Конспект бинарного урока (литература, история) с элементами интеграции "На любовь своё сердце настрою..." (10 класс)
план-конспект урока (10 класс) на тему

Левшакова Ирина Евгеньевна

Человек приходит в жизнь, чтобы любить и уходит из жизни, любя ее.

 Герой купринского рассказа “Леночка” говорит: “Нет, жизнь все-таки мудра… И, кроме того, жизнь прекрасна. Она – вечное воскресение из мертвых… Все связано, все сцеплено. Я уйду, но я же и останусь. Надо только любить жизнь…” Именно о таком человеке и предлагается обучающимся 10 класса поговорить - Булат Окуджава. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

УРОК-ПОРТРЕТ

(литература, история)

НА ЛЮБОВЬ СВОЕ СЕРДЦЕ НАСТРОЮ... 

(10 класс)

http://cdt-khibiny.ru/wp-content/uploads/2015/04/11.jpg

Подготовлен и проведен

учителем литературы

 Левшаковой И.Е.,

учителем обществознания

Сетченковой В.С.

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с кратким очерком жизни и творчества поэта;
  • дать понятие о литературном жанре “авторская песня”;
  • продолжить работу над выразительным чтением художественных текстов, формированием навыка монологической речи, комплексным анализом лирического произведения;
  • воспитывать гуманное отношение к человеку, умение нести в себе духовные ценности и критическое мышление, любовь к отечественной литературе, истории и русскому языку.

Оборудование урока: видеопроектор, презентация, видео- и аудиозаписи концертов Б.Ш.Окуджавы, тексты стихотворений поэта.

Ход урока

Звучит «Песенка об Арбате» Б. Ш. Окуджавы. Проецируются фотографии Арбата. 

Учитель литературы. Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, русском поэте, работавшем в жанре авторской песни. Этот жанр необычайно многогранен. Творчество В.С.Высоцкого совсем непохоже на творчество Ю.Визбора, а стихи-песни Ю.Шевчука – на стихи А.Башлачёва. авторская песня – демократичнейшее из искусств, так как не отделяет слушателя от исполнителя, а приглашает его в дружеский круг, где можно подпевать, дома или на природе, сидя у костра.

Ученик.  Читает стихотворение А.Дементьева “Песенка про Булата”.

Булат Окуджава. Это имя не нуждается в особом представлении. Известность его творчества создает иллюзию, что этого человека мы прекрасно знаем.

        Учитель истории. А все-таки, что мы знаем о нем, человеке, настроившем «на любовь свое сердце»?

        Ученик. Он родился 9 мая 1924 года в Москве и рос на Арбате.

Упрямо я твержу с давнишних пор:

Меня воспитывал арбатский двор,

Все в нем - от подлого до золотого;

А если иногда я кружева

Накручиваю на свои слова,

Так это от любви. Что в том дурного?

Ученик.  Арбатский двор учил законам братства и верности слову, другу, народу.

Тот самый двор, где я сажал березы,

Был создан по законам вечной прозы

И образцом дворов арбатских слыл.

Там, правда, не выращивались розы,

Да и Гомер туда не заходил...

Зато поэт Глазков напротив жил.

Друг друга мы не знали совершенно,

Но, познавая белый свет блаженно,

Попеременно - снег, дожди и сушь,

Разгулы будней, и подъездов глушь,

И мостовых дыханье, - неизменно

Мы ощущали близость наших душ...

        Учитель истории. Черные 30-е годы не обошли стороной и мирный арбатский дворик. Окуджава писал: «Репрессировали моего отца, пятерых дядьев, тетю и мать. Девять лет она просидела...».

(Звучит «Песня об отце» - «Он был худощав...»Б. Окуджавы)

        Учитель истории. А сын «врагов народа» уцелел... Он учился в школе... Ему было примерно столько лет, сколько вам сейчас, когда настал 1941 год.

(Звучит начало песни «До свидания, мальчики»)

Учитель истории. Из воспоминаний Булата Окуджавы: «На войну я пошел добровольцем, после девятого класса, в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. ...Война - это тяжелая кровавая работа».

Учитель литературы. У Окуджавы есть автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр!», которую он посвятил своим сыновьям Игорю и Антону. В качестве эпиграфа поэт написал: «Это не приключения. Это о том, как я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж и не знаю, кого мне за это благодарить. А может быть, и некого. Кому-нибудь от этого известия станет радостно, а кому-нибудь, конечно, горько. Но я жив. Ничего не поделаешь. Всем ведь не угодишь».

Ученик.  «Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира - беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!» и падай, ползи, засыпай на ходу...»

Ученик.  «Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это я дома многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал... Помогите мне. Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил... У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове?.. Я еще не успел от этого отвыкнуть... Помогите мне. Я все пройду. До самого конца».

Учитель литературы. Вот из этого выросли его песни о войне.
(Звучит последний куплет песни «До свидания, мальчики!»)

Учитель истории. И снова воспоминания Булата Окуджавы:«Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо-Кавказский фронт, и я уже не минометчик, а радист тяжелой артиллерии. Остался жив. Рождения 24-го мало кто уцелел. Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко».

Учитель литературы. Выходят танки из леска,

                  Устало роют снег,

                                                    А неотступная тоска.

Бредет за ними вслед.

(На экране - кадры из к/ф «Белорусский вокзал» с песней Б. Ш. Окуджавы «Мы за ценой не постоим»)

        Учитель литературы. Песню из к/ф «Белорусский вокзал» заказал Окуджаве режиссер Андрей Смирнов. Он попросил написать песню, которую пели бы в фильме фронтовики. И вот песня, которая, по замыслу режиссера, должна была украсить, сделать более достоверной сцену встречи фронтовых друзей, стала сама одним из главных действующих лиц фильма.

        Учитель истории. После демобилизации Окуджава поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Дорога в Москву ему, сыну «врагов народа», была закрыта. В 1947 году из лагеря возвращается его мать.

  Учитель литературы. Из рассказа «Девушка моей мечты»: «Готовясь к встрече, я думал, что будет много слез и горьких причитаний, и я приготовил такую фразу, чтобы утешить ее: «Мамочка, ты же видишь - я здоров, все у меня хорошо, ты вернулась, и мы снова вместе...» И вот я заглянул в ее глаза. Они были сухими и отрешенными, она смотрела на меня, но не видела... Она ничего не говорила...»

(Звучит песня «Новое утро» - «Не клонись-ка ты, головушка... ». Демонстрируются фотографии)

        Учитель истории. Окончив университет, Окуджава по распределению приезжает учительствовать в Калужскую область. Он вспоминает: «Жил я тогда бедно, трудно. Был учителем в деревне. Зарабатывал я в месяц 70 рублей... Ну, вот, как мы жили? Я даже не знаю, как. Ели картошку одну... Картошку ели, и все...»

Учитель литературы. Из повести «Новенький, как с иголочки»: «Мне немного смешно: сельский учитель. Чему я учить буду? Но здесь прекрасно! Этот холм, мягкий и заросший, это высокое небо, этот полуразрушенный собор, несколько домишек вокруг... А там, за оврагом, - Васильевка, деревенька, похожая на растянувшуюся детскую гармошку».

        Учитель истории. А в Москву Окуджава смог вернуться только в 1956 году, после реабилитации родителей. Он жил в переулке, который в бурные послереволюционные годы был переименован из Протопоповского в Безбожный. А Окуджава придумал ему новое имя: «Будто сам я не в Безбожном, а в Божественном живу!» Говорят, в Москву даже приходили письма, адресованные в Божественный переулок.

 Группа чтецов.

  1. Переулок Божественным

Назван мной для чего?

Чтобы слогом торжественным

Возвеличить его?

  1. Видно, прозвище прежнее

Без опоры в судьбе:

Так, пустое, небрежное,

Ни тебе - ни себе.

  1. А в сегодняшнем имени

Есть сиянье из тьмы,

Что-то доброе, сильное,

Что утратили мы.

Просто есть в нем для города

Не на год, не на час

Что-то вечное, гордое,

Словно это про нас.

         Учитель истории. Первые песни Булата Шалвовича появились в 1957 году. Они были необычны, непривычны, и поэтому вызвали не только доброжелательный интерес, но и резкие, уничижительные отклики. В газетах появились статьи с презрительными заголовками: «О чем, Окуджава, поёте?»

Учитель литературы. Ребята, как вы думаете, почему поэт неоднократно обращается в своей поэзии к образу Москвы? Чьи традиции продолжает?

Поэт очень любил этот город и поэтому посвятил ему много стихов-песен. Увлёкшись песнями французских певцов о Париже, он посчитал несправедливым, что нет таких же интимных, домашних песен о его городе, о Москве, улицы и переулки которой он любил не меньше, чем парижане Большие бульвары. Так получился целый цикл стихов: “Лёнька Королёв”, “Полночный троллейбус”, “Московский муравей”, “Арбат…”. Чем же заслужил неприметный уголок Москвы таких высоких обозначений, как “призвание, религия, отечество”? Окуджаву всегда волновали представления об этической норме. Оказалось, что человека формирует не экстремальная ситуация, а ранний опыт, первое общение с миром своего двора как первого сообщества, отражающего законы большого мира. Отсюда, с этого двора уходили на фронт мгновенно повзрослевшие дети. Поэт ощущает себя не просто россиянином, а москвичом, арбатцем. Понятие Арбат стало символом братства, рождённого в пору детства-отрочества. В теме арбатства явно просматриваются пушкинские мотивы. Лицей Пушкина и Арбат Окуджавы. Оба поэта на всю жизнь сохранили верность теме дружбы. Для них дружба – это “братство”, “наш союз”. Б.Окуджаву относят к поколению поэтов-“шестидесятников.

Учитель истории. А как вы понимаете  слово “бард” и выражение “авторская песня”?

Бард – (от ирландск. – bard) – певец-лирик, воспевавший подвиги своего короля и его дружины. С 18 века бард – то же, что и поэт. В современном толковании бард - это эстрадный исполнитель поэтического произведения, им самим положенного на музыку.

Выражение “авторская песня” впервые употреблено журналисткой Аллой Гербер на страницах журнала “Юность”. Согласились применить его к своей работе и такие лидеры и авторитеты, как Высоцкий и Окуджава. Песни Окуджавы вошли в жизнь советских людей в конце 50-х годов и, как оказалось, надолго.

        Учитель литературы. Вспоминая те времена, поэт Юрий Ряшенцев свидетельствует:

Когда во всех концах державы,

Магнитной лентой шелестя,

Возникли песни Окуджавы,

Страна влюбилась в них, хотя...

Какая брань, какие клички

Тем песням выпали в свой срок!..

        Учитель литературы. Но вот «в свой срок» все стало на свои места. И эти песни, и проза Окуджавы теперь широко известны. Никто уже не пытается обвинить поэта в пошлости, очернительстве и прочем. Поэт как бы берет на себя наши заботы, отвечает на наши вопросы, успокаивает нас и учит, и вселяет надежду...

(Ученики под гитару исполняют песню Б. Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям» - «Давайте восклицать...». Демонстрируются фотографии поэта)

Учитель литературы. Сам Окуджава говорил о своих песнях, что это просто способ исполнения стихотворений. А вот свидетельства Татьяны и Сергея Никитиных: «Для нас магия Окуджавы заключена в музыке, в звучании. Это и неповторимая окуджавовская интонация, и органическое слияние русского романса с грузинским распевом, это скупое, но мастерское использование гитары. ...Есть еще и такой экспериментальный факт: иностранные слушатели, часто не понимая стихов и всего, что за ними стоит, покупают пластинки Окуджавы и слушают его просто как музыку».

(Звучит песня Б. Окуджавы «Музыкант»)

        Учитель истории. Говорит историк Натан Эйдельман: «Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего времени напишут по мемуарам, по газетам, по архивам... Если захочется потомку... познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, включит правнук магнитофон... и услышит «Не оставляйте надежду, маэстро...».

(Звучит песня «Моцарт на старенькой скрипке играет...» -«Песенка о Моцарте»)

        Учитель литературы. У него было удивительное лицо: по-детски доверчивые глаза и презрительно-насмешливые губы. (СЛАЙДЫ) И в песнях Окуджавы беспечность соединена с болью, беззащитностью, мудростью. Поэт часто говорил, что он не «вживается» в,чей-то «образ», а всегда пишет о себе.

У поэта соперников нету

Ни на улице и ни в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

Это он не о вас - о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

Жизнь и силы по капле губя,

Догорает, прощения просит:

Это он не за вас - за себя.

Но когда достигает предела

И душа отлетает во тьму...

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

То ли мед, то ли горькая чаша,

То ли адский огонь, то ли храм –

Все, что было его, - нынче ваше.

Все для вас. Посвящается вам.

        Учитель литературы. Когда в одном из интервью поэта спросили, какой он видит, оглядываясь в прошлое, свою жизнь, он ответил: «Я вообще-то счастливый человек. Несмотря ни на что... Жизнь моя была интересной. Я делал то, что я хотел. Что мог, я совершил. Самое лучшее мне предстоит еще совершить».

         Учитель истории. В 1997 году свое 73-летие и День Победы Окуджава решил встретить в Германии со своими немецкими друзьями. «Я рад, что между нашими народами вражды больше не существует», - без всякого пафоса заметил писатель-фронтовик.

Учитель литературы. А потом был Париж... И газеты сообщили: «В военном госпитале под Парижем 12 июня 1997 года скончался Булат Окуджава». А ведь когда-то он написал:

Париж для того, чтоб ходить по нему,

Глядеть на него, изумляться,

Грозящему бездной концу своему

Не верить и жить не бояться...

Учитель истории. При отпевании Булата Окуджавы в церкви святых Космы и Домиана священник отец Георгий сказал, что его стихи могут быть прочитаны, как псалмы, потому что едва ли не в каждом из них чувствуется жажда коленопреклонения и воспарения. Ведь и его «Последний троллейбус» - молитва, в которой «полночный, случайный» троллейбус плывет по городу насилия и лжи, словно утлая ладья, подбирающая тех, кто потерпел крушение. Прикосновение плечами вместо хамского вопля «Куда прешь?!» Молчание, исполненное теплоты...

Учитель литературы. Вот она - его «Молитва», которую повторяли тысячи людей, никогда не умевших молиться и не открывавших Евангелие.

Группа чтецов.

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:
мудрому дай голову, трусливому дай коня,
дай счастливому денег... И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится — Господи, твоя власть!
дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,
дай передышку щедрому, хоть до исхода дня.
Каину дай раскаяние... И не забудь про меня.

Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою,
как верит солдат убитый, что он проживает в раю,
как верит каждое ухо тихим речам твоим,
как веруем и мы сами, не ведая, что творим!

Господи мой Боже, зеленоглазый мой!
Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой,
пока ей еще хватает времени и огня,
дай же ты всем понемногу... И не забудь про меня.
                                                                         1963

(Звучит «Песенка» Б. Ш. Окуджавы - «Совесть, благородство и достоинство...»)

Использованные материалы:

  1. Авторская песня. - М., 1998.
  1. Окуджава, Б. Ш. Арбат, мой Арбат. Стихи и песни. - М.: Советский писатель, 1976.
  2. Окуджава, Б. Ш. Будь здоров, школяр. - М., 1993.
  3. Шилов, Л. Поэт и певец. Песни Булата Окуджавы. - М: Музыка, 1989.
  4. http://songspro.ru/2/Bulat-Okudjava/tekst-pesni-Poka-Zemlya-eshche-vertitsya
  5. https://mp3-pesnja.com/mp3-music


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок (литература – история) в 9 классе на тему: «Кавказ: вчера, сегодня, завтра»

Цель:  Знакомство с литературными героями и реальными историческими деятелями Кавказской войны, знакомство  с бытом  и жизнью жителей Кавказа по страницам истории и литературному ...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

Конспект бинарного урока литературы и психологии в 7-ом классе"Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Материал представляет собой подробный конспект бинарного урока литературы и психологии в 7 классе "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".Форма урока-урок-исследование....

"На любовь своё сердце настрою" Профессия - учитель.

Профориентационный классный час, не потерявший актуальности спуся 9 лет.Школьники узнают своих учителей с новой для них стороны, открывают профессию учителя с разных аспектов....

Конспект бинарного урока по истории и информатике 9 класс

Конспект бинарного урока по истории и  информатике 9 класс. Роль коллективизации и индустриализации в истории Советской России. Базы данных. Системы управления базами данных. Авторы учитель ...

Урок-портрет по творчеству Б. Окуджавы "На любовь своё сердце настрою..."

Урок-портрет по творчеству Б. Окуджавы "На любовь своё сердце настрою..."...