Конспект бинарного урока истории и обществознания в 11 классе
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Тема судьбы братских народов на Украине, и крымчан в частности, не могла оставить равнодушными граждан России во всех ее уголках, не остались в стороне и ученики нашей школы. И к этому уроку мы готовились с ребятами вместе.

1.Ученики поработали корреспондентами, сняли небольшой репортаж.

2.Провели социологический опрос, их респондентами были представители разных национальностей, профессий и возрастных групп.

3.Мы еще раз перелистали легендарные страницы истории нашей страны.

4. Вспомнили литературные произведения поэтов и прозаиков, посвященные  различным историческим и общественно-политическим событиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx193.03 КБ

Предварительный просмотр:

( слайд1)                  Бинарный урок истории и обществознания

в 11 классе

«Мы вместе!»

Слово учителя.                                         

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Наш сегодняшний урок будет для Вас несколько необычным потому, что к нам пришли гости (представление гостей).

Тема судьбы братских народов на Украине, и крымчан в частности, не могла оставить равнодушными граждан России во всех ее уголках, не остались в стороне и ученики нашей школы. И к этому уроку мы готовились с ребятами вместе.

1.Ученики поработали корреспондентами, сняли небольшой репортаж.

2.Провели социологический опрос, их респондентами были представители разных национальностей, профессий и возрастных групп.

3.Мы еще раз перелистали легендарные страницы истории нашей страны.

4. Вспомнили литературные произведения поэтов и прозаиков, посвященные  различным историческим и общественно-политическим событиями.

(оформили передвижную выставку)

5. Провели политологический анализ СМИ на заданную тему.

6. Уже в группах и парах ребята подготовили творческие проекты, которые представят сегодня.

Многим знакомы такие слова Федора Ивановича Тютчева:

     (Эпиграф)                   Умом Россию не понять,

        Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать.

В Россию нужно только верить.

Но сегодня мы вспомнили еще одно стихотворение Тютчева:

( читает ученик)  

Да, вы сдержали ваше слово:

Не двинув пушки, ни рубля,

В свои права вступает снова

Родная русская земля.

И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной.

Счастлив в наш век, кому победа

Далась не кровью, а умом,

Счастлив, кто точку Архимеда

Умел сыскать в себе самом,-

Кто, полный бодрого терпенья,

Расчет с отвагой совмещал-

То сдерживал свои стремленья,

То своевременно дерзал.

Но кончено ль противоборство?

И как могучий ваш рычаг

Осилит в умниках упорство

И бессознательность в глупцах?

 (слово учителя) Это стихотворение было написано автором в далеком 1870 году!

  ( слайд 2)     В феврале-марте 2014 года во многих населенных пунктах нашей страны, от Калининграда и до Владивостока, прошли многочисленные митинги и демонстрации в поддержку самоопределения Крыма. Лозунги, с которыми люди выходили на улицы, говорят сами за себя.

( слайд 3) И сегодня нам с Вами предстоит высказать свою позицию по  данной проблеме. Форму нашего урока мы увидели как пресс-конференцию по вопросам политики. Надеемся, что присоединятся к нам и наши гости!

( слайд 4)                (на экране цели и задача урока)

Цели урока:

1. Перелистать страницы легендарной истории нашей Родины.

2 .Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах мужественных подвигов защитников.

3. Развивать навыки устанавливать причинно-следственные связи.

Задача: Считаете ли Вы, что с присоединением Крыма и Севастополя к России установилась  историческая справедливость?

Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в практической деятельности. Вступая во взаимодействие с различными политическими институтами, социальными силами, втягиваясь в политические процессы и переживая политические события, люди поневоле познают мир политики. Тогда, как теоретическое сознание, это результат профессиональной деятельности ученых, идеологов, средств СМИ. Сегодня мы часто слышим о низкой политической и правовой культуре граждан. Думается, что последние события доказывают обратное…

Я попрошу вывести на экран результаты социологического опроса.

( на экране диаграммы)

(Ученик анализирует результаты)

Ребята, обратите внимание на третий вопрос анкеты, кто готов пояснить историю  этой проблемы?

(ответ ученика)

Спасибо! С уверенностью можно сказать, что результаты не были для нас неожиданными. Представители искусства, известные политики, спортсмены, общественные деятели и просто граждане нашей России в едином порыве отвечали примерно также на подобные вопросы. И в структуре политического сознания за эти месяцы явно стало оформляться и политическая психология – то есть те чувства, эмоции, настроения и мнения, которые соединили наших сограждан.

Однако  вернемся к Крыму!

Со стороны иностранных корреспондентов мы часто слышим англоязычные реплики:

( Реплика ученика на английском языке: « Мы не согласны с результатами референдума в Крыму и будем применять санкции к России?!»)

Вторят им и немецкие политики:

( речь на немецком языке)

( Слайд    )

Группа историков подготовила нам краткую историческую справку!

(Слайды       )

1 блок  Страницы истории освоения и развития полуострова Крым.

Не хочется заниматься политической пропагандой, да и неуместно, практическое отношение к политической идеологии через призму истории…

Шел 1853 год…

( выступление учеников)

(Слайды       )

2 блок      Крымская война (1853-1856 годы). Слава и горечь Севастополя.

( выступление учеников)

 Город становится героем, когда героем становится простой солдат. Страницы истории Великой Отечественной войны и о то, что пережили жители полуострова Крым.

(Слайды       )

3 блок           Великая Отечественная война. Город – герой Севастополь.

( выступление учеников)

(Слайды      )

 Возложение венков.

К.Ваншенкин

Повеет войною

От мирно сверкающих вод,

И над глубиною

Машины застопорят ход.

У Крыма под боком

Здесь гибли в волнах моряки.

В молчанье глубоком

За борт опускают венки.

(Слайды      )

4 блок.     Подарок Никиты Сергеевича Хрущева.

Роль личности в истории! Сколько споров, монограмм и диссертаций написано на эту тему. И что такое «причинно-следственные связи»?

Не считаясь с волей народа,  Генсек все решил сам.

( выступление учеников)

(Слайды      )

5 блок       Крым 2014

23 года Крым был частью Украины. Зима и начало весны 2014 года стали не только переломным моментом в истории крымчан, но и изменили историю и риторику всего мира.  Люди практически были прикованы к новостным лентам и каналам телевидения и радио. Слезы были по обе стороны, как у тех, кто был перед экраном, так и у тех, кто - перед телекамерой.

( выступление учеников)

(Слайды      )

Все, что сделано уже, это начало  дороги домой, но возращение всегда легче. Крымчане и севастопольцы готовы стоять в очереди под открыты небом, чтобы возвратить свои имена, оформить российское гражданство. Одновременно решаются социальные, экономические и политические задачи.

(Слайды      )

Из курса обществознания нам известно, какова процедура внесения конституционных поправок. Однако  пусть простит нас законодатель, давайте откроем главу 3 Основного закона нашей страны (Федеративное устройство) и внесем туда еще два новых субъекта! Кто готов произнести их названия? (выступление учеников)

 (Слайды      )

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание!

( на слайде:  «Лидер действует открыто, босс – за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет». Т.Рузвельт (1858-1919), президент США.)

(Слайды      )

Политическая система находится в сложном взаимодействии с внешней средой, то есть со всеми подсистемами общества (экономической, социальной, культурной). Окружающая среда влияет на политическую систему через отношение к ней – поддержку и требования электората.

Одна из главных целей системы – максимально быстрое реагирование

(мобильность) на изменяющиеся требования внешней среды. В зависимости

от поступивших требований и поддержки политическая система принимает и организует действия (новые законы, политические заявления).

 

  (Слайды   … Выступление В.В.Путина перед СФ)

Ребята, наверняка Вы испытываете определенные чувства, эмоции…

( выступление учеников)

(Слайды      )

Наш класс тоже многонациональный, как и вся наша страна, по этому наряду с патриотизмом воспитываются и толерантность, и эмпатия…

Сегодня Россию обвиняют в сепаратизме. Что мы стремимся к разделу Украины. Но это не так. Мы выступаем за федерализацию. Так как именно эта форма административно-территориального устройства спасет государственность этой страны. Иначе политическая карта и мир, в целом, еще раз претерпят серьезные изменения.

Сегодня на Украине запрещено вещание центральных  российских каналов, что уже нарушает права человека. От своих родственников, я знаю, что их пугают нашим военным вмешательством.

С 30 марта на юго-востоке Украины идут митинги, где граждане (и я повторюсь, тоже наш братский народ), требуют реализации права на свободное  самоопределение, но временщики из Киева стремятся сохранить унитарное государство.

Памятки. (Слайды      )

У Вас на партах лежат памятки, с помощью которых Вы в течение 4 минут должны сформулировать ответ на историческую задачу, поставленную в начале урока.

А пока ребята работают, мы представим нашим гостям рубрику «Юные политики». В нашей школе вся воспитательная работа идет под девизом «Мы – российский народ!». Действует орган школьного самоуправления – Парламент, с очень подходящим названием для характеристики юного электората – «Искра». Председатель Парламента, ученик 11 класса, Новиков Захар (сегодня он мой помощник). На оперативном совещании было принято решение провести уроки политинформации  в начальной школе. Но, в начале, мы поинтересовались, что знают наши дети о ситуации в Крыму.

(фильм)

Спасибо!

(Слайд с задачей урока)

И так, ребята, кто готов? Плюрализм и свободное выражение собственного мнения приветствуются!

( выступление учеников)

Выставление оценок…..

Работу остальных учеников я оценю после проверки домашнего задания.

(Слайды      )

Наш урок мы начинали словами Ф.И.Тютчева. А завершить его я бы хотела цитатой из письма его дочери,  Анны Федоровны, написанного в далеком 1855 году:

« Россия бывала и не в таких переплетах и всегда умела достойно выйти из них».

Но нет, наверное, более правдивой истории, чем страницы написанные современниками и даже участниками тех событий, о которых мы говорили сегодня. Александр Владимирович дважды был в командировке в Крыму (до референдума и уже после него) и готов нам сегодня рассказать, что там происходило.

( слово депутату)

( вопросы учеников)

----------------------------------------------------------------------------------------------------Я хочу сказать «спасибо» нашим гостям и пожелать всем нам сегодня 7 апреля, в день Благовещенья, мира и тепла в наших семьях, наших домах,  нашей необъятной стране.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Конспект бинарного урока (литература, история) с элементами интеграции "На любовь своё сердце настрою..." (10 класс)

Человек приходит в жизнь, чтобы любить и уходит из жизни, любя ее. Герой купринского рассказа “Леночка” говорит: “Нет, жизнь все-таки мудра… И, кроме того, жизнь прекрасна. Она – вечное воскресен...

Конспект бинарного урока по истории и информатике 9 класс

Конспект бинарного урока по истории и  информатике 9 класс. Роль коллективизации и индустриализации в истории Советской России. Базы данных. Системы управления базами данных. Авторы учитель ...

Эффективность применения опорных конспектов на уроках истории и обществознания

Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, ...

План-конспект бинарного урока по английскому языку 5 класс по теме достопримечательности России

План-конспект бинарного урока по английскому языку 5 класс разработан на основе УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. "Rainbow English" и совместно с предметом Культура Бурятии....