Открытый урок история 8 класс Петр I
план-конспект урока по истории (8 класс)

Урок открытия нового знания, знакомство  с личностью в истории -Петр 1, его биографией и началом правления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_istoriya_8_kl_petr_1.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 8 классе, учитель Донгак Саид Нурсетович МБОУ Лицей №16

Тема урока: Начало правления Петра 1

Класс 8

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: - создать условия для достижения образовательных результатов:

-Личностный результат – развитие самооценки, определение своего отношения к материалу урока, поддержание познавательного интереса к предмету.

-Метапредметный результат – создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.

- Предметный результат: познакомятся с личностью в истории -Петр 1, его биографией и началом правления.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный 1 мин.

Приветствует учащихся, проверяет их наличие, готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Слушают его.

Мотивация

1 мин

Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него.

стихотворение А. С. Пушкина

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

О ком пишет Александр Сергеевич Пушкин?

Называют царя

Постановка учебных задач

3 мин

Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах? Хорошо, судя по тому, что мы о нем уже услышали, он довольно интересная личность? Помните, мы как-то говорили о становлении личности в обществознании. Хотите о нем узнать побольше? Значит цель нашего урока какая? А темой нашего урока будет? У всего есть начало, также, как и у нашего героя урока –Хорошо, из чего же состоит становление личности? Конечно детства, обучения и взросления. Другими словами, задачи нашего урока это

  1. Узнать, каким было детство Петра
  2. Когда и каким образом началось царствование Петра? (Двоецарствие, София)
  3. Какие были у него цели и достижения в начале правления? (Когда и для чего проводились Азовские походы? Какой результат они имели? Когда, куда и с какой целью отправлялось Великое посольство? Достигло ли оно своей цели?)

Определяют тему и цель урока

Узнать личность Петра 1 (Какими личными качествами обладал Петр I?)!

Начало правления Петра 1 Формулируют и записывают в тетрадь задачи урока:

Актуализации/

Повторения

5 мин

Вступительное слово учителя

Герой нашего урока – первый российский император, который, по выражению Пушкина «Россию поднял на дыбы», реформатор с неиссякаемой энергией, властный и решительный Петр I. О его делах известно многое, однако масштабные преобразования могли бы не случиться, если бы не предшественники Петра, подготовившие почву для новой России, создавшие предпосылки для реформ. Давайте повторим предыдущую тему, с чего же начались преобразования в России?

Пример изменений по европейскому образцу?

Отлично! А каких реформаторов вы знаете?

Как видите, реформы были затеяны уже до Петра I. Но по разным причинам не удалось приступить к осуществлению. Получается не на пустом месте он начал свои преобразования.

-Ответ: всё началось с приглашения иностранных специалистов отцом Петра Алексеем Михайловичем для реформы армии из средневековой в современную огнестрельную. Для их проживания в Москве была создана «немецкая слобода». Таким образом, вместе с иностранцами, проживавшими в столице в Россию, стала проникать иностранная мода, танцы, языки.

-Была реформирована налоговая система – на смену прямому налогу пришли косвенные налоги на соль и табак.

-Афанасий Ордин-Нащокин. Морозов, Голицын.

Усвоение новых знаний 20 мин.

5 мин.

Итак, переходим к сегодняшней теме. Начнем с рождения Петра и его родни.

В этом нам поможет генеалогическое древо.

Задание 1. Заполните пропуски, работая с 1 п. учебника и поясните, что здесь представлено.

Когда умер царь и кто наследовал?

Чем он отличался?

Какой важное решение при нем было принято?

Что сделал царь Федор для своего младшего брата Петра?

Двоецарствие.

После смерти Фёдора Алексеевича, 25 июня 1682года венчались на царство братья-соправители Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич. Специально для них в придворных кремлёвских мастерских был изготовлен особый трон с двумя сиденьями. «Двойной трон» был переделан из парадного трона царя Михаила Фёдоровича.

Однако двойной по названию трон на самом деле был тройным. За спинкой трона было предусмотрено тайное место для наставников царей. Чаще всего его занимала царевна Софья, которая помогала своим братьям во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через окошко.

Правительницей государства при юных царях стала их старшая сестра Софья.

На деле же, Петру пришлось выехать в подмосковное село Преображенское. Чем он там занимался?

Как и у любого, у него были учителя, кто они?

Физкультминутка – раз Петр 1 в селе Преображенское строит мини-крепость Пресбург вместе со своими сверстниками и играет в солдатики. Давайте также стройно подтянемся как гвардейцы Петра. Встали, руки вверх тянем и коленки поднимем! Хорошо, сели продолжаем!

Отец Алексей Михайлович (1645-1676). У него было 2 брака. 1 жена Мария Милославская, 2 жена Наталья Нарышкина. От 1 брака у царя 3 ребенка (Федор (1676-1682), Иван (1682-1696), Софья (1682-1689) и от 2 брака Петр 1 (1682-1725).

-1676 г. престол перешёл его старшему сыну Федору.

-Он был тяжело болен и вместо него большинство государственных вопросов решали его родственники.

-В 1682 г. отменено местничество.

-С 5-ти летнего возраста мальчика стал обучать грамоте дьяк Никита Зотов.

4 мин.

Задание 2. -Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на имеющиеся вначале вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.

Письмо.

Определите:

#1040;втора письма;

#1040;дресата письма;

#1054; какой «третьей особе» говорится в письме.

…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…

- Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?

- Как складывалась ситуация в дальнейшем?

- автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.

-Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения.

-С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. 8 августа 1689г. в В конце-концов Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь.

-Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г.

10 мин.

Итак, после начала самостоятельного правления, какую цель себе поставил Петр 1?

1. Выход к незамерзающим морям ради торговли и связей.

Имела ли Россия выход в море?

Удобно ли было вести торговлю через эти моря?

Какие моря сулило России выгоды? Как можно было получить выход в эти моря?

Какую из двух направлений выбрал Петр и почему?

Молодцы. Совершенно, верно.

Итак, следующая задача - «завоевание выхода в Черное море через захват крепости Азов»

Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником п. 4 и 5 стр. 21-23

Задание 4.

Азовские походы.

#1050;акова цель этих походов?

#1044;аты Азовских походов?

#1057; кем воевала Россия?

#1050;аковы результаты?

«Великое посольство».

#1044;ата

#1062;ели

#1057;остав

#1052;аршрут

#1048;тоги

Показываю крепость Азов, Азовское и Черное моря, Крымское ханство и Турцию на карте.

Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем сообщение о нем.

- Чем занимался Петр во время «Великого посольства»?

Почему Пётр поехал в Европу инкогнито?

Каков был главный итог деятельности Великого посольства? Совпадал ли он с намеченными целями?

А почему Петр был вынужден прервать поездку? Найдите ответ в учебнике на странице 23.

Учитель: Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Что на ней изображено?

На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.

Ученики записывают в тетрадях.

- Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.

-Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а через Каспийское можно торговать лишь с Персией

-Черное и Балтийское моря.

-Черное море т.к. там традиционные противники Крым и Турция.

Ученики записывают в тетрадях.

Читает сообщение

-Работал на верфи, где учился кораблестроению, старался овладеть различными ремеслами.

- союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато удалось найти союзника в борьбе против Швеции в лице Речи Посполитой.

-Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.

-Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами.

Первичное закрепление знаний

5 мин.

Выводы

А теперь, ребята, я предлагаю вам немного «побыть учителями»

Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы

Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.

Y. Подведение итогов. 3 мин.

Итак, подведем итоги. Узнали какими качествами обладал Петр?
Учитель: так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Огромную роль в изменениях, произошедших в России, сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

Взгляните на фото – чьи это руки? Петра! Но почему? Ответ на стр.24 текст историка Соловьева. Это руки правителя, воителя, работника.

А теперь посмотрите на свои руки! Что вы видите? Это руки будущих архитекторов, художников, писателей, политиков. Это руки тех, кто будет продолжать развивать наш город, страну. Это ваши руки. Все в ваших руках! Спасибо ребята!

-Петр был любознательным, активным, много и с охотой учился, особенно у иностранцев.

Предпосылки великих реформ Петра I складывались еще с середины XVII века. Молодому царю предстояло довести до конца то, что было начато его предшественниками и вывести Россию на новый уровень.

YI. Домашнее задание. 1 мин.

Прочитайте § 3

Работа с картой и документом

Выставление оценок учащимся.

YII Итоговая рефлексия

1 мин.

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу …
  • Доволен ли ты своей работой?

Приложение

Азовские походы

-Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось.

Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись.

-Обратимся ко 2-му Азовскому походу.

-Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море.

Сообщение

«Великое посольство» - русская дипломатическая миссия в Западную Европу с целью поиска союзников в борьбе с Турцией, найма иностранных специалистов, закупки вооружения и учебы за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность. В его состав входили дипломаты, переводчики, солдаты и офицеры охраны, волонтёры. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем десятника Петра Михайлова. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую.

Задание 5. Игра «Лови ошибку!»

Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».

Письмо

Определите:

#1040;втора письма;

#1040;дресата письма;

#1054; какой «третьей особе» говорится в письме.

…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"

1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...

Конспект открытого урока истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида Тема: Начало правления Петра I.

В материале представлен конспект открытого урока по истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида. Во время урока на разных его этапах используется интерактивная доска и презентация по теме данного...

Технологическая карта урока истории "Эпоха Петра I"

История в профессиональном образовательном учреждении изучается на новом, проблемном уровне  по сравнению с тем, который осваивают учащиеся  в основной школе. Данная разработка основывается ...

Презентация открытого урока истории Казахстана "Коллективизация. Последствия коллективизации" в 11 классе преп. истории Жакенова Кунсулу Жаксылыковна город Караганда

Коллективизация  в Казахстане».     Отношение между крестьянством и большевистской властью в конце 1920-х гг. оставалось достаточно сложным.  Мнения ...

Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»

Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...

Открытый урок. История, 5 класс. Что изучает история?

В пятом классе дети начинают изучать новый предмет - историю. На первом уроке важно показать им, что история - это не скучный урок, где нужно заучивать скучные даты, непонятные имена и события, а урок...