Урок истории " Хлеб - всему голова" 6 класс коррекционной школы 8 вида
план-конспект занятия по истории (6 класс) по теме
Конспект урока может быть использован для урока в 6 классе коррекционной школы, но и в начальных классах общеобразовательных школ и внеклассных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Хлеб – всему голова.
Цели: в ходе урока красной нитью отразить значимость хлеба во все времена, показать, что хлеб был и остаётся основой жизни человека; сравнить труд хлебороба раньше и в наше время; способствовать развитию познавательных интересов; формировать умения анализировать, обобщать.
Оборудование: книги «Как жить на Руси», «Бытописание земли Новгородской», «Хлеб, который мы едим», вырезки из журналов, раздаточный материал, аппликации, книга «Мякиш», пословицы, поговорки о хлебе.
ХОД УРОКА:
Учитель: Ребята, о каких блюдах, входящих в народную трапезу, вы узнали из предыдущих уроков?
Ученик: Мы узнали истории каш, щей, пирогов.
Уч-ль: Как вы думаете, что являлось неотъемлемой принадлежностью трапезы в каждой крестьянской семье?
Уч-к: На столе всегда был хлеб.
Уч-ль: послушайте отрывок из стиха М.Буянова и скажите, о чём мы будем вести разговор на уроке?
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
Ветер его холит, холят степи (словарь)
Перед гостями лежит парной,
Ситный, белый, чёрный и ржаной.
Уч-ки: это хлеб.
Уч-ль: «Хлеб – всему голова» (открываю тему урока)
Ведь, наверное, недаром говорят «Хлеб – всему голова». В этом мы попробуем убедиться. Хлеб связывает прошлое, настоящее, будущее. Он повседневен, незаменим.
Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие во времени. Будем говорить о прошлом хлеба, о том, как он доставался нашим предкам, как они к нему относились, должны будем сравнить труд хлебороба в прошлом и настоящем, отношение к хлебу в наши дни.
Вы будете моими помощниками, т.к. на уроках чтения вы читали рассказы о хлебе, воспитатели проводили беседы о том, что хлеб – гениальное изобретение человечества, рождён 4-мя стихиями.
Какими? Найдите ответ в прочитанном отрывке:
Положит в землю человек зерно,
Прольётся дождь, - зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег.
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
Уч-ки: Земля, Дождь, Солнце, Огонь.
Уч-ль: когда мы говорим о хлебе, что перед нашими глазами возникает?
Уч-к: хлебное поле.
Уч-ль: (вывешивается картина И.Шишкина «Рожь»)
Тему для картины И.Шишкин нашёл у себя на родине. Он писал так: « Раздолье, простор. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство.»
ФИЗПАУЗА.
В нашем представлении хлеб сейчас – это поле, которому нет конца и края. А всегда ли это было?
Хлеб к нам сам на стол не пришёл. Как он оказывается на нашем столе?
Давайте с вами вспомним, что в далёком прошлом приходилось делать крестьянину, чтобы посеять зерно?
Работа с аппликациями:
- подсечка деревьев.
- сжигание сучьев.
- вспашка земли – плуг.
- сев - лукошко.
Уч-ль: сам крестьянин готовился к севу особо. Докажите текстом.
На поле приходил священник совершить молебен и окропить поле святой водой.
Как вы думаете , от чего зависело начало посевной? (от тихой, безветренной погоды).
- Жатва – это серп, коса. Найдите в учебнике на стр.83 текст, где сказано, чем сопровождалась жатва. (Иллюстрация).
- Снопы готовы к обмолоту, везли на гумно. Били цепами.
- Очистка зерна.
- Закладка в амбары, часть мололи на муку. Как вы думаете, где мололи муку?
Уч-ки: дома на ручной мельнице или везли на мельницу.
Уч-ль: выпечка хлеба – большой праздник был для каждой крестьянской семьи. Хлебный дух заполнял избу, выходил на улицу. Разносился по всей деревне. Лакомиться первохлебом было настоящим удовольствием.
Работа с раздаточным материалом:
Правильно разложить картинки – 1. сев зерна
2. жатва
3. обмолот колосьев
Уч-ль: давайте посмотрим с вами, сохранились ли в наши дни, те операции и инвентарь по выращиванию хлеба с далёким прошлым:
Соха - трактор с плугом
Борона - культиватор
Лукошко - сеялка
Страдная пора - уборочная пора
Серп, коса - комбайн
Гумно - зерноток
Мельница - комбинат
Амбар - закрома
Сделайте вывод: в чём разница при выращивании хлеба до и сейчас? Что общего?
Уч-к: улучшились условия труда. Общее – в далёком прошлом и настоящем для того, чтобы вырастить хлеб, необходимо приложить много сил, старания. Хлеб – создание человека, без него невозможна жизнь. Хлеб мирной поры. Хлеб – воин! (блокадный Ленинград). Хлеб связывает прошлое, настоящее, будущее. Он повседневен, незаменим. И тем он велик!
Чтение стих учениками:
Буханка хлеба – это настоящий
Осколок солнца на моей земле,
Огонь обогревающий, горячий
Извечно на обеденном столе.
Уч-ль: как же надо относиться к хлебу?
Практическая часть: если каждая семья из 4-х человек будет выбрасывать по 100г хлеба, то сколько это будет в год? (36 кг.).В рублях: 23р.х 36= 828 руб.
Уч-ль: издавна Россия славилась хлебосольством. Хлеб-соль на Руси символ гостеприимства.
Вносится хлеб-соль на полотенце. Хлеб испечён в домашних условиях.
Есть ли грань, которая отделяет создателя хлеба от едока? Есть! Грань эта – отношение к хлебу. Хлеб щедр. Он одинаков к каждому из нас. И к тому, кто бережёт его, и к тому, кто с лёгкостью выбрасывает недоеденный кусок. Послушайте историю, которая произошла с мальчиков Вовой.
Уч-к: кратко пересказывает.
Уч-ль: кто научил мальчика бережному отношению к хлебу?
Тема хлеба нескончаема, о хлебе много сказано пословиц и поговорок. Вам сейчас необходимо будет соединить части пословиц и поговорок
Уч-ль: проверяем, что у вас получилось.
(должно получиться:
Хлеб – батюшка, водица – матушка. Плевать на обед, коли хлеба нет. Хлеб везде хорош, и у нас и за морем. Хлеб да вода – крестьянская еда).
Ребята, разговор о хлебе можно продолжать и дальше.
Скажите, что вам понравилось в данном уроке?
Для чего мы сегодня с вами вели разговор о хлебе?
Оценки.
Домашнее задание: составить сенквейн о хлебе: (1 сущест-ое, 2 прилагат, 3 глагола):
Рожь
Высокая колосистая
Растёт, наливается, созревает
Широко раскинулось русское поле
Хлебушек
Итоги.
ЛИТЕРАТУРА:
- М.Алекссев «Цена ему-хлеб»
- В.Барашкова, Ю.Скобочкина «Бытописание земли Новгородской»
- К.Барыкин «Хлеб, который мы едим»
- Б.Вовк «Мякиш»
- 50 художников «Шедевры русской живописи»
- О.Князева «Как жили на Руси»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.
В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...
Урок математики в 7 классе коррекционной школы 8-го вида
Конспект урока по математике в 7 классе коррекционной школы 8-го вида по теме«Умножение на двузначное число»....
Урок математики в 5 классе коррекционной школы 8-го вида
Урок математики в 5 классе коррекционной школы 8-го вида по теме "Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд (все случаи)." Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом чер...
Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)
Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание словарных слов, который позволяет оценить знания...
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида
В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....