интегрированный урок
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Интегрированный урок истории-обществознания-географии в 10 классе по теме: " Религия в современном мире". Продолжительность 1.20 мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religii_v_sovremennom_mire.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
Предмет: география-обществознание 10 класс Тема урока: РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Планируемые образовательные результаты:
предметные: обучающиеся смогут сравнивать основы вероучений мировых религиях, их сходства и различия; анализировать роль религии в современном мире; находить и представлять информацию используя ИКТ.
метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе.
личностные: обучающиеся смогут осознанно вырабатывать собственные позиции уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.
Оборудование: карта, Распространение религий на планете Земля, атласы, раздаточный текстовый материал, исторические документы, мультимедийный проектор, компьютер.
Приложение
1 группа- Влияние религии на общественное сознание
Что даёт религия, каковы её основные функции? Ориентиром для нас здесь будет известное высказывание З. Фрейда: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном обществе».
Прежде всего религия помогает нам справиться с неопределённостью мира непознанного. Мы многое не можем объяснить, и это как-то давит, вызывая глубокое внутреннее беспокойство. Речь идет, разумеется, не о погоде на завтра, а о вещах на много более серьезных: о смерти, о гибели любимого человека, словом о предельных, конечных условиях человеческого существования. В объяснении подобных вещей мы, как говориться, кровно заинтересованы, без знания о них нам просто тяжело жить. Вводя сверхъестественное существо (Бога), священные факторы, религия по-своему объясняет то, что объяснить по-научному вообще-то нельзя.
Религия помогает осознать, хоть как-то понять и совершенно безнадежные, просто абсурдные ситуации. Ну, допустим, такую: честный, глубоко совестливый человек почему-то всю жизнь страдает, мучится, еле сводит концы с концами, а рядом люди бесятся с жиру, не знают, на что потратить нечестно заработанные, не своим трудом нажитые деньги. Несправедливость вопиющая! И чем ее объяснить, как согласиться? По-человечески – ничем и никак. Но вот если есть другой мир, где каждому воздается по заслугам его, тогда другое дело – справедливость все-таки восторжествует. Можно тогда понять, даже внутренне принять несправедливость.
Религия освящает, т.е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества. Без нее очень трудно пробудить и утвердить в людях совесть, милосердие, любовь к ближнему.Все эти и подобные им добродетели получают от религии определенную обязательность, убедительность и привлекательность, а также желание, внутреннюю готовность им следовать и им подчиняться. Бог все видит, от него ничего не утаишь – это многих останавливает. А некоторым помогает не уклоняться от избранного пути – прямого, честного, трудового. В этом плане религия выступает в качестве важнейшего элемента народного или общественного сознания. Таким образом, в современном обществе религия выполняет две основные функции:воспитательную, отвлекающую.
Религиозное общение – одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории. Оно содействует консолидации всех духовных сил народа, а через это – укреплению гражданских и государственных устоев жизни. На Руси, например, церковь помогала собирать русские земли, укреплять молодую государственность, поощряла освоение новых территорий путем монастырской колонизации. А в период монголо-татарского ига она внесла огромный вклад в выживание русского народа, сохранение его идентичности. Недаром в победу на Куликовом поле одинаково прочно вписаны два имени: князя Дмитрия Донского и «игумена земли русской» Сергия Радонежского.
2-я группа- Влияние религии на духовную жизнь, культуру.
В современном мире на религию смотрят как на вторичное явление, хотя когда-то религия являлась основой жизни людей, знающий религию человек считался научным человеком. Высшие учебные заведения создавались для того, чтобы дать молодым людям духовные знания. А в позднем средневековье религия отошла на второй план. Главная цель современного человека – это заработать на жизнь. А для того, чтобы заработать на жизнь необходимо иметь специальное образование, которое получают в высших учебных заведениях. То есть независимо от желаний самого человека, он должен получать высшее образование, чтобы иметь достойный статус в обществе. Возьмем Ислам, который является последней мировой религией. По исламскому шариату ученым считается тот человек, который владеет достаточными знаниями в Исламе. А если человек владеет огромными знаниями по математике, то он является уважаемым человеком, его уважают в обществе. Но он не будет выше тех, кто владеет важными знаниями по Исламу.
Любая религия, будь то мировая или национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совестливости. Религия, как и наука, как и искусство, является неотъемлемой частью национальной культуры. Если бы каждый из нас всегда следовал заповедям религии, не было бы необходимости в судах, прокуратуре, исправительных учреждениях. Нам необходимо научиться быть толерантными.
Христианство не только стимулировало становление древнерусской письменности и литературы. Выдающиеся деятели православия внесли огромный вклад в обогащение культуры этноса, расширение сфер художественного творчества.
С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество -- уст-ное и письменное -- было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания.
Но из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, -- «Слово о Законе и Благодати». Создано оно было митрополитом Иларионом (первым русским митрополитом на Руси -- до него митрополиты были греками и приезжали из Византии), челове-ком широкого кругозора, отмеченным мудростью и бесспор-ным писательским даром.
3 группа - Влияние религии на политику
Проанализируйте нижеприведенные документы, выделив положительное и отрицательное воздействие религии
Документ1
Крестовые походы длились с 1096 по 1291 гг. Историки насчитывают восемь крупных крестовых походов. Поводом к их началу послужила речь папы Урбана 2 на церковном соборе в г. Клермоне. Из сочинения монаха-хрониста Роберта Реймского «Иерусалимкая история» (12 век):
«…Господин папа вышел на обширную размерами площадь…И вот папа обратился ко всем с убедитеьной речью:
«От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие… что персидского царства иноземное племя, чуждое Богу, вторглось в земли этих христиан, опустошило их мечом, грабежом, огнем…
Кому выпадет труд отмстить за все это, кому как не вам… Особенно же пусть побуждает вас святой гроб Господен, которым ныне владеют нечестивые, и святые места, которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются… Становитесь на стезю святого гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе; земля же та, как гласит Писание, течет млеком и медом. Вступайте же на эту стезю во искупление своих грехов, будучи преисполнены уверенностью в незапятнанной славе царствия небесного»
Документ 2
Жестокие, массовые террористические акты, проводимые под лозунгом:«Аллах Акбар!» международными мусульманскими террористическими организациями: трагедия 13 сентября (уничтожение зданий-близнецов в США); в Московском театральном центре на Дубровке (Норд-Ост), трагедия в Бесланской школе №1; подрывы жилых домов в Москве, теракт в автобусе г. Волгограда, октябрь 2013…
Документ3
Осада Иерусалима крестоносцами в 1099 г. «Деяния франков и прочих иерусалимцев» (анонимная итало-германская хроника):
«В черте Иерусалимкого храма, говорят, погибло до 10000 неприятелей сверх тех, трупы которых валялись по улицам и площадям… Остальная часть войска разошлась по городу и, вытащив… из узких и отдаленных переулков тех, кто укрывался от смерти, избивала их на месте. Другие, разделившись на отряды, ходили по домам и извлекали оттуда отцов семейств с женами и детьми, прокалывали их мечом или сбрасывали с кровель и таким образом ломали им шею. При этом каждый, ворвавшись в дом, обращал его в свою собственность со всем находившимся в нем, ибо еще до завоевания города было условлено между ними, что по завоевании каждый присваивает себе на вечные времена все, что он успеет захватить.
Потом, радуясь и плача от безмерной радости, пришли наши поклониться гробу Спасителя Иисуса и вернуть ему свой долг»
Документ4
Из высказываний М. Горького о турецком геноциде по отношению к армянам:
«…Память воскрешает трагическую историю Армении конца 19-начала 20 веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, гнусное равнодушие христиан «культурной» Европы, с которым они относились к истреблению их «братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого (мусульманского) нашествия последних лет, - трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом»
Документ5
Крестовые походы были, прежде всего, захватническими войнами. Их настоящие цели: расширение влияния папы Римского на Восток, увеличение доходов церкви, захват новых владений и подданых, увеличение богатств феодалов, получение земель мелкими феодалами (странствующими рыцарями), избавление от тяжелых условий жизни крестьян в обедневшей Европе, налаживание выгодных торговых связей для горожан. Множество родовитых, но безземельных рыцарей скиталось по дорогам, промышляя разбоем и грабежом. Они были настоящим бедствием для общества. Поэтому церковь была рада избавиться от них, отправив в поход, а они сами желали получить богатства и земли на Востоке.
Документ 6
В ноябре 1982 года в Индии прошла встреча 400 представителей основных мировых религий – индуизма , буддизма , а также иудаизма , ислама и христианства . На этой встрече обсуждался следующий вопрос : «Каким образом могут религии сохранить мир на земле?» Мать Тереза из Калькутты, лауреат Нобелевской премии мира , напомнила всем о том , что люди нуждаются не только в пропитании , но также в мире и любви.
Документ 7
В ноябре 1986 года папа Иоанн Павел II пригласил представителей всех религий в Асиз, где родился святой Франциск. Папа римский выразил желание провести на Святой Земле совместную молитву о мире представителями ислама, иудаизма и христианства.
Документ 8
Немецкие и шведские рыцари, совершившие свой поход на Новгородскую землю в 1240 (Невская битва) и 1242(Ледовое побоище), по сути, напали на славянское государство, которое было христианизировано еще в 988 г. при князе Владимире. Однако, шведы и немцы были – католиками, а славяне – православными христианами.
Документ 9
В результате завоеваний турок-мусульман образовалась обширная Османская империя, раскинувшаяся в трех частях света: Азии, Африке, Европе. Феодальная конница султана сражалась за землю и богатства. Война и грабеж были главными средствами обогащения турецких феодалов. Власть султана поддерживало мусульманское духовенство. Оно внушало верующим, что «султан-тень бога на земле». Завоеватель Константинополя Мехмед 2 говорил: «Сабля и вера неразлучны»
Документ 10
Католическая церковь призывает всех христиан к усиленному диалогу с другими религиями. Непосредственно перед операцией «Буря в пустыне» во время войны в Персидском Заливе председатель Совета Евангелических церквей Германии, епископ Мартин Крузе призвал христиан содействовать установлению мира и справедливости на земле и совместно с другими мировыми религиями не усиливать конфликты, но помогать их разрешению.
Документ 11
Во время военных переговоров в Персидском Заливе во многих местах Германии проходили молитвенные служения с чтением «слов Божьих о мире» из Библии и Корана.
Совместная работа миротворцев различного религиозного происхождения была продиктована требованиями дня для того, чтобы сохранить мир.
Документ 12 В понедельник, 25 ноября, в ходе официального визита в Ватикан Путин встретился с главой Римско-католической церкви Франциском, обсудив с ним ситуацию в Сирии, а также вопросы гуманитарного и культурного взаимодействия.
4 группа- Тенденции современной религиозной динамики
Ознакомьтесь с предложенными материалами и сделайте вывод о тенденциях религиозной динамики в современном мире.
Эпоха, в которую вступает человек XXI века, характеризуется мировоззренческим плюрализмом, смешением понятий о добре и зле, истине и лжи, секуляризацией общества. Резко сокращается сфера серьезного религиозного мышления и серьезной теологии, но в тоже время разрастаются сферы эзотерически-оккультных практик и теорий. Человек будто приглашается на пир, где, отвыкший за десятилетия к критическому отбору духовных яств, отдает предпочтение приятным глазу, но смертельно опасным для жизни тела и души «блюдам», предлагаемым лжепророками, учителями, гуру, экстрасенсами, колдунами. И становится неважно, в кого и во что верить, претенциозная «вера в душе» оборачивается отпадением человека от традиционной проверенной веками деятельной веры в Бога, которая в полной мере реализуется только в священном церковном пространстве.
Мировые религии принимают вызов атеистически настроенного современного мира и по-разному адаптируются к создаваемым условиям.
Тоталитарные секты смертоносны
Существует масса примеров убийств и самоубийств адептов сект на религиозной почве. Приведем самые известные случаи сект-убийц:
– 18 ноября 1978 г. в Гайане погибло 911 последователей культа Дж.Джонса «Народный храм». Большинство из них покончило с собой после объявления рукводителя секты о наступлении конца света, но следствием было установлено, что многим жертвам инъекции яда были сделаны кем-то другим. Среди жертв было много детей.
– В апреле 1993 г. в США массовое самосожжение совершили около 100 последователей культа Д.Кореша «Ветвь Давидова».
– 4-5 октября 1994 г. в Швейцарии погибли 48 адептов «Ордена храма солнца», из которых 37 были убиты, а 16, вместе с убийцами, покончили с собой. Одновременно в Канаде были убиты еще 5 человек. Среди жертв были дети. Трагедия повторилась 22 декабря 1995 г., когда во Французских Альпах произошло самосожжение еще 16 последователей этого культа, среди которых было трое детей от двух до шести лет.
– 20 марта 1995 г. секта «Аум Синрике» совершила в токийском метро террористический акт с использованием газа зарин, в результате которого погибло 11 и пострадало 5000 человек.
Секты и Церковь
С точки зрения социологии, у сект есть несколько принципиальных особенностей, отличающих их от церкви:
Таблица– Отличие церкви от секты
ЦЕРКОВЬ | СЕКТА |
Открыта миру, она преображает мир и человеческую культуру, обогащает и возвышает человека. | Противопоставляет себя миру, проклинает его, но при этом как раковая опухоль, живет за счет него. |
Традиционные христианские конфессии созидательны, их члены стремятся принести пользу обществу, стране, народу. Например,протестантская производственная и предпринимательская этика, католические ордена милосердия, православные бытовые и семейные традиции. | Многочасовое попрошайничество на улицах и навязчивое приставание к людям - вот плоды «созидательного труда» членов сект. |
Воспитывает любовь к людям и уважает человеческую свободу. Между членами традиционной конфессии и обществом идет постоянный взаимообмен. | Внушает ненависть ко всем несогласным и применяет самые различные методы для полного подчинения себе нового последователя. Деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен. |
Почти все великие творцы культурных ценностей были членами какой-либо церкви. | Ни одна секта не дала миру никаких выдающихся произведений искусства, памятников литературы и философской мысли и никак не обогатила человеческую цивилизацию. |
5 группа- Влияние религии на экономику
В разные исторические периоды религиозные группы, желая оказать влияние на экономические взгляды и поведение своих последователей, сталкивались с дилеммой: с одной стороны, они были склонны считать бедность добродетелью. Например, Библия утверждает: "Блаженны нищие, ибо они унаследуют землю", а буддисты возвышают нищенствующего монаха, который путешествует легко, не связывая себя экономическими заботами, поэтому может легко окунуться в жизнь наблюдений и размышлений.
Таким образом, религия оказывает влияние на экономическую сферу. Во-первых, когда в экономической жизни акцентируются такие добродетели личности и бизнеса, как честность, достоинство, уважение к обязательствам, а религия успешно прививает эти добродетели своим последователям. Во-вторых, религия иногда поощряет потребление - религиозные праздники поощряют потребление определенных материальных вещей, даже если это всего лишь особые свечи или специальная пища. В-третьих, подчеркивая труд человека как "призвание", религия (особенно протестантизм) возвысила труд, какой бы унизительный он ни был, и это связано с ростом производительности труда и доходов. В-четвертых, религия может оправдать и утвердить конкретные экономические системы и виды деятельности.
В мусульманских странах практически отсутствуют такие отрасли хозяйства, как свиноводство и виноделие (из-за религиозных запретов на употребление свинины и вина). Влияние религии иногда сказывается на характере расцветки тканей, выпускаемых текстильной промышленностью, одежды и т.д. Религиозные традиции (особенно исламские) находят свое проявление в режиме воспроизводства населения, уровне занятости женщин и т.д.
Так же американские исследователи пришли к выводу, что религия влияет на темп экономического роста. Гарвардский профессор экономики Роберт Барро совместно с рядом ученых провел цикл исследований связи религиозности населения и экономического роста разных стран. Главный вывод - вера в Бога способна увеличить темпы экономического роста.
По мнению ученых из Канады Ульриха Блума и Леонарда Дадли, религия влияет на экономику не столько через стимулы трудиться эффективнее, сколько через положительный эффект запрета на ложь и обман, что в экономике особенно важно.
Таблица Отношение доходов верующих людей
Религия | Отношение доходов на человека в странах, где преобладают приверженцы религии и в других странах | Комментарий |
Христиане в целом | 5,1 | Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз. Христианство оказывает наиболее положительное влияние на экономику стран мира по сравнению с другими религиями и идеологиями. |
Протестанты | 7,95 | Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз. |
Католики | 1,49 | Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза. |
Православные | 0,81 | Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза. |
Мусульмане | 0,23 | Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза. |
Буддизм | 0,15 | Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз. |
Индуизм | 0,086 | Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает самое негативное влияние на экономику стран мира |
Атеизм | 0,084 | Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в странах больше атеистов, тем эти страны беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира. |
Банки и религия
Банки являются неотъемлемой частью экономической сферы. И тут тоже наблюдается вмешательство религии. Были проведены некоторые исследования, которые показали, что протестанты действительно более ответственны в своих отношениях с банками. И это лишний раз доказывает, что религия является неотъемлемой частью личности и во многом определяет поведение человека в обществе. Долгое время наука и государственные институты во многих странах относили религию исключительно к сфере частной жизни людей. Теперь ясно, что такая позиция не соответствует жизненным реалиям. Из истории Италии, Германии, других европейских стран наблюдается ситуация, когда определенная часть финансовой системы формировалась под воздействием религиозных верований и при непосредственном участии церкви. В ряде случаев работал принцип религиозной солидарности, это касалось, в частности, вопросов кредитования. На Западе считали одно время, что религия исчезает, все больше уходит в сферу частной жизни, но сейчас понимают, что религия касается многих сфер общественной жизни.
Влияние религии на многие банки, например, в Италии, очень велико. Оно сложилось исторически и остается значимым в настоящее время. К этому примыкает и такое явление, как "этичный банковский бизнес", то есть бизнес, который соответствует этическим нормам, сложившимся в обществе. На формирование этических норм влияют клиенты банков и общественные институты, включая церковь. Сейчас мы видим, как постепенно растут требования учитывать в банковском бизнесе моральные, этические и религиозные ценности. Это очень интересное явление, и банки должны реагировать на него в своей практике.
Лицо банка, как известно, в значительной степени формируют клиенты. Чтобы быть успешным, он должен учитывать особенности культуры (а религия — составная ее часть) того региона, где работает. Без этого он отрывается от жизни, а в результате будет страдать качество обслуживания — один из важных инструментов поддержания лояльности клиентов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....