Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами"
методическая разработка по истории (5 класс)

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами" для 5 класса.

На уроке использовались инструменты формирующего оценивая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:    Взятие Рима варварами                                                                                                 ИДМ 5                                                                                          

Образовательная цель: Причины ослабления Римской империи

Предполагаемые результаты:   Личностные результаты –  личностное отношение к императорам древнего Рима. Видение их поступков в спасении Рима. Регулятивные : планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, Познавательные: работать с учебной  информацией (анализировать текстовую информацию, обобщать факты,формулировать и обосновывать выводы ); знакомство детей с инструментами формирующего оценивания, причинно- следственные связи.

Коммуникативные результаты: учитывать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Предметные результаты: способствовать овладению новых инструментов формирующего оценивания (звездный пересказ, карты понятий, ассоциации, пересказ в одном предложении)

    Оборудование урока: раздаточный материал   Тип урока: объединенный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 деятельность учащихся

примечание

I.Мотивация.

 Насколько было правдиво пророчество Ромула? проблема

 «Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию». Пророчество Ромула

II.Актуализация опорных знаний

Итак, ребята уже несколько уроков мы изучаем Рим. Посмотрев на карту, скажите, какие изменения произошли? Что означает понятие империя, какие страны были завоеваны Римом?

В создании империи важную роль сыграли многие императоры, все они хотели видеть сильную, могущественную империю. Но был император, который повел себя абсолютно по-другому, назовите кто он?

Какие действия и поступки он совершал?

Не благодарность Нерона

Слабые дети, дети с ОВЗ

Оценочный лист:

1.правильный ответ 5б оценка «5»

2.ответ с ошибками 1-2-4б оценка «4»

3.ответ с 3 ошибками 3б, оценка «3»

взаимооценивание- 1 и 2 группы друг друга

                                   4 и 5 группа

                                   3группу коллеги

                                   6 группу все группы

из маленького города Рим выросла могущественная империя

Нерон, чем же он отличался? (работа с картой понятий)  1 группа

Ассоциация к термину «Нерон» 2 группа

Определите причинно-следственные связи его действий и поступков (карта причин и следствий) 3 группа

Работа с текстом документ стр. 266 (звездный пересказ) 4группа

Работа с текстом 5 группа (пересказ в одном предложении)

карта понятий (соответствие терминов с их объяснением) 6 группа

инструменты в приложении

III.Изучение нового материала


IV.Рефлексия-

V. Работа по инструментам ( закрепить)

Итак, вследствии такого необычного правления, что могло произойти с мощной Римской империей?

Всех врагов римляне называли варварами, как вы думаете почему? Объяснение пророчества Ромула?

Изучение нового материала на следующем уроке

Проверка инструментов формирующего оценивания

Самооценка работы в группе

она станет слабой и уязвимой для врагов. Следовательно, сформулируйте тему урока и определите цели урока.

дети называют

Критерии

                          Уровни и показатели достижений

Вклад в работу группы

                  4

             3

                 2

                 1

1.Я последовательно и активно вношу свой вклад в групповое обсуждение

1.Я участвую в групповых обсуждениях

1.Иногда я  вношу свой вклад в работу группы

1. Я предпочитаю не участвовать

2. Я принимаю и выполняю все порученные мне задачи

2. Я выполняю свои задачи

2. Я выполняю свои задачи, если мне помогают

2. Я не выполняю свои задачи

3. Я помогаю группе в постановке целей

3. Я участвую в постановке задач

3. Изредка я участвую в постановке задач

3. Я не помогаю в постановке задач

4. Я помогаю группе в достижении общих целей

4. Я помогаю группе в достижении целей

4. Мне трудно удерживать цели

4. Я не поддерживаю общие цели

Взаимодействие с группой

1. Я предлагаю к обсуждению множество идей и делюсь необходимой информацией

1. Я делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают

1.Я не делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают

1. Я не люблю делиться своими идеями

2.Я побуждаю других делиться своими идеями

2. Я позволяю всем делиться своими идеями

2. Я позволяю большинству делиться своими идеями

2. Я не участвую в групповых обсуждениях

3.Я слушаю других и высказываюсь

3.Я могу слушать других

3.Иногда я слушаю других людей

3.Мне интереснее говорить, а не слушать других людей

4.Я всегда внимательно отношусь к чувствам и мыслям других людей

4.Я внимателен к чувствам и мыслям других людей

4.Иногдв я принимаю во внимание чувства и мысли других людей

4.Когда я работаю, я не обращаю внимание на чувства и мысли других людей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирующее оценивание. Технология «Карты понятий » Учитель истории Акташская СОШ им.Ст.Мохова Республика Алтай Каятова Т.М.

Слайд 2

Карты понятий– это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Слайд 3

Карта понятий представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области. Карта состоит из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), они связаны линиями, фиксирующими соотношение этих понятий в направлении от общего к частному .

Слайд 4

Зачем нужны «Карты понятий» Составление карт понятий может проходить в форме: индивидуальной, в парах, в группах по 3-4 человека. При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета. Это упражнение даёт ученикам полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями.

Слайд 5

Заполнение карт Выборочное заполнение карты понятий Педагог делает карту и убирает часть понятий из рамок 30-40%. Извлечённые из карты понятия помещаются в пронумерованный список, приложенный к карте, для того, чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки. Оценивать выполнение этого задания можно по % правильных ответов. Карта для выборочных понятий Учитель готовит список из 10-20 понятий и просит учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области

Слайд 6

Буква А стоит ………….в алфавите . Букв, которые обозначают гласные звуки, десять: среди них буква……………….. Её мы видим, пишем,………………. В русском языке 6 гласных звуков, один из которых звук …………………………... Гласный звук (а) образует слог… Некоторые имена, фамилии отчества, названия городов, рек пишутся с заглавной буквы А, например: Антонова Анна Андреевна, Астрахань, Артём, Амур…………………………………………. Каждая буква имеет своё название – это буква …... Буква а бывает ударной и ……… Мягкая гласная я обозначает в словах: яма, семья, рояль два звука, один из которых звук …………… Сочетания ча-ща пишутся с буквой а; например: дача, чаща,……………… А

Слайд 7

Критерии оценивания 1. Если установлены корректные взаимосвязи между двумя соседними понятиями (Одна взаимосвязь - 1балл) 2. За каждый правильно установленный иерархический уровень(5 баллов) 3. Указаны конкретные примеры (Один пример -1 балл) 4 . За каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк ) (10 баллов)

Слайд 8

«Карта понятий»

Слайд 9

Ценность приема «карта понятий» Особая ценность приема заключается в том, что ученика вынуждают думать, анализировать, систематизировать, так как составление карты понятий невозможно, если школьник просто выучил материал, он должен его понимать. Прием позволяет учителю развернуть образовательный процесс таким образом, что становится понятной степень усвоения знаний по определенной теме не только учителю, но и ученику, что особенно важно в связи с переходом школы на новые образовательные стандарты



Предварительный просмотр:

Ассоциация к термину



Предварительный просмотр:

Буквенное письмо

Ученый, проводящий в научных целях раскопки

В переводе с древнегреческого означает «книги»

Власть демоса, порядок управления государством, где верховная власть принадлежит народу

В переводе с латинского «общественное дело», форма правления, где верховная власть принадлежит лицам, избранным на определенный срок.

Крупнейшая мировая религия

 В переводе с древнегреческого «единовластие», форма правления, где во главе  государства стоит один человек.



Предварительный просмотр:

                Звездный пересказ

    1

 слово

  для

         названия

5 слов для вывода                                                                 2 слова о том,

что ты чувствовал

    4 слова о                                       3 слова про

   проблеме                                 обстоятельства



Предварительный просмотр:

«Нерон и Сенека»

Знаменитый ученый Сенека сочувствовал рабам. Он утверждал, что «в душе раба залоджены те же начала гордости, чести, мужества, великодушия, которые дарованы и остальным человеческим существам». Сенека учил, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях. Некогда Сенека был воспитателем юного Нерона, но, почувствовав вкус неограниченной власти над людьми, Нерон перестал считаться со своим учителем. Нерон обвинил Сенеку в заговоре против себя и приказал ученому покончить собой. Сенека спокойно попрощался с близкими и друзьями. «Кто не знает кровожадности Нерона, - воскликнул он,- после стойких убийств ему только и остается умертвить воспитателя и наставника!»

Сенека выпонил приказ Нерона.

«Нерон и Сенека»

Знаменитый ученый Сенека сочувствовал рабам. Он утверждал, что «в душе раба залоджены те же начала гордости, чести, мужества, великодушия, которые дарованы и остальным человеческим существам». Сенека учил, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях. Некогда Сенека был воспитателем юного Нерона, но, почувствовав вкус неограниченной власти над людьми, Нерон перестал считаться со своим учителем. Нерон обвинил Сенеку в заговоре против себя и приказал ученому покончить собой. Сенека спокойно попрощался с близкими и друзьями. «Кто не знает кровожадности Нерона, - воскликнул он,- после стойких убийств ему только и остается умертвить воспитателя и наставника!»

Сенека выпонил приказ Нерона.

«Нерон и Сенека»

Знаменитый ученый Сенека сочувствовал рабам. Он утверждал, что «в душе раба залоджены те же начала гордости, чести, мужества, великодушия, которые дарованы и остальным человеческим существам». Сенека учил, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях. Некогда Сенека был воспитателем юного Нерона, но, почувствовав вкус неограниченной власти над людьми, Нерон перестал считаться со своим учителем. Нерон обвинил Сенеку в заговоре против себя и приказал ученому покончить собой. Сенека спокойно попрощался с близкими и друзьями. «Кто не знает кровожадности Нерона, - воскликнул он,- после стойких убийств ему только и остается умертвить воспитателя и наставника!»

Сенека выпонил приказ Нерона.



Предварительный просмотр:

Короткий рассказ

В 2-3 предложениях опиши, сформулируй, что ты сегодня узнал/ понял так, чтобы рассказать об этом другу.

Короткий рассказ

В 2-3 предложениях опиши, сформулируй, что ты сегодня узнал/ понял так, чтобы рассказать об этом другу.



Предварительный просмотр:

        НЕРОН        

Определите действия императора Нерона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Содержание данной разработки включает в себя различные современные образовательные технологии....

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Методическая разработка урока истории для 5 класса...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами"

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами" для 5 класса.На уроке использовались инструменты формирующего оценивая....