЫЕ:
- Молоко и молочно-кислые продукты для здоровья человека.
- Аквариум в моей квартире
- Продукты животноводства
- Лучше кошки-нету зверя!
- Собака-друг человека
ТЕМА 2.РАСТЕНИЯ:
- Лекарственные растения,на страже здоровья
- Витамины-круглый год
- Цветы на моем окне
- Огород на подоконнике
- Хлеб-всему голова !
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Волшебное царство растений»,предназначен для учащихся 6-го класса,и является продолжением элективного курса «Мир растений и животных».В этом году по учебному плану ребята начинают изучение курса биологии,элективный курс расширит знания ребят по данному разделу биологии и даст ответы на интересующие их вопросы.Данноая программа носит интегрированный характер,она объединяет географию,биологию,экологию-готовит учащихся к изучению этих предметов в следующих классах.
Цели:
- создать условия для изучения мира растений нашей области и нашего района
- сформировать у обучающихся представления о растениях-как универсальной ценности
Задачи:
- научить ученика делать наблюдения
- устанавливать причинно-следственные связи
- проводить исследования
В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- наблюдать и описывать растения разных экологических групп
- выявлять влияние человека на растительный мир
- представлять результаты исследований в виде отчетов,таблиц,диаграмм и т.д.
- оформление и создание гербария
- сбор,хранение,использование лекарственного сырья
Изучение курса рассчитано на 18 часов (1 час в неделю),включает 1 экскурсию,2 лабораторные работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1час)
Цели изадачи элективного курса «Волшебное царство растений».
Растения нашей местности(2час)
Понятие о растительном сообщестах-лес,луг,поле,болото,водоем.Взаимосвязи растений в сообществе.Ярусность-надземная,подземная
Экскурсия:Растительное сообщество.
История и структура ботаники(3час)
Основоположники науки,их заслуги и учение Аристотель,Теофраст,Ж.Б.Ламарк,к.Линней,Ч.Дарвин,Н.Вавилов и др.Ботаника ее структура(анатомия,физиология,морфология,систематика,геоботаника,селекция,цитология,биохимия,палеоботаника,экология).
Цветок-любимец природы(3час)
Строение цветка.Классификация плодов.Плоды сухие и сочные.распространение плодов и семян.Антоцианы.Естественные растительные красители.
Лабораторная работа №1.
Строение цветка.
Лабораторная работа №2.
Классификация плодов.
Природа Новосибирской области(2час)
Географическое положение НСО,областной центр,численность населения.Полезные ископаемые.Растительные сообщества и природные зоны.Растения,характерные для этих зон.
Лекарственные растения(3час)
Дикорастущие и культурные лекарственные растения.Правила сбора и хранения лекарственного сырья.Использование человеком.
Происхождение растений(1час)
Происхождение растений.
Повторение и обобщение(3час)
Значение человека и его влияние на растительный мир. «Космическая» роль растений.Урок-игра «Мир вокруг нас».
Календарно-тематическое планирование
№ ур. п/п | № ур.в теме | Название темы | Вид занятия | сроки | |
план | факт | ||||
1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ(1час) Цели и задачи эл.курса «Волшебное царство растений» | беседа | 19.01 | |
2 | 1 | РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ (2час) Растительные сообщества(луг,лес,поле) | экскурсия | 26.01 | |
3 | 2 | Растения нашего водоема. | Беседа,отчет по экскурсии | 2.02 | |
4 | 1 | ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА БОТАНИКИ(3час). Основоположники науки о растениях (Аристотель,Теофраст,Ламарк) | лекция | 9.02 | |
5-6 | 2-3 | Ботаника и ее структура (анатомия,морфология,физиология, систематика,геоботаника,селекция,цитология, биохимия,палеоботаника,экология) | Лекция,беседа | 16.02 16.02 | |
7 | 1 | ЦВЕТОК-ЛЮБИМЕЦ ПРИРОДЫ(3час). Строение цветка. | Лекция,беседа Лаб.раб.№1 | 2.03 | |
8 | 2 | Плоды и семена. | Лекция,беседа Лаб.раб.№2 | 9.03 | |
9 | 3 | Антоцианы.Естественные красители из растений. | лекция | 16.03 | |
10 | 1 | ПРИРОДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ(2час). Географическое положение. | лекция | 23.03 | |
11 | 2 | Растительные и природные зоны. | Лекция,беседа | 6.04 | |
12 | 1 | ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ(3час). Дикорастущие и культурные лекарственные растения. | Лекция, беседа, сообщения | 13.04 | |
13 | 2 | Сбор и хранение лекарственного сырья. | беседа | 20.04 | |
14 | 3 | Использование лекарственного сырья человеком. | сообщения | 27.04 | |
15 | 1 | ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ(1час) Происхождение растений. | лекция | 4.05 | |
16 | 1 | ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ(3час). Значение человека и его влияние на растительный мир. | семинар | 11.05 | |
17 | 2 | «Космическая» роль растений. | конференция | 18.05 | |
18 | 3 | Заключительный урок. Игра «Мир вокруг нас». | Игра | 25.05 |
Лабораторная работа №1.Строение цветка.
Лабораторная работа №2.Плоды сухие и сочные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.
Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...
элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8- 10 класс
Рабочая программа является типовой, модифицированной и предназначена для общеобразовательного учреждения. В курсе «Основы проектно-исследовательская деятельность» используются технология ис...
Рабочая программа элективного курса "Общая биология" по подготовке к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов
Данная программа составлена на 2 года по 1 часу в неделю с целью повторения, систематизации и закрепления основных вопросов биологии для успешной подготовки выпускников к ЕГЭ...
Элементы проектной и исследовательской деятельности на уроках
Из опыта работы учителей математики...
Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения
Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...
программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...
"Элементы проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении математики"
Проектная деятельность учащихся 5-11 классов...