Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Болдырева Елена Васильевна

 Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки приближают процесс обучения к жизни, наполняют его глубоким смыслом. Используя информационные технологии, учитель в каждый урок старается внести интеграцию с другими предметами: историей, физикой, экологией, биологией и литературой. Например: интегрированное внеклассное мероприятие  «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе. В основу легла тема "Действия с рациональными числами". Хотелось поделиться с коллегами методическими материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Деление рациональных чисел.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формируемые результаты:

Предметные: формировать умение находить частное двух отрицательных и двух чисел с разными знаками.

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся находить частное двух отрицательных чисел и двух чисел с разными знаками.

Основные понятия: Частное рациональных чисел, правила деления рациональных чисел.

Оборудование: Проектор и компьютер.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Математический диктант
  4. Выполнение теста
  5. Решение упражнений
  6. Итог урока
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Умножением  рациональных чисел.)

– Сегодня мы продолжим работать с положительными и отрицательными числами. Задача каждого из вас – разобраться в том, как выполнять арифметические действия с рациональными числами. Кроме того вы узнаете много интересного о первом месяце весны – марте. (Слайд1)

2. Актуализация знаний.

Повторить правила умножения положительных и отрицательных чисел.

Вспомнить мнемоническое правило. (Слайд 2)

Устно:

1. Выполнить умножение: (слайд 3)

-5·3;9·(-4); -10·(-8); 36·(-0,1); -20·0,5; -13·(-0,2).

3. Математический диктант (слайд 6,7).

Вариант 1

6*(-4);
-7·(-1,2);
-9,6*1;
-30·1\6;
35: 7.

Вариант 2

9* (-7); 
-2·(-3,4);
5,2* (-1);
-12· 1/4;
32 : 4.

Учащиеся меняются тетрадями, выполняют проверку и ставят оценку.

4. Проблема

Ребята, выполняя математический диктант, что вы заметили необычного? (Последнее выражение не на умножение, а на деление).

- Как вы думаете,  что на сегодняшнем уроке мы будем изучать? (Деление)

- Открываем тетради и записываем тему урока: ДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

4. Выполнение теста (слайд 8).

-Когда-то в старину на Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели. Март был “зачинателем” года. Название месяца “март” идет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из своих богов, узнать, что это за бог, вам поможет тест.

625: 25;
-0,45:0,9;
-1,5·2;
-204:20;
-50: (-25);
3,2: (-2);
-0,25·(-2).

и

у

а

р

с

м

т

2

-1,6

-0,5

-3

0,5

25

-10,2

ОтветМартиус

-У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы(Слайд 9).

В народе говорят: “ Март неверен, то плачет, то смеется”. С мартом связано много народных примет. Некоторые дни его имеют свои названия. Давайте сейчас все вместе мы составим народный календарь на март.

5. Решение упражнений.

- А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРАВИЛАМ РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ КАК ПРИ УМНОЖЕНИИ?(ДА)

Учащиеся в группах получают задание,  решают примеры, ответы которых являются числами месяца. На доске появляется пример, а затем день месяца с названием и народной приметой, неотъемлемой частьюправославной  культуры, которая развивалась на протяжении многих веков. Неделя православной культуры проходит сейчас в нашей школе.

(Слайды с 10 по 19)

1) 12:(-3) =-4

4 марта – Архип. На Архипа женщинам полагалось весь день провести на кухне. Чем больше она наготовит всякой еды, тем богаче будет дом.

2) -42:7 = - 6

6 марта – Тимофей-весновой. Коли в Тимофеев день снежок задулинами, то урожай на яровые.

3) -7,2(-0,6) = 12

12 марта – Прокоп-перезимний дорогу рушит.

4) -26 : (-2) = 13

13 марта – Василий-капельник: с крыш каплет. Птицы гнезда завивают, а перелетные летят из теплых мест.

5) 5,6 : (-0,4) = -14

14 марта – Евдокия (Авдотья-плющиха) – снег плющит настом. Вторая встреча весны (первая на Стретение). Какова Евдокия – таково и лето. Евдокия красна – и весна красна; на Евдокию снег – к урожаю.

6) 45 : (-3) = - 15

15 марта – Федот. На Федота ветер и метель – долго травы не будет.

7) -17:1 =  - 17

17 марта – Герасим-грачевник – грачей пригнал. Грачи на пашню садятся, а коли прямо на гнезда летят – дружная весна будет.

8) 22: (-1) = - 22

22 марта – Сороки – день равен ночи. Зима кончается, весна начинается, прилетают жаворонки. По старинному обычаю из теста пекут жаворонков и куликов.

9) -12,5: (-2,5)*5 = 25

25 марта – Феофанов день. Если он туманный, то урожай на лен и коноплю добрый будет.

10) 100+(-2,1:0,03) = 30

30 марта – Алексей-теплый. С гор вода, а рыба со стану (с зимовья). Каковы в этот день ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив).

Физкульт. Минутка

Самостоятельная работа по учебнику. Выполните задания (Взаимопроверка два человека на доске показывают свои решения с комментированием)

I вариант   № 1116 (1, 5), № 1118 (4)  Ответы: -3; - ¼; -2 2/7

II вариант   № 1116 (1, 5), № 1118 (4)  Ответы: 12;  -1/25; - 6

6. Итог урока.

Выполненные задания иллюстрируют следующие правила прочитать с. 224-225 учебника.

– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что мы повторили?

– Я предлагаю вам подготовить самим месяцеслов на апрель. Вы должны найти приметы апреля и составить примеры с ответами, соответствующими дню месяца.

  • 7. Домашнее задание: 
  • Выучить правила с. 234, 235
  • Уметь отвечать на вопросы с. 235
  • № 1117 (1-7)
  • № 1119 (1,2)

Творческое задание: найдите приметы апреля и составьте примеры с ответами, соответствующими дню месяца. (Слайд20)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

+ = + = + + = + + = Друг моего друга – мой друг Враг моего друга – мой враг Враг моего врага – мой друг Мнемоническое правило Друг моего врага – мой враг

Слайд 3

Устный счет Выполните умножение: -5 × 3; 9 × (-4); -10 × (-8); 36 × (-0,1); -20 × 0,5; -13 × (-0,2).

Слайд 4

Математический диктант 1 вариант 2 вариант 1. 6 * (–4) 9 * (– 7) 2. ( –7) · (–1,2) (–2) · (–3,4) 3. – 9,6 *1 5,2 * (-1) 4. 1 6 – 30 · : (– 7) 35 51 – 1 4 – 2 · 5. : (– 4) 32 71 –

Слайд 5

Математический диктант 1 вариант 2 вариант 1. 6 * (–4) = – 24 9 * (– 7) 2. ( –7) · (–1,2) (–2) · (–3,4) = 8,4 = – 63 = 6,8 3. – 9,6 * 1 5,2 * (-1) = – 9,6 = – 5,2 4. 1 6 – 30 · 5 = – 5 51 = : (– 7) 35 51 – 1 4 – 1 2 · 3 = – 5. 8 71 = : (– 4) 32 71 – Проверьте себя:

Слайд 6

15.03 Классная работа Деление рациональных чисел

Слайд 7

-625:(-25); -50:(-25); -0,45:0,9; 3,2:(-2); -1,5 × 2; -0,25 × (-2). -204:20; И У А Р С М Т 2 -1,6 - 0,5 -3 0,5 25 -10,2

Слайд 8

Мартиус – бог войны, который прежде признавался защитником мирного труда. Марс Бронзовая статуэтка II век н.э. Лондон, Британский музей Марс, бог войны Диего Веласкес, 1640 г. Мадрид, музей Прадо

Слайд 9

12 : (-3) 4 марта – Архип. На Архипа женщинам полагалось весь день провести на кухне. Чем больше она наготовит всякой еды, тем богаче будет дом.

Слайд 10

- 42 : 7 6 марта – Тимофей-весновой. Коли в Тимофеев день снежок задулинами, то урожай на яровые .

Слайд 11

-7,2 : (-0,6) 12 марта – Прокоп – перезимний дорогу рушит.

Слайд 12

-26 : (-2) 13 марта – Василий-капельник: с крыш капает. Птицы гнезда завивают, а перелетные летят из теплых мест.

Слайд 13

5,6 : (-0,4) 14 марта – Евдокия – снег плющит настом. Вторая встреча весны(первая – на Сретение). Какова Евдокия – таково и лето. Евдокия красна – и весна красна; на Евдокию снег – к урожаю.

Слайд 14

45 : (-3) 15 марта – Федот. На Федота ветер и метель – долго травы не будет .

Слайд 15

-17 : 1 17 марта – Герасим-грачевник – грачей пригнал. Грачи на пашню садятся, а коли прямо на гнезда летят – дружная весна будет.

Слайд 16

22: (-1) 22 марта – Сороки – день равен ночи. Зима кончается, весна начинается, прилетают жаворонки. По старинному обычаю из теста пекут жаворонков и куликов.

Слайд 17

-12,5: (-2,5)*5 25 марта – Феофанов день. Если он туманный, то урожай на лен и коноплю добрый будет.

Слайд 18

100+(-2,1:0,03) 30 марта – Алексей-теплый. С гор вода, а рыба с зимовья. Каковы в этот день ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив).

Слайд 19

Самостоятельная работа I вариант № 1116 (1, 5), № 1118 (4) II вариант № 1116 (1, 5), № 1118 (4)

Слайд 20

Итог урока

Слайд 21

Домашнее задание Выучить правила с. 234, 235 Уметь отвечать на вопросы с. 235 № 117 (1-7) № 1119 (1,2) Творческое задание: найдите приметы апреля и составьте примеры с ответами, соответствующими дню месяца.

Слайд 22

спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока  «Деление рациональных чисел»

Математика 6 класс

Цель для ученика:

  • Уметь приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел;
  • Использовать правила действий с числами разных знаков (сложение, вычитание, умножение и деление) для решения уравнений и задач;
  • Выявить пробелы в знаниях и скорректировать их.

Цели для учителя:

  • Предметные цели: закрепление  и усовершенствование навыков  работы с положительными и отрицательными числами. Развитие логического мышления, памяти, внимания.
  • Метапредметные цели: формирование умения проводить анализ и синтез объектов,  наблюдать и делать выводы; развитие умения искать и обрабатывать необходимую информацию.

  • Личностные цели: повышение заинтересованности в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности. Воспитание любви к природе, музыке, живописи; привитие интереса к народным приметам.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, умений и навыков

Форма урока: Урок практикум

Опорные понятия, термины:

Положительные и отрицательные числа,  модуль числа, действия с числами разных знаков, правила сложения, вычитания, умножения и деления чисел с разными знаками.

Новые понятия:  приметы марта

Объекты контроля:

Результаты  выполнения заданий теста.

Результаты выполнения самостоятельной работы.

Формы контроля:

Задания обобщающего и систематизирующего характера.

Устные упражнения, карточки.

Домашнее задание

Учебник  А.Мерзляка

Дополнительное задание: Придумать месяцеслов на апрель месяц + презентация (ОПД); подобрать на каждую примету интересное задание по пройденной теме.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Дидактический материал.

Планируемые результаты

Результат взаимодействия (сотрудничества)

примечание

Организационный

1 мин

Приветствует учащихся, сообщает структуру урока.

Создает благоприятную обстановку.

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Общеучебные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

Сообщение темы и целей сегодняшнего урока.

2 мин

Формулируют учебные цели, определив границы знания и незнания.

Личностные: умение осознать значимость поставленных учебных задач.

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Приняты учебные цели урока.

Актуализация  знаний

10мин

Задает вопросы учащимся.

Корректирует ответы.

Организует и координирует работу в парах.

Отвечают на вопросы.

Сверяют работу товарища с эталоном выполнения.

Список вопросов.

Список заданий для графического диктанта.

Личностные: личностное самоопределение,  умение формулировать собственную позицию, умение давать самооценку своей деятельности.

Познавательные: умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные: умение аргументировано доказывать свою точку зрения., владеть монологической и диалогической формами речи.

Участие в устной работе, повторены основные определения, правила действий с числами разных знаков.

Выполнение учениками заданий обобщающего и систематизирующего характера.

10мин

Задает вопросы учащимся.

Корректирует ответы.

Стимулирует учащихся на успешное выполнение работы.

Письменно  отвечают на вопросы, решают поставленные задачи.

Сверяют работу с эталоном выполнения.

Упражнения, задачи.

Задания обобщающего и систематизирующего характера.

Познавательные: знаково-символические действия, структурирование знаний,  умение анализировать объект выбор наиболее эффективных способов задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение аргументировано доказывать свою точку зрения, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

Повторены правила на умножение и деление положительных и отрицательных чисел, решение с помощью правил уравнений.

   Проверка выполнения работ. Корректировка, если необходимо.

5 мин

Создает ситуацию успеха.

Самостоятельно проверяют выполнение работы

Эталон выполнения задач.

Личностные: умение давать оценку и самооценку своей деятельности. Познавательные: контроль и оценка процесса  и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа  решения с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений  в план решения задач.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем,

Обобщены основные приемы  умножения и деления чисел с разными знаками.

 

2 мин

видеофизкультминутка

Этап контроля и самоконтроля знаний.

10 мин

 

Самостоятельно выполняют тест.

Задания теста.

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой, представляют конкретное содержание и сообщают его в письменной форме.

 

Этап подведения итогов урока

2 мин

Подводит учащихся к формулированию выводов. Корректирует ответы учащихся, консультирует.

Формулируют ответы на вопросы.

Список вопросов.

Личностные: умение давать самооценку своей деятельности.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и того что еще нужно усвоить , осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение аргументировано доказывать свою точку зрения, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи.

Сформулированы основные выводы  по теме.

рефлексия

2 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Оценивают свою работу с помощью оценочных листов..  

 Составление синквейна

Личностные: умение давать  самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи

Проведена рефлексия деятельности.

Д\з

1 мин

Обсуждение домашнего задания



Предварительный просмотр:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

12 : (-3)  =

- 42 : 7 =

- 7,2 : (-0,6) =

- 26 : (-2) =

5,6 : (-0,4) =

45 : (-3) =

- 17 : 1 =

22 : (-1) =

-12,5 : (-2,5) * 5 =

100 + (-2,1:0,03) =



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

учени____ 6 класса «В» _____________________________________

1. Математический диктант 

Вариант 1

Вариант 2

6*(-4);
-7·(-1,2);
-9,6*1;
-30·1\6;
35: 7.

9* (-7); 
-2·(-3,4);
5,2* (-1);
-12· 1/4;
32 : 4.

2. Отгадай слово

и

у

а

р

с

м

т

2

-1,6

-0,5

-3

0,5

25

-10,2

1) 625: 25; 2) -0,45:0,9; 3) -1,5·2;  4) -204:20;  5) -50: (-25);  6) 3,2: (-2);  7)-0,25·(-2).

25

-0,5

-3

- 10,2

2

-1,6

0,5

3. Работа в группах

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

12:(-3)

-42:7

-7,2(-0,6)

-26 : (-2)

5,6 : (-0,4)

45 : (-3)

-17:1

22: (-1)

-12,5: (-2,5)*5

-12,5: (-2,5)*5

100+(-2,1:0,03)

100+(-2,1:0,03)

4. Самостоятельная работа

I вариант   № 1116 (1, 5), № 1118 (4)

II вариант   № 1116 (1, 5), № 1118 (4)

Лист успешности 

Вид деятельности

Математический диктант

Отгадай слово

Работа в группах

Самостоятельная работа

Итог

Оценка



Предварительный просмотр:

Народный календарь праздников на март

МАРТ НЕ ВЕСНА, А ПРЕДВЕСЬЕ

Свое название март получил от древних римлян в честь бога войны Марса, который прежде признавался защитником мирного труда. Древнерусское название месяца - сухий, а также протальник, капельник.

1 МАРТА

Маремьяна-кикимора.

По-разному представляли ее русские крестьяне: кто - женой домового ли лешего, маленькой уродливой старушкой; кто - девкой с белым лицом, черными глазами и длинными черными волосами. Она могла и помогать, и вредить хозяевам - по настроению.

В средневековой Руси в этот день встречали Новый год, и традиция не работать 1 марта сохранялась до XIX века. А весну с тех, средневековых, времен зовут "утром года".

Если с первых дней весна разгульна, незастенчива - обманет, верить нечего.

 

Из знаменитых людей в этот день в 1892 году родился японский писатель Акутага- Рюноскэ.

2 МАРТА

На Федора серая ворона начинает строить гнездо.

В этот день молились об отыскании украденных вещей и пропавших людей.

Иногда и март морозом хвалится. И в марте, бывает, вода льдом застывает - именно в этот день ждали мороза.

День рождения русского поэта Евгения Абрамовича Баратынского (1800), русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824) и еврейского писателя Шолом-Алейхема (1859).

3 МАРТА

Весна днем красна.

Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал.

Говорят, в этот день можно увидеть вылет бабочек-крапивниц. Проверьте!

Магическое число - три. "Три толстяка" - роман-сказка Юрия Карловича Олеши, родившегося в этот день в 1899 году.

4 МАРТА

День будничных забот.

Отвлечется от них крестьянин, поглядит вокруг, примечает: коли в марте снежок задулинами - будет урожай на огорожанину и ярицу. Если весенний лед по затонам и озерам не тронется, а потонет - год будет для людей тяжелым. Если Млечный путь полон звезд и светел - к хорошей погоде, а если тускл - к ненастной.

В этот день родился Пирл Уайт (1889) - звезда американского немого кинематографа.

5 МАРТА

В этот день не советуют смотреть на звезды: "Худая примета заляжет на душу того, кто увидит падающую звезду". Правда, в современной песне поется: "Звездопад, звездопад - это к счастью, друзья, говорят..." Так что решайте сами, смотреть или не смотреть.

А еще в этот день бывают сильные ветры: Харитонова жена под тыном шла, семьсот рубах нашла, ветер подул - все рубахи раздул.

Но как ни злись метелица - все весной повеивает.

6 МАРТА

Тимофей.

Тимофей-Весновей - уж тепло у дверей. Дожить до весновея, а там зима не страшна. Весновей теплом веет - стариков греет.

Выходили в этот день на улицу старики, на печи зиму коротавшие. Сидели на завалинке, грелись на весеннем солнышке, байки рассказывали.

Родились в этот день замечательные люди. В 1475 году родился великий Микеланджело - скульптор, живописец, архитектор и поэт эпохи Возрождения.

В 1815 году - Петр Павлович Ершов, автор сказки "Конек-Горбунок".

В 1937 году - Валентина Владимировна Терешкова, первая женщина-космонавт.

 

7 МАРТА

Маврикий.

На Маврикия грачи прилетают. В этот же день можно увидеть первых скворцов и услышать самую раннюю трель полевого жаворонка.

Коли перелетная птица течет стаями-к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к теплому лету. Увидал скворца - знай: весна у крыльца.

1875 год - родился Морис Равель, французский композитор.

В 1878 году родился Борис Михайлович Кустодиев, русский художник.

  

8 МАРТА

Международный женский день.

А по народному календарю - Поликарп.

Говорили: "Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками".

В это время частенько возвращаются морозы: "Март месяц любит куролесить: морозом гордится и на нос садится".

В Международный женский день 1934 года родился писатель-сатирик Михаил Михайлович Жванецкий.

В тот же самый день в 1941 году родился актер Андрей Александрович Миронов.

9 МАРТА

Иванов день.

Обретение главы Иоанна Предтечи.

В марте птичье потенье - гнезд обретенье.

Тетерев весной бормочет: "Продам шубу, продам шубу - куплю балахон..."

Загадка о птицах: "Кто два раза родится - первый раз гладкий, а второй раз мягкий?"

Было время, когда только птицы могли с высоты взглянуть на землю. Но в этот день в 1934 году родился человек, взлетевший на высоту, которая птицам и не снилась, - первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин.

Своей высоты достиг и Роберт Фишер: он родился в 1943 году, в 13 лет стал чемпионом США,а в 1929 - чемпионом мира  по шахматам.

10 МАРТА

Тарасий-кумошник.

Тарас - не опрокинь на матрас.

С этого дня не рекомендуется спать днем, чтобы не напала кумоха - лихорадка.

 

11 МАРТА

Весна продолжает наступать. Крестьяне внимательно наблюдают за природой: случившийся в марте гром - признак плодородия; если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно - лето будет сухое. Первый гром весной - признак наступающего тепла.

Загадка про весенний снег: "Шкура лежит, а сама до воды бежит".

 

Родился в 1818 году Мариус Иванович Петипа, француз, посвятивший свою жизнь служению русскому балету.

12 МАРТА

Прокоп-дорогорушитель.

В это время российские дороги, всему миру известные своим качеством, становятся попросту непроходимыми. Явление это называется весенней распутицей, и ничего с ним не поделаешь - стихия!..

 

13 МАРТА

Василий-капельник.

Придет батюшка Василий-капельник, и зима заплачет - говорили крестьяне. И действительно, чаще всего в этот день бывает оттепель.

 

В 1888 году родился Антон Семенович Макаренко - педагог, воспитывавший "трудных" подростков, а в 1910 - Ирина Николаевна Бугримова, всемирно известная укротительница тигров.

Этот день отмечен еще одним  известным именем: в 1913 году родился Сергей Владимирович Михалков - поэт, автор "Дяди Степы" и соавтор Гимна Советского Союза.

14 МАРТА

Евдокия - замочи подол, под порогом мокро.

Пришли Евдокеи - мужику затеи: соху точить, борону чинить.

Русские крестьяне считали Евдокию хранительницей ключей от весенних вод:

захочет - рано пустит воду, прогневается - заморозит.

По старому стилю этот день приходился на 1 марта - начало весны, а потому загадывали на лето:

"Если на Евдокию погоже - все лето пригоже". "Длинные сосульки - к ранней весне". "День Евдокии красный, ясный - на огурцы, капусту и грузди урожаи". "Лужи на Евдокию у порога - пасечники в меду купаться будут".

Физик-теоретик Альберт Эйнштейн родился в этот день в 1879 году.

15 МАРТА

Федот-ветронос.

Федот злой - не быть с травой.

Когда в этот день вместо ожидаемой оттепели случается мороз, говорят: "Федот, да не тот".

В 1935 году родился известный клоун Леонид Георгиевич Енгибаров.

 

16 МАРТА

Посмотрим на небо: если оно чистого голубого цвета и кажется глубоким - хорошая погода сохранится. Какова вечерняя заря - таков другой день.

Всякий грамотный человек должен знать закон Ома. Георг Симон Ом родился в этот день в 1787 году.

В 1884 году появился на свет Александр Романович Беляев, писатель-фантаст, придумавший человека-амфибию Ихтиандра.

 

17 МАРТА

Герасим.

Герасим-грачевник грачей пригнал. Увидал грача - весну встречай.

В этот день ни в коем случае не будем обувать новые туфли, ведь народом давно замечено: "Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть".

18 МАРТА

Конон-огородник.

Коли на Конона ясно - лето будет не градобойное.

Конон на огород позвал - пришло время замочить семена капусты и помидоров для парников, а сами парники подготовить и обновить.

 

В 1844 году родился Николай Андреевич Римский-Корсаков - автор прекрасных опер-сказок.

Алексей Архипович Леонов в 1965 году "сказку сделал былью": совершил первый в истории выход в открытый космос.

 

19 МАРТА

В этот день прилетает белый аист. Всем известно, что частенько он приносит с собой замечательные подарки.

В 1900 году во французскую семью Жолио аист принес мальчика Фредерика, который стал выдающимся физиком и борцом за мир. Именем Фредерика Жолио- Кюри названа Золотая медаль Мира.

20 МАРТА

В этот день Василий-капельник приходит в северные районы: "С крыш капает, а за нос цапает".

 

21 МАРТА

Астрономическое начало весны. Солнце вступает в знак Овна. Знак Огня, под покровительством Марса.  

"Музыкальный" день: в 1685 году родился Иоганн Себастьян Бах, в 1839 - Модест Петрович Мусоргский, в 1895 - Леонид Осипович Утесов, а в 1920 - Георг Отс.

22 МАРТА

Сороки (день сорока мучеников).

Сорока мученикам молились женщины, чтобы муж или сын благополучно вернулись с войны. Будут ли услышаны эти молитвы?..

Этот день - вторая встреча весны. Накануне из ржаного теста пекли жаворонков и раздавали детям. Дети бегали с ними по улицам и закликали весну:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Если весна стоит морозная, можно из ржаной или овсяной муки испечь сорок шариков и каждый день выбрасывать за окно по одному, приговаривая:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся

Подобру-поздорову!

Мороз наестся и уйдет до следующего года. День весеннего равноденствия: "На Сороки день с ночью меряются".

 

В первый день астрономической весны обязательно должен был родиться астроном. Так и случилось: в 1394 году появился на свет Мухаммед Тарагай Улугбек - внук легендарного Тимура, создатель уникальной обсерватории близ Самарканда, правителем которого он был.

 

23 МАРТА

Весна идет полным ходом. Снег тает, ручьи бегут.

Журавль прилетел - тепло принес, чайка прилетела - скоро лед сойдет.

А в лесу в это время зайчата появляются, медведь из берлоги выходит.

 

24 МАРТА

 

25 МАРТА

Феофан - проломи наст.

На Феофана туман - урожай на лен и коноплю. А чтобы подкрепить примету, по двору разбрасывали для птиц немного льняного и конопляного семени.

В этот день особая забота требуется лошади, ведь если она заболеет на Феофана - все лето для работы годна не будет.

  

26 МАРТА

Весенним днем наблюдали: жаворонки гуляют - к погоде, а сидят надувшись - к грозе; галки стаями летают - к дождю.

 

27 МАРТА

Вешний день целый год кормит.

Кто спит весною, тот плачет зимою.

До пахоты надо обязательно нарубить дров, иначе "всю зиму будешь сырником топить". Первый месяц весны на исходе. "Сверху печет, снизу течет" - сказано об этих днях.

Дети вырезают из сосновой коры лодочки и пускают их по ручьям:

Кораблик плывет, товары везет,

Все дешевые, все грошовые:

Смолы да вару - на грош всего товару.

Дыму да ветру - ничего в трюме нету!

В этот день в 1845 году родился Вильгельм Конрад Рентген, открывший и исследовавший таинственное излучение, названное его именем.

28 МАРТА

Отложи шашни, принимайся за пашню. Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет. Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь.

Средний срок прилета жаворонков в Подмосковье. А в более южных районах уже готовятся к севу.

1592 год - родился Ян Амос Коменский - чешский мыслитель, педагог и писатель.

29 МАРТА

Саввин.

На Саввина сани покинь, телегу подвинь.

Если в этот день тепло, то вся весна будет теплой.

30 МАРТА

Алексей - с гор потоки.

На Алексея выверни оглобли из саней. Алексей - из каждого сугроба кувшин пролей. Алексей - человек божий, зиму - зимскую на нет сводит.

 

31 МАРТА

Кирилл - дери полоз.

Окончательная "отставка" саням, переход на летние виды транспорта.

1882 год - родился Корней Иванович Чуковский, которого многие привычно считают детским поэтом. А он был еще и переводчиком, и литературоведом - доктором филологических наук.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока математики по теме «Умножение трёхзначных чисел на круглые десятки» в 6 классе коррекционной школы VIII вида.

Конспект открытого урока математики по теме «Умножение трёхзначных чисел на круглые десятки» в 6 классе коррекционной школы VIII вида с использованием ИКТ....

Презентация к открытому занятию "Музыкальное творчество в русской народной культуре"

Презентация к открытому занятию "Музыкальное творчество в русской народной культуре"...

Открытое факультативное занятие по ОПК в рамках недели православной культуры в Дмитриевской школе-интернате.

Материал содержит информацию о преподобном Сергие радонежском, предназначе для обучающихся 7-х классов....

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...

Викторина по ОПК в рамках проведения Недели основ православной культуры

Викторина по ОПК в рамках проведения Недели основ православной культуры...