Урок истории в 7 классе на тему: «Петр I. Россия на рубеже веков»
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Овчинникова Надежда Ивановна

Цель урока: познакомить учащихся с началом реформаторской деятельности Петра I.

Задачи урока:

- Образовательные: познакомить учащихся с детством Петра I, становлением его личности, основными направлениями начала его деятельности на посту царя (Азовские походы, Великое посольство);

- развивающие: продолжить развитие речевой, информационной компетентности, аналитических способностей (анализа, синтеза, обобщение исторических явлений, установление причинно-следственных связей), продолжить формирование умений работы с картой, учебником, таблицей, хронологией, понятиями;

- воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, настойчивости и упорства на примере Петра I, повышению познавательной активности, интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii_7_kl._ovchinnikova_n.i.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа

Урок истории в 7 классе на тему:

«Петр I. Россия на рубеже веков»

Подготовила:

учитель истории  I кв. категории-

 Овчинникова Надежда Ивановна

2012-2013 учебный год

Цель урока: познакомить учащихся с началом реформаторской деятельности Петра I.

Задачи урока:

- Образовательные: познакомить учащихся с детством Петра I, становлением его личности, основными направлениями начала его деятельности на посту царя (Азовские походы, Великое посольство);

- развивающие: продолжить развитие речевой, информационной компетентности, аналитических способностей (анализа, синтеза, обобщение исторических явлений, установление причинно-следственных связей), продолжить формирование умений работы с картой, учебником, таблицей, хронологией, понятиями;

- воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, настойчивости и упорства на примере Петра I, повышению познавательной активности, интереса к предмету.

Эпиграф к уроку:

«Пётр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение Руси, чувствовавшей жгучую потребность нового, потребность преобразования…»

                                                                                                                           

                                                                                                                                С.М. Соловьёв

Оборудование к уроку: карта, компьютер.

Ход урока:

I. Начало урока – сценка по отрывку из романа А.Н. Толстого «Петр I» (Приложение 1)

Учитель. Итак, ребята вы посмотрели сценку по небольшому отрывку из романа А.Н. Толстого. Как же звали этого незнакомого для Алексашки и Алёшки мальчика-царя, которого они встретили на берегу реки Яуза?

Действительно речь шла о маленьком Петре I. Роман так и называется «Петр I». Я рекомендую вам прочитать это произведение, которое поможет раскрыть ту эпоху, о которой мы с вами начнем говорить сегодня на уроке.

Учитель сообщает тему урока (слайд 1), цели и задачи урока. Эпиграфом к уроку я взяла слова С.М. Соловьёва (слайд 2).

План урока (слайд 3)

Учитель. Мы с вами изучили раздел Россия в XVII веке. К какому выводу мы пришли? Весь ход развития России в XVII веке показал необходимость серьезных реформ во всех сферах жизни. Правители страны видели необходимость преобразований, но не  способны были их провести. Человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых предшественники могли только мечтать, стал Петр I.

II.Изучение нового материала

1. Детство Петра – сообщение Палагиной Алины (слайд 4,5) (Приложение 2)

2. Двоецарствие. Царевна Софья (слайд 6)

Работа с хронологией (1682 г.) и понятием регентство – временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

Начало царствования Петра I (слайд 7,8)

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения по команде учителя.

Исходное положение – сидя на стуле, руки на пояс.

Упражнение № 1. Голову наклонить вправо. И.п. Голову наклонить влево. И.п. (упражнение повторяется 6 раз).

Упражнение № 2. Голову повернуть направо. И.п. Голову повернуть налево. И.п.  (упражнение повторяется 6 раз).

Упражнение № 3. Правая рука – вперед, левая – вверх. И.п. Левая рука – вперед, правая – вверх. И.п. (упражнение повторяется 6 раз).

3. Азовские походы (слайд 9,10,11,12): 1695, 1696 гг.

Решение Петра о вступлении в свои обязанности государя показало возникновение объективных условий для нового этапа истории России. Первыми действиями Петра были Азовские походы – то есть осуществление давно сформировавшихся целей внешней политики России.

Кому в это время принадлежал Азов? (Османская империя)

Правда, взятие Азова еще не означало выход к морю, так как необходимо было иметь там сильное укрепление и возможность заручиться поддержкой сильных союзников.

Работа с хронологией, самостоятельная работа учащихся с учебником по заданию: прочитать 2 и 3 абзацы на странице 102 и выполните задание: отметьте правильные утверждения, что являлось причинами неудач первого Азовского похода?

1

Затяжной характер кампании

2

Отсутствие единого военного командования

3

Слабая артиллерия

4

Отсутствие у России союзников

5

Отсутствие у России флота

6

Оказание Турции помощи со стороны стран Западной Европы

7

Устаревшее вооружение армии

8

Плохие погодные условия

9

Недостаток обученных офицеров

Прочитать 4 и 5 абзацы учебника стр. 102 и ответить на вопрос: каковы итоги похода на Азов в 1696 г.

4. Великое посольство 1697-1698 гг. (слайд 13,14)

Великое посольство ставило перед собой несколько важных целей.

Самостоятельная работа учащихся: прочитать материал на странице 102-104 и ответить на вопросы: какова цель Великого посольства? Особое внимание следует обратить на заключение союза с Речью Посполитой и Данией для борьбы со Швецией (Северный союз). Почему Петр наметил поход на Швецию? (Он мечтал о выходе в море). Кто стоял во главе Великого посольства? Каковы итоги Великого посольства?

Работа с историческим источником

5. Итог начала царствования Петра I (Приложение № 3)

III.Закрепление первичных знаний (слайд 15)

IV.Подведение итогов урока

Домашнее задание §13, даты, словарь

Сценка по отрывку из романа А.Н. Толстого «Петр I»

Действующие лица: 1) автор (роль автора исполняет учитель), 2) Пётр I, 3) Алексашка,

4) Алёшка.

Автор: Больше года Алексашка не видел отца и вот – встретил у разбитого и подожженного кабака, и Данила сразу погнался за сыном. Все это время Алексашка с Алёшкой жили хотя и впроголодь, но весело. В слободах мальчиков знали хорошо, приветливо пускали ночевать. Лето они прошатались кругом Москвы по рощам и речкам. Ловили певчих птиц, продавали их купцам. Воровали из огородов ягоды и овощи. Все думали – поймать и обучить ломаться медведя, но зверь легко в руки не давался. Удили рыбу.

Однажды, закинув удочку в тихую и светлую Яузу, что вытекала из дремучих лесов Лосинова острова, увидели они на другом берегу мальчика, сидевшего, подперев подбородок. Одет он был чудно – в белых чулках и в зеленом не русском кафтанчике с красными отворотами и ясными пуговицами. Невдалеке, на пригорке, из-за липовых кущ поднимались гребнистые кровли Преображенского дворца. Когда-то он весь был виден, отражался в реке нарядный и пестрый, - теперь зарос листвой, приходил в запустение.

У ворот и по лугу бегали женщины, крича кого-то, - должно быть, искали мальчика. Но он, сердито сидя за лопухами, и ухом не вел. Алексашка плюнул на червя и крикнул через реку…

Алексашка: Эй, нашу рыбу пугать… Смотри, портки снимем, переплывем, - мы тебя…

Автор: Мальчик только шмыгнул. Алексашка опять…

Алексашка: Ты кто, чей? Мальчик…

Пётр: А вот велю тебе голову отрубить…

Автор: …проговорил мальчик глуховатым голосом…

Пётр: …тогда узнаешь…

Автор: Сейчас же Алёшка шепнул Алексашке…

Алёшка: Что ты, ведь это царь,…

Автор: …и бросил удилище, чтобы бежать без оглядки. У Алексашки в синих глазах засветилось баловство…

Алексашка: Погоди, убежим, успеем.

Автор: Закинул удочку, смеясь, стал глядеть на мальчика.

Алексашка: Очень тебя испугались, отрубил голову один такой… А чего ты сидишь? Тебя ищут…

Пётр: Сижу, от баб прячусь.

Алексашка: Я смотрю – ты не наш ли царь. А?

Автор: Мальчик ответил не сразу, - видимо, удивился, что говорят смело.

Пётр: Ну – царь. А тебе что?

Алексашка: Как что…А вот ты взял бы, да и принес нам сахарных пряников.

Автор: Пётр глядел на Алексашку пристально, не улыбаясь.

Алексашка: Ей – богу, сбегай, принесешь – одну хитрость тебе покажу.

Автор: Алексашка снял шапку, из-за подкладки вытащил иглу.

Алексашка: Гляди – игла али нет?...Хочешь – иглу сквозь щёку протащу с ниткой, и ничего не будет…

Пётр: Врёшь?

Автор: …спросил Пётр.

Алексашка: Вот – перекрещусь. А хочешь – ногой перекрещусь?

Автор: Алексашка живо присел, схватил босую ногу и ногой перекрестился. Пётр удивился ещё больше.

Пётр: Ещё бы тебе царь бегал за пряниками…

Автор: …ворчливо сказал он.

Пётр: А за деньги иглу протащишь?

Алексашка: За серебряную деньгу три раза протащу, и ничего не будет.

Пётр: Врёшь?

Автор: Пётр начал мигать от любопытства. Привстал, поглядел из-за лопухов в сторону дворца, где всё ещё суетились, звали, аукали его какие-то женщины, и побежал с той стороны по берегу к мосткам.

Дойдя до конца мостков, он очутился шагах в трёх от Алексашки. Над водой трещали синие стрекозы. Отражались облака и разбитая молнией плакучая ива. Стоя над ивой, Алексашка показал Петру хитрость – три раза протащил сквозь щеку иглу с черной ниткой, - и ничего не было: ни капли крови, только три грязных пятнышка на щеке. Пётр глядел совиными глазами.

Пётр: Дай-ка иглу…

Автор: …сказал нетерпеливо.

Алексашка: А ты что же – деньги-то?

Пётр: На!..

Автор: Алексашка на лету подхватил брошенный рубль. Пётр, взяв у него иглу, начал протаскивать ее сквозь щёку. Проткнул, протащил и засмеялся, закидывая кудрявую голову…

Пётр: Не хуже тебя, не хуже тебя!

Автор: Забыв о мальчиках, побежал к дворцу, - должно быть, учить бояр протаскивать иголки.

Рубль был новенький, - на одной стороне – двуглавый орел, на другой правительница Софья. Сроду Алексашка с Алёшкой столько не наживали. С тех пор они повадились ходить на берег Яузы, но Петра видали только издалека. То он катался на карликовой лошадке, и позади скакали верхом толстые дядьки, то шагал с барабаном впереди ребят, одетых в немецкие кафтаны, с деревянными мушкетами, и опять те же дядьки суетились около, размахивая руками.

Приложение № 3 «Цели Великого посольства»

Командируя десятки молодежи в заграничную выучку, он, естественно, должен был командировать и себя самого туда же. Он ехал за границу не как любознательный и досужий путешественник, чтобы полюбоваться диковинами чужой культуры, а как рабочий, желавший спешно ознакомится недостававшими ему надобными мастерствами:

он искал на Западе техники, а не цивилизации. На заграничных письмах его явилась печать с надписью: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую». На эту цель рассчитана была обстановка поездки. Он зачислил себя под именем Петра Михайлова в свиту торжественного посольства, отправлявшегося к европейским дворам по поводу шедшей тогда коалиционной борьбы с Турцией, чтобы скрепить прежние или завязать новые дружественные отношения с западноевропейскими государствами. Но это была открытая цель посольства. Великие послы Лефорт, Головин и думный дьяк Возницын получили еще негласную инструкцию сыскать за границей на морскую службу капитанов добрых, «которые б сами в матросах бывали, а службою дошли чина, а не по иным причинам», таких же поручиков и кучу всевозможных мастеров, «которые делают на кораблях всякое дело». Волонтёрам, посланным в чужие края, предписывалось «знать чертежи или карты морские, компас и прочие признаки морские», владеть судном, как в бою, так и в простом шествии, знать все снасти или инструменты, к тому надлежащие, искать всяческого случая быть на море во время боя, непременно запастись от морских начальников свидетельством о достаточной подготовке к делу…

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С. 167-168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории 9 класс на тему "Российская империя в начале ХХ века"

Данная презентация содержить материалы к уроку по истории России ХХ в. В ней содержиться информация, раскрывающая основные вопросы развития нашего государства в начале прошлого века, а именно: террито...

Открытый урок по истории "Петр I. Россия на рубеже веков"

Урок личностно-ориентированный, используется групповая работа с оригинальными дифференцированными заданиями.В конце урока очень удобная и объективная рефлекторная карта....

Петр 1. Россия на рубеже веков..

Учебная  программа:  А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. «История  России ».Адресат  разработки:  учащиеся  7  класса.Раздел  программы. «История  России. Конец XV...

конспект урока истории в 7 классе "Петр Первый. Россия на рубеже веков"

Подробный конспект урока по истории 7 класс "Петр Первый. Россия на рубеже веков"...

презентация к уроку истории в 7 классе Петр Первый. россия на рубеже веков"

презентация к уроку истории Петр Первый. россия на рубеже веков"...

Урок истории по теме "Петр Первый. Россия на рубеже веков"

Введение ФГОС основного общего образования ставит перед учителем задачу не просто вооружить ученика фиксированным набо­ром знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в ...

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....