программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
рабочая программа по истории (10 класс)
Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.
В итоге различия между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличения суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение навыками самостоятельного исследования.
Программа элективного курса: проектно-исследовательская деятельность «Дискуссионные вопросы в изучении истории России с древнейших времен до конца XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями профильного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»
Рассмотрена на методическом объединении учителей-предметников. Протокол № 1 от 31.08.2018 | Принята на методическом совете Протокол № 1 от 31.08.2018 | Утверждена Приказом СОШ п. Верхнеказымский от 31.08.2017 № 508-0 __________ Н.В. Степура |
Программа элективного курса по истории для10 класса
«Проектно-исследовательская деятельность
«Трудные и дискуссионные вопросы истории»»
(наименование курса)
Крушельницкая Марина Анатольевна
(ФИО учителя-разработчика)
2018 г.
Пояснительная записка
Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.
В итоге различия между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличения суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение навыками самостоятельного исследования.
Программа элективного курса: проектно-исследовательская деятельность «Дискуссионные вопросы в изучении истории России с древнейших времен до конца XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями профильного обучения.
В программе выделены важнейшие периода отечественной истории – История России с древности до конца XVI – начала XVII в., история России XVII – XVIII в., Россия в XIX в., Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (проблемы модернизации, войны и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества, личности, основных тенденций постсоветского развития).
Особенность данной программы заключается в том, что в ней предлагается анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота, содействовать развитию исследовательской компетентности учащихся.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно – политического, социально – экономического, культурного развития России с древнейших времен до конца в XX века;
- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории , а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов
-освоение методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
-развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
-развитие навыков оформления и защиты проектных и исследовательских работ в соответствие с требованиями.
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, решения проблем и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Элективный курс рассчитан на 35 часов.
Требования к уровню подготовки обучащихся
Ученик будет знать:
типы проектов
этапы выполнения проекта
методы решения творческих задач
формы защиты проекта
структура исследовательской работы
методы исследования
способы получения и переработки информации
правила оформления результатов исследования.
формы представления результатов
требования к докладу
отличие проектной деятельности и исследования.
Ученик будет уметь:
локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах России о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках составлять описание образа жизни различных групп населения, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя; б) ценностей, религиозных воззрений, представлений;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории;
давать оценку событиям и личностям отечественной истории;
выполнять разные виды проектов;
использовать методы решения творческих задач для решения учебных задач;
оформлять и защищать проект в соответствии с требованием;
формулировать тему исследования;
выдвигать гипотезу;
находить и перерабатывать информацию;
работать с литературой и оформлять библиографический список;
составлять разные виды докладов;
вести дискуссию .
Ученик получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств;
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе дополнительной информации и дополнительной литературы описания памятников культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Содержание курса
Тема 1. История России с древности до конца XVI – XVII вв. Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Тема 2. История России в XVII - XVIII вв.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Тема 3. Россия XIX в.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Тема 4. Россия в XX в.
Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во време войны. Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
Страх или свобода? ( О причинах победы под Сталинградом) Приказ № 227 «ни шагу назад» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227. Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы - большая кровь. Боевая мощь советского военного искусства. Не страх , а свобода- главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего нерода, его патриотизм- залог Победы.
От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал « холодную войну»? сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной войны». Взгляд современных историков на проблемы «холодной войны».
Истоки «холодной войны». Противники ( создание военных блоков).Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность? Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны».Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.
Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года.
Тематический план
№ п/п | Дата | Корректировка дат | Тема занятия | Требования к уровню освоения материала | |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | |
Тема 1. История России с древности до конца XVI – XVII в. (8 часов) | |||||
1. | 06.09 | Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
2. | 13.09 | Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси | Знать даты, события, определения поня | ||
3. | 20.09 | Категории населения «Русская правда» | тий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
4. | 27.09 | Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. Образование Золотой Орды. Русь и Орда. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
5. | 04.10 | Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Роль церкви в консолидации русских земель. Куликовская битва и ее значение. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
6. | 11.10 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Судебник 1497 г. Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
7. | 18.10 | Лики Ивана Грозного | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
8. | 25.10 | Смута конца XVI – XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Начало династии Романовых. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
Тема 2. История России XVII – XVII вв. (7 часов) | |||||
9. | 08.11 | Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Общественно-политическое устройство. Соборное уложение 1649 г. система крепостного права. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
10. | 15.11 | Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения в XVII в. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
11. | 22.11 | Реформы Петра I: движение России вперед или…. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
12. | 29.11 | Реформы Петра I: движение России вперед или…. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
13. | 06.12 | Россия в период дворцовых переворотов. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
14. | 13.12 | «Золотой век дворянства» | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
15. | 20.12 | Внешняя политика России во второй половине XVIII столетия | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
Тема 3. Россия в XIX веке (6 часов) | |||||
16. | 27.12 | «Сфинкс на разгаданный до гроба» | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
17. | 17.01 | Социально-экономическое развитие дореформенной России. Начало промышленного переворота. Аграрный вопрос в середине XIX века. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
18. | 24.01 | Формирование либерально-демократического движения в России. Время исканий. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
19. | 31.01 | Русское крестьянство после реформы 19 февраля 1861 г. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
20. | 07.02 | Внешняя политика России в первой половине XIX в. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
21. | 14.02 | Внешняя политика России во второй половине XIX века. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
Тема 4. Россия в XX веке (14 часов) | |||||
Триумфальное поражение? (Размышление о советско – финской войне) (1 час) | |||||
22. | 21.02 | Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии (3 часа) | |||||
23. | 28.02 | Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
24. | 07.03 | Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 г. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
25. | 14.03 | Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
Страх или свобода? (2 часа) | |||||
26. | 21.03 | Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227. психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
27. | 04.04 | Цена победы – большая кровь. Боевая мощь советского искусства. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое (4 часа) | |||||
28. | 11.04 | Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предложений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной войны». Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны». | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
29. | 18.04 | Истоки «холодной войны». Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность? | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
30. | 25.04 | Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
31. | 02.05 | Сегодня мир, а что дальше? Размышление о предотвращении трагических последствий войны. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… (3 часа) | |||||
32. | 16.05 | Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачева о причинах и начале путча. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
33. | 23.05 | Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы… | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
34. | 27.05 | Неосуществленные сценарии августа 1991 года. | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. | ||
35. | 30.05 | Повторение по курсу «Россия с древнейших времен до конца XX». | Знать даты, события, определения понятий, причинно-следственные связи, составлять характеристику исторической личности. |
Перечень практических работ, проектов
№ п\п | Тема | Практическая работа |
1 | Категории населения по «Русской правде» | Обоснование и анализ проблемы. Формулирование темы и целей проектной работы. |
2 | Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. | Анализ проблемы, формулировка темы, составление плана. |
3 | Судебник 1497 г. Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян. | Использование морфологического метода и «мозгового штурма» для выполнения проекта. |
4 | Смута конца XVI – XVII вв. (причины, сущность, последствия). | Составление уточняющих вопросов. Составление электронной презентации. |
5 | Реформы Петра I: движение России вперед или…. | Формулировка темы и задач исследовательской работы. Анализ структуры исследования и планирование работы. |
6 | Внешняя политика России во второй половине XVIII столетия | Формулирование гипотезы исследования. Использование интернета и других источников получения информации в процессе исследования. |
7 | Формирование либерально-демократического движения в России. Время исканий. | Тематический подбор литературы. Составление библиографического списка и оформление ссылок на литературу. |
8 | Русское крестьянство после реформы 19 февраля 1861 г. | Оформление исследовательской работы. |
9 | Цена победы в годы ВОВ | Составление доклада по проделанной работе. |
10 | Кто развязал «холодную войну»? | Соблюдение правил этикета при выступление перед аудиторией, ответы на вопросы, составление плана защиты и защита работы в соответствии с критериями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по физике « Организация проектной деятельности"
Данный авторский материал элективного курса может помочь учителям физики и других предметов в организации проектной деятельности как на уроках так и во внеклассной работе....
Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова.
Проектно-исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной. коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Он...
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...
Статья по теме: «Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»
Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает: выделение задач; выделение принципов отбора методик; планирование хода исс...
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь. Китайская пословица Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой...
Общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных школ
В статье содержится материал по проектированию и проведению исследований в школе, рекомендации по разработке творческого проекта, выполнению исследовательской работы....
методическая разработка "Формирование ключевых компетенций при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся"
Цель работы: показать, как проектная и исследовательская деятельность учащихся влияет на формирование ключевых компетенций при изучении предмета....