конспект урока " Взятие Рима варварами"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Всеобщая история

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vzyatie_rima_varvarami.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории Древнего Рима в 5 классе по теме: « Взятие Рима варварами»

                                                        

Цели: - познакомить учащихся с последними годами процветания Римской империи;

         - выяснить, почему городу, который покорял многие народы. Выпала участь быть побеждённым;

        - познакомиться с выдающимися римлянами, внёсшими свой вклад в историю древнего Рима

Оборудование: компьютер, презентация,

                                Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

                Тестирование:

1. Народ, вторгшийся в пределы Римской империи и говоривший на непонятном для римлян языке, они называли:

        А) вандалами

        Б) варварами

        В) германцами

2. По какой причине германцы вынуждены были сосредотачивать у своих границ войско?

        А) защищать границы от набегов врагов

        Б) воины строили там дома

        В) возвращать рабов, которые убегали

3. В начале 4 века в ожесточённой борьбе полководцев власть одержал:

        А) Нерон

        Б) Константин

        В) Стилихон

4. Какое сооружение приказал возвести победивший император в свою честь?

        А) термы

        Б) цирк

        В) триумфальную арку

5.  Как изменилось положение колонов при императоре Константине?

        А) улучшилось

        Б) осталось прежним

        В) ухудшилось

6. Епископ в переводе с греческого означает:

        А) надзиратель

        Б) руководитель

        В) предводитель

7. Почему Константин разрешил христианам открыто молиться?

        А) понял, что христиане не призывают к свержению императора

        Б) они помогали ему сохранять свою власть

        В) их было очень мало, поэтому он не видел в них угрозу

8. Чему учил апостол Павел?

        А) « Почитайте императора, как отца своего»

        Б) « Нет власти не от бога, противящийся власти противится Божию установлению»

        В) « Свергайте императора, ибо он – зло!»

9. В каком году Константин издал указ, разрешавший христианам открыто молиться?

        А) в 313 г.

        Б)  в 315 г.

        В) в 320 г.

10. Папа – это….

        А) глава православной церкви

        Б) глава всех христиан

        В) епископ города Рима

11. По какой причине Константин перенёс столицу из Рима в другой город?

        А) он  хотел оставить о себе славу потомкам

        Б) ему не нравился этот город

        В)  он хотел сделать подарок жене

12. Какой город стал новой столицей Рима?

        А) Византий

        Б) Тарент

        В) Неаполь

13. В каком году была создана новая столица?

        А) в 320 г.

        Б) в 330 г.

        В) в 335 г.

14. Каким способом Константин украшал новую столицу?

        А) приглашал известных мастеров украшать город

        Б) покупал в других странах диковинки

        В) не стеснялся грабить другие города

15.  По какому признаку была выбрана новая столица?

        А) выгодное географическое положение

        Б) отсутствие врагов

        В) удалённость от границ

 Ответы:

1- Б,2 –А, 3 –Б, 4 –В, 5 –В, 6 –А, 7 –А, 8 –Б, 9 –А, 10 – В, 11 – Б, 12 – Б,  13-  Б, 14 – В,  15- А.

Каждому правильному ответу соответствует буква, после выписывания букв должно получиться слово « Константинополь»

№ вопроса

А

Б

В

1

Ц

Ь

Ж

2

Л

М

Д

3

А

О

И

4

Р

В

П

5

Е

Ю

О

6

Н

Л

Т

7

И

А

Ю

8

М

Т

К

9

Н

Ж

Г

10

Е

О

А

11

С

Т

Ж

12

Ч

С

Ш

13

В

Н

К

14

А

Н

О

15

К

Р

П

3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2)  План урока.

  1. Разделение империи на два государства.
  2. Готы идут на Италию.
  3. Гибель Стилихона.
  4. « Покорённый город, которому покорялась земля!»
  5. Падение Западной Римской империи.

4. Изучение нового материала.

                1) рассказ учителя:

- Как вы думаете, легко  ли управлять огромной империей?

- В разных провинциях свободные земледельцы, колоны и беглые рабы поднимали восстание. Варварские племена переправлялись через реки Рейн и Дунай и захватывали её области одна за другой.

- (сл. 3) В 395 году империя была разделена на Восточную Римскую и Западную Римскую империю.

                        Готы идут на Италию.

- (сл. 4)

(сл. 5)  Через несколько лет после разделения империи над Италией нависла грозная опасность. Мечтая завладеть сокровищами Рима, Аларих, вождь германского племени готов двинул свои войска на Рим. К ним стали присоединяться рабы и колоны, показывали готам тайники, где римляне прятали хлеб и оружие.

(сл. 6)  В предгорье Альп путь готам преградило римское войско. Командовал имперскими войсками блестящий военачальник Стилихон, германец из племени вандалов. Он разгромил готов, лишь только конницу смог увести с поля боя Аларих.

(сл. 7) В ту пору императором на Западе был трусливый и завистливый Гонорий. В дни нашествия готов он отсиживался в городе Равенна, окружённым мощными стенами и болотами.

( сл. 8)  Гибель Стилихона. Прочитайте п. на стр. 277 – 278 от ответьте на вопрос: « Как погиб Стилихон?»

В одержанной над готами победе никаких заслуг  Гонорий не имел. Однако именно он праздновал триумф, как если бы был великим полководцем. По улицам Рима за колесницей императора шли солдаты, везли военную добычу и статую Алариха, закованную в цепи. Рим шумно праздновал победу, все будто забыли, что лишь одна Италия подвластна императору. По улицам Рима за колесницей императора шли солдаты, везли  добычу и статую Алариха, закованную в цепи. Жителей города Гонорий развлекал травлей зверей и конскими бегами. Гладиаторских боёв не устраивали, так как христиане запретили эти развлечение.

Между тем Аларих собрал войско сильнее прежнего и снова двинулся на Рим. Он был готов на мир. Но требовал за это огромный выкуп. Стилихон лучше других понимал, как мало сил для отражения врагов. Он убедил Гонория, что надо выиграть время и собрать требуемую сумму среди богачей. Приближенные императора неохотно расставались со своим золотом. Когда же опасность миновала, они настроили императора против его полководца. Клеветали, что будто Стилихон замыслил захват верховной власти, сговорился с Аларихом: ведь они оба германцы! Гонорий поверил лжи и повелел казнить Стилихона. Тщетно он искал убежища в церкви. Его схватили, объявили врагом отечества и обезглавили. И сразу же началось избиение соратников Стилихона: германцев, состоящих на римской военной службе, их жен и детей. Возмущенные дикой и бессмысленной расправой, тридцать тысяч легионеров – варваров перебежало к готам, требуя вести их на Рим.

                                Разорение Рима

(сл. 9) После гибели Стилихона достойных противников Аларих не имел. Он решился на осаду Рима. Бездарный и никчемный Гонорий вновь покинул Рим, бросив его жителей на произвол судьбы.

(сл. 10) Готы окружили город, завладели его гаванью в устье Тибра, куда доставлялся хлеб. Голод и страшные болезни терзали осажденных. Серену, вдову Стилихона обвинили в том, что она будто бы призвала Алариха, чтобы отомстить за гибель мужа. Серену обрекли на смерть. Однако Рим не смогли спасти ни казнь женщины, ни жертвы древним божествам. ( дополнительный материал)

Августовской ночью 410 года рабы открыли готам ворота Рима. «Вечный город», который некогда не решился штурмовать Ганнибал, был взят. (сл. 11) Три дня готы грабили Рим. Были опустошены императорские дворцы и дома богачей, разбиты статуи, сожжены бесценные книги, множество народа убито или захвачено в плен.

(сл. 12 - 13) После разграбления Рима готы с огромной добычей двинулись на юг. По дороге Аларих внезапно умер. Сохранилась легенда о его невиданных похоронах: готы заставили пленников отвести русло одной из рек, на дне ее похоронили Алариха с несметными богатствами. Затем возвратили воды реки в русло, а пленников убили, чтобы никто не знал, где похоронен вождь готов.

                                 ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

(сл. 14) Рим  уже не смог противостоять варварам. В середине 5- го века он был захвачен вновь. на этот раз вандалами, которые подвергли город страшному опустошению

Вожди варваров управляли теперь не только западными провинциями, но и Италией.    (сл. 15) В 476 году один из германских военачальников лишил власти последнего римского императора. Звали его, как и основателя города, Ромулом.

(сл. 16) В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула Августа отречься от престола.

 - Знаки императорского достоинства – пурпурный плащ и диадему германцы отослали в Константинополь. Западная Римская империя перестала существовать.

 

(сл. 17) В период варварских завоеваний античная культура Эллады и Рима клонилась к упадку. Наступала новая историческая эпоха, которая получила название Средние века.

5. Подведение итога урока.

               (сл. 18)      Вопросы на стр. 281

6. Домашнее задание.

(сл. 19) Параграф 44 – 60, подготовиться к зачёту по теме: « Древний Рим»

Серена (лат. Serena), ум. 408 — племянница римского императора Феодосия. Серена была дочерью Гонория, рано умершего брата императора, и Феодосий взял на воспитание её и её сестру Ферманцию (Терманцию). В 383 (по другим данным, в 387) году Серена вышла замуж за Стилихона, военачальника Феодосия, носившего титул дукса.

После кончины Феодосия Стилихон и Серена приобрели практически неограниченное влияние при дворе малолетнего императора Гонория. У Стилихона и Серены было трое детей: Мария (ум. ок. 407), Ферманция (ум. 415) и Евхерий (389—408). В 398 году Мария была выдана замуж за Гонория, но Серена (об этом сообщают историки Филосторгий и Зосима) устроила так, что супружеских отношений между Гонорием и Марией фактически не было, так как считала свою дочь слишком юной. После смерти Марии Серена женила Гонория на Ферманции.

Серена покровительствовала поэту Клавдиану и помогла ему жениться на богатой наследнице; Серена упоминается во многих поэмах Клавдиана, ей специально посвящена «Похвала Серене» (Laus Serenae) и несколько эпиграмм. По свидетельству Клавдиана, Серена активно участвовала в политической деятельности мужа.

Серена была ревностной христианкой: особенно большой резонанс среди современников вызвало её участие в разорении храма Реи в Риме; когда она сняла ожерелье со статуи богини, пожилая весталка прокляла Серену и её потомство. Серена также помогла святой Мелании Младшей и её супругу продать своё имущество (чему пытались помешать их родственники) и покинуть Рим.

После падения Стилихона, и казни его и Евхерия Серена также была казнена (задушена) по повелению римского сената и юной Галлы Плацидии: её подозревали в том, что она собиралась отдать Рим варварам. Есть предположение, что подозрение в измене и казнь Серены могли быть связаны и с её участием в судьбе Мелании: именно те земли, которые Мелания продала, были вскоре заняты войском Алариха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»

Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами"

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами" для 5 класса.На уроке использовались инструменты формирующего оценивая....

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами"

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами" для 5 класса.На уроке использовались инструменты формирующего оценивая....

Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька»)

Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька») к учебнику Коровиной В.Я....

5 класс: Взятие Рима варварами.

Взятие Рима варварами.Образовательная цель: Причины ослабления Римской империиПредполагаемые результаты:  Личностные результаты   личностное отношение к императорам древнего Рима. ...