Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».
статья по теме
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Сергиево – Посадского района, д. Березняки
Выступление на круглом столе на тему:
«Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».
Учитель истории,
основ православной культуры, духовного краеведения
Гречнева Любовь Викторовна
Начиная преподавать предметы «Основы православной культуры», «Духовное краеведение Подмосковья», необходимо помнить главную заповедь: «Не навреди!». Духовный мир детей очень тонкий, еще не сформировавшийся, и, поэтому, любая неправильно данная информация может иметь негативное последствие для детей. А не навредить детским душам нам может помочь святоотеческое духовное наследие отцов церкви, которое дает нам правильное понимание и толкование многих вопросов в православной культуре.
Если рассмотреть историю существования человечества, то мы увидим, что на всем ее протяжении людям было свойственно религиозное понимание Бытия. Человек всегда ощущал, воспринимал и жил в соответствии с вездеприсущим Творцом. Это видно не только в монотеистических религиях, но и в языческих верованиях (но обожествляли не себя, а творение, созданное еще непостижимым для них Творцом). Религия является самым важным формирующим фактором, возводящим человека от мира тварного к миру Божественному.
Можно завоевать народ, поработить, превратить в рабов, но, если в этом народе остается и начинает крепнуть вера, то рано или поздно нация, благодаря религиозным устремлениям, срывает с себя иго поработителей и продолжает свое существование.
Но можно и, не завоевывая, отобрать у народа веру, и народ, нация прекратит свое существование. «Без Бога нация – толпа, объединенная пороком.» Один православный врач – психиатр очень тонко, на мой взгляд, подметил, что в безбожном общественном социуме уже во втором, третьем поколениях развиваются психические и духовно – нравственные отклонения, а в четвертом, пятом вымирает род, следовательно, и нация.
Сегодня наше правительство вкладывает огромные суммы денег на развитие социальных программ с целью повысить рождаемость и уровень жизни россиян, но все они превратятся в ничто, если мы не начнем возрождать главную программу духовно – нравственного возрождения нации. А для этого необходимо обратится к нашим традиционным, духовно – нравственным корням, возродить то духовное святоотеческое богатство, наследие, которое нам досталось, как драгоценный дар, от святых отцов церкви.
Исторические события, факты, должны нас многому научить, заставить о многом задуматься, чтобы не повторить ошибок предыдущих поколений, не «наступить дважды на одни и теже грабли». В дореволюционной России во всех учебных заведениях преподавался Закон Божий, но, несмотря на это, мы видим массовое отступление интеллигенции от веры, духовности, увлечение потусторонними оккультными учениями, филосовски- утопическими мировоззрениями.
И сегодня, всем нам, при общем взаимодействии церкви и светского образования, необходимо внимательно проанализировать сущность и причины этого массового, негативного процесса в умах интеллигенции, который привел к распаду Великой Империи, к опустошительной гражданской войне и к семидесятилетней, воинственно настроенной атеистической, безбожной власти. Необходимо выработать противоядие этому духовному заболеванию. На мой взгляд, эта вспышка была вызвана, в том числе, и не совсем правильным формированием религиозного мировоззрения учащихся. Основной процесс обучения был направлен на знание буквы Закона, что формировало фарисейское мировоззрение в умах интеллигенции. А та часть интеллигенции, которая стремилась перейти от Ветхозаветного внешнего благоденствия к внутреннему, Новозаветному благочестию, не смогла найти точки опоры.
Но дьявол не дремлет, и в дом, убранный, но не наполненный духовным содержанием, пришла его концепция разрушения, и гордый человеческий разум очень быстро вкусил эти гуманистически – утопические идеи. Наше спасение будет осуществляться не через фарисейские знания культурологических основ православия (и дьявол, искушая Иисуса Христа в пустыне, показал знание Буквы закона, и Денница познал тайны мироздания), а посредством внутреннего осмысления и понимания Евангельских истин, соединения и сопричастия со Христом. И это осознание и осмысление мы находим в святоотеческом наследие.
При изучении Ветхого и Нового Завета необходимо акцент делать не только на сам сюжет, но и на то, как можно сопоставить эти события с сегодняшней нашей жизнью, определить, какой духовный смысл заложен в каждом Библейском сюжете, и, через внешнее, видимое понимание переходить к внутреннему, духовному осмыслению. А для того, чтобы не позволить нашему гордому уму своевольного объяснения, необходимо пользоваться толкованием святых отцов.
В своей работе, при подготовке к урокам, пользуюсь «Библейскими комментариями отцов церкви I –VIII в.в.», толкованием В.И. Гладкова, А.В. Иванова, Аверия Таушева. Но самым удачным, на мой взгляд, является книга «Троицкие листки на Евангелие от Матфея»,- издание Троице – Сергиевой Лавры, в которой собраны святоотеческие толкования великих столпов Вселенской церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Афанасия Александрийского, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Дмитрия Ростовского, Феофана Затворника, Филарета Московского, блаженного Августина, Филарета Болгарского, а также известных проповедников Церкви. Эта книга была составлена в конце IXI века иноками Троице – Сергиевой лавры под редакцией архиепископа Никона Рождественского. Она написана весьма понятным языком для светского народа.
Особое место в обучающем процессе отведено урокам по духовно – нравственному богословию. Учащиеся проявляют большой интерес к данной тематике, так – как темы уроков затрагивают их внутренний мир, их внутреннее состояние.
Разработки таких уроков полностью построены на святоотеческой литературе. Например, работая над темой «Христианская любовь», использую книгу «Добротолюбие», в которой собраны высказывания отцов церкви. А изучая такие темы, как: «Совесть – голос Бога в душе человека», «Греховные страсти и борьба с ними», «Ступени вхождения греха в сознание человека», «Развитие воли и самодисциплины», - используются учения Иоанна Лествичника, Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, высказывания Оптинских и Глинских старцев.
Религиозное мировоззрение видит в Боге источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, смысловых и целевых установок человека и, в конечном смысле – Источник самой жизни.
Выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин так размышляет о духовности человека:
«Культура есть явление внутреннее… захватывающее самую глубину человеческой души. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно. Духовность человека состоит в уверенности, что в пределах его души есть лучшее и худшее. В духовном делании человек учится преклоняться перед Богом, чтить самого себя (как творение Божие), видеть и ценить духовность во всех людях и желать творческого раскрытия и осуществления духовной жизни на земле. Это и есть сущая культура».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-68157-1617568487.jpg)
«Активизация мыслительнной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры" В своей работе разделить историю, кубановедение, ОПК мне сложно и говорить я буду об интеграции или ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/17/picture-1069957-1542457824.jpg)
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»
Выступление на педсовете на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/17/picture-1069957-1542457824.jpg)
Презентация "Святоотеческое наследие в обучающемся процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья".
Святоотеческое наследие в обучающемся процессе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/17/picture-1069957-1542457824.jpg)
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1109424-1550213903.jpg)
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые способствуют формированию духовно-нравственного развития ребенка на уроках основ православной культуры. В современном мире перед школой...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-828536-1476099900.jpg)
Выступление на областных Рождественских чтениях 12 декабря 2017 года
Василий Александрович Сухомлинский в книге «Как воспитать настоящего человека» - говорит, что нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромны...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/20/picture-1221223-1582210078.jpg)
Конспект урока: "Введение. Что изучает предмет Духовное краеведение Подмосковья"
Конспект урока: "Введение. Что изучает предмет Духовное краеведение Подмосковья"...