Археология и Гражданское воспитание
статья по истории (9 класс) на тему
Археология - наука, которая помогает нам изучать современную историю. Умение восстановить причинно - следственные связи в развитии человечества - это тоже заслуга археологии. Радость и интерес вызывают найденные исторические источники. Ведь по ним можно восстановить историю далегого прошлого.
Значемость гражданского воспитания сегодня очень важна. От этого зависит у школьников формирование гражданской позиция,чувства патриотизма и любви к своей Родине. Необходимость в формировании данных качеств у подростов обусловлена ситуацией, сложившейся в настоящее время в российском обществе.Существует ряд факторов, препятствующих осуществлению идей гражданско-патриотического воспитания иограничевабщий его эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskoe_vospitanie_shkolnikov_v_sovremennykh_usloviyakh.doc | 48 КБ |
arekheologiya.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданское воспитание школьников в современных условиях
Одним из приоритетных направлений образования школьников в современной России является воспитание у молодого поколения гражданского самосознания и чувства патриотизма. Необходимость в формировании данных качеств у подростков обусловлена ситуацией, сложившейся в настоящее время в российском обществе. Существует целый ряд факторов, препятствующих осуществлению идей гражданско-патриотического воспитания и ограничивающих его эффект. Российская государственность переживает трудный период в своей истории: экономические проблемы, социальное расслоение населения, неудачное реформирование армии, здравоохранения, отсутствие внятной национальной идеи, отказ от традиционных нравственных ценностей. Отсюда следуют снижение престижа вооруженных сил, аполитичность рядовых граждан, ослабление доверия к государству. Кроме того, не способствуют привитию школьникам любви к Родине и активной жизненной позиции СМИ, и в частности некоторые Интернет площадки, которые интерпретируют события, происходящие в стране, в негативном ключе. Семья также, к сожалению, не озабочена тем, чтобы дети были настоящими патриотами, гражданами. Родителей больше беспокоит материальное благосостояние. При этом следует отметить, что и школа ослабила свои позиции в гражданско-патриотическом воспитании. Проблема зародилась в 90-е годы XX столетия, когда приоритетом школьной реформы стало внедрение либеральной модели обучения – гуманистический характер образования, первичность общечеловеческих ценностей, свобода и плюрализм в образовании. Однако вскоре стало понятно, в этой модели воспитание потеряло то особое значение, которое оно всегда имело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно, не направлено на духовно-нравственное развитие человека в процессе образования.
Отрадно отметить, что ситуация меняется в лучшую сторону. Проблеме гражданско-патриотического воспитания уделяется внимание на государственном уровне. Понятие «патриот» становится приоритетным, обществу нужны люди, ориентированные на служение Родине, верные своему Отечеству, готовые к выполнению гражданского долга. Признается тот факт, что воспитание патриотов – залог консолидации общества, укрепления государственности. В связи с этим системе образования предъявляются новые требования, изложенные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года». В этом документе «Приоритет общечеловеческих нравственных и гражданско-патриотических ценностей» – один из первых принципов деятельности.
Главной целью гражданского образования является формирование и развитие личности, обладающей необходимыми знаниями и умениями, а также системой демократических ценностей, помогающих успешно выполнять гражданские обязанности. При этом важна совокупность готовности и способности к реализации всего комплекса своих гражданских прав и обязанностей.
Наряду с формированием гражданской компетентности личности у учащихся необходимо формировать основополагающие ценности российской и мировой культуры, определяющие гражданское самосознание.
Гражданское образование включает в себя политическое, правовое и нравственное образование и воспитание. Основной путь получения знаний, необходимых для формирования патриота-гражданина – уроки истории и обществознания, элективные курсы по краеведению. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника...). Применить свои знания, сформировать умения и навыки учащиеся могут во внеурочной деятельности.
Выработке гражданских навыков способствует участие школьников в детских движениях и организациях, а так же организация самоуправления учащихся образовательного учреждения. Самоуправление учащихся можно считать отличной школой гражданской активности, при условии, что педагогический коллектив действительно выделит им сферу их компетенции и не превратит самоуправление учащихся в фарс.
В нашей школе уже много лет функционирует детская общественная организация «Правовое государство по имени школа». Членами организации являются все учащиеся школы. Совместно с педагогами они разработали структуру организации, свод законов, регламентирующих деятельность организации в целом и отдельных ее подразделений. Цель ДОО – воспитать политически грамотного, активного субъекта социума. В рамках организации учащимся созданы условия для применения на практике знаний, полученных на уроках обществознания. Так, каждый ученик школы может принять участие в выборах президента организации, членов парламента, формировать министерства, отвечающие за разные направления работы. Желающие быть избранными в органы управления организации во время предвыборной кампании выступают со своими программами, и члены организации выбирают самых достойных из кандидатов. Избранные члены парламента привлекаются к участию в планировании внеурочной деятельности учащихся, министерства претворяют в жизнь запланированные мероприятия. Такая форма организации жизнедеятельности очень популярна среди учащихся школы, так как позволяет им почувствовать себя взрослыми, полноправными членами общества. Есть надежда, что, став взрослыми, они сохранят приобретенный в школе интерес к политической жизни страны, свою гражданскую активность, инициативу, навыки работы в команде, стремление сделать свою жизнь и жизнь общества лучше, удобнее, справедливее, готовность внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Подтверждением этого является работа учащихся нашей школы в группах социального проектирования, Ими был осуществлен ряд социальных проектов: «Площадка для выгула собак», «Музей истории школы», «Живые голоса истории». В процессе работы над этими проектами участники групп приобрели навыки постановки проблемы, нахождения путей ее решения, они общались со специалистами, представителями властных структур, общественных организаций, которые помогали им в решении проблем. Велико было чувство собственной значимости ребят, когда вскоре после завершения проекта «Площадка для выгула собак» городские власти разработали и утвердили документ, регламентирующий порядок содержания домашних животных в городе. Может быть, это и совпадение, но им хотелось думать, что именно их проект заставил взрослых озаботиться проблемой отсутствия площадок для выгула собак в городе. Работая над проектом «Музей истории школы», учащиеся открыли множество страниц в жизни школы, которые позволили им по-новому взглянуть на родное учреждение, испытать чувство гордости за свою школу, воспитавшую целую плеяду достойных людей, в которой работали и работают замечательные педагоги. Вместе с тем, возросло их чувство ответственности. Ведь они учатся в такой выдающейся школе! Важным этапом в формировании патриотического чувства, гордости за свою Родину стала работа над проектом «Живые голоса истории». Собирая аудиозаписи с голосами участников Великой Отечественной Войны, подростки чувствовали себя соучастниками великого подвига, хранителями истории.
Таким образом, школа в современном российском обществе является одной из главных сфер, где воспитывается патриотическое и гражданское сознание ребёнка. Связь школы с культурой страны и культурой города обеспечивает усвоение подрастающим поколением основных принципов государства, и социальной жизни, приводит его к пониманию того, что делает его гражданином страны.
Приложение
Примеры мероприятий возможных для проведения в школе для воспитания гражданственности учащихся, как в урочное, так и в неурочное время
1. «Я и Я» - гражданское отношение к себе
Задачи:
1.Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность
2.Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. Точности при соблюдении правил поведения дома, в школе, в общественных местах.
Мероприятия:
- «Мой режим дня» (Беседа)
- «Познай себя» ( анкетирование «Познай себя», «Кто вы?»)
- Конкурс плакатов посвященных ЗОЖ
- Курить или жить (беседа с элементами тренинга)
- Суд над наркоманией (ролевая игра)
- Кто такой гражданин? (беседа)
- Путешествие в Законию (классный час)
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства.
2 « Я и Семья»- формирование гражданского отношения к семье
Задачи:
1.Воспитывать семьянина, любящего своих родителей
2.Формировать уважение к членам семьи
Мероприятия:
- День Матери (классный вечер с участием мам)
- Родительские собрания по темам:
·« Что нужно знать родителям о своем подростке»
·Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы»
·Памятка «Как научить ребенка ответственности»
·«Чтобы ребенок учился»
- «Семейные традиции»
- »Фотографии из семейного альбома»
Предполагаемый результат: сформировано представление, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством. Сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать.
3 « Я и Школа» - формирование гражданского отношения к школе
Задачи:
1.Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу. Стремление к сочетанию личных и общественных интересов, создания атмосферы товарищества и дружбы в коллективе.
2. Воспитывать сознательное отношение к учебе
3. Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения
4. Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы
Мероприятия:
- Праздник первого звонка ( линейка)
- Школа- наш второй дом ( выполнение коллективного рисунка на тему: наша школа в будущем»)
- Зачем нужно учиться в школе? ( беседа )
- Самоуправление в классе (выбор актива класса)
- Имею право- но обязан ( классный час)
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на ученика обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе.
4. « Я и мое Отечество» -формирование гражданского отношения к Отечеству
Задачи:
1.Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
2. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Мероприятия:
- Смотр-конкурс «Будущее России»
- Государственная символика РФ ( оформление стендов)
- Моя Родина ( поездки, походы по родным местам)
- Уроки Мужества ( встреча с ветеранами ВОВ)
- Вахта памяти ( рисунки детей на тему: «Война глазами детей».)
Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Предварительный просмотр:
Святилище «Трехостровское».
Археологический феномен на территории Волгоградской области.
Актуальность темы исследования.
Памятники археологии представляют собой наиболее важный, ценный и комплексный источник для реконструкции истории человеческого общества. Любой памятник археологии представляет собой уникальное общецивилизационное наследие. На территории Волгоградской области известно и исследовано большое количество памятников археологии. Наиболее интересным, необычным и единственным в своем роде, является святилище «Трехостровское», датируемое концом II тыс. до н.э. Этот памятник является ценным источником для реконструкции материальной и духовной культуры, религиозных представлений человечества в эпоху бронзового века.
Цель и задачи исследования.
Основная цель предложенной работы – обобщение имеющихся научных и популярных данных по памятнику археологии святилище «Трехостровское» и попытка дать самостоятельную оценку и характеристику этого уникального сооружения. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- охарактеризовать основные этапы развития человеческого общества в эпоху бронзового века на территории южнорусских степей;
- выяснить основные известные типы памятников археологии в эпоху бронзового века;
- изучить историю исследования памятника археологии святилище «Трехостровское»;
- уточнить существующие версии времени возникновения и функциональной принадлежности памятника археологии святилище «Трехостровское»;
Методология исследования.
В данной работе, для достижения поставленных целей применялась традиционная методика исторического исследования:
- историко-сравнительный метод (сравнение различных типов памятников археологии, моделей и уровня развития человеческого общества).
- метод этнографических и исторических параллелей (сопоставление известных фактов с синхронными и более поздними по времени событиями и явлениями).
- методика междисциплинарного подхода (применение данных полученных из смежных научных областей).
Введение
На территории Волгоградской области известно и исследовано большое количество памятников археологии, относящихся к различным эпохам истории человечества. Памятники археологии эпохи бронзового века представлены одиночными курганами и курганными могильниками (надмогильными сооружениями из земли, дерна, камней), грунтовыми погребениями (захоронения без сооружения курганных насыпей), поселениями, городищами (укрепленные фортификационными сооружениями древние поселения), стоянками, ремесленными и производственными центрами и мастерскими, а также сооружениями культового и сакрального значения: святилища (места совершения культовых обрядов, поклонения духам, божествам), жертвенники (сооружение из камней, дерна, дерева, где приносились жертвы), кенотафы (ложные погребения, не содержащее тела или праха умершего) [1].
Наиболее ранние памятники относятся к эпохе камня – палеолиту и являются одними из самых древних на территории Волгоградской области, так и всей Российской Федерации. Наиболее ранним памятником истории человечества является палеолитическая стоянка «Сухая Мечетка», расположенная на северной окраине г. Волгограда, в районе поселка Спартановка. Стоянка возникла на правом берегу Волги, на правом склоне борта балки Сухая Мечетка 70-100 тыс. лет назад. Это один из самых ранних памятников эпохи камня на территории Европы [2]2. Археологам также известны и более поздние памятники и находки с территории нашей области.
Эпоха бронзового века на территории Восточной Европы.
На смену каменного века приходит эпоха металлов или палеометаллов. Началом эпохи бронзы является энеолит, или медно-каменный век, который являлся переходным этапом развития человечества от эпохи камня, к эпохи металла. Временные рамки этого периода ограничиваются с VI тыс. до н.э., до IV тыс. до н.э. В это время человечество активно применяет металлы, развивается производящее хозяйство, возрастает общий уровень материальной и духовной культуры. Оформился окончательный переход на две основных формы производящего хозяйства: земледелие и скотоводство. В лесостепной зоне, речных долинах и пойменных участках развивалось земледелие, в степной зоне активно осваивалось скотоводство. Кочевое скотоводство являлось одним из стимулов и толчков к обширным миграционным процессам и освоению территории южнорусских степей. По мнению большинства археологов и историков, именно в это время появляется колесо, первые повозки. В эпоху энеолита формируются племенные образования, с достаточной сложной социальной структурой [3]3.
Эпоху энеолита сменяет бронзовый век. Эпоха бронзового века характерна массовым применением различных изделий (орудий труда, оружия, украшений и т.д.) из бронзы – сплава меди с оловом, мышьяком, сурьмой. Основными центрами древней металлургии являлись региона Кавказа, Урала и Карпат. В эту эпоху окончательно складывается ремесленные специализации: литейное, кузнечное, камнетёсное. Появляется и активно развивается товарообмен, а в дальнейшем и торговые отношения. Значительные изменения коснулись и социально-общественной организации: выделяются основные социальные группы вождей, воинов, жрецов, ремесленников. Преимущественно кочевой способ ведения хозяйства (скотоводство), предполагал освоение новых территорий – пастбищ, а это в свою очередь приводило к военным столкновениям и конфликтам. Это привело к появлению боевых колесниц, усовершенствованию оружия. Археологи достаточно часто находят предметы вооружения: бронзовые топоры, бронзовые наконечники копий, бронзовые ножи, кремниевые наконечники стрел, каменные булавы в погребениях кочевников эпохи бронзы. Известны поселения эпохи бронзы со следами валов и рвов, с первыми попытками изготовления защитных и фортификационных сооружений в степной полосе. В эпоху бронзы и энеолита в южнорусских степях появляются первые курганные захоронения. Курганы сооружались над погребальной камерой умершего. Курганная насыпь состояла из грунта, иногда с добавлением камня и дерева. Археологи считают, что курганы являлись не только могилами умерших, но и несли в себе другие функции: являлись показателем статуса и значимости погребенного, выполняли сакральную и религиозную роль, выступали в качестве границ кочевий и ориентиров в степи [4]4.
Бронзовый век, это второй по продолжительности этап развития человечества после каменного века. Бронзовый век датируется концом IV тыс. до н.э. – началом I тыс. до н.э. Археологи выделяю несколько крупных последовательно существовавших археологических культур или культурно-исторических общностей, которые сменяют друг друга в своем развитии в эпоху бронзового века. Наиболее крупными и значимыми являются: ямная культура, катакомбная культура и срубная культура. Свои названия культурно-исторические общности получили по типу и форме сооружения могильных ям курганных захоронений. Названия культур были введены в начале XX в. известным историком и археологом В.А. Городцовым.
Ямная культура. Ямная культурно-историческая общность (II-IV четверть IV тыс. до н.э.) относится к ранней стадии бронзового века и совмещает в себе некоторые черты эпохи энеолита. В ямную культуру входили различные по происхождению племена, которых объединяла традиция совершения курганных погребений в грунтовых прямоугольных ямах. Дно ям выстилалось органической подстилкой из камыша. Умершие расположены скорченно на боку, тела погребенных были обильно посыпаны охрой. Материальная культура населения ямной культуры, известная по археологическим находкам, представлена керамическими изделиями (круглодонными горшками), бронзовыми предметами (ножи, долота, тесла), изделиями из кости и камня [5]5.
Катакомбная культура. Катакомбная культурно-историческая общность относится к среднему периоду эпохи бронзы и датируется III тыс. до н.э. Название культуры происходит из особенности сооружения могильной ямы, которая выглядела как катакомба. Ее смысл – возможность проникновения в могилу после похорон, как правило, для совершения дополнительных и более поздних дозахоронений. Среди носителей катакомбной культуры был широко распространен культ огня. В захоронениях достаточно часто встречаются угли, глиняные жаровни. Согласно исследованиям археологов, социальная структура общества эпохи катакомбной культуры носит кастовый характер. Высшую ступень в социальной иерархии занимали племенные вожди. Захоронения вождей представлены большими курганами имеющие сложную конструкцию. Известны находки насильственно умерщвленных слуг или рабов в захоронении племенной аристократии. В вождестских погребениях, как правило находят статусные вещи, символизирующие высокое социальное положение и власть: навершия булав, жезлы, бронзовые украшения. Следующую ступень в иерархической лестнице носителей катакомбной культуры занимали воины. В воинских захоронениях известны находки бронзовых наконечников копий, ножей, топоров, каменных стрел и наверший булав. Высоким социальным статусом также обладали и жреческие погребения, в которых находят ритуальные курильницы и жаровни, для поддержания культа огня. Захоронения рядовых кочевников-скотоводов выглядят достаточно проще и не содержат богатого погребенного инвентаря[6]6.
Срубная культура. Срубная культурно-историческая общность (первая половина II тыс. до н.э.) является финальным, завершающим этапом эпохи бронзового века. Существует гипотеза, что племена катакомбной культуры были вытеснены более воинственными носителями срубной культуры из лесостепной полосы Восточной Европы. Название культуры произошло от особенностей конструкции могильной ямы, стенки которой были выложены деревом на манер сруба. Известно большое количество погребальных и бытовых памятников срубной культуры. В это время появляется большое количество поселений по берегам степных рек. Жилища поселений срубной культуры представлены полуземляночным типом, с укрепленными стенами и потолочным перекрытием. В центре жилых помещений располагались очаги. Частыми находками являются бронзовые серпы. Это позволяет говорить о развитии земледелия, а наличие большого количества поселений – о полукочевом образе жизни и ведении хозяйства.
Социальная структура срубного общества, также имела строгую организацию. Во главе племени находился вождь, опиравшийся на касту воинов и жрецов, в захоронениях которых встречаются характерные находки. Среди воинских захоронений, кроме предметов вооружения, изготовленных из бронзы, камня и кости, встречаются находки боевых колесниц – основной ударной силы представителей срубной культурно-исторической общности. Особыми положениями пользовались жрецы и ремесленники (литейщики, плотники).
Аридизация (иссушение) климата в конце эпохи бронзы (XI - VIII век до н. э.) привела к деградации и исчезновению срубной культуры[7]7.
Среди племен срубной культуры был особенно почитаемым культ огня. Наиболее ярким, интересным и уникальным памятником древних религиозных представлений носителей срубной культурно-исторической общности, является сооружение, которое археологами определено, как святилище, место поклонение огню.
По мнению большинства ученых, племена ямной, катакомбной и срубной культурно-исторических общностей принадлежали к протоиндоевропейской, праиндоевропейской языковой общности. В настоящее время существует несколько теорий, из которых наиболее распространена «курганная гипотеза», предложенная в 1956 г. Марией Гимбутас. Согласно её предположению, прародиной индоевропейцев являются волжские и причерноморские степи (ямная культура). Постепенно различные ветви индоевропейцев волнами мигрировали на юг, восток, запад и север от прародины.
Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегчённых колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как колесо и колесница, их потомки — индоевропейцы — смогли заселить огромные просторы Евразии. Самоназвание праиндоевропейцев неизвестно.
К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад, занимает обширные пространства Центральной Евразии. Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч.
Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири. Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров позволяют археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита [8]8.
Эпоха бронзового века, на мой взгляд, является наиболее интересным периодом в истории изучения развития человеческой цивилизации. В это время человечество строит себя. Закладываются основы хозяйственной и производственной деятельности. Формируются религиозные, культурные, этические и мировоззренческие основы общества, закладывается база необходимых знаний и умений. Происходит значительное расширение обитаемых земель, на фоне которого развивается уровень военного дела.
Основной проблемой в процессе исследования различных процессов эпохи бронзового века, является полное отсутствие письменных источников. Реконструкция всех событий, явлений, исторических фактов, возможна лишь на основе данных археологии. Поэтому памятники археологии играют главную роль в процессе изучения истории бронзового века.
История исследования памятника археологии святилище «Трехостровское».
На мой взгляд, наиболее интересным и самым необычным является археологический памятник, получивший название святилище «Трехостровское». Памятник расположен на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области, на правом берегу р. Дон, располагающимся на правобережном плато малой излучины Дона, в 7 км к северу от станицы Трехостровской Иловлинского муниципального района.
Первые сведения и частичное описание этого сооружения находятся в работе сталинградских археологов и краеведов А.И. Ильиной и П.Н. Шишкина: «114. Хут. Хлебный, Иловлинского района. … Между оврагом Хлебным и Качалинской балкой расположено «Городище» круглой формы, обнесенное рвом глубиной 1 сажень 8 вершков и свыше 10 саженей шириной, и валом, достигающим ширины 5 сажень 2 аршина. Центр «Городища» занимает эполетообразная возвышенность, имеющая следы 3 глубоких ям. В одной из ям под дерновым слоем видна порошкообразная обожженная докрасна земля, смешанная с обожженными камнями. На поверхности «Городища» найдены: железный шлак, оплавленный с одной стороны кусок железистого песчаника, кусок обожженной глины и кусок известняка. По словам П.М. Авдеева, при рытье клада на «Городище» им найдено несколько возов древесного угля»[9]9.
Впервые этот памятник был обследован археологической экспедицией Волгоградского университета в 1997 г. Дальнейшие исследования этого сооружения, проводились до 2003 годы экспедицией Волгоградского государственного университета совместно с Институтом физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН. В ходе указанных исследований, на памятнике были заложены разведочные шурфы, взяты пробы образцов грунта из насыпи [10]10.
Описание памятника археологии святилище «Трехостровское».
Сооружение отличается внушительными размерами и, как оказалось, сложной внутренней архитектурой. Внешне это сооружение представляет собой искусственный холм высотой 3 м и диаметром около 150 м, окруженный мощным рвом, ширина которого колебалась от 24 до 32 м, а современная глубина - 2 м. Таким образом, диаметр сооружения по внешним краям рва колеблется в пределах 200 м. Центральная возвышенная часть его повреждена несколькими ямами, оставшихся от кладоискательских раскопок, проводившихся в начале XX в. местным населением. В результате этих раскопок из глубины на поверхность были перемещены крупные обломки стекловидного шлака с остатками сожженного дерева, спекшейся массы красноватого суглинка [11]11.
По мнению археологов и почвоведов, строительство данного сооружения осуществлялось в несколько этапов. Первоначально на площади диаметром около 100 м был срезан гумусный слой (верхний плодородный почвенный слой) и аккуратно перемещен на периферию и уложен на ненарушенную дневную поверхность в виде кольца шириной до 15 м, за которым начал сооружаться ров. Из верхнего слоя - светло-коричневого суглинка, вынимаемого изо рва, были изготовлены блоки, затем использованные для возведения в центре специального очага. Большая же часть грунта, вынутая изо рва первоначально, была выложена по его наружному краю.
Следующий этап связан с возведением в центре очага. Материалом для этого служили вышеупомянутые блоки, изготовлявшихся в простых формах, сделанных из прутьев, отпечатки которых сохранились на стенках блоков. Своеобразная печь представляла собой, вероятно, круглую конструкцию диаметром до 40 м. Высоту ее определить трудно, она могла равняться нескольким метрам. Дно и внутренние стены печи предположительно были выложены сепиолитом (минерал класса силикатов, обладающий термоизолирующими качествами), выходы которого имеются в обнажениях близлежащих оврагов.
Пространство между внешней стороной стены печи и кольцом, выложенным из гумуса, было заполнено жидкой глиной, а сверху устроен настил из радиально расположенных по отношению к печи ветвей деревьев. Затем печь была заполнена деревом, доставленным, скорее всего, из поймы Дона, после чего сверху она была закрыта крупными обломками известняка.
Только после всех этих операций дрова в печи были подожжены. Для поддержания процесса горения в стенке печи, вероятно, были сделаны вентиляционные отверстия. Температура горения в печи по данным химических анализов шлаков могла достигать 1100-1300ºС. Как долго функционировала печь сказать трудно. В 2002 г. при раскопках рва с восточной стороны было выявлено три уровня погребенных почв, свидетельствующих о чередовании делювиальных и почвообразующих процессов, которые могли охватывать десятки, а, возможно, и сотни лет. Причем наличие во всех этих уровнях продуктов горения свидетельствует о том, что все это время печь функционировала. Вероятно, процесс горения в ней поддерживался достаточно долго. Но в какой-то период времени печь была развалена, ее фрагментами была занята большая часть площадки, покрытой глинистым раствором и ветками деревьев. После чего весь этот развал, начиная от внутреннего края рва, был засыпан грунтом, вынутым ранее изо рва, который представлял из себя супесь зеленоватого цвета. Образовавшейся насыпи была придана определенная форма. Ото рва она круто поднималась вверх, затем шла практически горизонтально дневной поверхности, а в центральной части имела куполообразное возвышение. Затем, после придания сооружению такой формы, вся его поверхность была покрыта щебенкой из известняка. Таким образом, все сооружение внутри рва приобрело белый цвет. По мнению почвоведов, все перечисленные строительные мероприятия заняли весьма продолжительный период времени, около нескольких десятков лет [12]12.
В процессе раскопок не было обнаружено ни одного артефакта, ни одного предмета материальной культуры. Отобранные образцы почв для радиоуглеродного датирования были отправлены в разные лаборатории: Института географии РАН, Бета-аналитическую лабораторию Майами штат Флорида (США), университета Аризоны (США), Дарден Худ штат Пенсильвания (США), Потсдам (Германия). Были получены следующие результаты: три даты пришлись на поздний бронзовый век в пределах XV-XIII вв. до н.э.
В окрестностях святилища «Трехостровского» археологи обнаружили следы нескольких поселений срубной культуры, которые являются синхронными ему. Возможно, население этой культуры и возводило данный памятник [13]13.
Среди ученых занимающихся проблемой интерпретации святилища «Трехостровское», основная версия возникновения и функционирования памятника сводится к следующему: это исключительно культовое сооружение, не имеющее отношение ни к производственному, ни к бытовому отношению. Сооружение связано с культом огня и теми представлениями, которые этот культ отражает. Огонь, как известно, почитался многими народами древности. Круг, как один из наиболее распространенных элементов древней символики, часто воплощал идею единства, законченности и высшего совершенства. Придание святилищу формы холма связано именно с религиозными и культовыми представлениями. Выбор места для возведения святилища у станицы Трехостровской, видимо, сопровождался ритуальными действиями. По крайней мере, можно считать, что выбрано оно было жрецами и сопровождалось определенным церемониалом.
Можно предположить, что возведение этого святилища, кроме отправления традиционного культа, было вызвано и какими-то практическими целями. Например, как акт закрепления какой-либо группой населения за собой определенной территории [14]14.
Кроме официальной, научной теории о происхождении святилища «Трехостровское», существует большое количество популярных, бытовых версий о назначении и функционировании этого памятника.
Существует несколько легенд, связанных с этим местом. По одной - здесь была посадочная площадка для инопланетян, по другой - загадочное погребение могущественных правителей древности, охраняемое страшными проклятиями колдунов. Но старожилы станицы, многих из которых уже нет в живых, рассказывали иначе. В конце XIX века некий Петр Авдеев решился поискать в «кургане» золото, но, перелопатив огромное количество земли, смог вывезти оттуда лишь несколько возов древесного угля. А в 20-е годы прошлого столетия тайну попыталась раскрыть серьезная археологическая экспедиция. Однако ничего путного из этого не вышло. По ночам выкопанная земля неведомо как возвращалась в свежевырытые траншеи, странным образом отвязывались от своих привязей и исчезали в ночи экспедиционные лошади... Словом, археологам в тот раз пришлось в спешном порядке свернуть свои исследования и убраться восвояси. Люди говорили, что сила там темная, могучая: тронешь – развеет.
Евграф Савельев писал: «В 10 вер. от ст. Трех-Островянской и в 4-х от развалин городища, называемого Качалинским, возвышается большой бугор, под названием Иловлинский Маяк, с которого открывается обширный вид на степи верст на 100 и откуда казаки в старое время наблюдали за движениями татарских полчищ» [15]15.
У уфологов и прочих исследователей аномальных явлений есть своя точка зрения на Трёхостровское святилище. Они склонны считать, что никаких ритуальных костров на площадке никогда не разводили, да и гигантской печи в центре тоже не было, так как это была площадка для приземления НЛО.
Биоэнергетики же отмечают, что в центре святилища из земли бьёт небывалой силы поток энергии. Связывают они это и самим его расположением, (находится капище в излучине Дона, в своеобразном треугольнике расстояние от него до берега реки с Севера и Запада и Юга — 9 километров), и с неиссякшей силой древних обрядов [16]16.
Современные последователи зороастризма связывают святилище «Трехостровское» именно с этой религией. Есть утверждения, что пророк окончил свои дни где-то на территории южной оконечности нынешнего Волгограда. По крайней мере, современные огнепоклонники и гуру иногда проводят свои ритуалы в потайном месте в пойме за Светлым Яром, где якобы похоронен Заратустра [17]17.
Заключение
На мой взгляд, святилище «Трехостровское» было создано в эпоху бронзового века, носителями срубной историко-культурной общности, что подтверждается данными полученными почвоведами и археологами. Основную функциональную принадлежность стоит определить, как культовое и ритуальное место поклонению огня или поклонению богу огня. Длительный процесс сооружения этого памятника и колоссальные трудозатраты, говорят о едином, сплоченном коллективе, с едиными целями и общими задачами. Феномен данного памятника заключается в его статусе. Подобных объектов больше не зафиксировано. Это очень интересный объект для дальнейшего изучения. Очевидно, что дальнейшие исследования святилища «Трехостровское» позволит более точно и объективно реконструировать духовную, материальную культуру населения эпохи поздней бронзы южнорусских степей.
[1] Мартынов А.И. Археология. М., 1996. С.408-415.
[2]2 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 247-248.
[3]3 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 35-36; Мартынов А.И. Археология. М., 1996. С. 115-118
[4]4 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 35-36
[5]5 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 304-305.
[6]6 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 110-111.
[7]7 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 245.
[8]8 Праиндоевропейцы. Интернет-портал Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/праиндоевропейцы.
[9]9 Ильина А.И., Шишкин П.Н. Материалы к археологической карте Сталинградского, Хоперского, и некоторой части Астраханского и Камышинского Округов Нижнее Волжского края. Сталинград н/В. 1929. С.26.
[10]10 Порох А.Н. Некоторые данные к определению назначения сооружения у хут. Хлебного // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 1. Волгоград, 1998; Демкин В.А., Алексеева Т.В., Сергацков И.В., Алексеев А.О., Демкина Т.С. Итоги естественно-научного изучения археологического памятника у станицы Трехостровская в Волгоградском Задонье // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 4. Волгоград, 2001.
[11]11 Порох А.Н. Некоторые данные к определению назначения сооружения у хут. Хлебного // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 1. Волгоград, 1998; Демкин В.А., Алексеева Т.В., Сергацков И.В., Алексеев А.О., Демкина Т.С. Итоги естественно-научного изучения археологического памятника у станицы Трехостровская в Волгоградском Задонье // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 4. Волгоград, 2001.
[12]12 Демкин В.А., Алексеева Т.В., Сергацков И.В., Алексеев А.О., Демкина Т.С. Итоги естественно-научного изучения археологического памятника у станицы Трехостровская в Волгоградском Задонье // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 4. Волгоград, 2001. С.90.
[13]13 Древнее святилище огнепоклонников на берегах Дона //http://nasledie34.ru/index.php/2013-02-05-22-37-14/item/285-trehostrovskoe-svyatilische.
[14]14 Древнее святилище огнепоклонников на берегах Дона //http://nasledie34.ru/index.php/2013-02-05-22-37-14/item/285-trehostrovskoe-svyatilische.
[15]15 http://www.miroznai.ru/ Святилище Трехостровское.
[17]17 http://pagan.ru/forum/index.php?/topic/1082-трехостровское-святилище/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Особенности гражданского воспитания дошкольников"
Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданс...
Исследовательская деятельность школьников как способ гражданского воспитания
Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творчес...
Общешкольная программа патриотического и гражданского воспитания " Я - гражданин России"
Цель создания данной прогаммы- создание единого образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, воспитание личности в каждом ребенке, воспитание человечности. гражданственности и ...
Формирование гражданского воспитания через создание волонтерских отрядов
Гражданско- патриотическая работа...
Программа по курсу "Гражданское воспитание в условиях детского дома"
Большинство воспитанников поступают в интернаты и детские дома из асоциальных семей, имея, как правило, негативный опыт взаимодействия с обществом, несформированные моральные и нравственные понятия....
Археология и Гражданское воспитание
Археология - наука, которая помогает нам изучать современную историю. Умение восстановить причинно - следственные связи в развитии человечества - это тоже заслуга археологии. Радость и интерес ...
Гражданская позиция как результат гражданского воспитания детей
Цель, задачи гражданского воспитания на современном этапе развития обществаСущность идеи гражданского воспитанияСущность понятия «патриотизм» как результат гражданского воспитанияНаправленияФорм...