Программа по истории России 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Татьяна Ивановна Янчикова

Программа по истории России 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon История России 7 класс174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Губинская средняя общеобразовательная  школа»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Губинская СОШ»

______________ Аполонова Г.А.

Приказ  от «____» _________ 2013 г. №_______

Рабочая программа по истории России

(базовый уровень)

7 класс

Составитель: Янчикова Татьяна Ивановна,

учитель истории первой категории

2013 г.


Рабочая программа

по Истории России  XVII – XVIII в.в. (7 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории России -7 класс» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе авторской программы Данилова А. А

Выбрана программа А.А. Данилова, т.к. она полностью соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для обучения в 2013-2014 учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).  

 

Учебно-тематический план

Учебный план школы предусматривает изучение истории в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю , из них - 45 часов – история России и 25 часов – Всеобщая история

Название раздела, темы ( № п/п )  

Всего часов

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв.

14ч

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв.

4 ч

Тема 2. Россия в XVII в.

9 ч

Тема 3. Родной край до конца XVII в.

1 ч

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

2 ч

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

13 ч

Тема 1. Преобразования Петра I.

9 ч

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг.

5 ч

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг.

12 ч

Тема 1. Внутренняя политика России второй половины XVIII в.

6 ч

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в.

3 ч

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в.

3 ч

Тема 4. Наш край в XVIII в.

1 ч

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

2 ч

Итого

45 часов

Контроль знаний

Тема раздела

Тема контрольного урока

        

Вид контроля

Дата

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв.

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв.

тестирование

Тема 2. Россия в XVII в.

Устный опрос

Тема 3. Родной край до конца XVII в.

Работа в тетрадях

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Тема 1. Преобразования Петра I.

тестирование

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг.

презентация

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг.

Тема 1. Внутренняя политика России второй половины XVIII в.

тестирование

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в.

презентация

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в.

тестирование

Тема 4. Наш край в XVIII в.

Устный опрос

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

презентация


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОИЯ РОССИИ в»[1]

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Информ. сопровождение

Дата проведения

По плану

По факту

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв.  (15 часов)

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. (4 ч)

1

Россия в конце ХVI века

1

Вводный урок

Урок – рассказ с элементами повторительной беседы

Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй

Знать понятия: Сословно-представительная

монархия.  

Уметь: Работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)

2

Прекращение династии Рюриковичей. Установление крепостного права.

1

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы.  

Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий.

Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов

Знать понятия: Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание уметь:

отмечать основные тенденции развития государства,  работатьс картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты

3

Смутное время. Самозванцы.

1

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы.  

Польская и шведская интервенция. Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И. Болотникова.

Понятия: Смута, интервенция. Определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц периода

4

Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский.

1

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы.  Работа с картой.

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов. Начало династии Романовых

Понятия: Семибоярщина.

Делать выводы о причинах и итогах  экспансии. Работать с текстом, выступать публично

Тема 2. Россия в XVII в. (10 ч)

5-6

Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Развитие торговых связей. Мануфактуры.

2

Изучение нового материла

школьная лекция

Ликвидация последствий Смуты. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля. Новоторговый устав. Складывание Всероссийского рынка. Становление абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии.

Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, рассеянное предприятие, ярмарка. Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы

7-8

Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Приказная система. Отмена местничества.

2

комбинированный урок

Работа с документами (практикум)

 

«Соборное Уложение» 1649 г. и окончательное

закрепощение крестьян. Казачество.

Начало становления абсолютизма

Понятия: Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие.

Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Сравнивать структуру управления в России со структурой стран Европы.

9

Церковный раскол. Никон и Аввакум.

1

Урок - изучение нового материала

школьная лекция с элементами беседы

Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум

Понятия: Протопоп, церковный раскол, старообрядчество

Уметь: Объяснять причины конфликта власти и церкви.

Давать сравнительные характеристики Никона и Аввакума

10

Социальные движения второй половины ХVII века. С. Разин.

1

комбинированный урок

Урок – беседа, работа с материалами учебника

Социальные движения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина

Понятия: «Бунташный век»,

прелестные письма

Называть причины выступлений. Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями

11

Внешняя политика России в XVII веке. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Завершение присоединения Сибири

1

Изучение нового материала

Работа с картой и текстом документов. Практикум.

Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Гетман, реестровые казаки.  

Знать  и показывать по карте основные направления внешней политики. Называть причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ

12-13

Обмирщение культуры в XVII веке. Быт и нравы допетровской Руси.

2

Изучение нового материала

Работа в группах с документами

Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. С. Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни

Понятия: «Обмирщение»,  секуляризация культуры.

Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения.

14

Тема 3. Родной край до конца XVII в. (1 ч)

15-16

Россия и мир на рубеже XVII—XVIII вв

2

повторительно-обобщающий урок

повторение. Контроль

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. ( 13 ч)

Тема 1. Преобразования Петра I ( 9 часов).

17

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.

1

Урок - изучение нового материала

рассказ. Работа со схемами и картой

Усиление западного влияния на Россию Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Внешняя политика. Азовские походы.

Понятия: Регентство, гвардия.  

Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника

18

Петр I.

Преобразования I четверти XVIII века. 

1

комбинированный урок

рассказ. Работа с текстом учебника

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ремесленные цехи. Развитие путей сообщения.

Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм.

Уметь: составлять схемы, объяснять значение реформ и их влияние на развитие государства

19-20

Создание регулярной армии и флота. Северная война 

2

комбинированный урок

рассказ. Работа с текстом учебника и картами

Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва.

Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота.

21-22

Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству.

2

комбинированный урок

школьная лекция

Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа.

Понятия: Социальная политика. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Указ о престолонаследии Подчинение церкви государству..

23

Социальные движения  первой четверти XVIII в.

1

комбинированный урок

практикум. Работа с документами и материалами учебника

Последствия социальной политики. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей К. Булавин

Работные люди, отходники, посессионные крестьяне ревизия, челобитная

Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, объяснять причины восстаний и поражения

24

Русская культура

эпохи Петра 

1

Урок - изучение нового материала

презентация.

Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.

Понятия: Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма

Готовить сообщения на заданную тему,

выступать с докладом

25

Роль петровских преобразований в истории страны

1

Повторительно-обобщающий урок по теме

контроль

Излагать свою точку зрения, приводить аргументацию и доказательства

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг. (5 ч)

26-27

Дворцовые пере-

вороты. Фаворитизм.

2

Изучение нового материла

Рассказ. Работа с текстом и схемами

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни

Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиций. Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц.

28

Расширение прав и привилегий дворянства.

1

комбинированный урок

Работа с текстом учебника. Практикум

Расширение привилегии дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества

Манифест о вольности дворянской. Особенности внутренней политики российских императоров после Петра

29-30

Внешняя политика

России в середине

XVIII в.

2

Изучение нового материла

Лекция. Работа с картами и таблицами

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель

Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Работать с картой. Составлять хронологические таблицы

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (12 ч)

Тема 1. Внутренняя политика России во 2 половине XVIII в. (6 часов)

31-32

Просвещённый абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя.                                                                        

2

Изучение нового материала

Урок рассказ. Работа с документами

Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А. Н. Радищев.

Понятия:

Просвещенный абсолютизм, либерализм.  

Анализировать политику Екатерины 2, определять значение ее реформ для России, объяснять особенности и  сходства с политикой императоров 18 века. Работа с документами, работа с текстом

33

Социальные движения. Е. И. Пугачёв.

1

комбинированный урок

практикум. Работа с таблицами и картами. Рассказ.

Социальные движения второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Крестьянская война, уложенная комиссия.  Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания. Давать аргументированные суждения. Показывать на карте район восстания

34-35

Экономическое

развитие России

во второй полови-

не XVIII в.

2

Изучение нового материала.

Лекция

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития

Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники.

Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики.

36

Россия при Павле 1

1

комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы

Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине

Показывать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота,  работать с текстом учебника и картой

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в (3 часа)

37-39

Россия в войнах второй половины XVIII в. АВ. Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Присоединение новых территорий.

3

Изучение нового материала

презентация

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение территорий. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой.

Протекторат, повод и причина воины.  Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в. (3 часа)

40

Светский, рациональный характер культуры. Наука и образование. М.В. Ломоносов.

1

Изучение нового материала

Работа с документами и материалами учебника

Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции

Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему

41

Литература  искусство второй половины XVIII в.

1

комбинированный урок

Работа в группах

Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве

Ода,  барокко,  классицизм, классическая архитектура. Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры

42

Быт и жизнь во второй половине XVIII в.

1

комбинированный урок

Работа в группах

Быт народов России.

Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан

Самосознание, нация, патриотизм Описывать образ жизни различных слоев общества

43

Наш край во второй половине XVIII в.

1

Урок –изучение нового материла

лекция

Родной край во второй половине XVIII в.

Определять общие и особенные черты истории края.

44-45

Россия накануне XIX века

1

повторительно-обобщ. урок

Ресурсное обеспечение.

Основная литература.

  • История России IX-XVI века: программы для общеобразовательных школ. - «Дрофа», 2011
  • УМК ДЛЯ 7 КЛАССА:
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI- XVIII  веков.   – М.: Просвещение, 2012
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России  XVI- XVIII  веков.

Дополнительная  литература:

Медиаресурсы «Мир знаний»: http://www.mirznaniy.com

  • Серия видеохрестоматий «Ожившая история»  Часть 2, 3: История России XVI- XVIII  веков (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)
  • Электронное пособие «История России XVI- XVIII  веков» (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)
  • Электронное пособие «История России в документах»    (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей гуманитарного цикла

от «_____»__________ 2013 г № _____

 ________________ Самедова М.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

от «_____»__________ 2013 г

_____________  Шахаева И.Б.


[1] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...