урок истории 5 класс, тема: "Восстание Спартака"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Методическая разработка урока была апробирована в 5 классе «А» МКОУ ШР «СОШ № 4» 10 апреля 2014 г. в рамках межмуниципального семинара «Реализация системно - деятельностного подхода в построении современного урока». Класс является экспериментальной площадкой по введению ФГОС в среднем звене основной школы. Урок получил положительную оценку присутствующих. Поставленные цели (для учителя и учащихся) были достигнуты, запланированные учебные задачи решены. Стоит обратить внимание, что учитель на данном уроке не делал акцента на детальном рассмотрении и изучении маршрута и действий восставших, а так же не рассматривалась подробно личность Спартака, его характеристика. Учителю было важно создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по формированию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи, формированию понятия «восстание», пониманию данного социального конфликта в жизни общества, а не знакомство учащихся с детальным нагромождением исторической информации. В связи с увеличением количества социальных конфликтов в мире, обострением социальных отношений урок имеет важное воспитательное и образовательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosstanie_spartaka.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||
Автор методической разработки урока | Черепанова Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания, высшей категории Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 4» | |
Предмет | История | Класс 5 |
Тема урока | Восстание Спартака | |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | |
Цели урока для учителя | Создать условия для учащихся понимания причин начала и поражения восстания как одного из крупнейших социальных конфликтов в истории Древнего Рима. Понимания роли восстания в истории. | |
Цели урока для учащихся | Образовательные: - сформировать представление о восстании Спартака, как одной из формы социального конфликта древнего мира; -обеспечить в ходе урока усвоение понятия восстание. Развивающие: - развивать навыки самостоятельной и групповой работы с историческими документами, с тестом учебника, исторической картой; - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательные: - воспитывать у учащихся чувство уважения к историческому прошлому; - способствовать формированию собственной жизненной позиции. | |
Планируемы образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Способность применять понятие «восстание» для раскрытия сущности и значения события; Называть причины, результаты социального конфликта; Развивать умение работать по модели изучения исторического события; Развивать умение работать с учебником, историческими источниками; Формирование умений анализировать и оценивать информацию о восстании в древнем Риме для осмысления сущности современных общественных явлений в мире. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Умение самостоятельно определять цели своего обучения; Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самооценки ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение устанавливать причинно-следственные связи Умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Умение работать индивидуально, при этом находить общее решение исторических задач; Аргументировано отстаивать свою точку зрения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию; Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Основные термины и понятия, изучаемые на уроке | Восстание, Спартак, г. Капуя, Везувий, Красс, Лукулл, Помпей | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация в программе Power Point для визуального сопровождения учебного процесса. | |
Оборудование | Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, 2013. Раздаточный материал: - отрывки из исторических источников для работы в группе (Приложение 1); - кроссворд для первичного закрепления материала (Приложение 2); - оценочные листы для проведения рефлексии (Приложение 3). | |
Источники для урока, образовательные интернет-ресурсы | Абаренков В.П., Абова Т.Е., Аверкин А.Г. и др. Краткий Политический словарь. – М.: Политиздат, 1989. www.school-collection.edu.ru - современный рисунок. Распятые участники восстания Спартака. festival.1september.ru - кроссворд; myshared.ru - карты с изменениями, для презентации | |
Методы обучения | Репродуктивный, наглядный, проблемный, частично-поисковый | |
Способы организации деятельности учащихся | Коллективная, индивидуальная, работа в парах | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы организации учебной деятельности | Цели и задачи этапа | Деятельность | ЭОР | Время | |
учителя | обучающихся | ||||
Организационный этап | Подготовка и организованное начало урока. Проверка готовности и организация внимания. | Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся и их рабочих мест к уроку. Для снятия психологической неуверенности, подготовить учащихся к общению на уроке, предлагает учащимся пожать друг другу руку, напоминает, что на уроке они выступают в роли сотрудников. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Уметь организовываться к работе. | Презентация слайд 1 | 1 |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока | Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность. Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. Развивать устную речь; эмоционально – образное и аналитическое мышление. | Создает условия для учебной мотивации. Организует погружение в проблему. Ставит перед учащимися проблемный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока. Во вступительном слове учитель обращает внимание учащихся на то, что тема включает в себя два слова: понятие и имя. Определяет область знаний о Спартаке, предлагает вспомнить об известных из курса истории восстаниях (захваченных персами народов, восстание плебеев), самостоятельно сформулировать определение понятия восстание. Открывает слайд с эталоном определения понятия восстание. Эталон определения взят из краткого политического словаря. При необходимости корректирует, дополняет ответы учащихся, помогает кратко записать определение. Ставит проблемный вопрос «Возможно ли было Римской империи избежать данный социальный конфликт? Нужно ли поднимать восстания?» Опираясь на определение восстание, учитель предлагает ученикам самостоятельно определить цель и задачи урока. | Проводят коллективное исследование. Осознано строят речевые высказывания. Формируют определение понятия восстание, сравнивают и определяют правильность своих выводов с эталоном предложенным учителем. Фиксируют определение в тетради. Самостоятельно формулируют цель и задачи урока. | Презентация слайд 2 | 4 |
Актуализация знаний | Развитие логического мышления. Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. | В ходе всего урока Материал темы рассматривается по ранее предложенной модели изучения исторического события: - хронологические рамки события; - участники события; - причины; - основные действия; - результаты; - роль события в истории | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Самостоятельно работают по алгоритму, ориентируются на получение конкретного результата. Активизация мыслительной деятельности. Учатся формулировать собственное мнение и позицию | ||
Первичное усвоение новых знаний | Получение новой информации; ее осмысление. Развивать творческие способности учащихся (организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление) | Опираясь на модель, учитель дает Первое задание для фронтальной работы. Предлагает проанализировать представленный зрительный ряд участников восстания, открывается слайд 3, определить самостоятельно причины социального конфликта. После ответов учащихся открывает слайд презентации с эталоном ответа. | Проводят коллективное исследование. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Пытаются решить задачу, опираясь на зрительный ряд, уже известных из ранее изученных тем, социальных групп: рабы, гладиаторы, крестьяне и т.д. Анализируют иллюстративный ряд, высказывают свои точки зрения на возможные причины восстания, сравнивают и определяют правильность своих выводов с эталоном предложенным учителем. | Презентация слайды 3 - 4 | 3 |
Опираясь на модель, учитель дает Второе задание для индивидуальной работы по тексту учебника. Задание: открыть учебник § 51, раздел 1., стр. 246, найти в тексте ответы на три вопроса о первом этапе восстания.
3. Где восставшие одержали первую победу, благодаря какой стратегии? Ответы учащихся сопровождаются учителем иллюстративным слайдовым рядом. | Развивается способность учащихся работать индивидуально, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Формирование навыков поисковой деятельности. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. | Текст учебника стр. 246. Презентация слайды 5 - 8. | 5 | ||
Рефлексия | Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Фиксация индивидуального затруднения | Организует диагностическую, контрольно-оценивающую деятельность учащихся. Задача для учащихся: самостоятельно оценить правильность своих ответов по предложенной знаковой шкале: - Ответ нашел правильный, ошибок не допустил; - Ответ нашел, но допустил ряд ошибок; - Ответ не нашел, дал не верный ответ. | Рефлексия своих действий Развитие умения учащихся оценивать свои возможности, обобщать и делать выводы. Заполняют лист самооценки. | Презентация слайд 9. Оценочный лист (см. Приложение 3) | 1 |
Первичное усвоение новых знаний | Научить воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; определять круг информации, необходимой для решения проблемы. Организация самостоятельного проблемно-поискового действия в образовательном процессе При помощи практической работы подвести учащихся к ответу на проблемный вопрос и итог урока. | Опираясь на модель, учитель дает Третье задание для фронтальной работы по карте учебника. Знакомясь с легендой карты, учитель предлагает учащимся проанализировать маршрут восставших, места крупнейших сражений. | Проводят коллективное исследование. Пытаются решить задачу, опираясь на легенду карты, Анализируют ее, высказывают свои точки зрения на маршрут восставших. Активизация мыслительной деятельности. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Презентация, слайды 10 - 11 (карта) | 5 |
Организует практическую работу в группах, самостоятельную и групповую коррекционную работу. Опираясь на модель, учитель дает Четвертое задание для практической работы в группе. Делит класс на 6 групп, каждой группе дается пакет с материалами для решения задачи. Задача для учащихся анализ исторических документов (см. Приложение 1), определение причин поражения восставших. | Идет совместный поиск конструктивных решений. Изучают материалы исторического источника. Отвечают на задание после текста, приводят разные доводы. Дискуссия: выступление сторонников разных позиций. Умение дискутировать, уважение к различным точкам зрения участников дискуссии. | Презентация, слайд 12 | 10 | ||
Рефлексия | После выступления групп, представления групповой точки зрения на причины поражения восставших, учитель открывает слайд презентации с правильными ответами. Предлагает группам сравнить правильность своих ответов с эталоном, оценить работу группы, определить наиболее активного участника групповой работы. | Соотнесение собственной информации с эталоном Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результаты. Заполняют лист самооценки. | Презентация, слайд 13 | 2 | |
Этап первичного закрепления | Формулировка учащимися ответа на проблемный вопрос, заданный в начале урока, подведение итогов урока. | Организует аналитическую беседу по проблемному вопросу «Возможно ли было Римской империи избежать данный социальный конфликт? Нужно ли поднимать восстания?» Задача для учащихся: ответить на проблемный вопрос, определить роль данного социального конфликта в истории. | Соотнесение старой и новой информации. Представление собственной позиции; Сравнение собственного видения проблем с другими взглядами и позициями; Устанавливать логические связи между явлениями, выстраивать цепочку доказательств; Концентрироваться на сути проблемы; Анализировать и делать выводы. | Презентация, слайд 14 | 2 |
Проверить усвоение новых знаний учащимися. Закрепление знаний, новых понятий. Анализ собственных мыслительных операций. При помощи практической работы подвести учащихся к итогу урока | Организация работы в паре. Заполнение кроссворда (см. Приложение 2) для всех учащихся. Для сильных учащихся – составить вопросы для кроссворда, создать свой кроссворд. | Активация новых знаний На данном этапе выявляются границы применимости нового знания. Заполняют кроссворд, составляют вопросы для кроссворда, оказывают взаимопомощь при выполнении задания. | Презентация, слайд 15 (кроссворд) | 3 | |
Итоги урока. Рефлексия | Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. | Подводит итог урока. Предлагает ответить ученикам на вопросы рефлексии «Сегодня на уроке я » - узнал (а) … - вспомнил (а) … - повторил (а) … - запомнил (а) … - знаю, как … - знаю, что … - умею … | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствие поставленным целям Развитие умения учащихся оценивать свои возможности, обобщать и делать выводы. Заполняют лист самооценки. | Презентация, слайд 16 | 2 |
Домашнее задание | Обеспечить понимание учащимися цели и способов выполнения дом/задания. Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения. | Объясняет домашнее задание, проводит инструктаж. Дифференцированный подход.
2) Составьте рассказ от имени гладиатора-участника восстания (письменно) – творческий уровень; 3) На боевое знамя своих легионов Спартак поместил бронзовое изображение кошки. Предположите, почему? (письменно с опорой на источник) – повышенный уровень. | Задают уточняющие вопросы. | Презентация, слайд 17 | 1 |
Оценки за урок | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Мотивация к дальнейшему обучению. | Выставление оценок учащимся за работу на уроке с комментарием. | Ученики сдают свои оценочные листы, с самооценкой, предлагают свои оценки одноклассникам за работу на уроке. | 1 |
Выводы и методические рекомендации по практическому результату проведенного урока.
Методическая разработка урока была апробирована в 5 классе «А» МКОУ ШР «СОШ № 4» 10 апреля 2014 г. в рамках межмуниципального семинара «Реализация системно - деятельностного подхода в построении современного урока». Класс является экспериментальной площадкой по введению ФГОС в среднем звене основной школы. Урок получил положительную оценку присутствующих. Поставленные цели (для учителя и учащихся) были достигнуты, запланированные учебные задачи решены. Стоит обратить внимание, что учитель на данном уроке не делал акцента на детальном рассмотрении и изучении маршрута и действий восставших, а так же не рассматривалась подробно личность Спартака, его характеристика. Учителю было важно создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по формированию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи, формированию понятия «восстание», пониманию данного социального конфликта в жизни общества, а не знакомство учащихся с детальным нагромождением исторической информации.
В связи с увеличением количества социальных конфликтов в мире, обострением социальных отношений урок имеет важное воспитательное и образовательное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории по теме: "Восстание декабристов"
Цели урока: выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. развивать навыки работы в группе, учиться выделять гла...
Самостоятельная работа по истории в 5 классе тема: «Восстание Спартака»
Материал для проведения самостоятельной работы по истории в 5 классе тема: «Восстание Спартака»...
Презентация к уроку истории на тему "Восстание Спартака"
Презентация к уроку истории на тему "Восстание Спартака"...
Презентация к уроку истории на тему "Восстание декабристов" 8 или 10 класс
Презентация подойдет к уроку на тему Воссстание декабристов как для 8, так и для 10 классов...
Конспект урока истории на тему: "Восстание декабристов"
Тема урока: Восстание декабристовЦельДать представление о восстании, которое произошло в Петербурге 14 декабре...
Технологическая карта урока истории по теме «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва» с применением метода проблемного изложения
Урок разработан для обучающихся 8 класса по теме "Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва"...
Конспект урока 8 класс .Тема "Восстание под предводительством Емельяна Пугачева"
Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.Планируемые результаты:...