Программа по истории России 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Губинская средняя общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Губинская СОШ»
______________ Аполонова Г.А.
Приказ от «____» _________ 2013 г. №_______
Рабочая программа по истории России
(базовый уровень)
7 класс
Составитель: Янчикова Татьяна Ивановна,
учитель истории первой категории
2013 г.
Рабочая программа
по Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории России -7 класс» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе авторской программы Данилова А. А
Выбрана программа А.А. Данилова, т.к. она полностью соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для обучения в 2013-2014 учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).
Учебно-тематический план
Учебный план школы предусматривает изучение истории в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю , из них - 45 часов – история России и 25 часов – Всеобщая история
Название раздела, темы ( № п/п ) | Всего часов |
РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв. | 14ч |
Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. | 4 ч |
Тема 2. Россия в XVII в. | 9 ч |
Тема 3. Родной край до конца XVII в. | 1 ч |
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК | 2 ч |
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. | 13 ч |
Тема 1. Преобразования Петра I. | 9 ч |
Тема 2. Россия в 1725-1762 гг. | 5 ч |
РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг. | 12 ч |
Тема 1. Внутренняя политика России второй половины XVIII в. | 6 ч |
Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в. | 3 ч |
Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в. | 3 ч |
Тема 4. Наш край в XVIII в. | 1 ч |
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК | 2 ч |
Итого | 45 часов |
Контроль знаний
Тема раздела | Тема контрольного урока |
Вид контроля | Дата |
РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв. | Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. | тестирование | |
Тема 2. Россия в XVII в. | Устный опрос | ||
Тема 3. Родной край до конца XVII в. | Работа в тетрадях | ||
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. | Тема 1. Преобразования Петра I. | тестирование | |
Тема 2. Россия в 1725-1762 гг. | презентация | ||
РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг. | Тема 1. Внутренняя политика России второй половины XVIII в. | тестирование | |
Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в. | презентация | ||
Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в. | тестирование | ||
Тема 4. Наш край в XVIII в. | Устный опрос | ||
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК | презентация |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОИЯ РОССИИ в»[1]
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Информ. сопровождение | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||||
РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв. (15 часов) | |||||||||
Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. (4 ч) | |||||||||
1 | Россия в конце ХVI века | 1 | Вводный урок | Урок – рассказ с элементами повторительной беседы | Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй | Знать понятия: Сословно-представительная монархия. Уметь: Работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV) | |||
2 | Прекращение династии Рюриковичей. Установление крепостного права. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ с элементами беседы. | Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов | Знать понятия: Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание уметь: отмечать основные тенденции развития государства, работатьс картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты | |||
3 | Смутное время. Самозванцы. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ с элементами беседы. | Польская и шведская интервенция. Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И. Болотникова. | Понятия: Смута, интервенция. Определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц периода | |||
4 | Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ с элементами беседы. Работа с картой. | Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов. Начало династии Романовых | Понятия: Семибоярщина. Делать выводы о причинах и итогах экспансии. Работать с текстом, выступать публично | |||
Тема 2. Россия в XVII в. (10 ч) | |||||||||
5-6 | Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Развитие торговых связей. Мануфактуры. | 2 | Изучение нового материла | школьная лекция | Ликвидация последствий Смуты. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля. Новоторговый устав. Складывание Всероссийского рынка. Становление абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. | Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, рассеянное предприятие, ярмарка. Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы | |||
7-8 | Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Приказная система. Отмена местничества. | 2 | комбинированный урок | Работа с документами (практикум) |
«Соборное Уложение» 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Казачество. Начало становления абсолютизма | Понятия: Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие. Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Сравнивать структуру управления в России со структурой стран Европы. | |||
9 | Церковный раскол. Никон и Аввакум. | 1 | Урок - изучение нового материала | школьная лекция с элементами беседы | Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум | Понятия: Протопоп, церковный раскол, старообрядчество Уметь: Объяснять причины конфликта власти и церкви. Давать сравнительные характеристики Никона и Аввакума | |||
10 | Социальные движения второй половины ХVII века. С. Разин. | 1 | комбинированный урок | Урок – беседа, работа с материалами учебника | Социальные движения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина | Понятия: «Бунташный век», прелестные письма Называть причины выступлений. Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями | |||
11 | Внешняя политика России в XVII веке. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Завершение присоединения Сибири | 1 | Изучение нового материала | Работа с картой и текстом документов. Практикум. | Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока. | Гетман, реестровые казаки. Знать и показывать по карте основные направления внешней политики. Называть причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ | |||
12-13 | Обмирщение культуры в XVII веке. Быт и нравы допетровской Руси. | 2 | Изучение нового материала | Работа в группах с документами | Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. С. Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни | Понятия: «Обмирщение», секуляризация культуры. Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения. | |||
14 | Тема 3. Родной край до конца XVII в. (1 ч) | ||||||||
15-16 | Россия и мир на рубеже XVII—XVIII вв | 2 | повторительно-обобщающий урок | повторение. Контроль | |||||
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. ( 13 ч) | |||||||||
Тема 1. Преобразования Петра I ( 9 часов). | |||||||||
17 | Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. | 1 | Урок - изучение нового материала | рассказ. Работа со схемами и картой | Усиление западного влияния на Россию Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Внешняя политика. Азовские походы. | Понятия: Регентство, гвардия. Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника | |||
18 | Петр I. Преобразования I четверти XVIII века. | 1 | комбинированный урок | рассказ. Работа с текстом учебника | Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ремесленные цехи. Развитие путей сообщения. | Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм. Уметь: составлять схемы, объяснять значение реформ и их влияние на развитие государства | |||
19-20 | Создание регулярной армии и флота. Северная война | 2 | комбинированный урок | рассказ. Работа с текстом учебника и картами | Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. | Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. | |||
21-22 | Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. | 2 | комбинированный урок | школьная лекция | Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. | Понятия: Социальная политика. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Указ о престолонаследии Подчинение церкви государству.. | |||
23 | Социальные движения первой четверти XVIII в. | 1 | комбинированный урок | практикум. Работа с документами и материалами учебника | Последствия социальной политики. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей К. Булавин | Работные люди, отходники, посессионные крестьяне ревизия, челобитная Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, объяснять причины восстаний и поражения | |||
24 | Русская культура эпохи Петра | 1 | Урок - изучение нового материала | презентация. | Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. | Понятия: Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом | |||
25 | Роль петровских преобразований в истории страны | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме | контроль | Излагать свою точку зрения, приводить аргументацию и доказательства | ||||
Тема 2. Россия в 1725-1762 гг. (5 ч) | |||||||||
26-27 | Дворцовые пере- вороты. Фаворитизм. | 2 | Изучение нового материла | Рассказ. Работа с текстом и схемами | Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни | Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиций. Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. | |||
28 | Расширение прав и привилегий дворянства. | 1 | комбинированный урок | Работа с текстом учебника. Практикум | Расширение привилегии дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества | Манифест о вольности дворянской. Особенности внутренней политики российских императоров после Петра | |||
29-30 | Внешняя политика России в середине XVIII в. | 2 | Изучение нового материла | Лекция. Работа с картами и таблицами | Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель | Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Работать с картой. Составлять хронологические таблицы | |||
РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (12 ч) | |||||||||
Тема 1. Внутренняя политика России во 2 половине XVIII в. (6 часов) | |||||||||
31-32 | Просвещённый абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. | 2 | Изучение нового материала | Урок рассказ. Работа с документами | Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А. Н. Радищев. | Понятия: Просвещенный абсолютизм, либерализм. Анализировать политику Екатерины 2, определять значение ее реформ для России, объяснять особенности и сходства с политикой императоров 18 века. Работа с документами, работа с текстом | |||
33 | Социальные движения. Е. И. Пугачёв. | 1 | комбинированный урок | практикум. Работа с таблицами и картами. Рассказ. | Социальные движения второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. Пугачева | Крестьянская война, уложенная комиссия. Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания. Давать аргументированные суждения. Показывать на карте район восстания | |||
34-35 | Экономическое развитие России во второй полови- не XVIII в. | 2 | Изучение нового материала. | Лекция | Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития | Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники. Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. | |||
36 | Россия при Павле 1 | 1 | комбинированный урок | Рассказ с элементами беседы | Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине | Показывать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, работать с текстом учебника и картой | |||
Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в (3 часа) | |||||||||
37-39 | Россия в войнах второй половины XVIII в. АВ. Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Присоединение новых территорий. | 3 | Изучение нового материала | презентация | Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение территорий. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой. | Протекторат, повод и причина воины. Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты | |||
Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в. (3 часа) | |||||||||
40 | Светский, рациональный характер культуры. Наука и образование. М.В. Ломоносов. | 1 | Изучение нового материала | Работа с документами и материалами учебника | Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции | Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему | |||
41 | Литература искусство второй половины XVIII в. | 1 | комбинированный урок | Работа в группах | Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве | Ода, барокко, классицизм, классическая архитектура. Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры | |||
42 | Быт и жизнь во второй половине XVIII в. | 1 | комбинированный урок | Работа в группах | Быт народов России. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан | Самосознание, нация, патриотизм Описывать образ жизни различных слоев общества | |||
43 | Наш край во второй половине XVIII в. | 1 | Урок –изучение нового материла | лекция | Родной край во второй половине XVIII в. | Определять общие и особенные черты истории края. | |||
44-45 | Россия накануне XIX века | 1 | повторительно-обобщ. урок |
Ресурсное обеспечение.
Основная литература.
- История России IX-XVI века: программы для общеобразовательных школ. - «Дрофа», 2011
- УМК ДЛЯ 7 КЛАССА:
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI- XVIII веков. – М.: Просвещение, 2012
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России XVI- XVIII веков.
Дополнительная литература:
Медиаресурсы «Мир знаний»: http://www.mirznaniy.com
- Серия видеохрестоматий «Ожившая история» Часть 2, 3: История России XVI- XVIII веков (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)
- Электронное пособие «История России XVI- XVIII веков» (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)
- Электронное пособие «История России в документах» (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей гуманитарного цикла
от «_____»__________ 2013 г № _____
________________ Самедова М.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
от «_____»__________ 2013 г
_____________ Шахаева И.Б.
[1] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО....
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО. ...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...