Шмарненская пещера - православное наследие Староосколья
статья по истории по теме

Нестерова Надежда Николаевна

Исследовательская работа, посвященная пещерному комплексу в окресностях села Шмарное Старооскольского городского округа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmarnenskaya_peshchera.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

     Традиции создания пещерных храмов и монастырей уходят своими корнями в первые века христианства. На Руси пещерные монастыри возникали в каждом столетии на протяжении всего тысячелетия христианства с Х по XIX век. Они находились в Киевской, Волынской, Черниговской, Харьковской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Московской, Петербургской, Псковской губерниях России. Пещерные монастыри пользовались в народе особым уважением и любовью за строгость иноческой жизни, древность и святость места, и являлись объектом паломничества многих поколений русских людей. Факт периодичности возникновения таких монастырей и их широкое территориальное распространение свидетельствует об устойчивой духовной традиции русского монашества, история которого, в свою очередь, начинается с первого исторически известного русского монастыря - Киево-Печерского. Однако пещерные монастыри как явление русской духовной культуры никогда не были предметом специального исследования, в этом и состоит актуальность моей работы. Свое исследование я хочу посвятить меловым пещерам и храму, расположенному недалеко от с. Шмарное Старооскольского района.

Цель исследования: выявить специфику построений меловых культовых сооружений.

Задачи исследования:

- выявить этапы строительства Шмарненских пещер;

- определить типологическую принадлежность сооружений.

     Время появления этих пещер неизвестно. Пещера находится в горе, окружностью до 2 километров, покрытой лесами. По народным преданиям на горе был древний монастырь, основанный ещё до татарского нашествия и до сей поры сохраняющийся в памяти народа в форме названия местного урочища «Старый монастырь». В подземельях этого монастыря, под мощными меловыми слоями толщиной более десяти метров, скрывались русские люди при появлении здесь татар хана Батыя. Кто копал эти пещеры? Вряд ли московские монахи; те продвигались на север и в Заволжье. В курских и белгородских безлюдных лесостепях селились уходившие от татарского разбоя киевские иноки. "Печерские монастыри", вероятно, - не только дань христианской традиции, но и укрытие в период реальной опасности. Первые документальные сведения об основании и устройстве белгородских христианских обителей относятся ко второй половине XVI столетия - времени активного наделения южно-русских монастырей вотчинами и льготами. Однако, монастырские предания и местные летописи, отраженные в историографии прошлого века, хранят свидетельства первоначального пустынножительства более раннего периода: конца XIII-XV столетий.

     Документальных свидетельств о существовании в Шмарненской пещере монастыря нет, однако они пригодны для обитания. Время сооружений пещер тоже не известно. Последним их обитателем был крестьянин с. Долгая Поляна Владимир Васильевич Костелев, поселившийся там, приблизительно, в 1840-годах. Очевидно, что Костелев воспользовался готовыми пещерами, т.к. подобное сооружение создать ему одному, разумеется, было не под силу. У местных жителей ходит много преданий, предположительно именно там находился монастырь игумена Изосима и Савотея. Известно, что в 1850 г. крестьянин Владимир Васильевич Костелев украсил пещеру иконами и отправлял здесь службы.

     Скорее всего эти предания в несколько искаженном виде, скорее всего, имели в виду существовавший впервой четверти XVIII в. близ с. Коростово мужской монастырь Товолжанной Пустыни. По данным 1719 г. здесь находилась деревянная церковь во имя игумена Изосима и Савотея - Соловецких Чудотворцев. Жили там настоятель монастыря игумен Самвоний и было 4 монаха - Сергей и Макарей Денисовы (вероятно, близнецы, ибо им было по 25 лет) Феодосии и Адам Дроновы, да белый дьякон Григорий Михайлович Гребенкин с женой Прасковьей. За пустынью было записано 20 четвертей земли, да поступной в Коростове и Песках 140 четвертей. Выше села Коростово за ними числилась мельница с одним камнем и амбарами, построенная на уступленных им владениях старооскольца Петра Попова. Монахи держали скотину и разводили пчел. Работали на полях обители подданные черкасы (всего 10 дворов), они же управлялись на мельнице, следили за скотом и выполняли иную работу. Время основания монастыря также не выявлено. Самые ранние сведения известны за 1709 г., но можно предположить, что он основан не раньше 1701 -1702 гг. Первые подданые черкасы прибыли на земли обители в 1709 г. из Корочи, а затем из г. Печенежь, Харькова, Урыва, деревни Слоновый Мост (Новооскольский уезд) в период с 1711 по 1714 гг. По спискам 1723 г. в районе с. Коростово значится деревня Товолжанная, однако это последние данные о монастыре. Очевидно, что он был упразднен по императорскому Указу в 1721 - 1724 гг. В последующих переписях ни деревни, ни монастыря не упоминается. [1]

     Памятный календарь Курской губернии за 1888 год сообщает: «...в двух верстах от села Шмарного в Старооскольском уезде в 40 саженях от проселочной дороги в меловой горе пещера с очень неудачным входом. От него идет спуск до коридора, длиной 3 аршина, затем коридор делится на три прохода с арками, разделенными колоннами, и высеченными по бокам углублениями разной формы, в которых свободно может поместиться человек. Высечены по стенам кресты и углем написаны разные изречения. В восточной стороне (по проходу) нечто вроде церкви; потолок куполообразный, в центре как бы иконостас с царскими дверями, от которых уцелела правая колонна и нижняя часть левой. Все это высечено из мела. Длина переходов до 15 саженей».

     Пещеры были неоднократно обследованы, в том числе и членами краеведческого кружка, существовавшего при Пролетклубе в 1923 году.

В этот период пещера находилась в запустении. Описание пещер было составлено сотрудниками краеведческого музея в 1960 году, в это же время был составлен и план пещер.

План пещеры у с. Шмарное

    Участники той экспедиции описывают пещеры так: "Вход находится в псевдоворонке. Монастырь имеет три входа: два рядом, а третий на другой стороне бугра. Основной вход представляет наклонный в 1°-2° арочный ход, начинающийся из меловой трещины. Также основной вход имел дверь. Видны хорошо сохранившиеся следы ее крапления. На одном из входов найден, по нашим предположениям, ледник. В трёх метрах от входа температура воздуха 0°С. Температура в других мостах объекта +4°С. Ширина ходов 0,7-1 метр, высота 1,8-2,2 метра, общая протяжённость монастыря 94 метра. Монастырь, по сравнению с предыдущими (т.е. с Холковским и Валуйским скитом. - К.Б.), нехарактерен. Во-первых, он отличается густой сеткой ходов и небольшими размерами. Во-вторых, сечение ходов не арочное, а прямоугольное. И, в-третьих, нами обнаружено помещение, очень напоминающие по конфигурации печь. Потолок и стены возле него сильно закопчены. Вытяжка шла по ходу. На данный момент стены и потолок сильно повреждены рубящими предметами, исцарапаны надписями и сильно закопчены. В монастыре в данное время местными энтузиастами ведутся работы по расчистке".

     По мнению Н. Белых, открытие Шмарненской пещеры вносит существенную поправку в бытовавшее среди краеведов мнение, что будто бы в Поосколье не было поселений до конца XVI века и что колонизация края началась лишь после основания крепости Оскол в мае 1593 года. В действительности же, о чём свидетельствуют и остатки Шмарненского монастыря с пещерой и наименования урочищ, колонизация Поосколья и возникновение поселений здесь имели место за несколько веков до основания города Старого Оскола[2]. Имелись и такие формы колонизации, как монастыри с их собственной охраной, крепкими стенами, подземными убежищами и т. д.

     О пещерах есть легенда, рассказанная уроженкой соседнего со Шмарным хутора Новая Деревня Л. Ковалевой. Как слышала она от родителей, в подземном монастыре жили избранные монахи, которые "делали мощи": они постепенно уменьшали себе дозу питания и умирали, а после смерти их тела становились нетленными.

      Если сравнить Шмаренский пещерный комплекс с другими, известными и изученными, такими как Холковские пещеры, подземный комплекс храма Игнатия Богоносца в Валуйках, Дивногорский монастырь, можно увидеть ряд общих черт. Например, привязка к местности (меловые склоны, близость реки), присутствие наземных монастырских сооружений, близость укрепленных сторож, схожесть внутренней планировки (подземный храм, кельи, трапезная, коридор для крестного хода). Всё это позволяет сделать вывод об общности исторических событий, в контексте которых монастыри основывались, а также о том, что пещерный комплекс села Шмарное является памятником истории и культуры и требует дальнейшего исследования. На сегодняшний день стены и потолок пещер сильно повреждены рубящими предметами, исцарапаны надписями и сильно закопчены. На сегодняшний день Шмарненская пещера внесена в список объектов культурного наследия Белгородской области постановлением губернатора № 178 от 8 сентября 2004 года.

 

Раскопки Шмарненской пещеры середины 20-го века

Так выглядит центральная часть Шмарненской пещеры, где предположительно был храм.

Так выглядит один из переходов пещерном комплексе.

Список литературы

  1. Белых Н.Н. Частичка Родины. г. Старый Оскол. 1953 г.
  2. Никулов А.П. Оскольский край. Старый Оскол 1997 г.
  3. Статья Битюгина К.Е. "О подземных сооружениях Белгородской области" Источник: http://altertravel.ru/view.php?id=597
  4. Статья Древнейшие храмы Курской области. Источник http://www.dddkursk.ru/number/785/planet/001510/ 
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Шмарненская_пещера

[1]        . Никулов А.П. Оскольский край. Старый Оскол 1997 г. - с. 276.

[2]        Белых Н.Н. Частичка Родины. г. Старый Оскол. 1953 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Наследие Руси Православной"

Классный час «Наследие Руси Православной», посвященный празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского...

Методическая разработка по теме:"Наследие Византии и Православной Руси в Санкт-Петербурге"

Материалы к уроку в рамках сетевого проекта по музейной педагогике...

Приобщение молодежи к православному наследию, как путь решения духовно-нравственных проблем современного общества.

Главным   средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала современной молодежи является возрождение системы духовно-нравственного воспитания, а именно формиро...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья»....