Дискуссия как форма проведения урока истории.
статья по истории на тему
Дискуссия как форма проведения урока истории.
Одной из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами, может выступать дискуссия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lashkina_o.v.diskussiya_kak_forma_provedeniya_uroka_istorii.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Лашкина О.В.
Дискуссия как форма проведения урока истории.
Одной из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами, может выступать дискуссия.
Дискуссия используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся.
В практике работы возможно использование различных видов дискуссии.
Регламентированная дискуссия – дискуссия, имеющая четкий план, структуру, регламент обсуждения, где “малые” группы изучают какую-либо “частную” проблему (вопрос) как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу. (Например, что произошло на Сенатской площади 14 декабря 1825 года: акт гражданского неповиновения, попытка государственного переворота, восстание, революция?)
Дискуссия с элементами игрового моделирования – дискуссия, где проблема ставится и разрешается не просто с позиции современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря. (Созыв Учредительного собрания)
Проектная дискуссия – дискуссия, основанная на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме в результате исследования вопроса (темы) и выявления трудностей в его решении, учащийся в ходе спора намечает возможные попытки выхода, обобщая его в проектах. (Не использовала)
“Дебаты” - формализированная дискуссия на заданную тему. Как правило, урок проходит на основе соперничающих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая. (Кто был прав в гражданской войне: красные или белые?)
К дискуссии надо хорошо подготовиться:
- четко уяснить тему обсуждения;
- продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметить план выступления;
- сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;
- проверить правильность логической аргументации;
- отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации.
Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно:
- говорить убедительно, не давать перебивать репликами выступление, не горячиться;
- анализировать объективно замечания противников: или приводить новые аргументы, или признать правоту аргументов оппонента, или предложить считать этот вопрос спорным, подлежащим дополнительному изучению.
В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца, выслушивать мнение оппонента, понять и проанализировать позицию другого: задавать вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (Правильно поставленный оппоненту вопрос может быть аргументом в пользу другой стороны.
При выступлении с критикой позиции оппонентов избегать оценок их личных качеств, обязательно указать те же идеи противника, которые кажутся верными, отметить те доказательства, которые звучали убедительно, затем мягко и корректно изложить замечания и контраргументы. Избегать категоричности, как в суждениях, так и в оценках оппонентов. (Приложение 2)
Завершается дискуссия подведением итогов. Нужно отметить, изменились ли первоначальные взгляды на проблему, почему, в каких вопросах позиция осталась неизменной. Если дискуссия неудачна, надо разобраться, почему это произошло: виной тому слабость доводов или неумение вести полемику с оппонентами.
Целенаправленное вводить в обучение элементы дискуссию я начинаю с 8-го класса (проводились дискуссии по темам: “Восстание декабристов. В 9-м классе были проведены дискуссии по темам “Кто виноват в развязывании холодной войны?” Почему НЭП оказался не всерьез и не надолго? «Альтернативы развития России в 1917 году». Альтернативы развития страны в послевоенные годы А в 10–11 классе данное умение продолжает отрабатываться, совершенствоваться
Предлагаю модель урока-дискуссии по теме Советская пропаганда обвиняла виновниками «холодной войны» «империалистов США и их союзников». Как еще можно было взглянуть на эту проблему? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.
Дидактическая цель урока:
Создание условий для закрепления и применения знаний по теме “Внешняя политика СССР 1945-1953гг.” и умения вести дискуссию.
Тип урока по дидактической цели – урок-практикум.
Цели по содержанию:
Образовательные:
- закрепление и применение эмпирических знаний (1.Истоки холодной войны.2.Отношение СССР со странами социалистического лагеря.3.Апогей холодной войны. )
- закрепление и применение умения решать учебную задачу;
- закрепление и применение умения вести учебную дискуссию;
- продолжить формирование понятия о многогранности исторического процесса.
Развивающие:
- развивать умение доказывать;
- развивать умение делать выводы на основе анализа исторических фактов.
Воспитательные:
- побуждать к самостоятельному поиску путей выхода из сложных ситуаций;
- продолжить работу по воспитанию культуры общения.
Формы и методы:
Метод – частично-поисковый (проблему ставят ученики под руководством учителя, решают ее совместно).
Формы реализации метода: самостоятельная работа (по тексту исторических источников), дискуссия.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная (работа на контрольном листе, учащиеся имели возможность высказать собственную точку зрения, доказать ее), в группе (определение аргументов в защиту своей позиции).
Контроль: текущий по ходу урока, контроль со стороны группы экспертов, самоконтроль.
Модель урока.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. | Организационный момент (1 мин.) | Проверка готовности к уроку | Проверка своего рабочего места |
2. | Мотивация и целеполагание (5) | Определить цели урока Советская пропаганда обвиняла виновниками «холодной войны» «империалистов США и их союзников». Как еще можно было взглянуть на эту проблему? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. | Приводят примеры оценок, записывают в тетради, озвучивают эти цели, цели принимаются учащимися |
3. | Актуализация знаний и умений (5) | Предлагает ответить на вопрос “Почему важно обсуждение данной темы для каждого лично”, подобрать аргументы для подтверждения совей позиции, совместно вспоминают правила ведения дискуссии | В тетради отвечают на поставленные вопросы и озвучивают ответы на вопросы |
4. | Применение знаний и умений, организация дискуссии (30) | Предлагает группам обсудить предложенные аргументы, выбрать три наиболее значимых, решить, кто будет выступать с этими аргументами, какие возможные вопросы будут задавать другой группе. Предлагает начать дискуссию, следить за ходом дискуссии, координирует и контролирует деятельность учащихся. Подведение итогов дискуссии | Идет обсуждение аргументов, выработка позиции группы. Члены групп высказывают свои аргументы, задают вопросы другой группе. Слово экспертам – анализируют деятельность групп |
5. | Рефлексия (2) | Предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке | Записывают мнение на листе контроля и высказывают свои мнения. |
6. | Домашнее задание (2) | Предлагает ответить на вопрос | Знакомятся с вопросом на листе контроля |
Уроки-дискуссии очень нравятся учащимся. что во время дискуссии есть возможность высказать свое мнение, убедить в нем своих оппонентов. При подготовке к дискуссии приходится искать дополнительный материал, а, следовательно, расширять свои знания. На уроке-дискуссии материал запоминается легче и на более продолжительное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии"
"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии" Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является...
Различные формы проведения урока – один из путей повышения познавательной активности школьников.
В статье отражены положительные стороны использования нетрадиционных форм проведения уроков. Приведены краткие описания некоторых нетрадиционных форм уроков....
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....
Педагогический совет "Нетрадиционная форма проведения уроков как одна из основных форм инновационных технологий в обучении русскому языку"
Сценарий на педагогический совет...
Технологическая карта урока по развитию речи. Форма проведения- урок- мастерская " За что спасибо?"
Данный урок русского языка разработан с использованием технологии педагогической мастерской письма для проведения в 9 классе. На уроке предполагается работа с текстом рассказа Бориса Екимова, ко...