Элективный курс «Введение учащихся в научно-исследовательскую деятельность"
элективный курс (10, 11 класс)

     В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и  самореализации  потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.         

     Нынешние социально-экономические условия и рынок труда требуют от современного человека, от выпускников средней и высшей школы постоянного и быстрого приспособления (адаптации) к новым, изменившимся условиям и процессам. Это, в свою очередь, требует умения самостоятельно получать знания, целенаправленно формировать необходимые умения и навыки, развивать способности. Самообразование - одна из предпосылок «выживания» и конкурентоспособности современного выпускника школы и вуза. От степени развития способности самостоятельно понимать, усваивать и использовать продукты современной культуры, научно-технических, технологических, индустриальных и других профессиональных достижений, зависит социальное, экономическое и психофизиологическое состояние человека в современном обществе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элективный курс127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сиверская гимназия»

   «Согласовано»                                                                               «Утверждаю»

  Председатель ШМО                                                                     Директор                                              

___________Трофимова Л. В.                                   ______________Окунева С. В.

                                                                                                         

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ВВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Учитель Бруханская Елена Александровна

Пояснительная записка

         В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и  самореализации  потенциальных возможностей ребенка в

процессе обучения.

        Нынешние социально-экономические условия и рынок труда требуют от современного человека, от выпускников средней и высшей школы постоянного и быстрого приспособления (адаптации) к новым, изменившимся условиям и процессам. Это, в свою очередь, требует умения самостоятельно получать знания, целенаправленно формировать необходимые умения и навыки, развивать способности. Самообразование - одна из предпосылок «выживания» и конкурентоспособности современного выпускника школы и вуза. От степени развития способности самостоятельно понимать, усваивать и использовать продукты современной культуры, научно-технических, технологических, индустриальных и других профессиональных достижений, зависит социальное, экономическое и психофизиологическое состояние человека в современном обществе.

        В таких условиях, требования к степени сформированности процессуальной и личностной составляющих творческих возможностей значительно повышаются, поскольку именно творческое развитие позволяет выйти человеку на уровень преобразования знаний, информации, социального опыта. Необходимо учитывать, что даже эффективное информирование недостаточно для развития творческих способностей. Сообщение знаний всего лишь создает условия для творчества, тогда как использование, применение полученных знаний в новой проблемной ситуации является основой для действительной творческой деятельности. Творческий процесс характеризуется рядом внешних и внутренних, субъективных и объективных особенностей. К ним можно отнести: новизну, общественную значимость исследуемого явления, эмоциональную включенность, различный характер содержания мыслительной деятельности в разные периоды творческого процесса, особую роль интуиции (случайность, неожиданность, внезапность догадки).

       Освоение учащимися методологии научно-исследовательской и проектной деятельности позволяет сформировать навыки, необходимые для самостоятельного получения необходимых знаний, стимулировать потребность старшеклассников в саморазвитии и самообразовании, включить их в реальный и осознанный процесс исследовательской и проектной деятельности.

       Элективный курс «Введение учащихся в научно-исследовательскую деятельность» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

         Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

         Курс может быть полезен учащимся, которые ориентированы на более глубокое изучение курса математики, ее методов и идей. Изучение этой программы позволит учащимся в большей степени овладеть теоретическими знаниями и методами рассуждений, объективно заложенными в базовом курсе математики.

     Целью данной программы является: достижение учащимися методологической компетентности, включающей умение выбирать методы познания, адекватные изучаемому объекту и материалу и объекту; получение навыков теоретического планирования, моделирования и экспериментальной реализации исследования, проектирования. Опосредованно, программа способствует созданию условий для развития и реализации интеллектуального, творческого, исследовательского потенциала школьников; личностному развитию школьников: развитию и формированию познавательной мотивации; исследовательской, познавательной направленности; интеллектуальной и социальной активности.

Цели курса:  

   - познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы;

   - способствовать творческому развитию начинающих исследователей;

        - сформировать опыт творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность;

       - сформировать и развить средствами математики интеллектуальные качества личности.

Задачи курса:

  1. Сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы.
  2. Вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
  3. Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

Организация учебного процесса

         Программа элективного курса рассчитана на 34 ч. Она состоит из двух разделов: «Методы научного исследования» - 18 часов и «Организация научного исследования - 16 часов.     Помимо традиционных форм организации занятий (лекция, семинар)  приоритетными будут такие организационные формы, как поисково-исследовательская деятельность, дискуссия, диспут.    Большое внимание будет уделено самостоятельной и групповой деятельности учащихся. Возможен такой вариант оценки индивидуальной или групповой деятельности по окончании курса, как поисково-исследовательская работа “Напишем учебник” или “Наши открытия”.

         Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации,

находить пути их решения.

         Уделяется внимание развитию монологической речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.

Тематическое планирование

Тема

Общее

кол-во часов

Теоретически

Практически

Часть 1. Методология

1. Введение

2

1

1

1

1.1. Виды исследований

1

1

2

1.2. Общая схема и этапы исследования

1

1

2. Изучение состояния вопроса и постановка проблемы

8

8

3

2.1. Библиографическая подготовка

1

1

4

2.2. Составление  библиографии  по определенной теме  

2

2

5

2.3. Построение литературного обзора

1

1

6

2.4. Примерная структура литературного обзора

1

1

7

2.5. Определение сущности и природы явления

1

1

8

2.6. Постановка научной проблемы

1

1

9

2.7. Гипотеза исследования

1

1

3. Разработка концепции и планирование исследования

8

2

6

10

3.1. Цели исследования

1

1

11

3.2. Задачи исследования

1

1

12

3.3. Актуальность исследования

1

1

13

3.4. Объект и предмет исследования

1

1

14

3.5. Методология исследования

1

1

15

3.6. Методы исследования

1

1

16

3.7. Методика исследования

1

1

17

3.8. Планирование этапов исследования

1

1

4. Сбор эмпирических данных. Проведение эксперимента.

6

2

4

18

4.1. Подготовка эксперимента

1

1

19

4.2. Процедура эксперимента

1

1

20

4.3. Протокол эксперимента

2

2

21

4.4. Компьютерное обеспечение исследовательской работы

2

2

5. Обработка эмпирических данных

2

2

6.Письменное изложение результатов

2

2

7. Представление проектов и исследовательских работ

6

6

Итого:

34

5

19

Содержание занятий

     1.        Введение

     1.1. Виды исследований

Основные виды исследований: теоретические, эмпирические, прикладные. Условность разделения исследований на различные виды.

     1.2. Общая схема и этапы исследования

Основные этапы научного исследования. Общая схема исследования.

     2.        Литературный обзор: изучение состояния вопроса и постановка проблемы

     2.1. Библиографическая подготовка

Работа с литературой. Построение литературного обзора. Предварительное знакомство с предметом исследования. Ознакомление с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме. Использование справочников, библиографических изданий, словарей и энциклопедий.

     2.2. Составление библиографии по определенной теме

Использование систематического каталога в библиографической подготовке. Краткое библиографическое описание публикаций. Составление личной научной картотеки.

     2.3. Построение литературного обзора

Компоновка собранного материала. Хронологический и логический принципы построения литературного обзора. Выбор схемы построения литературного обзора в зависимости от специфики объекта исследования, степени его изученности и других факторов.

     2.4. Примерная структура литературного обзора

Описание проявлений.  Частота проявлений. Характеристика проявлений по времени и интенсивности. Закономерности, которым подчиняется явление. Место данного явления среди других и его определяющее влияние. Взаимосвязь и взаимовлияние явлений. Факторы, обусловливающие данное явление.

     2.5. Определение сущности и природы явления

Общепринятые определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в понимании данного явления. Выделение малоизученных и неизученных вопросов, противоречий в понимании этого явления в целом или в отношении отдельных его сторон. Возможности практического, прикладного использования этого явления, его свойства или функции.

     2.6.  Постановка научной проблемы

Условия для формулирования научной проблемы: недостаточность знаний, информации, противоречивость научных представлений и т.п. Обнаружение дефицита знаний. Наличие потребности в устранении выявленного дефицита знаний. Описание проблемной ситуации на естественном для исполнителя языке. Формулирование проблема в научных терминах.

     2.7. Гипотеза исследования

Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Теоретическое обоснование гипотезы. Необходимость проверки гипотезы на практике, в экспериментальных условиях.

Условия эффективности исследования: четкость, конкретность, определенность сферы действия выдвигаемого предположения. Возможное содержание научного предположения эмпирической части исследования: существование или отсутствие какого-либо феномена взаимосвязь; свойства, степень выраженности, условия возникновения и проявления.

     3.        Разработка концепции и планирование исследования

     3.1. Цели исследования

Концепция исследования. Цель исследования как желаемый конечный результат. Теоретико-познавательные, прикладные и практические цели исследования. Определение объекта и предмета исследования. Основные виды целей исследования. Определение характеристик явления. Выявление взаимосвязи явлений. Изучение временной динамики явления. Описание нового феномена, эффекта и т.п. Открытие новой природы явлений. Обобщение. Создание классификации или типологии явлений. Создание методики изучения явления. Апробация или адаптация имеющихся методик изучения явлений.

     3.2. Задачи исследования

Разработка    инструкции.     Апробация    методики    до     начала    основного

     3.3. Актуальность исследования

Оценка актуальности исследования при определении его целей и задач. Основные аспекты актуальности: необходимость дополнения теоретических знаний, относящихся к изучаемому явлению; потребность в новых фактах; которые позволят расширить теорию и сферу ее применения; потребность в более эффективных исследовательских методах; потребность в эффективных методах, способах, технологиях, имеющих более широкие возможности; потребность в дополнении и переработке имеющихся теорий, концепций, рекомендаций, с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

     3.4. Объект исследования

Объект   исследования   как   фрагмент   окружающего   мира, существующий независимо от субъекта познания и от наук, которые его изучают. Сложность, многомерность и изменчивость объектов окружающего мира. Свойства, стороны, отношения реальных объектов в контексте определенных исторических условий как предмет исследования.

     3.5. Методология исследования

Составление перечня переменных, которые интересуют исследователя. Оценка возможности целостного изучение данного явления. Системный, комплексный, целостный, средовой подход к изучению сложных объектов исследования. Методология выработанного подхода и ее определяющее влияние на разработку схемы исследования. Определение компонентного состава и структуры изучаемого явления. Рассмотрение структуры явления через устойчивые связи между его элементами. Сравнение как один из ведущих методов научного анализа. Значение использования метода сравнительного анализа.

     3.6. Методы исследования

Метод исследования как основной принцип и способ сбора, обработки или анализа данных. Методика как форма реализации метода, совокупность приемов и операций, их последовательность и взаимосвязь.

Выбор методов и методик исследования. Основные методы научного исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование. Метод анализа продуктов деятельности. Аппаратурная регистрация данных. Другие методы. Обусловленность    выбора   метода    особенностями    объекта   исследования,

предмета, поставленными целями. Ограничения, связанные с возможностью реализации конкретных методов.

     3.7. Методика исследования

Учет возможностей и ограничений методики по точности и надежности фиксации степени выраженности исследуемых качеств. Качественные и количественные характеристики явления. Субъективные и объективные данные и оценки.

Взаимосвязь выбора методов и выбора методик исследования. Использование принципа дополнения при подборе методик исследования. Надежность полученных результатов и выводов. Подтверждение научных фактов, полученных с помощью одних методик, другими.

     3.8. Планирование этапов исследования

Планирование времени исследования, используемых материалов, времени обработки полученных данных. Этапы исследования.

     4.        Сбор эмпирических данных. Проведение эксперимента

     4.1. Подготовка эксперимента

Компьютерное обеспечение исследовательской работы и статистическая обработка экспериментальных данных. Компьютерное представление моделирование и управление экспериментом. Организация и хранение полученных данных. Обработка полученных данных. Влияние информационных технологий на возможности современных научных исследований.

     5.        Обработка эмпирических данных

Первичная обработка данных.

Составление таблиц. Преобразование формы информации. Проверка данных. Математическая статистическая обработка полученных данных. Анализ первичных статистик. Корреляционный анализ. Оценка достоверности полученных данных. Использование прикладных статистических программ других информационных технологий.

     6.        Письменное изложение исследования

     6.1. Структура отчета о научно-исследовательской работе

Обязательные составляющие отчета о научно-исследовательской работе: введение, аналитический обзор состояния вопроса, обоснование выбранного направления работы, описание методики, содержания и результатов работы, заключение (выводы и предложения), приложения.

     6.2. Заключение

Содержание заключения работы: данные об изучаемых объектах, явлениях, закономерностях; новые принципы, методы и методики исследования; качественные и количественные характеристики объектов, полученные в процессе исследования; инструкции, рекомендации, руководства к выполнению заданий; нормы, правила, программы и т.п.; усовершенствованные разработки; другие положительные результаты научно-исследовательской деятельности.

     6.3. Наглядное   представление   результатов   исследовательской   работы

Использование диаграмм, гистограмм, графиков, профилей, таблиц для представления полученных результатов. Проект исследовательской работы.

     7. Заключительная конференция

Представление, обсуждение, коллективная оценка проектов и исследовательских  работ.

Литература

1. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.

2. Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3.

3. Криволапова Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской области. - Курган, 2003.

4. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

Календарно-тематическое планирование

Дата

урока

Тема

Общее

кол-во часов

Часть 1. Методология

1. Введение

2

2.09

1

1.1. Виды исследований

1

9.09

2

1.2. Общая схема и этапы исследования

1

2. Изучение состояния вопроса и постановка проблемы

8

16.09

3

2.1. Библиографическая подготовка

1

23.09

30.09

4-5

2.2. Составление  библиографии  по определенной теме  

2

7.10

6

2.3. Построение литературного обзора

1

14.10

7

2.4. Примерная структура литературного обзора

1

21.10

8

2.5. Определение сущности и природы явления

1

28.10

9

2.6. Постановка научной проблемы

1

11.11

10

2.7. Гипотеза исследования

1

3. Разработка концепции и планирование исследования

8

18.11

11

3.1. Цели исследования

1

25.11

12

3.2. Задачи исследования

1

2.12

13

3.3. Актуальность исследования

1

9.12

14

3.4. Объект и предмет исследования

1

16.12

15

3.5. Методология исследования

1

23.12

16

3.6. Методы исследования

1

13.01

17

3.7. Методика исследования

1

20.01

18

3.8. Планирование этапов исследования

1

4. Сбор эмпирических данных. Проведение эксперимента.

6

27.01

19

4.1. Подготовка эксперимента

1

3.02

20

4.2. Процедура эксперимента

1

10.02-17.02

21-22

4.3. Протокол эксперимента

2

24.02-3.03

23-24

4.4. Компьютерное обеспечение исследовательской работы

2

10.03-17.03

25-26

5. Обработка эмпирических данных

2

24.03

27

6.Письменное изложение результатов

1

7.04

14.04

21.04

28.04

5.05

12.05

19.05

28-34

7. Представление проектов и исследовательских работ

6

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность

Программа направлена на решение следующих задач: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств детей и двигательных способностей; формирование навыков самосовершенствования...

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села

На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как ме...

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

Учебно-методический материал. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в инженерную графику"

Особенность курса «Черчение» в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего  один час  ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Программа элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность"

Основным требованием «Закона об образовании в РФ» являются идеи гуманизации, и демократизации педагогического процесса, а также, успешной социализации и конкурентоспособности наших выпускников. Эти тр...

Участие учащихся в научно-исследовательской деятельности и в олимпиадах.

Общие показатели динамики участия и результативности учащихся  в мероприятиях познавательной, научно-исследовательской и творческой направленности различных уровней....