Календарно-тематическое планирование «История России (с древнейших времен до начала ХХ в.)» (44 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
№ | Название раздела, темы, урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Информ. сопровождение | Дат
|
|
|
|
|
|
|
|
| По плану | Факт |
Введение (1 час) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | История России – часть всемирной истории | 1 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний | Урок-лекция Урок-дискуссия | Знать: - история, цивилизация. - история России – часть всемирной истории. Уметь: - называть особенности Российской цивилизации. - характеризовать этапы Российской истории. - объяснять сущность взглядов на Российскую цивилизацию. - аргументированно доказывать свою точку зрения на проблему характера Российской цивилизации |
|
|
|
Раздел I. Народы и древнейшие государства на территории России (2 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Народы и древнейшие государства на территории России Восточнославянские племенные союзы и соседи в VI–IХ вв. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Урок-лекция Урок-практикум | Знать: - предыстория, история, неолитическая революция, присваивающее и производящее хозяйство, индоевропейцы. - основные этапы предыстории народов России. - особенности социального расслоения. Уметь: - выявлять причины перехода от присваивающего к производящему хозяйству. - выявлять отличия оседлого от кочевого хозяйств. - прослеживать на карте великое переселение народов и знать последствия этого явления. - определять причины и последствия расселения индоевропейцев. Знать: - праславяне. - происхождение славян, их расселение. Восточнославянские племена и их соседи. - Занятия, общественный строй и верования восточных славян. – «военная демократия», политеизм, прародина славян; Уметь: - характеризовать пути движения славян, занятия и общественный строй у восточных славян. - используя историческую карту показывать расселение союзов племен и характеризовать взаимоотношения восточных славян и их соседей. - устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян. - объяснять сущность «военной демократии». - характеризовать языческую культуру. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел II. Русь в IХ–ХII в. (6 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Образование Древнерусского государства | 1 | Урок изучения нового материала. | Урок-лекция | Знать: - предпосылки складывания Древнерусского государства (социально-экономические, социально-политические, духовные, внешнеполитические). - этапы складывания государства. Возникновение ядра восточнославянского государства. - теории возникновения государства у восточных славян (норманнская, антинорманнская, современные теории). Уметь: - характеризовать этапы складывания государства у восточных славян. - находить оценочные суждения в учебной и справочной литературе по проблеме теорий происхождения государства у восточных славян. - сопоставлять процесс образования Древнерусского государства и европейских государств периода средневековья. - используя знания курса «Обществознание», выявлять признаки Древнерусского государства |
|
|
|
4 | Внутренняя и внешняя политика первых русских князей | 1 | Комбинированный урок | Урок-проект | Знать: - деятельность первых, русских князей (укрепление власти киевского князя, отношения с Византией, отношения с восточными соседями, итоги правления). - государство, дань, полюдье, уроки, погосты, монотеизм. - причины, процесс, значение принятия Русью христианства; - значение реформы княгини Ольги для Древнерусского государства; Уметь: - анализировать влияние Византии на политическую сферу и культуру Киевской Руси, - выявлять причины перехода Руси к монотеистической религии. - участвовать в разработке и презентации проекта по теме |
|
|
|
5
| Правление Ярослава Мудрого Социально-экономическое развитие русского общества в ХI в. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция. Работа с документами | Знать: - внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. - междоусобные войны, династический брак, Русская Правда, кормление, вотчина; - основные положения Русской Правды Уметь: - называть причины междоусобных войн, знать их основных участников. - разъяснять сущность, порядка наследования киевского престола (очередного и по старшинству). Знать: - неравенство русского общества XI – первой четверти XII в. - возникновение феодальной земельной собственности. - власть и церковь. - основные категории населения Киевской Руси Уметь: - выявлять различия между видами земельной собственности. - через правовые документы выявлять особенности социально-экономического развития государства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Русское государство при потомках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - междоусобица. - особенности правления потомком Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. - борьба с половецкими вторжениями Уметь: - выявлять тенденции начинающейся политической раздробленности |
|
|
|
7 | Культура Руси в IХ–ХIII вв. | 1 | Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления материала
| Урок-семинар
Тестирование | Знать: - христианская культура и языческие традиции. - культура, житие, икона, фреска, миниатюра. - памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные). - основные литературные жанры, раскрывать их содержание - особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства. Уметь: - выявлять особенности древнерусской культуры. - определить влияние Византии на культуру Древней Руси. - определять влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси. - доказать присутствие языческого элемента в современной культуре. - участвовать в разработке и презентации проекта по теме. |
|
|
|
Раздел III. Русские земли и княжества в ХII – середине ХV вв. (5 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | Политическая раздробленность Руси | 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Урок-лекция Урок-проект | Знать: - причины распада Древнерусского государства. - сущность процесса политической раздробленности. - крупнейшие земли и княжества. монархии и республики. Уметь: - называть причины политической раздробленности. - объяснять сущность политической раздробленности. - разъяснять значение Любечского съезда князе. - характеризовать предпосылки политической раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки); - сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и Европейских государств, определять сходства и различия. -высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси |
|
|
|
9 | Монголо-татарское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. - проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); - определить причины поражения русских земель. Уметь: - выявлять предпосылки завоеваний монголов, нашествия шведов и немцев.. - характеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь и экспансии с запада. -определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества. - выявлять последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории. - высказывать оценочные суждения о влиянии монгольского ига на складывание российской цивилизации. |
|
|
|
10 | Социально-экономическое положение Руси в IХ–ХV вв. Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - формы землевладения и категории населения. Уметь: - определять последствия монгольского завоевания. - прослеживать восстановление экономики русских земель Знать: - особенности борьбы за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. - этапы объединения земель вокруг Москвы. - причины возвышения Москвы. - выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально- политические, культурные); Уметь: - характеризовать этапы объединительного процесса. - анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой). - соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия. - Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Дмитрия Донского |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | Культурное развитие русских земель в ХIV–ХV вв. | 1 | Комбинированный урок
| Урок-проект
Тестирование | Знать: - особенности культурного развития русских земель и княжеств. - влияние внешних факторов на развитие русской культуры. - достижения русской культуры XIV-XV веков. Уметь: -выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры. - характеризовать достижения культуры. - выявлять основные тенденции развития культуры XIV-XV веков. - участвовать в разработке группового проекта по теме. |
|
|
|
Раздел IV Российское государство во второй половине ХV–ХVII вв. ( 9 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства | 1 | Урок изучения нового материала | Урок-лекция | Знать: - этапы завершения объединения русских земель и образования Российского государства. - свержение золотоордынского ига. - Москва - третий Рим». - роль церкви в государственном строительстве. - особенности образования централизованного государства в России. - рост международного авторитета государства. Уметь: - анализировать статьи Судебника 1497 г.; - проследить процесс закрепощения крестьян. - выявлять причины складывания самодержавной формы государственности в России. - показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. - занимать собственную аргументированную позицию по вопросу «Причины складывания деспотической формы Российского государства». |
|
|
|
13 | Правление Ивана Грозного | 1 | Комбинированный урок | Беседа. Работа с документами. | Знать: - особенности установления царской власти. - реформы середины XVI в. - создание органов сословно-представительной монархии. - опричнина: причины, последствия. - основные направления внешней политики Ивана Грозного Уметь: - определять характер политического курса Избранной рады. - характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия). - определять основные задачи внешней политики; - проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны - характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс. - характеризовать политику Федора Ивановича и Бориса Годунова. |
|
|
|
14 | Культура и быт конца ХV–ХVI в. Смутное время | 1 | Комбинированный урок | Урок-семинар. Работа в группах | Знать: - особенности развития культуры народов России в ХV-ХVI вв. Уметь: - характеризовать достижения культуры. - выявлять основные тенденции развития культуры ХV-ХVI веков. - участвовать в разработке и представлении презентации по теме. Знать: - Смутное время, интервенция, семибоярщина. - институт самозванчества. - восстание под руководством - польско-шведская интервенция. - народные ополчения. Уметь: -выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества). - характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II. - сравнивать первое и второе ополчения, их роль в освобождении Москвы. -определять последствия и историческое значение Смуты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 | Внутренняя политика государства при первых Романовых | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - особенности укрепления центральной власти. - становление абсолютизма. - церковный раскол. Старообрядчество. - рост территории. Уметь: - излагать и характеризовать содержание церковной реформы, реформ центрального и местного управления. - рассмотреть проявление тенденций абсолютизма во внутренней жизни страны. - характеризовать правление Федора Алексеевича, регентство Софьи Алексеевны |
|
|
|
16 | Социально-экономическое положение России в ХVII в. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - мануфактура, всероссийский рынок, самодержавие, государственный феодализм - этапы юридического оформления крепостного права. - новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Уметь: - выявлять основные направления развития страны в начале XVII века (укрепление крепостничества и самодержавия). - характеризовать новые черты в развитии экономики. - проследить черты зарождения буржуазных отношений в России, определить их специфику. - выявить особенности социальной структуры России XVII века |
|
|
|
17 | Социальные движения ХVII в. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | Знать: - народные восстания: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание под руководством С. Т. Разина. Уметь: - излагать в хронологической последовательности события Соляного бунта, восстания под руководством С. Разина. - характеризовать народные движения XVII в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения). - высказывать оценочные суждения о причинах поражения повстанцев. |
|
|
|
18 | Внешняя политика России в ХVII в. Культура и быт России ХVII в. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - Смоленская война, Русско-польская война 1654-1667 гг., русско-турецкая война, вечный мир, присоединение Сибири Уметь: - называть основные направления внешней политики - определять итоги внешней политики России ХVII в. Знать: - развитие культуры народов России. - усиление светских элементов в русской культуре. - государство и церковь. Ереси. Уметь: - называть достижения русской культуры, давать им краткую характеристику. - выявлять особенности культурного развития России в XVII в.. - характеризовать достижения русской культуры. - определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса. - участвовать в разработке и презентации группового проекта по теме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 | Россия к началу ХVIII века |
| повторительно-обобщающий. Контроль. | Беседа. Тест. |
|
|
|
|
Раздел V. Россия в ХVIII – середине ХIХ вв. ( часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 | Внешняя политика Петра I | 1 | Урок систематизации и применения знаний | Урок-практикум | Знать: - Северная война. Борьба с Османской империей. Каспийский поход. Уметь: - излагать в хронологической последовательности события Северной войны, Азовских походов, Прутского, Каспийского походов. - определять основные направления и задачи внешней политики Петра I; - характеризовать события внешней политики по плану: причины, подготовка, этапы, итоги, причины победы/поражения, Последствия. - определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями |
|
|
|
21 | Внутренняя политика Петра I | 1 | Комбинированные уроки | Работа с текстом учебника | Знать: - экономическое развитие России. Особенности российской промышленности - изменения в социальной сфере. Политика государства в отношении дворянства, «крестьянская» политика. - реформа системы государственного управления Уметь: - излагать содержание реформ Петра I. - выявлять предпосылки реформ, особенности российских мануфактур, политику протекционализма, меркантилизма, - характеризовать реформы Петра I (по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию); - выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма. - участвовать в обсуждении проблемы «Как сочетались в политике Петра национальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?» |
|
|
|
22 | Россия в период дворцовых переворотов | 1 | Комбинированный урок | Урок-проект. Работа с документами | Знать, уметь: - выявлять причины дворцовых переворотов; - характеризовать особенности царствования Екатерины I, Петра П, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III по самостоятельно выбранным критериям; -называть основные события внутренней и внешней политики периода; - разъяснять сущность понятий: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, бироновщина. - участвовать в разработке групповых проектов по теме |
|
|
|
23 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | Комбинированный урок | Урок-рассказ. Работа с текстом учебника. | Знать: - «Просвещенный абсолютизм». Усиление крепостничества. Меры «экономического либерализма». - Превращение дворянства в господствующее сословие в ХУШ в. - излагать содержание реформ Екатерины П. - определять задачи и сущность политики «просвещенного абсолютизма»; - проследить преемственность и противоречия реформ Петра I и Екатерины II; - выявлять причины укрепления крепостничества |
|
|
|
24 | Внешняя политика Екатерины II | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - основные направления внешней политики: борьба за выход в Черное море, разделы Речи Посполитой. Уметь: - выделять основные итоги внешней политики Екатерины II - прослеживать превращение России в мировую державу |
|
|
|
25 | Социально-экономическое положение России в ХVIII в. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - особенности сохранения крепостничества в условиях модернизации. - особенности российской экономики XVIII в. Уметь: - характеризовать социально-экономическое развитие российской деревни. - выявлять новые черты в развитии сельского хозяйства и промышленного производства. - определять причины непоследовательности политики «экономического либерализма» |
|
|
|
26 | Социальные движения ХVIII в. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа с текстом учебника и документами | Знать: - основные движения: астраханское восстание, восстание под руководством К. Булавина, движения работных людей, крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Уметь: - показывать на карте районы, затронутые восстанием; - излагать в хронологической последовательности события социальных движений. - выявлять причины народных движений XVIII в., выявлять причинно-следственные связи между народными движениями XVII и XVIII вв.; - характеризовать народные движения XVIII в. (выявлять причины, социальный состав, требования повстанцев, причины поражения, итоги и последствия) |
|
|
|
27 | Культура, духовная жизнь и быт в ХVIII в. | 1 | Комбинированный уроки
| Урок-семинар Тестирование | Знать: - просвещение в России. - культура народов России XVIII в. и ее связи с европейской и мировой культурой. Уметь: - называть достижения русской культуры XVIII в., давать им краткую характеристику. - выявлять особенности культурного развития России в XVIII в.; - характеризовать роль М.В. Ломоносова и его вклад в науку и культуру России. - определить влияние европейских стран на развитие российской культуры. - участвовать в разработке и презентации групповых проектов по теме |
|
|
|
| Раздел VI. Россия первой половине ХIХ вв. (10 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
28 | Общая характеристика России в начале ХIХ в. | 1 | Урок изучения нового материала | Урок-лекция | Знать: - особенности социально-экономического развития страны. - господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Уметь: - выявлять новые тенденции в экономике России, - характеризовать положение в с/х - характеризовать состав населения - объяснять понятие «промышленный переворот», его стороны. - показать противоречие между крепостным хозяйством и рыночными отношениями. |
|
|
|
29 | Внутренняя политика Александра I. Движение декабристов. | 2 | Комбинированный урок | Урок-лекция с элементами беседы | Знать: - Негласный комитет. - особенности сословной политики (меры в отношении крестьянства). - проекты М. М. Сперанского. Уметь: -характеризовать государственные реформы Александра I; - раскрывать понятие «аракчеевщина». - выявлять факторы развития внутренней политики первой четверти XIX в.. - выявлять причины восстания декабристов. - характеризовать основные направления внутренней политики Александра I. - иметь и аргументированно высказывать собственную позицию по вопросу об эффективности проводимых реформ. |
|
|
|
30 | Внешняя политика Александра I | 1 | Комбинированные уроки | семинар | Знать: - причины, этапы и итоги участия России в наполеоновских войнах. - Войны с Персией, Турцией. - причины, события и итоги Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии. - основные решения Венского конгресса. Уметь: - излагать в хронологической последовательности и с использованием карты событий Отечественной войны 1812 г. - определять основные направления внешней политики России первой четверти ХIХ в. - участвовать в разработке группового проекта «Герои Отечественной войны 1812 г.» |
|
|
|
31 | Внутренняя политика Николая I | 1 | Комбинированный уроки | Урок-лекция. Самостоятельная работа. Доклады. | Знать: - усиление государственного аппарата и режима личной власти Николая I. - социально-экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика). - «династический кризис»; - выявить влияние декабристского движения на социально-политическое развитие России; - характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; - теория «официальной народности» С.С. Уварова, знать и объяснять основные идеи. |
|
|
|
32 | Внешняя политика Николая I | 2 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - основные особенности восточного направления во внешней политике России. - Кавказская война, крымская война. Уметь: - излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события Крымской войны. - рассмотреть понятие «восточный вопрос» и определить его влияние на внешнеполитический курс России в XIX в. - определить причины, подготовку к войне, цели и планы сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны |
|
|
|
33 | Общественно-политические течения первой половины ХIХ в. | 1 | Комбинированный урок | Работа в группах с текстами документов и материалами учебника | Знать, уметь: - излагать основные идеи общественных движений и взглядов. - давать оценку программе консерваторов. - сравнивать взгляды западников и славянофилов. - объяснять основные положения русского утопического социализма А. И. Герцена. - характеризовать кружок петрашевцев |
|
|
|
34 | Культура России первой половины ХIХ в. | 2 | Комбинированный урок
| Урок-семинар
| Знать: - особенности развития Российской культуры первой половины ХIХ в. - обращение к национальным истокам. Уметь: - называть и давать оценку достижениям русской культуры первой половины XIX в. - выявлять особенности культурного развития России в первой половине XIX в. - определять влияние Отечественной войны 1812 г., движения декабристов, либеральных реформ на развитие российской культуры. - участвовать в разработке и презентации групповых проектов по теме |
|
|
|
35 | Итоговая контрольная работа | 2 | Урок обобщения и закрепления знаний | Итоговое тестирование |
|
|
|
|