Программа по истории России 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Губинская средняя общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Губинская СОШ»
______________ Аполонова Г.А.
Приказ от «____» _________ 2013 г. №_______
Рабочая программа по истории России
(базовый уровень)
8 класс
Составитель: Кузнецов Александр Иванович,
учитель истории первой категории
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.6-9 класс. –М: Просвещение, 2010
Выбрана программа А.А. Данилова, т.к. она полностью соответствует требованиям к
уровню подготовки учащихся и составлена в соответствии с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для
обучения в 2013-2014 учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).
Содержание изучаемого курса
Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (2часа ∙34 недели=70 часов. История России - 46 часов, Всеобщая история – 24 часа).
Учебно-тематический план
Название раздела, темы ( № п/п ) | Всего часов |
Раздел 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. | 20 ч |
Введение. Россия на рубеже веков | 1 |
Тема 1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. | 5 |
Тема 2. Общественные движения начала XIX в.Движение декабристов. | 3 |
Тема 3. Внутренняя политика Николая 1. | 2 |
Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в | 2 |
Тема 5. Внешняя политика Николая1. | 3 |
Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. | 3 |
Тема 7. Родной край в первой половине XIX в. | 1 |
Повторение и обобщение. Россия в первой половине XIX в. | 1 |
Раздел 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. | 22 ч |
Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. | 5 |
Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. | 3 |
Тема 3. Внешняя политика Александра II. | 2 |
Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III. | 5 |
Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. | 1 |
Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. | 3 |
Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. | 4 |
Тема 8. Родной край во второй половине XIX -начале ХХ в. в. | 1 |
Повторение и обобщение. Россия и мир на пороге XX в. | 1 |
итого | 46 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОИЯ РОССИИ XIX в»[1]
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Информ. сопровождение | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч) | |||||||||
1 | Введение. Россия на рубеже веков | 1 | Урок изучения нового материала | Урок - беседа | Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. | Называть основные социальные, национальные, конфессиональные группы общества Российской империи, давать характеристику | |||
Тема 1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. (5 часов) | |||||||||
2 | Внутренняя политика в 1801-1811 гг. М. М. Сперанский | 1 | Урок изучения нового материала | Урок - рассказ с элементами беседы | Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. «Указ о вольных хлебопашцах». Учреждение министерств. Попытки проведения реформы | Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право. Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений | |||
3 | Внешняя политика в 1801-1812 гг. | 1 | Комбинированный | Урок - беседа | Внешняя политика. войны со Швецией, Турцией, Ираном. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада | Знать: понятия коалиция, конвенция, сейм. Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность | |||
4 | Отечественная воина 1812 г. | 1 | Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России | Отечественная война, Партизаны. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сторон, характер войны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | |||
5 | Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза. | 1 | Комбинированный | Урок - беседа | Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз | Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях | |||
6 | Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Социально- экономическое развитие | 1 | Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций А. А. Аракчеев. Аракчеевщина. Тарифный устав, военные поселения | Гражданские свободы, автономия. Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I; давать оценку внутренней политики Называть характерные черты социально-экономического развития; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | |||
Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов (3 часа) | |||||||||
7-9 | Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов | 3 | Урок изучения нового материала | работа в группах | Тайные общества Северное и Южное, их программы. Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами | Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | |||
Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 часа) | |||||||||
10 | Внутренняя политика Николая I | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с документами. | Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. | Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм. Кодификация законов. Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I | |||
11 | Социально- экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. | 1 | Урок –изучение нового материала | практикум. Работа с документами | Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» | Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне, промышленный переворот. Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д. | |||
Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в (2 часа) | |||||||||
12 -13 | Общественная мысль во второй четверти XIX в: Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм. | 2 | Урок - изучение нового материала | практикум. Работа с документами | Общественная мысль: государственная идеология, западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Западники, славянофилы, общинный социализм. Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | |||
Тема 5. Внешняя политика Николая 1 (3 часа). | |||||||||
14 | Внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа. | 1 | Урок - изучение нового материала | Урок –рассказ с элементами беседы | «Международный жандарм». Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война | Называть основные направления внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада | |||
15-16 | Крымская война. | 2 | комбинированный урок | Урок – рассказ | Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора | |||
Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. (3 часа) | |||||||||
17 | Российская культура первой половины XIX в. Образование и наука. | 1 | Урок изучения нового материала | семинар. Работа в группах. | Создание системы общеобразовательных учреждении. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Сословность образования | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | |||
18-19 | Российская культура первой половины XIX в. Художественная культура. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. | 2 | комбинированный урок | Работа в группах с документами. | Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры | |||
20 | Тема 7. Родной край в перовой половине XIX в. | 1 | Урок –изучение нового материала | лекция | |||||
21 | Россия на пороге перемен | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | ||||||
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в (21 ч) | |||||||||
Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. (5 часов) | |||||||||
22 | Александр II. Отмена крепостного права. | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами беседы | Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян | Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права | |||
23-24 | Великие реформы 1860-70 г.г. | 2 | Урок изучения нового материала | Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | Земство, куриальная система выборов, суд присяжных Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения соц. реформ. | ||||
25-26 | Социально- экономическое и политическое развитие после отмены крепостного права | 2 | Урок изучения нового материала | Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II | Отработочная система, промышленный переворот, класс, индустриальное общество. Называть основные направления эконом. политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства; | ||||
Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. (3 часа) | |||||||||
27-28 | Общественные движения второй половины XIX в. | 2 | комбинированный урок | Урок -беседа | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне.. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Современник» Радикальные течения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля». М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев | Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального общественного движения | |||
29 | Национальная политика в царствование Александра II. | 1 | Изучение нового материала | лекция | Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья. | Автономия, восстание. Называть даты событий, объяснять причины и называть итоги восстаний. | |||
Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа) | |||||||||
30 | Внешняя политика Александра II | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны | Союз трех императоров, «Священная война» Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. | |||
31 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы | Русско-турецкая война | Балканский кризис, национально-освободительная война Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | |||
Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 часов). | |||||||||
32 | Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 1880-х гг. | 1 | комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения | Реакционная политика. Называть основные черты внутренней политики Александра III | |||
33-34 | Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. С. Ю. Витте. | 3 | комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. | Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение. Называть основные черты экономической политики Александра III; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности политических деятелей | |||
35 | Внешняя политика Александра III Россия в военно-политических блоках. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Внешняя политика России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии. | Называть цели и основные направления внешней политики Александра III | |||
Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час) | |||||||||
36 | Общественное движение в 80-90-х гг. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | Марксизм. Земское движение. Идеология народничества Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | |||
Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (3 часа) | |||||||||
37-39 | Российская культура второй половины XIX в. | 3 | изучение нового материала | Работа с документами | Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в. Д.И.Менделеев. Художественное искусство. Архитектура. Живопись. Театр. | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | |||
Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире (4 часа) | |||||||||
40-41 | Российская империя на рубеже веков и ее место в мире | 2 | изучение нового материала | лекция | Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже Х1Х-ХХ вв. | Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах | |||
42-43 | Россия в международных отношениях начала XX в. | 2 | интегрированный урок | лекция | Военно-политические блоки. Нарастание международной напряженности. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге | Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация. Называть основные направления внешней политики Антанта, Тройственный Союз | |||
44 | Тема 8. Родной край во второй половине XIX -начале ХХ в. в. | 1 | интегрированный комбинированный урок | лекция | . | ||||
45-46 | Россия и мир на пороге ХХ века | 2 | Повторительно-обобщающий урок |
4Ресурсное обеспечение.
Основная литература.
Программа:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 кл.». - М.: Просвещение, 2009.
Учебник:
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение;
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России XIX век.
Дополнительная литература:
Медиаресурсы «Мир знаний»: http://www.mirznaniy.com
- Серия видеохрестоматий «Ожившая история» Часть 4: История России XIX век (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)
- Электронное пособие «История России в документах» (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей гуманитарного цикла
от «_____»__________ 2013 г № _____
________________ Самедова М.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
от «_____»__________ 2013 г
_____________ Шахаева И.Б.
[1] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО....
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО. ...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...