Конспект урока История Отечества 9 класс "Взятие Берлина"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Ахмадеева Марина Петровна

Конспект урока по  Истории Отечества для учащихся 9 класса на тему  "Взятие Берлина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzyatie_berlina_konspekt_uroka.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Агрызская школа-интернат для детей

 с ограниченными возможностями здоровья»

Открытый урок по Истории Отечества

«Взятие Берлина»

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Ахмадеева М. П.

В рамках педагогической аттестации

28. 02. 2023 г.

Агрыз 2023 г.

Тема урока: Взятие Берлина

Класс: 9 б

Дата: 28.02.2023 год

Цель: Дать учащимся общее представление о завершительном сражении Красной Армии в Европе: Берлинской операции.

Задачи

Образовательные: дать сведения, что весной 1945 года продолжилась освободительная миссия Красной Армии в Европе; показать особенности и значение Берлинской операции; раскрыть историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие: развивать умения выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к своему героическому народу и Отечеству.

Основные знания: 9 мая 1945 года — подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии;

Исторические понятия, словарь: капитуляция, День Победы, «Бессмертный полк».

Ожидаемые результаты:

  • Знать и называть имена, фамилии руководителей Англии, США, СССР, Германии в период 1941-1945 гг., узнавать их на снимках.
  • Знать карту движения советских войск  при освобождении Европы от немецких оккупантов.
  • Знать дату взятия Берлина, имена и фамилии советских бойцов, водрузивших флаг Победы над Рейхстагом.
  • Знать 3 выдающихся имени советских полководцев (Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С.).
  • Знать дату празднования Дня Победы в России, объяснять значение движения «Бессмертный полк».

Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска карты «Великая Отечественная война 1944–1945 гг.», «Штурм Берлина», фотопортреты руководителей Германии, США, Великобритании, СССР, выдающихся советских полководцев (Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С.), презентация  с материалами и  заданиями.

 

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

 - Какую тему вы изучали на прошлом уроке?  (Открытие второго фронта в Европе. Ялтинская конференция).

 - О чем шла речь?

 - Покажите на карте страны Европы, которые были освобождены советскими войсками и войсками союзников? ( Литва, Польша, Молдавия, Румыния) Работа с картой на экране.

 - Встреча руководителей каких стран состоялась в феврале 1945 года? ( Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль, Иосиф Сталин)

Работа с фотографиями руководителей Германии, США, Великобритании, СССР.

 - Кто изображен на этих фотографиях?

  1. Актуализация знаний, объявление новой темы.

 - К началу апреля 1945 года Красной Армией были заняты территории Венгрии, Польши, Чехословакии, Восточной Пруссии. Показ на карте.

Германия, вынужденная вести войну на два фронта, быстро теряла свои силы, но продолжала сосредотачивать военные силы на советско-германском фронте. Советско-германский фронт для Гитлера оставался главным и важным.

Советские солдаты двигались все дальше на Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой и без помощи западных союзников.

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА». Запись на доске и в тетради.

  1. Работа по теме урока.
  1. Работа с картой на экране.

- Покажите на карте страны, которые были освобождены Красной Армией к апрелю 1945 года. Показывая, называйте их. (Финляндия, Норвегия, Польша, Румыния, Болгария, Австрия, Югославия, Чехословакия)

  1. Работа с текстом учебника, С. 200,  2 абзац. Комментированное чтение.

 - Какие войска Красной Армии двигались на столицу Германии?

 - Кто возглавлял 1-й Белорусский фронт? (Жуков Г.К.)

 - Кто возглавлял 2-й Белорусский фронт? (Рокоссовский К.К.)

 - Кто возглавлял 1-й Украинский фронт? (Конев И.С.)

 - Какова была численность Советской армии на этом направлении? (Более 2 млн человек)

  1. Работа с фотографией учебника С. 194.

 - Посмотрите фотографию военачальников ВОВ. Укажите на этой фотографии Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С. Проверка выполнения задания.

  1. Рассказ учителя о взятии Берлина. Показ по карте «Штурм Берлина».

 - Гитлеровцы предприняли значительные усилия для обороны столицы: были построены укрепления на подступах к Берлину; на защиту города были брошены 200 батальонов, в которых воевали подростки 15-17 лет.

Но советские войска 21 апреля подошли к южным подступам Берлина, а 24 апреля окружили город. Попытки спасти столицу Гитлеру не удалось, даже перебросив дополнительные войска с Западного фронта. Завязались ожесточенные уличные бои уже в самом Берлине.

  1. Работа с картой на экране.

 - Покажите город Берлин?

 - Расположения 1-й Белорусского фронта, 2-й Белорусского фронта, 1-й Украинского фронта?

 - Укрепления немцев на подступах к Берлину?

 - Покажите направления Советской армии, немецких войск, действия союзных войск?

  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение работы с текстом учебника, С. 202. Комментированное чтение.

25 апреля 1945 года произошла встреча советской и американской армий на реке Ельбе, в Германии. Американцы и другие союзники так и не взяли штурмом Берлин.

Беседа по прочитанному:

 - Как звали бойцов 150-й стрелковой дивизии, водрузивших Знамя Победы? (сержанты Михаил Егоров и Мелитон  Кантария)

 - Где и когда было водружено Знамя Победы? (30 апреля 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине )

Работа с фотографией на С. 203.

 - Посмотрите на фотографию на странице 203? Что вы видите?

30 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА – ВОДРУЖЕНИЕ ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ НАД ПАРЛАМЕНТОМ ГЕРМАНИИ. Запись в тетради и на доске.

  1. Рассказ учителя.

8 мая 1945 года представители СССР,США, Великобритании и гитлеровского военного руководства подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. От СССР подпись под актом поставил маршал Жуков Г.К.

8 МАЯ 1945 ГОДА  - АКТ О БЕЗОГОВОРОЧНОЙ КАПИТУЛЯЦИИ ГЕРМАНИИ. Запись на доске и в тетради.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : КАПИТУЛЯЦИЯ – ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ И СДАЧА ПОБЕДИТЕЛЮ НА УСЛОВИЯХ, ИМ ПРОДИКТОВАННЫХ. Запись на доске и в тетради.

Работа с фотографией на С. 202.

 - Посмотрите на фото на С. 202, как она называется?

 - Когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии?

 С 17 июля по 2 августа 1095 года в Потсдаме (пригороде Берлина) состоялась третья конференция глав государств-победителей. Советскую делегацию представлял И. В. Сталин.  Главным вопросом конференции являлся вопрос о будущем Германии. Было решено разоружить ее и полностью уничтожить остатки фашистской власти. На территорию Германии должны были вступить войска стран-победительниц. Германию обязали возместить ущерб СССР как стране, наиболее пострадавшей от войны. Участники конференции согласились с тем, что необходимо передать военных преступников трибуналу.  

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : ТРИБУНАЛ - СУД НАД ВОЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ.

Работа с иллюстрацией П. А. Кривоногова «Победа»

  1. Продолжение работы с текстом учебника, С. 202. Комментированное чтение.

 - Когда закончилась война для нашей страны? ( 9 мая 1845 года)

 - Какой праздник мы отмечаем в этот день? (День Победы)

 - Расскажите о движении «Бессмертный полк»? кто принимает в нем участие? ( ветераны войны, их дети внуки, правнуки).

  1. Первичное закрепление. 

 - Войска каких фронтов участвовали во взятии Берлина?

 - Кто это? Работа с фотографиями советских полководцев Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С.

 - Кто и когда водрузил Знамя Победы на здание Парламента Германии?

Тестовые задания на экране:

1.) Какого числа советские войска водрузили Знамя Победы над Рейхстагом?

а) 30 марта;

б) 30 июня;

в) 30 апреля.

  2.) Капитуляция Германии была подписана:

а) 30 марта 1945г.;

б) 8 мая 1945 г;

в) 1 сентября 1945 г.

  3.) Советский военачальник, подписавший акт о капитуляции Германии от имени СССР:

а) Г. К. Жуков;

б) К. К. Рокоссовский;

в) И. С. Конев.

  4.) Предварительный Акт о капитуляции Германии был подписан:

а) в Потсдаме;

б) в Брюсселе;

в) в Париже.

  5.) Предварительный Акт о капитуляции Германии был подписан:

а) в Потсдаме;

б) в Брюсселе;

в) в Париже.

  1. Рефлексия

 - Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал …»

 - Продолжите мою фразу: « Мне сегодня понравилось больше всего…»

 - Продолжите фразу: «Мне сегодня было трудно …»

 - За работу на уроке я бы поставил себе …

  1. Подведения итогов. Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории Отечества в 6 классе

Разработка урока по истории Отечества в 6 классеТема:"Сотрясатель вселенной" Чингисхан и его империя....

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР

Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...

Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".

Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....

Конспект урока истории Отечества "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"

Конспект урока истории Отечества в 8 классе, предназначен для педагогов коррекционной школы...

Конспект урока истории Отечества в 7 классе по теме: "Монголо-татары"

Данный конспект урока истории Отечества предназначен для педагогов коррекционной школы....