Методические материалы для семинарских занятий по истории Казахстана для колледжей и старших классов
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ахмедова Нурия Сагитовна
преподаватель Екибастузского политехнического колледжа
Республика Казахстан Павлодарская область г.Екибастуз
Методические материалы для семинарских занятий по истории Казахстана для колледжей и старших классов
Задания для семинарского занятия № 1
Тема: Особенности эпохи раннего железа. Государство гуннов.
Уйсуни и канглы
Контрольные вопросы и задания:
- Эпоха раннего железа. Памятники эпохи ранних кочевников.
- Хозяйство саков. Ремесла и торговля.
- Общественный строй саков. Войны сакских племен.
- Культура саков.
- Великое переселение народов. Хунны и их завоевания.
- Хозяйство и быт хуннов, усуней, кангюй. Ремесла и торговля.
- Общественный строй хуннов, усуней, кангюй.
- Культура хуннов, усуней, кангюй.
Решение проблемных вопросов:
- Каковы, на ваш взгляд, причины появления «звериного стиля» у саков и его особенности?
- Составьте диаграмму Венна: «звериный стиль» саков и «полихромный стиль» хуннов.
- Работа с картой «Цветовая гамма»
Определенным цветом указать территорию расселения союзных племен в эпоху раннего железа
Литература:
- Г. Кан «История Казахстана» А. 2011
- «Очерк История Казахстана» А. 2009
- Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
- С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2010
- Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2010
Практическая часть:
Заполнение таблицы «Исторический калейдоскоп»
1 команда: Даты и события
530 г.до н.э. | |
«Золотой человек » найден в | |
III в.дон.э. | |
Великое переселение народов (гунны) | |
до IV вв.н.э- |
2 команда: Правители- Титулы
Модэ- правитель гуннов | |
Царица саков | |
Аттила | |
гуньмо | |
канглы |
3 команда Города-племена
Чирик-Рабат | |
кангюи | |
Александрия- Эсхата | |
саки | |
Чигучен |
4 команда Территория- Археологический памятник
Тасмолинские курганы | |
50 км. от г.Алматы | |
Каргалинская диадема | |
Жетысу | |
городища Кок-Мардан |
«Лови ошибку!»
Укажите замеченные вами ошибки или неточности в приведенных ниже фразах:
1 команда
1) Могущественное гуннское государство в 55 году было разделено на две части - южную и восточную. (южных и северных)
2). 1-й золотой человек, обнаружен в Иссык-кульском кургане в 1959 г.(Иссыкский в 1969)
3) Тасмолинские курганы находились вблизи г. Аксу в Павлодарской области.(Екибастуз)
2 команда
1) Антропологический тип саков – монголоидный ()
Европеоидный
2) Первым известным правитель уйсуней являлась Томирис. (Куньбек Елжау)
3) Столица уйсуней Отрар –Город Красной Долины, на южном берегу Иссык-Куля.( Чигучен)
3 команда
1) Ярким памятником культуры гуннов является Каргалинская диадема(уйсуней )
2) Основные сведения о гуннах представлены в источниках Запада (Китая)
3) У союзных племен была частная собственность на инвентарь и землю(скот и землю)
4 команда
1) Канглы начали Великое Переселение народов (II-V вв. н.э.). (Гунны)
2) Римская империя переживала кризис и не сдержала натиск канглов. (гуннов)
Задания для семинарского занятия № 2
Тема: Государства караханидов, найман и кереитов. Кипчаки.
Контрольные вопросы и задания:
- Великотюркский и Западно-тюркский каганаты. Политическая история.
- Тюргешский каганат. Кимакское государство. Политическая история.
- Карлуки. Государство Караханидов. Политическая история.
- Кыпчакское государство. Политическая история.
- Хозяйство средневековых государств.
- Культура.
- Определите причины ослабления средневековых государств на территории Казахстана.
II. Решение проблемных вопросов:
- Какой вклад в мировую культуру внесли тюрки?
- Какой вклад в мировую культуру внесли кипчаки?
III. Работа с таблицей «Туркский эль»
Таблица №1:Феодальные государства Казахстана в Х-XIII вв.
Государство | Годы | Территория | Столица | Основные исторические события | Титул главы государства | Хозяйство | Причины распада государства |
Государство Караханидов | |||||||
Государство найманов | |||||||
Государство кереитов | |||||||
Кипчакское Ханство |
Литература:
- Г. Кан «История Казахстана» А. 2002
- «Очерк История Казахстана» А. 2000
- Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
- С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2000
- Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2007
Практическая часть:
1 этап. «Знатоки тюркской эпохи»
Капитаны команд выбирают фишки и команды отвечают на вопросы по направлениям: города, культура, верования, должности
Города:
«Источник ископаемых для торговцев всего мира» (Испиджаб)
«Городкупцов»(ТАРАЗ)
В каком городе имелась иранская купеческая колония (Эквиус)
Колония хорезмийских купцов(Янгикент)
Муххамед Хорезмшах в 1210,1217-18гг. чеканил монеты в (Отраре)
Культура:
Из 12-эпосов - частей состоит книга ( «Коркыт Ата»)
Видный поэт эпохи Караханидов, автор книги «Дар истины» ( Ахмад Иугнеки)
Где на территории Казахстана были найдены Тюркские надписи (долине р.Талас)
«Дивани-Хикмет» написан (Ахмедом Яссави арабским алфавитом на Тюркскомязыке)
Архитектурное сооружение в виде юрты доисламского периода: (дын)
Верования:
Какая религия была занесена в Казахстан согдийцами (зороастризм)
Течение в исламе, проповедующее смирение и аскетизм (суфизм)
Распространитель суфизма (Ходжа Ахмет Яссави)
Кому поклонялись тюрки (Тенгри, свящ.животным (волку))
Покровительница очага и детей (Умай)
Титулы:
Сюбаши (предводитель войска у огузов)
Шад-тутук (Глава отдельных племён кимаков)
Гурхан (правитель каракитаев)
Иктадар ( сборщик налогов у Караханидов)
Куль-эркин (заместитель джабгу у огузов)
2этап. «Конкурс капитанов »
капитан
1.Столица Западной части Караханидского государства: Сыгнак (Самарканд)
2.Караханидский каган присвоил титул «главного визиря» Юсуфу Баласагуни за создание произведения «Кудатгу билик»
3.Изменения в развитие городской архитектуры в государстве Караханидов внесло распространение ислама
4.Дастан (поэма) «Дар истины Ахмеда Иугнеки,
поэта эпохи Караханидов, написан на тюркском языке
5.Завоевав в 766-775 гг. Кашгарию, отвели угрозу со стороны Китая и расширили свои восточные границы: карлуки
2 капитан
1.Словарем кыпчакского языка является «Кодекс куманикус»
2.В 1212 году пало государство каракитаев под ударами племен найманов
3.«Диуан-и-Хикмет» Ахмеда Йасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом
4.Письменность кереитов IX-XIII веках – древнетюркская
5.В XI веке Кереитское ханство делилось на 8 аймаков
3 капитан
1.В 30-х года XII века в сражении близ города Самарканд разгромили союзнические войска сельджуков и Караханидов – каракитаи
2.В первой половине XII в. Семиречье (Жетысу) завоевали племена каракитаев
3.Эпическо-этническая поэма о Кобланды-батыре рассказывала о борьбе кыпчаков против калмыков
4.Племена киданей во главе с Елуй Даши вторглись в пределы Жетысу в 1125 г.
5.Икта, издольщина, вакф, коммендация. В каком государстве были распространены эти формы землевладения? Караханиды
4 капитан
1.У какого народа правящий род носил наименование ель-борили: Кыпчаки
2.Какие тюркские племена в ХI в. стали исповедывать Христианство? Керейты (1007)
3.Впервые памятники древнетюркской письменности были открыты: 1721-22 гг
4.В каком веке сложилось Керейтское государство: Нач 10в
5.Где возникли ранние государства найманов и керейтов: На востоке
Юж. Азии.
Задания для семинарского занятия № 3
Тема: Казахстан в составе Золотой Орды. Ногайская Орда. Дешт-и- Кипчак.
Контрольные вопросы:
- Образование Монгольского государства. Вторжение монголов на территорию Казахстана.
- Расцвет и распад Золотой Орды. Общественное устройство.
- Последствия монгольского нашествия для Казахстана.
- Культура Казахстана в эпоху Золотой Орды.
- Ханство Абулхаира. Политическая история.
- Могулистан. Политическая история.
- Ногайская орда. Политическая история.
- Хозяйство позднесредневековых государств.
Задания:
- Определите территории улусов Джучи, Чагатая и Угэдэя.
- Объясните понятия и термины: улусная система, беклербек, чингизиды, мурза.
- Определите родоплеменной состав Ак Орды, Могулистана, Ногайской орды.
- Какая особенность государственного устройства ханства Абулхаира послужила одной из основных причин распада такого могущественного и огромного государства?
II. Решение проблемных вопросов:
- Как монгольское нашествие изменило ход исторического события?
- Составьте диаграмму Венна, сравнивая позднесредневековые государства в Казахстане, укажите особенности, определите общие черты в развитии этих государств.
Литература:
- Г. Кан «История Казахстана» А. 2011
- «Очерк История Казахстана» А. 2009
- Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
- С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2010
- Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2010
Задания для семинарского занятия № 4
Тема: Политическое положение Казахского ханства.
Контрольные вопросы и задания:
- Складывание казахского этноса. Этноним слова «казах».
- Политическая история Казахского ханства в XV-ХVII вв.
- Политико-правовое и общественное устройство Казахского ханства в XV-ХVII вв.
- Экономика. Культура. Религия.
- Чем можно мотивировать классовый характер свода законов, созданных казахскими ханами?
- Как вы считаете, какое влияние на политическое развитие общества оказывали органы родовой демократии?
- Какая особенность государственного устройства ханства Абулхаира послужила одной из основных причин распада такого могущественного и огромного государства?
II. Решение проблемной ситуации:
Что общего в хозяйственной жизни казахского ханства и современного Казахстана? Почему вы так считаете? Обоснуйте свою точку зрения.
Литература:
- Г. Кан «История Казахстана» А. 2002
- «Очерк История Казахстана» А. 2000
- Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
- С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2000
- Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2007
Задания для семинарского занятия № 5
Тема: Казахские ханы. Хронология
Контрольные вопросы и задания:
- Политическая история Казахского ханства в XV-ХVII вв.
- Политико-правовое и общественное устройство Казахского ханства в XV-ХVII вв.
- Чем можно мотивировать классовый характер свода законов, созданных казахскими ханами?
- Как вы считаете, какое влияние на политическое развитие общества оказывали органы родовой демократии?
5. С какими историческими событиями связаны эти имена:
Абулхаир - Касым -
Тауке - Тауекель -
Жанибек - Керей -
Таттикара - Есим -
Жангир - Хаккназар -
6. Заполните хронологическую таблицу:
«Казахское ханства в XV-ХVII вв»
Ханы | Период правления | Внутриполитическое развитие |
II. Решение проблемной ситуации:
Что общего в хозяйственной жизни казахского ханства и современного Казахстана? Почему Вы так считаете? Обоснуйте свою точку зрения.
Литература:
- Г. Кан «История Казахстана» А. 2011
- «Очерк История Казахстана» А. 2009
- Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
- С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2010
- Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2007
Задания к семинарскому занятию №6
Тема: Принятие казахами Младшего жуза подданство России. Политика хана Абулхаира.
Контрольные вопросы:
- Социально-экономическое устройство Казахского ханства в XVIII в.
- Политико-административное устройство Казахского ханства.
- Борьба казахского народа против джунгарского нашествия.
- Предпосылки и начало схождения казахских земель в состав Российской империи.
- Политическая и экономическая ситуация Казахстана во второй половине XVIII в.
- Ханство Абылая. Абылай - полководец, политический деятель.
- Политическая история Казахского ханства на рубеже XVIII-XIX вв.
- «Устав о сибирских киргизах».
- «Устав об оренбургских киргизах».
Задания:
- Дайте определение следующих понятий и терминов:
- Джунгары
- Актабан шубырынды
- Анракай
- Аманат
- Протекция
- Подданство
- Колонизация
- «Присоединение», «вхождение», «завоевание», «колонизация», «экспансия». Какие из этих определений раскрывают содержание казахско-русских отношений в 60-е годы ХIХ в.?
- Поэт-жырау, воспевший в своих стихах Абылай-хана.
- Какого казахского хана Левшин назвал «Ликургом орд казачьих»?
- Какое место казахи прозвали «калмак кырылган»?
6.Какое административное название было дано территории казахов Среднего жуза по реформе Сперанского 1822г.?
Назовите имя автора «Устава об оренбургских киргизах ».
Решение проблемного вопроса:
Выскажите свою точку зрения по вопросу принятия Казахстаном протектората России.
Литература:
Г. Кан «История Казахстана» А. 2011
«Очерк История Казахстана» А. 2009
Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2010
Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2010
Задания к семинарскому занятию №7
Тема: Административные и судебные реформы России, проводимые на территории Казахстана 60-90 гг. XIX в.
Развитие капиталистических отношений
Контрольные вопросы:
Завоевательные походы русских войск на юге Казахстана и Средней Азии.
Административные реформы 1867-1868 гг. в Казахстане.
Обострение аграрных отношений после реформы.
Экономика, культура Казахстана во второй половине XIX в.
Задания:
- С какими историческими событиями связаны эти имена:
Абулхаир - Касым
Тауке - Наурызбай
Богенбай - Кабанбай
Жанибек - Керей
Таттикара - Есим
Жангир - Хаккназар
- Охарактеризуйте завершающий этап присоединения Казахстана к России. Определите основные периоды этого процесса.
- Какие области были образованы в Казахстане согласно реформам 1867-1868 гг.?
- Какие новые города возникли на территории Казахстана в ходе проведения реформ 30-70 гг. XIX вв.?
- Какие изменения произошли в социальной структуре населения Казахстана в ходе проведения колониальных реформ 70-90-х гг. XIX в.?
- Определите причины, характер, ход и последствия переселенческой политики царизма в Казахстане.
- Как влияло развитие капиталистических отношений на хозяйство казахского аула?
- Какое обстоятельство вынудило уйгур и дунган переселиться в Семиречье?
- Охарактеризуйте промышленное развитие Казахстана во II половине XIX в.
- Составьте диаграмму Венна, сравнивая реформы царизма 1822-1824 гг. и реформы царизма 1867-1868 гг. Какие изменения были введены в области судопроизводства?
Литература:
- Г. Кан «История Казахстана» А. 2011
- «Очерк История Казахстана» А. 2009
- Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
- С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2010
- Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2010
Задания для семинарского занятия № 8
Тема: Казахстан в годы Первой мировой войны.
Контрольные вопросы:
Казахстан в начале XX в.
Казахстан в годы Первой мировой войны.
Национально-освободительная война 1916 г. в Казахстане.
Политические партии и течения Казахстана началаXX в.
Задания:
Подготовьте сообщение об одном из лидеров освободительной войны 1916 г.
Какие политические партии и течения возникли после Февральской революции?
Каков характер мусульманского движения на Востоке?
Чем объяснить непоследовательность, половинчатость политики Временного правительства?
Заполните таблицу: Национально-освободительная война 1916 г. в Казахстане
Причины | Движущие силы | Ход войны | Причины поражения | Значение | |
Семиреченский центр | |||||
Торгайский центр |
Литература:
Г. Кан «История Казахстана» А. 2002
«Очерк История Казахстана» А. 2000
Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2000
Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2007
Задания для семинарского занятия № 9
Тема: Казахстанские фронты гражданской войны.
Контрольные вопросы:
Октябрьский переворот 1917г. и Казахстан. Установление Советской власти в крае.
Иностранная военная интервенция и гражданская война в Казахстане.
Политика «военного коммунизма» в Казахстане.
Образование КАССР.
Задания:
Как называлась политика Советской власти, проводимая в годы гражданской войны?
Определите дату образования Киргизской (Казахской) АССР.
Определите годы гражданской войны.
Почему казахский народ поддержал Советскую власть?
В чем состоит утопичность идеи «бестоварного производства» при коммунизме?
Решение проблемного вопроса:
«Декларация прав народов России» провозгласила принципы самоопределения наций всех народов России. Как этот принцип осуществлялся в Казахстане? Обоснуйте свое мнение.
Литература:
Г. Кан «История Казахстана» А. 200
«Очерк История Казахстана» А. 2000
Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2000
Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2007
Задания для семинарского занятия № 10
Тема: Казахстан в период укрепления тоталитарной системы.
Контрольные вопросы:
Казахстан в период новой экономической политики.
Индустриализация к Казахстане: успехи, ошибки.
Насильственная коллективизация и ее последствия.
Культурное строительство в 20-30-е гг.
Массовые репрессии в 20-30-е гг.
Задания:
Назовите столицу Казахстана с 1925 г.
Как вы понимаете суть НЭПа?
Определите дату проведения индустриализации.
Назовите регионы, получившие наибольшее развитие в годы индустриализации.
Объясните понятия: урбанизация, валовая продукция, оргнабор.
Как вы понимаете суть индустриализации?
Дайте определение терминам: репрессии, АЛЖИР, ГУЛАГ, КАРЛАГ.
Решение проблемного вопроса:
Можно ли, на ваш взгляд, перенести опыт проведения индустриализации в наше время? Что именно?
Литература:
Г. Кан «История Казахстана» А. 2002
«Очерк История Казахстана» А. 2000
Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2000
Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2007
Задания для семинарского занятия № 11
Тема: Казахстан в годы Великой Отечественной войны
(1941-1945).
Контрольные вопросы:
Военные планы фашизма.
Участие казахстанцев в крупнейших сражениях Великой Отечественной войны.
Экономика Казахстана в годы войны.
Общественно-политическая жизнь республики в послевоенные годы.
Задания:
Какое место занимал Казахстан в планах германского фашизма?
Назовите имена героев-казахстанцев, отличившихся в битве за Москву.
С именем какого полководца из Казахстана связана героическая оборона Москвы?
Назовите событие, которое привело к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
Что такое «слаженная военная экономика Казахстана»?
Почему Ермухан Бекмаханов был обвинен в буржуазном национализме?
Решение проблемного вопроса:
На фоне материальных, моральных лишений народа, лагерной экономики как можно объяснить героизм народных масс на фронте и в тылу?
Литература:
Г. Кан «История Казахстана» А. 2002
«Очерк История Казахстана» А. 2000
Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2000
Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2007
Задания для семинарского занятия № 12
Тема: Казахстан в 50-х – первой половине 80-х гг.
Контрольные вопросы:
Освоение целинных и залежных земель в Казахстане.
Особенности развития промышленности.
Хозяйственная реформа середины 60-х гг.
Общественно-политическая ситуация в 50-60-е гг.
Особенности политической жизни в 70-е –80-е гг.
Развитие промышленности в 70-е – 80-е гг.
Противоречия в аграрном производстве в 70-е – 80-е гг.
Задания:
Определите основные направления внутренней политики СССР, проявившиеся после смерти Сталина.
Назовите причины отставания сельского хозяйства в 50-е годы в Казахстане.
В чем заключается половинчатость реформ Хрущева?
Какие изменения в социальной структуре населения Казахстана произошли в 50-60-е годы?
Определите основные направления во внутренней политике СССР в 70-80-е гг.
В чем проявилось игнорирование интересов казахского народа правительством СССР?
Почему 70-80-е гг. называют годами «застоя»?
Какие изменения в социальной структуре населения Казахстана произошли в 70-80-е гг.?
Почему 50-60-е гг. вошли в историю как годы «хрущевской оттепели»?
Какой основной лозунг существовал в 50-60-е гг.?
В 50-е гг. только в Казахстане было введено в строй почти 700 промышленных предприятий. И в то же время мы говорим об отставании промышленности. Почему?
Как характеризуется международное положение в 70-е гг. -состояние «эскалации» или «разрядки»?
В чем причины неудач реформы 1965 г.?
В чем проявились просчеты советского руководства в области международных отношений в 70-80-е гг.? Каковы их последствия?
Решение проблемного вопроса:
Сделайте выводы о последствиях ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне.
Литература:
- Г. Кан «История Казахстана» А. 2002
- «Очерк История Казахстана» А. 2000
- Абдокимов «История Казахстана» А. 2005
- С. Асфендияров «История Казахстана» А. 2000
- Ж. Артыкбаев, С. Раздыков «История Казахстана» А. 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению предметной недели истории в педагогическом колледже.
Наибольшую значимость в организации внеклассной работы по истории имеют предметные недели, которые позволяют организовывать и проводить внеклассные мероприятия не спонтанно, а с определённой направлен...
Картотека учебно-методических материалов для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе
В картотеке собраны и систематизированы учебно-методические материалы для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе (по публикациям в журнале "Литература в школе" и еженедельном прило...
Учебно-методические материалы по практическим занятиям дисциплины "Математика" для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
Учебно-методические материалы по практическим занятиям дисциплины "Математика" для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". Пособие для студенто...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Семинарские занятия по истории России
Темы для семинаров по истории России в 10 классе....
Вопросы к семинарскому занятию по истории "Либеральные реформы"
вопросы для учащихся 10 класса по истории к семинарскому занятию...
разработка «Комплект учебно-методических материалов для итогового занятия внеурочной деятельности по теме «Профессии» для обучающихся 1-4 классов»
Тема методической разработки - «Комплект учебно-методических материалов для итогового занятия внеурочной деятельности по теме «Профессии» для 1-4 классов».УМК разработан ...