интегрированный урок
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Интегрированный урок истории-обществознания-географии в 10 классе по теме: " Религия в современном мире". Продолжительность 1.20 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon religii_v_sovremennom_mire.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Интегрированный урок

                                                                                                              Предмет: география-обществознание 10 класс                                                                Тема урока: РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 Планируемые образовательные результаты:

предметные: обучающиеся смогут сравнивать основы вероучений мировых религиях, их сходства и различия;                                                                анализировать роль религии в современном мире;                                                                                                                                                                                    находить и представлять информацию используя ИКТ.
метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе.

личностные:  обучающиеся смогут осознанно вырабатывать собственные позиции  уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.

Оборудование: карта, Распространение религий на планете Земля, атласы, раздаточный текстовый материал, исторические документы, мультимедийный проектор, компьютер.

 

п/п

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

 Настрой  учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме: « РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Включаются в самостоятельную деятельность:

  • исследуют предложенные учителем иллюстрации;
  • анализируют и делают вывод о том, что изображено на иллюстрациях и какие ключевые слова их поясняют;
  • на основе сделанного вывода конструируют тему урока.

Задачи: 1) научить обучающихся работать с информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы;

2) научить формулировать тему урока

Цель: обучающиеся смогут, исследуя  сопроводительный текст и иллюстрацию к нему, выявить общее и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока

  «РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Обучающиеся выявляют общую информацию, представленную на иллюстрациях, находят ключевые слова в сопровождающих текстах, делают на основе личного опыта вывод и формулируют тему урока.

 Учитель читает стихотворение
Без Бога нация–толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней–жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Слайд № 1

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • исследовательский метод;
  • метод работы с текстом;
  • метод самостоятельного формулирования темы.

Содержание урока

Время

ОРГМОМЕНТ

Учитель: Деление детей на группы по  4 человека (На столах лежит раздаточный материал с информацией по теме урока, экспресс-рефлексия, выдержки из документов по теме, атласы, контурные карты)На доске карта Распространение мировых религий.

Учитель : - Внимательно послушайте эпиграф к нашему уроку и посмотрите на слайды . Что на них изображено? Эти иллюстрации что-то объединяет? Какие ключевые слова из сопроводительных текстов подтверждают вашу точку зрения? Обоснуйте ответ.

Обучающиеся: описывают картинки. Аргументируют свой ответ. Выделяют ключевые слова Бог, нация, толпа ….

Учитель:- Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Обучающиеся: формулируют тему урока.

Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор о современных религиях, их влияние на разные сферы жизни в современном мире, распространении религий на планете Земля  и т.д. Но прежде посмотрите на листок № 1-ый этап рефлексии (отметьте цифру которая наиболее близка к вашим взглядам)

 Экспресс-рефлексия                                                                                            

1.Мое отношение к теме:                                                                                                  

  1. Она меня лично волнует
  2. Она безразлична мне
  3. Считаю ее актуальной, но лично она меня не волнует
  4. Считаю ее не актуальной, не важной для человечества 

Обучающиеся отмечают соответствующую цифру

1 мин.

1-2 мин.

0,5 мин.

Всего:

3мин.

2.

Актуализация опорных знаний, включающий:

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по опережающему изучению материала проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся:

  • извлечение ранее изученной информации по теме и знаний из личного опыта;
  • самостоятельные выполнения  задания.

Выявляют  качество знаний по изучаемой теме  собственных и одноклассников:

  • выполняют  задание предложенное учителем;
  • осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;
  • оценивают свои знания и знания обучающихся.

Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения.

Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета

Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению знаний по теме : « РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Задачи: научить обучающихся пользоваться ранее полученной информацией ; побудить обучающихся к активным действиям в группе.

Цель: обучающиеся смогут самостоятельно исследовать объект.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • исследовательский метод;
  • практический метод (заполнение  таблицы);
  • метод контроля.

Содержание урока

Время

Учитель: Ребята, как вы считаете, для чего в жизни вам может пригодиться эта тема?

Обучающиеся: высказывают свои предположения.

Учитель: - Но для того что бы ни быть толпой и правильно сделать свой выбор нужно иметь элементарную информацию о той или иной религии. Эту информацию приготовили для вас ребята, которые получили опережающее задание и представят её вашему вниманию. А вы по ходу заполните таблицу, которая лежит на ваших столах под № 2

Таблица №2


Линии сравнения


Буддизм


Христианство


Ислам


1. Этимология


2.Время и место зарождения


3.Территория(география),

где исповедуют


4.Источники вероучения


5. Основы учения


6.Кол-во последователей

Учитель: Итак, внимательно слушайте, представлены презентации и заполняйте в своих группах таблицы. ( Презентации, приготовленные обучающимися в приложении)

Обучающиеся слушают и смотрят защиты презентаций  и делают пометки в таблице.

После даётся дополнительное время для работ по атласам, обсуждению и проверке

Всего:

10-11 мин.

3.

Исследовательская деятельность.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения (По извлечению готовых знаний из  текста. По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности):

  • извлечение знаний из теста;
  • самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.

Включение в самостоятельную деятельность  по анализу текста , алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в группе.

Формирование навыка работы с информацией и организацией исследования. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания.

Цель: создать условия для самостоятельного получения знаний из текста.

Задачи:

  1. научить обучающихся работать с текстом и делать выводы.

Цель: обучающиеся смогут выявить общие признаки стилей текста и на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод работы с тестом;
  • практический метод.

Содержание урока

Время

Работа в группах (раздаточный материал: текст, документы)

Учитель: Обратите внимание, у вас на столах лежит текстовый материал с которым поработав вы дадите ответ на вопрос: - Как религия влияет на различные сферы современного общества? ( Духовную жизнь и культуру, политику, экономику, общественное сознание и т.д.)

Обучающиеся:  работают с текстом, анализируют и аргументировано дают ответы.                              ( См. Приложение содержит текстовый материал и документы)

 

Экспресс-рефлексия     № 2 (отметить соответствующую цифру)

 Моя работа в группе:

  1. Я работал в полную силу, старался
  2. Я не проявил должной активности, мог бы лучше
  3. Я пассивно «отсидел» урок, не работал
  4. Я не работал сам и мешал другим.

                                                                                     

10 мин.

5 мин.

0,5 мин.

Всего:

16мин.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний:

  • извлечение новых знаний;
  • применение знаний и в новых или измененных условиях.

Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний:

  • анализируют предложенные учителем задание;

Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность.

Цель: создать условия для самостоятельной деятельности обучающихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: 1) научить обучающихся находить соответствие  и отличия между объектами;

2) проверить первичное усвоение материала по теме.

Цель: обучающиеся смогут исследовать предложенные им объекты, называть их общие признаки, проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • практический метод (корректировать свои мысли и ответы);
  •  метод контроля (лист самооценки).

Содержание урока

Время

Закрепление изученного материала

Учитель: Что вы узнали нового?

Какой вывод можете сделать? Слайд №2

Вывод обучающихся: Религия освящает, т.е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества. Без нее очень трудно пробудить и утвердить в людях совесть, милосердие, любовь к ближнему

К сожалению, религия может не только объединять, но и разъединять людей, поощрять конфликты, вызывать войны. Христианство не только стимулировало становление древнерусской письменности и литературы. Выдающиеся деятели православия внесли огромный вклад в обогащение культуры этноса, расширение сфер художественного творчества. И т.д.

Экспресс-рефлексия     № 3 (отметить соответствующую цифру)

 Мое понимание учебного  материала урока:

  1. Материал показался мне непосильно сложным, трудным для понимания
  2. Материал был доступный, хорошо воспринимался
  3. Материал был насыщенным, отличался новизной
  4. Материал был сухим, скучным, ничего нового

Учитель: Передайте дежурному листочки с экспресс-рефлексией и таблицей № 2 .    

5мин.

0,5 мин

Всего:

5 мин.

5.

Домашнее задание.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся  по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома:

  • закрепление полученных знаний по теме;
  • закрепление навыка в применении новых знаний.

Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества  собственных знаний:

  • разрабатывают план своих действий.

 Обучающиеся разрабатывают или намечают план индивидуальных действий.

Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов.

Задачи: 1) научить обучающихся  определять уровень знаний и собственных достижений,

2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения.

Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению.

На данном этапе урока применяется:

метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих задач).

Содержание урока

Время

Учитель  Подводит общий итог проделанной работе в классе.                                             Можно ли считать, что мы полностью изучили тему : « РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»?                                                                                                                                         Оценка работ.

Итог: ( слайд 3)

Два мира есть у человека.

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Домашнее задание: Дома подумайте, почему именно этим высказыванием заканчиваем сегодняшний урок.  

2мин.

2мин.

Всего:

4 мин

Итого:

40 мин.

                                                                                                        Приложение


1 группа-
Влияние религии на общественное сознание

 Что даёт религия, каковы её основные функции? Ориентиром для нас здесь будет известное высказывание З. Фрейда: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном обществе».

Прежде всего религия помогает нам справиться с неопределённостью мира непознанного. Мы многое не можем объяснить, и это как-то давит, вызывая глубокое внутреннее беспокойство. Речь идет, разумеется, не о погоде на завтра, а о вещах на много более серьезных: о смерти, о гибели любимого человека, словом о предельных, конечных условиях человеческого существования. В объяснении подобных вещей мы, как говориться, кровно заинтересованы, без знания о них нам просто тяжело жить. Вводя сверхъестественное существо (Бога), священные факторы, религия по-своему объясняет то, что объяснить по-научному вообще-то нельзя.

Религия помогает осознать, хоть как-то понять и совершенно безнадежные, просто абсурдные ситуации. Ну, допустим, такую: честный, глубоко совестливый человек почему-то всю жизнь страдает, мучится, еле сводит концы с концами, а рядом люди бесятся с жиру, не знают, на что потратить нечестно заработанные, не своим трудом нажитые деньги. Несправедливость вопиющая! И чем ее объяснить, как согласиться? По-человечески – ничем и никак. Но вот если есть другой мир, где каждому воздается по заслугам его, тогда другое дело – справедливость все-таки восторжествует. Можно тогда понять, даже внутренне принять несправедливость.

Религия освящает, т.е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества. Без нее очень трудно пробудить и утвердить в людях совесть, милосердие, любовь к ближнему.Все эти и подобные им добродетели получают от религии определенную обязательность, убедительность и привлекательность, а также желание, внутреннюю готовность им следовать и им подчиняться. Бог все видит, от него ничего не утаишь – это многих останавливает. А некоторым помогает не уклоняться от избранного пути – прямого, честного, трудового. В этом плане религия выступает в качестве важнейшего элемента народного или общественного сознания. Таким образом, в современном обществе религия выполняет две основные функции:воспитательную, отвлекающую.

Религиозное общение – одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории. Оно содействует консолидации всех духовных сил народа, а через это – укреплению гражданских и государственных устоев жизни. На Руси, например, церковь помогала собирать русские земли, укреплять молодую государственность, поощряла освоение новых территорий путем монастырской колонизации. А в период  монголо-татарского ига она внесла огромный вклад в выживание русского народа, сохранение его идентичности. Недаром в победу на Куликовом поле одинаково прочно вписаны два имени: князя Дмитрия Донского и «игумена земли русской» Сергия Радонежского.

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                 2-я группа- Влияние религии на духовную жизнь, культуру.

В современном мире на религию смотрят как на вторичное явление, хотя когда-то религия являлась основой жизни людей, знающий религию человек считался научным человеком. Высшие учебные заведения создавались для того, чтобы дать молодым людям духовные знания. А в позднем средневековье религия отошла на второй план. Главная цель современного человека – это заработать на жизнь. А для того, чтобы заработать на жизнь необходимо иметь специальное образование, которое получают в высших учебных заведениях. То есть независимо от желаний самого человека, он должен получать высшее образование, чтобы иметь достойный статус в обществе. Возьмем Ислам, который является последней мировой религией. По исламскому шариату ученым считается тот человек, который владеет достаточными знаниями в Исламе. А если человек владеет огромными знаниями по математике, то он является уважаемым человеком, его уважают в обществе. Но он не будет выше тех, кто владеет важными знаниями по Исламу. 

Любая религия, будь то мировая или национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совестливости. Религия, как и наука, как и искусство, является неотъемлемой частью национальной культуры. Если бы каждый из нас всегда следовал заповедям религии, не было бы необходимости в судах, прокуратуре, исправительных учреждениях. Нам необходимо научиться быть толерантными.

Христианство не только стимулировало становление древнерусской письменности и литературы. Выдающиеся деятели православия внесли огромный вклад в обогащение культуры этноса, расширение сфер художественного творчества.

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество -- уст-ное и письменное -- было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания.

Но из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, -- «Слово о Законе и Благодати». Создано оно было митрополитом Иларионом (первым русским митрополитом на Руси -- до него митрополиты были греками и приезжали из Византии), челове-ком широкого кругозора, отмеченным мудростью и бесспор-ным писательским даром.

               

                                                               

                                                                                3 группа -   Влияние религии на политику

Проанализируйте нижеприведенные документы, выделив положительное и отрицательное воздействие религии

                                                                                              Документ1

Крестовые походы длились с 1096 по 1291 гг. Историки насчитывают восемь крупных крестовых походов. Поводом  к их началу послужила речь папы Урбана 2 на церковном соборе в г. Клермоне. Из сочинения монаха-хрониста Роберта Реймского «Иерусалимкая история» (12 век):

«…Господин папа вышел на обширную размерами площадь…И вот папа обратился ко всем с убедитеьной речью:

«От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие… что персидского царства иноземное племя, чуждое Богу, вторглось в земли этих христиан, опустошило их мечом, грабежом, огнем…

Кому выпадет труд отмстить за все это, кому как не вам… Особенно же пусть побуждает вас святой гроб Господен, которым ныне владеют нечестивые, и святые места, которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются… Становитесь на стезю святого гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе; земля же та, как гласит Писание, течет млеком и медом. Вступайте же на эту стезю во искупление своих грехов, будучи преисполнены уверенностью в незапятнанной славе царствия небесного»

                                                                                              Документ 2

 Жестокие, массовые террористические акты, проводимые под лозунгом:«Аллах Акбар!»  международными мусульманскими террористическими организациями: трагедия 13 сентября (уничтожение зданий-близнецов в США); в Московском театральном центре на Дубровке (Норд-Ост), трагедия в Бесланской школе №1; подрывы  жилых  домов в Москве, теракт в автобусе г. Волгограда, октябрь 2013…

                                                                                                 Документ3

Осада Иерусалима крестоносцами в 1099 г. «Деяния франков и прочих иерусалимцев» (анонимная итало-германская хроника):

«В черте Иерусалимкого храма, говорят, погибло до 10000 неприятелей сверх тех, трупы которых валялись по улицам и площадям… Остальная часть войска разошлась по городу и, вытащив… из узких и отдаленных переулков тех, кто укрывался от смерти, избивала их на месте. Другие, разделившись на отряды, ходили по домам и извлекали оттуда отцов семейств с женами и детьми, прокалывали их мечом или сбрасывали с кровель и таким образом ломали им шею. При этом каждый, ворвавшись в дом, обращал его в свою собственность со всем находившимся в нем, ибо еще до завоевания города было условлено между ними, что по завоевании каждый присваивает себе на вечные времена все, что он успеет захватить.

Потом, радуясь и плача от безмерной радости, пришли наши поклониться гробу Спасителя Иисуса и вернуть ему свой долг»

                                                                                                     Документ4

Из высказываний  М. Горького о турецком  геноциде по отношению к армянам:

«…Память воскрешает трагическую историю Армении конца 19-начала 20 веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, гнусное равнодушие христиан «культурной» Европы, с которым они относились к истреблению их «братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого (мусульманского) нашествия последних лет, - трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом»

                                                                                                          Документ5

Крестовые походы были, прежде всего, захватническими войнами. Их настоящие цели: расширение влияния папы Римского на Восток, увеличение доходов церкви, захват новых владений и подданых, увеличение богатств феодалов, получение земель мелкими феодалами (странствующими рыцарями), избавление от тяжелых условий жизни крестьян в обедневшей Европе, налаживание выгодных торговых связей для горожан. Множество родовитых, но безземельных рыцарей скиталось по дорогам, промышляя разбоем и грабежом. Они были настоящим бедствием для общества. Поэтому церковь была рада избавиться от них, отправив в поход, а они сами желали получить богатства и земли на Востоке.

                                                                                                         Документ 6

В ноябре 1982 года в Индии прошла встреча 400 представителей основных мировых  религий – индуизма , буддизма , а также иудаизма ,  ислама и христианства . На этой встрече обсуждался следующий вопрос :  «Каким образом могут религии сохранить мир на земле?»  Мать Тереза из Калькутты, лауреат Нобелевской премии мира , напомнила всем о том , что люди нуждаются не только в пропитании , но также в мире и любви.

                                                                                                           Документ 7

      В ноябре 1986 года папа Иоанн Павел II пригласил представителей всех религий в Асиз, где родился святой Франциск. Папа римский выразил желание провести на Святой Земле совместную молитву о мире представителями ислама, иудаизма и христианства.

                                                                                                         Документ 8

Немецкие и шведские рыцари, совершившие свой поход на Новгородскую землю в 1240 (Невская битва) и 1242(Ледовое побоище), по сути, напали на славянское государство, которое было христианизировано еще в 988 г. при князе Владимире. Однако, шведы и немцы были – католиками, а славяне – православными христианами.

                                                                                                     Документ 9

В результате завоеваний турок-мусульман образовалась обширная Османская империя, раскинувшаяся в трех частях света: Азии, Африке, Европе. Феодальная конница султана сражалась за землю и богатства. Война и грабеж были главными средствами обогащения турецких феодалов. Власть султана поддерживало мусульманское духовенство. Оно внушало верующим, что «султан-тень бога на земле». Завоеватель Константинополя Мехмед 2 говорил: «Сабля и вера неразлучны»

                                                                                                          Документ 10

Католическая церковь призывает всех христиан к усиленному диалогу с другими религиями. Непосредственно перед операцией «Буря в пустыне» во время войны в Персидском Заливе председатель Совета Евангелических церквей Германии, епископ Мартин Крузе призвал христиан содействовать установлению мира и справедливости на земле и совместно с другими мировыми религиями не усиливать конфликты, но помогать их разрешению.

                                                                                     Документ 11

             Во время военных  переговоров в Персидском Заливе во многих местах Германии проходили молитвенные служения с чтением «слов Божьих о мире» из Библии  и Корана.

           Совместная работа миротворцев различного религиозного происхождения была продиктована требованиями дня для того, чтобы сохранить мир.

                                                                                                 Документ           12                                                                                                                                                                                                                                                В понедельник, 25 ноября, в ходе официального визита в Ватикан Путин встретился с главой Римско-католической церкви Франциском, обсудив с ним ситуацию в Сирии, а также вопросы гуманитарного и культурного взаимодействия.

4 группа- Тенденции современной религиозной динамики

Ознакомьтесь с предложенными материалами и сделайте вывод о тенденциях религиозной динамики в современном мире.

Эпоха, в которую вступает человек XXI века, характеризуется мировоззренческим плюрализмом, смешением понятий о добре и зле, истине и лжи, секуляризацией общества. Резко сокращается сфера серьезного религиозного мышления и серьезной теологии, но в тоже время разрастаются сферы эзотерически-оккультных практик и теорий. Человек будто приглашается на пир, где, отвыкший за десятилетия к критическому отбору духовных яств, отдает предпочтение приятным глазу, но смертельно опасным для жизни тела и души «блюдам», предлагаемым лжепророками, учителями, гуру, экстрасенсами, колдунами. И становится неважно, в кого и во что верить, претенциозная «вера в душе» оборачивается отпадением человека от традиционной проверенной веками деятельной веры в Бога, которая в полной мере реализуется только в священном церковном пространстве.

Мировые религии принимают вызов атеистически настроенного современного мира и по-разному адаптируются к создаваемым условиям.

Тоталитарные секты смертоносны

Существует масса примеров убийств и самоубийств адептов сект на религиозной почве. Приведем самые известные случаи сект-убийц:

– 18 ноября 1978 г. в Гайане погибло 911 последователей культа Дж.Джонса «Народный храм». Большинство из них покончило с собой после объявления рукводителя секты о наступлении конца света, но следствием было установлено, что многим жертвам инъекции яда были сделаны кем-то другим. Среди жертв было много детей.

– В апреле 1993 г. в США массовое самосожжение совершили около 100 последователей культа Д.Кореша «Ветвь Давидова».

– 4-5 октября 1994 г. в Швейцарии погибли 48 адептов «Ордена храма солнца», из которых 37 были убиты, а 16, вместе с убийцами, покончили с собой. Одновременно в Канаде были убиты еще 5 человек. Среди жертв были дети. Трагедия повторилась 22 декабря 1995 г., когда во Французских Альпах произошло самосожжение еще 16 последователей этого культа, среди которых было трое детей от двух до шести лет.

– 20 марта 1995 г. секта «Аум Синрике» совершила в токийском метро террористический акт с использованием газа зарин, в результате которого погибло 11 и пострадало 5000 человек.

Секты и Церковь

С точки зрения социологии, у сект есть несколько принципиальных особенностей, отличающих их от церкви:

Таблица– Отличие церкви от секты

ЦЕРКОВЬ

СЕКТА

Открыта миру, она преображает мир и человеческую культуру, обогащает и возвышает человека.

Противопоставляет себя миру, проклинает его, но при этом как раковая опухоль, живет за счет него.

Традиционные христианские конфессии созидательны, их члены стремятся принести пользу обществу, стране, народу.

Например,протестантская производственная и предпринимательская этика, католические ордена милосердия, православные бытовые и семейные традиции.

Многочасовое попрошайничество на улицах и навязчивое приставание к людям - вот плоды «созидательного труда» членов сект.

Воспитывает любовь к людям и уважает человеческую свободу. Между членами традиционной конфессии и обществом идет постоянный взаимообмен.

Внушает ненависть ко всем несогласным и применяет самые различные методы для полного подчинения себе нового последователя. Деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен.

Почти все великие творцы культурных ценностей были членами какой-либо церкви.

Ни одна секта не дала миру никаких выдающихся произведений искусства, памятников литературы и философской мысли и никак не обогатила человеческую цивилизацию.

5 группа- Влияние религии  на экономику

В разные исторические периоды религиозные группы, желая оказать влияние на экономические взгляды и поведение своих последователей, сталкивались с дилеммой: с одной стороны, они были склонны считать бедность добродетелью. Например, Библия утверждает: "Блаженны нищие, ибо они унаследуют землю", а буддисты возвышают нищенствующего монаха, который путешествует легко, не связывая себя экономическими заботами, поэтому может легко окунуться в жизнь наблюдений и размышлений.

Таким образом, религия оказывает влияние на экономическую сферу. Во-первых, когда в экономической жизни акцентируются такие добродетели личности и бизнеса, как честность, достоинство, уважение к обязательствам, а религия успешно прививает эти добродетели своим последователям. Во-вторых, религия иногда поощряет потребление - религиозные праздники поощряют потребление определенных материальных вещей, даже если это всего лишь особые свечи или специальная пища. В-третьих, подчеркивая труд человека как "призвание", религия (особенно протестантизм) возвысила труд, какой бы унизительный он ни был, и это связано с ростом производительности труда и доходов. В-четвертых, религия может оправдать и утвердить конкретные экономические системы и виды деятельности.

В мусульманских странах практически отсутствуют такие отрасли хозяйства, как свиноводство и виноделие (из-за религиозных запретов на употребление свинины и вина). Влияние религии иногда сказывается на характере расцветки тканей, выпускаемых текстильной промышленностью, одежды и т.д. Религиозные традиции (особенно исламские) находят свое проявление в режиме воспроизводства населения, уровне занятости женщин и т.д.

Так же американские исследователи пришли к выводу, что религия влияет на темп экономического роста. Гарвардский профессор экономики Роберт Барро совместно с рядом ученых провел цикл исследований связи религиозности населения и экономического роста разных стран. Главный вывод - вера в Бога способна увеличить темпы экономического роста.

По мнению ученых из Канады Ульриха Блума и Леонарда Дадли, религия влияет на экономику не столько через стимулы трудиться эффективнее, сколько через положительный эффект запрета на ложь и обман, что в экономике особенно важно.

Таблица  Отношение доходов верующих людей

Религия

Отношение доходов на человека в странах, где преобладают приверженцы религии и в других странах

Комментарий

Христиане в целом

5,1

Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз. Христианство оказывает наиболее положительное влияние на экономику стран мира по сравнению с другими религиями и идеологиями.

Протестанты

7,95

Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз.

Католики

1,49

Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза.

Православные

0,81

Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза.

Мусульмане

0,23

Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза.

Буддизм

0,15

Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз.

Индуизм

0,086

Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает самое негативное влияние на экономику стран мира

Атеизм

0,084

Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в странах больше атеистов, тем эти страны беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира.


 

                                                                     Банки и религия

Банки являются неотъемлемой частью экономической сферы. И тут тоже наблюдается вмешательство религии. Были проведены некоторые исследования, которые показали, что протестанты действительно более ответственны в своих отношениях с банками. И это лишний раз доказывает, что религия является неотъемлемой частью личности и во многом определяет поведение человека в обществе. Долгое время наука и государственные институты во многих странах относили религию исключительно к сфере частной жизни людей. Теперь ясно, что такая позиция не соответствует жизненным реалиям. Из истории Италии, Германии, других европейских стран наблюдается ситуация, когда определенная часть финансовой системы формировалась под воздействием религиозных верований и при непосредственном участии церкви. В ряде случаев работал принцип религиозной солидарности, это касалось, в частности, вопросов кредитования. На Западе считали одно время, что религия исчезает, все больше уходит в сферу частной жизни, но сейчас понимают, что религия касается многих сфер общественной жизни.

Влияние религии на многие банки, например, в Италии, очень велико. Оно сложилось исторически и остается значимым в настоящее время. К этому примыкает и такое явление, как "этичный банковский бизнес", то есть бизнес, который соответствует этическим нормам, сложившимся в обществе. На формирование этических норм влияют клиенты банков и общественные институты, включая церковь. Сейчас мы видим, как постепенно растут требования учитывать в банковском бизнесе моральные, этические и религиозные ценности. Это очень интересное явление, и банки должны реагировать на него в своей практике.

Лицо банка, как известно, в значительной степени формируют клиенты. Чтобы быть успешным, он должен учитывать особенности культуры (а религия — составная ее часть) того региона, где работает. Без этого он отрывается от жизни, а в результате будет страдать качество обслуживания — один из важных инструментов поддержания лояльности клиентов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....