открытый урок истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Игнатова Ирина Геннадьевна

Организация данного урока способствует формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории. Активизирует познавательные интересы учеников. Соответствует новым образоватеным стандартам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект открытого урока66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Восстание Спартака.

Цели:
1. Дать учащимся представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем Риме, произошедшем в 74-71 гг. до н.э.

2. Раскрыть причины восстания, основные события, а также причины поражения рабов.

 3. Продолжить работу над умением анализировать, обобщать, оценивать исторические факты; устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, делать выводы.

4. Сформировать  у учащихся представление о рабстве как об одном из грубейших нарушений прав человека, довести до учащихся мысль о том, что свобода- это одна из высших человеческих ценностей.

5.Способствовать формированию положительной мотивации учащихся в изучении  истории. Активизировать их познавательные интересы.  

Оборудование :

  1. Проектор, экран, презентация к уроку
  2. Учебник . А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая .История Древнего мира.
  3. Рабочая тетрадь к учебнику .
  4. Рабочие листы.

План урока :

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

3. Изучение новой темы:

-Причины восстания.

- Спартак . Начало восстания .

-Победы восставших.

-Причины поражения.

4. Физкультминутка

5. Закрепление знаний.

6. Домашнее задание.

2. Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами продолжаем изучать историю Древнего Рима. Давайте проведем разминку , освежим наши знания.

Внимательно посмотрите на карту Италии . Я буду начинать предложение , а вы заканчивать.

Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на...
(сапог).
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ... (
Аппенинский).
Довольно труднопроходимы
Крутые горы ... (
Аппенины).
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые ...
(латины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ...
(волчица).
Ромул дал названье месту,
Это потому, что им
Был основан город ...
(Рим).

3. Изучение новой темы:

А теперь перейдем к изучению новой темы «Восстание Спартака»

Внимательно посмотрите план урока и подумайте, чтобы вы сегодня хотели

- узнать

- понять

- выяснить.

Что вы уже знаете об этом ?

Ребята . я попрошу вас быть внимательными, потому что в конце урока вы должны будете ответить на 2 важных вопроса

- почему восставшие рабы потерпели поражение?

-  Могли ли они выиграть?

1 . Причины восстания.

Внимательно посмотрите на картинку и ответьте на вопросы.

- Чем отличаются эти два человека?

- Кто такой раб?

- Почему в Риме было много рабов?

- Где применялся рабский труд?

- Как римляне относились к рабам?

- О чем могли мечтать рабы?

- Ребята, а вы сейчас свободные?

- Какие права и свободы есть у вас? В каком документе они записаны?

Сегодня мы узнаем о том, как рабы в Древнем Риме попытались обрести свободу.

Представьте, что мы с вами оказались в 74 году до н.э. в гладиаторской школе г. Капуя и услышали такой разговор.

1 гладиатор. Рим ведет слишком много завоевательных войн, чтобы дорожить рабами. Мы для них дешевая добыча, которая должна, как они говорят, трудиться, или спать.

2 гладиатор.  Живем впроголодь, сплошные побои , а если  не угодишь – оденут оковы на руки и ноги.

1 гладиатор.  Природа и наши матери наделили нас силой и ловкостью, которые теперь отнимают у нас жизнь. Если бы мы были слабы и немощны, то  не попали бы в гладиаторскую школу.

2 гладиатор. Ты забыл традицию Рима: слабых и больных рабов отвозят на остров посреди реки Тибр, где без ухода и пищи они сохнут и умирают медленно и мучительно.

1 гладиатор.  Еще несколько лет назад я представить не мог, что буду разыгрывать на потеху кровожадной публике кровавые бои и забивать тех, с кем сплю рядом под одной крышей и делю лепешку, а зрители буду кричать « Нападай и бейся насмерть!  В  нашей школе семьдесят гладиаторов. Сейчас мы говорим друг с другом, а завтра будем убивать друг друга для забавы римлян.

2 гладиатор. В таком положении как наше, лучше погибнуть за свободу, чем быть развлечением на арене амфитеатра.

Почему гладиаторы поднялись на восстание? Назовите его причины.

1.большое скопление рабов

2. жестокое обращение с рабами.

2  вопрос. Спартак. Начало восстания .

Предводителем восставших гладиаторов стал Спартак. Он был родом из Фракии - страна на севере Балканского полуострова. Во время войн попал в плен к римлянам, был продан в гладиаторы  . В гладиаторской школе Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары.  Он принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Спартак прославился своей силой и храбростью. Слава о нем гремела по всей Италии.  Спартак сумел подговорить рабов бежать. 70 человек, завладев кухонными ножами напали на охрану и вырвались на свободу. Восстание началось в 74 г . до н.э. ,а закончилось в

71 г.до н.э.

Задание  отметьте на линии времени эти даты и посчитайте, сколько лет длилось восстание. 

Восставшие устроили лагерь на вершине вулкана Везувий . Число восставших быстро росло. Для борьбы с ними Сенат послал 3 тысячное войско. Лишь одна узкая тропинка вела на вершину горы. Римляне  не решились на штурм. Они стали ждать, когда голод и жажда заставят рабов покинуть вершину горы. Тогда рабы сплели из лозы лестницы, ночью спустились в долину и разбили противника

3 вопрос. Победы восставших.

Мятеж охватил юг Италии. Восставшие захватывали и грабили имения и города, освобождали рабов. Численность увеличилась до 50 тыс. человек. Но эти люди говорили на разных языках, не все умели владеть оружием, не знали военной дисциплины.

Вспомните, как была устроена римская армия?

Спартак приказал ковать оружие и обучать рабов военному искусству. Они научились строить укрепленный лагерь, создали тяжеловооруженную пехоту, разведку и конницу.

Сенат отправил против восставших 2 консулов сразу . Что это означало?

Спартак повел войско к Альпам.

Спартак говорил: « Там мы найдем свободу, вы слышите это чудное слово – свобода. Мы построим свое небывалое государство свободных, равных , счастливых людей».

- Какую цель ставил Спартак перед восставшими?

Часть рабов отделилась и была уничтожена. Один консул встал на пути Спартака, а другой сзади. Тогда рабы развернулись и нанесли первыми удар. А затем Спартак заставил бежать и второго консула. Новую победу восставшие одержали в долине р.По. Но  тут Спартак изменил свой план и повернул на юг. Войска пересекли всю Италию, и подошли к проливу.

-Как вы думаете , почему Спартак изменил свои планы?

   Восставшие  договорились с пиратами.

С севера пошел полководец Красс . Он приказал вырыть ров 55 км ( от моря и до моря) и заполнить его водой. За рвом возвели стену из бревен и земли. Пираты обманули. Спартак решил прорываться. Велико было их мужество, но и велики потери. 1/3 прорвалась. Сенат послал на помощь Крассу еще двух полководцев: Помпея и Лукулла . Произошла грандиозная битва.

(Фрагмент из кинофильма)

Спартак был ранен в бедро. Опустившись на колено и выставив щит вперед отбивался до последнего вздоха.

Восстание было жестоко подавлено в 71 г.до н.э. Расправа была ужасной . Раненых отдали на растерзание диким животным,  а живых ( 6 тысяч )распяли и оставили умирать под палящими лучами солнца по всей   Апиевой дороге от Рима до Капуи на устрашение других рабов. .

4 вопрос. Причины поражения.

-Почему рабы потерпели поражение? Могли ли они выиграть?

1.  плохая организация войска

2.  неравенство сил

3.  не было четкого плана

4.  предательство пиратов

5.  плохое вооружение

6. усталость от длительных походов.

Подумайте.

Известно, что римляне с презрением относились к рабам. Однако о Спартаке они вспоминали с уважением. Как вы думаете, какие качества личности Спартака вызывали у римлян такое отношение?

 4. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли, опустили.

Раз — согнуться-разогнуться.

Два — встать ровно, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте)

5. Закрепление.

Установи последовательность событий.

1. Поход рабов на север Италии

2. Гибель Спартака

3.Бегство рабов из гладиаторской школы

4. Поход восставших на юг

5. Создание лагеря на г.Везувий

Какое слово лишнее

Гладиаторы,

Спартак,

патриции,

Везувий ,

 Красс,

пираты,

 рабы,

 

Ребусы Спартак, Лукулл, Фракия.

Кроссворд

C:\Users\user\Desktop\школа\к\Заполненный кроссворд.bmp

Вопросы.

По-горизонтали:

  1. Римский полководец, воевавший со Спартаком.
  2. Морские разбойники, обманувшие Спартака.
  3. Вулкан, на вершине которого был устроен лагерь восставших рабов.
  4. Предводитель восстания рабов в Риме.
  5. В Риме их называли «Говорящее орудие».

По-вертикали:

1.Горы на севере Италии.

2. Военные рабы, сражающиеся на арене амфитеатра.

Задача.

 Археологи нашли меч на котором была вырезана  надпись «Этим оружием Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после его гибели в 71 году до нашей эры» осмотрев меч ,ученые  сделали вывод , что надпись была фальшивая . Почему?  

        

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал, выяснил, понял.

Для любознательных. 

1.Почему на боевое знамя своих легионов Спартак поместил бронзовое изображение кошки?

          2.Подумайте, почему памятник Спартаку воздвигнут в Болгарии?

6. Домашнее задание .

Изучить параграф № 51.,

ответить на вопросы с. 238.

Выполнить задания в рабочей тетради    №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".

Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....

урок истории 5 класс, тема: "Восстание Спартака"

Методическая разработка урока была апробирована в 5 классе «А» МКОУ ШР «СОШ № 4» 10 апреля 2014 г. в рамках межмуниципального семинара «Реализация системно - деятельностного подхода в построении совре...

Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"

Технологическая карта  урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....

Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»

Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...

Открытый урок. История, 5 класс. Что изучает история?

В пятом классе дети начинают изучать новый предмет - историю. На первом уроке важно показать им, что история - это не скучный урок, где нужно заучивать скучные даты, непонятные имена и события, а урок...