программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
рабочая программа по истории (10 класс)

Крушельницкая Марина Анатольевна

Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.

      В итоге различия между существующими ступенями исторического образования  должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличения суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение навыками самостоятельного исследования.

       Программа элективного курса: проектно-исследовательская деятельность «Дискуссионные вопросы в изучении истории России с древнейших времен до конца XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями профильного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»

Рассмотрена на методическом объединении учителей-предметников.

Протокол № 1 от 31.08.2018

Принята на

методическом совете

Протокол № 1 от 31.08.2018

Утверждена Приказом  СОШ

п. Верхнеказымский

от 31.08.2017 № 508-0

__________ Н.В. Степура

Программа элективного курса по истории для10 класса

«Проектно-исследовательская деятельность

«Трудные и дискуссионные вопросы истории»»

(наименование курса)

Крушельницкая Марина Анатольевна

(ФИО учителя-разработчика)

2018 г.

Пояснительная записка

      Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.

      В итоге различия между существующими ступенями исторического образования  должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличения суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение навыками самостоятельного исследования.

       Программа элективного курса: проектно-исследовательская деятельность «Дискуссионные вопросы в изучении истории России с древнейших времен до конца XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями профильного обучения.

       В программе выделены важнейшие периода отечественной истории – История России с древности до конца XVI – начала XVII в., история России XVII – XVIII в., Россия в XIX в., Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (проблемы модернизации, войны и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества, личности, основных тенденций постсоветского развития).

      Особенность данной программы заключается в том, что в ней предлагается анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

     Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота, содействовать развитию исследовательской компетентности учащихся.

        Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях  и проблемах общественно – политического, социально – экономического, культурного развития России с древнейших времен до конца в XX века;

- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории , а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов

-освоение методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

-развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

-развитие навыков оформления и защиты проектных и исследовательских  работ в соответствие с требованиями.

Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, решения проблем и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Элективный курс рассчитан на 35 часов.

Требования к уровню подготовки обучащихся

Ученик будет знать:

типы проектов

этапы выполнения проекта

методы решения творческих задач

формы защиты проекта

структура исследовательской работы

методы исследования

способы получения и переработки информации

правила оформления результатов исследования.

формы представления результатов

требования к докладу

отличие проектной деятельности и исследования.

Ученик будет уметь:

 локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

 использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах России о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках составлять описание образа жизни различных групп населения, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории;

 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя; б) ценностей, религиозных воззрений, представлений;

объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории;

давать оценку событиям и личностям отечественной истории;

выполнять разные виды проектов;

использовать  методы решения творческих задач для решения учебных задач;

оформлять и защищать проект в соответствии с требованием;

формулировать тему исследования;

выдвигать гипотезу;

находить и перерабатывать информацию;

работать  с литературой и оформлять библиографический список;

составлять  разные виды докладов;

вести дискуссию .

Ученик получит возможность научиться:

давать сопоставительную характеристику политического устройства государств;

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

составлять на основе дополнительной информации и дополнительной литературы описания памятников культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Содержание курса

Тема 1. История России с древности до конца XVI – XVII вв. Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Тема 2. История России в XVII - XVIII вв.  

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Тема 3. Россия XIX в.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Тема 4. Россия в XX в.

  Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во време войны. Официальная историография  о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Страх или свобода? ( О причинах победы под Сталинградом)  Приказ № 227 «ни шагу назад» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227. Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы - большая кровь. Боевая мощь советского военного искусства. Не страх , а свобода- главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего нерода, его патриотизм- залог Победы.

От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал « холодную войну»? сравнительный анализ версий и предположений советских и западных  историков и политологов о виновниках «холодной войны». Взгляд современных историков на проблемы «холодной войны».

 Истоки «холодной войны». Противники ( создание военных блоков).Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность? Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны».Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.

 Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года.


Тематический план

№ п/п

Дата

Корректировка дат

Тема занятия

Требования к уровню освоения материала

1

2

3

4

6

Тема 1. История России с древности до конца XVI – XVII в. (8 часов)

1.

06.09

Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства 

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

2.

13.09

Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси 

Знать даты, события, определения поня

3.

20.09

Категории населения «Русская правда»

тий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

4.

27.09

Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. Образование Золотой Орды. Русь и Орда.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

5.

04.10

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Роль церкви в консолидации русских земель. Куликовская битва и ее значение.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

6.

11.10

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Судебник 1497 г. Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

7.

18.10

Лики Ивана Грозного

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

8.

25.10

Смута конца XVI – XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Начало династии Романовых.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

Тема 2. История России XVII – XVII вв. (7 часов)

9.

08.11

Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Общественно-политическое устройство. Соборное уложение 1649 г. система крепостного права.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

10.

15.11

Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения в XVII в.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

11.

22.11

Реформы Петра I: движение России вперед или….

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

12.

29.11

Реформы Петра I: движение России вперед или….

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

13.

06.12

Россия в период дворцовых переворотов.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

14.

13.12

«Золотой век дворянства»

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

15.

20.12

Внешняя политика России во второй половине XVIII столетия

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

Тема 3. Россия в XIX веке (6 часов)

16.

27.12

«Сфинкс на разгаданный до гроба»

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

17.

17.01

Социально-экономическое развитие дореформенной России. Начало промышленного переворота. Аграрный вопрос в середине XIX века.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

18.

24.01

Формирование либерально-демократического движения в России. Время исканий.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

19.

31.01

Русское крестьянство после реформы 19 февраля 1861 г.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

20.

07.02

Внешняя политика России в первой половине XIX в.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

21.

14.02

Внешняя политика России во второй половине XIX века.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

Тема 4. Россия в XX веке (14 часов)

Триумфальное поражение? (Размышление о советско – финской войне) (1 час)

22.

21.02

Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии (3 часа)

23.

28.02

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

24.

07.03

Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 г.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

25.

14.03

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

Страх или свобода? (2 часа)

26.

21.03

Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227. психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

27.

04.04

Цена победы – большая кровь. Боевая мощь советского искусства. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое (4 часа)

28.

11.04

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предложений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной войны». Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны».

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

29.

18.04

Истоки «холодной войны». Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность?

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

30.

25.04

Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

31.

02.05

Сегодня мир, а что дальше? Размышление о предотвращении трагических последствий войны.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

 Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… (3 часа)

32.

16.05

Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачева о причинах и начале путча.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

33.

23.05

Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы…

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

34.

27.05

Неосуществленные сценарии августа 1991 года.

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.

35.

30.05

Повторение по курсу «Россия с древнейших времен до конца XX».

Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности.


Перечень практических работ, проектов

№ п\п

Тема

Практическая работа

1

Категории населения по «Русской правде»

Обоснование и анализ проблемы. Формулирование темы и целей проектной работы.

2

Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны.

Анализ  проблемы, формулировка темы, составление плана.

3

Судебник 1497 г. Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян.

Использование морфологического метода и «мозгового штурма»  для выполнения  проекта.

4

Смута конца XVI – XVII вв. (причины, сущность, последствия).

Составление уточняющих вопросов. Составление электронной презентации.

5

Реформы Петра I: движение России вперед или….

Формулировка темы и задач исследовательской работы. Анализ структуры исследования  и планирование работы.

6

Внешняя политика России во второй половине XVIII столетия

Формулирование гипотезы исследования. Использование интернета и других источников получения информации в процессе исследования.

7

Формирование либерально-демократического движения в России. Время исканий.

Тематический подбор литературы. Составление библиографического списка и оформление ссылок на литературу.

8

Русское крестьянство после реформы 19 февраля 1861 г.

Оформление исследовательской работы.

9

Цена победы в годы ВОВ

Составление доклада по проделанной работе.

10

Кто развязал «холодную войну»?

Соблюдение правил этикета при выступление перед аудиторией, ответы на вопросы, составление  плана защиты и защита работы в соответствии с критериями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по физике « Организация проектной деятельности"

Данный авторский материал элективного курса может помочь учителям физики и других предметов в организации проектной деятельности как на уроках так и во внеклассной работе....

Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова.

Проектно-исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной. коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Он...

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

Статья по теме: «Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает: выделение задач; выделение принципов отбора методик; планирование хода исс...

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь. Китайская пословица Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой...

Общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных школ

В статье содержится материал по проектированию и проведению исследований в школе, рекомендации по разработке творческого проекта, выполнению исследовательской работы....

методическая разработка "Формирование ключевых компетенций при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Цель работы: показать, как проектная и исследовательская деятельность учащихся влияет на формирование ключевых компетенций при изучении предмета....