Методическая разработка по теме:"Наследие Византии и Православной Руси в Санкт-Петербурге"
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Учитель истории Солошенко Ольга Викторовна

Материалы к уроку в рамках сетевого проекта по музейной педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока20.87 КБ
PDF icon Презентация к уроку2.52 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории и культуре Санкт - Петербурга

Тема: Наследие Византии и православной Руси в Санкт-Петербурге

Класс: 7

Дата проведения: 17.11.2014 года

Цели:         

  1. Обобщить знания и понятия о роли культурных традиций Византии и православной Руси в истории Санкт – Петербурга.
  2. Познакомиться с памятниками и произведениями искусства периода средневековья, хранящимися в музеях Санкт-Петербурга.
  3. Формировать умение работать с виртуальными ресурсами.

План урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
  3. Этап изучения нового.
  4. Этап применения изученного.
  5. Этап контроля и самоконтроля
  6. Этап коррекции
  7. Этап информации о домашнем задании
  8. Этап подведения итогов учебного занятия
  9. Этап рефлексии

Тип урока–комплексное применение знаний и способов деятельности.

Оборудование:

  1. Презентация с познавательными вопросами, иллюстрациями, схемами.
  2. Иллюстрации по истории и культуре СПб.
  3. Мультимедийная аппаратура, экран.

Ход урока

  1. Организационный этап

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок у нас присутствует много гостей. Мы очень рады их видеть! Мы приступаем к повторительному уроку по теме «Наследие Византии, Православной Руси, Петербурга» Изучая историю нашего города вы уже узнали, что у нас есть памятники и произведения искусства, которые напоминают о художественной культуре и традициях других времен, народов, культурных цивилизаций! Одна из нах Византия.

  1. Где в нашем городе можно познакомиться с наследием Византии?
  2. Какими способами это можно сделать?

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Прежде чем мы начнем искать ответы на вопросы, вспомним, что мы изучили раньше.

  1. Какому историческому периоду относится существование Византии и Православной Руси (ответ: Средневековье).
  2. Наш город возник в новое время, но являлся и является центом изучения науки о средневековье, а знаете, как называются ученые, изучающие средневековье. (Ответ: медиевисты).

Я предлагаю стать юными медиевистами. За правильные ответы вам будут вручаться жетоны. Количество жетонов к концу урока будет вашим индивидуальным достижением.

Уважаемые медиевисты, ответьте на следующие вопросы: (вопросы в презентации)

III. Этап изучения нового.

Русь унаследовала от Византии христианскую религию, которая оказала влияние на формирование культуры, уклада жизни. Как вы думаете, где находятся подлинные памятники Византии в Санкт-Петербурге. (ответ: Эрмитаж, Русский музей)

Сегодня нам представиться уникальная возможность: без посещения залов совершить виртуальную экскурсию.

Ребята, вы пользуетесь интернетом? С какой целью? А как можно использовать сайты для получения необходимой информации? Давайте попробуем это сделать.

Откройте на рабочем столе папку «Русский музей». В этой папке вы видите 4 ссылки. Откройте первую, познакомьтесь с сайтом Государственного Эрмитажа. Если нас интересует конкретная информация – воспользуемся поисковой системой. Давайте познакомимся с экспонатами, представленными на сайте.

В Русском музее Византийские иконы и фреска демонстрируются в первом зале экспозиции «Древнерусское искусство», а мы на уроке можем увидеть их в виртуальной галерее «Дополненная реальность».

Мы обзорно познакомились с сайтами, теперь ответьте на вопросы, за правильный ответ – жетон:

  1. Где мы можем увидеть византийские произведения искусства в СПб?
  2. Перечислите экспонаты, которые вам запомнились?

IV. Этап применения изученного.

А сейчас мы будем работать с индивидуальной карточной медиевиста. Мне интересно будет посмотреть на ваши результаты поиска. Подпишите свои карточки, ответьте на 3 вопроса письменно.

Спасибо, Ваше время подходит к концу, Ваши карточки необходимо сдать в конце урока на оценку.

Мои уважаемые медиевисты, продолжаем изучать музейные экспонаты, как части не только отечественного, но и всемирного культурного наследия, которыми вправе гордиться каждый петербуржец.

Я предлагаю поработать в группе ученых. Вы должны помочь друг другу представить нам произведение искусства. Выберете по одному эксперту от каждой тройки и покажите, как вы умеете ориентироваться в виртуальном пространстве, используя сайты как источник информации. Расскажите о конкретном экспонате как произведении искусства, используя план работы на карточке № 2 (групповая). Чтобы команды были в равных условиях, я предлагаю выбрать произведения путем жребия.

Время 5 минут. Разговариваем шепотом.

Презентация работы. Сейчас участники групп будут выходить, чтобы представить результаты своей работы. Все остальные в это время заполняют индивидуальную карточку – таблица (задание № 4)

Выступления групп: За правильный ответ на дополнительный вопрос, учитель выбирает группу-победителя, за это вручается большой жетон – дополнительная «5-ка» за урок.

  1. Этап контроля и самоконтроля

Вы заполнили свою индивидуальную карточку? Оцените свою работу!

Подсчитайте количество жетонов.

  1. Этап информации о домашнем задании

ДЗ представлено на желтых карточках. Изучение дополнительного экспоната на сайте.

  1. Этап подведения итогов учебного занятия

К концу урока мы ответили на вопросы: Что унаследовал Петербург от Византии? Открыли новые способы знакомства с экспонатами музеев. Выяснили, какие памятники унаследовал наш город от Византии  и где мы можем их посмотреть!

Мы можем гордиться, что в нашем городе есть произведения искусства и Отечественного и всемирно-культурного наследия.

  1. Этап рефлексии


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Костюм Византии. Национальный костюм Японии»

Анализ исторических изменения византийского и японского костюмов....

Методическая разработка по теме: "М.Ю.Лермонтов в Санкт-Петербурге"

Методическая разработка по теме: "М.Ю.Лермонтов в Санкт-Петербурге" (классный час)...

Методическая разработка проведения занятия для старшеклассников на тему: «Составление трех вариантов маршрутов экскурсии по Санкт-Петербургу на тему: «И вновь по Ленинским местам»

Данная методическая разработка поможет учителям истории и истории Санкт-Петербурга провести аналогичное занятие по составлению маршрутов экскурсии по городу на примере темы: «И вновь по Ле...

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»в образовательных организациях Санкт-Петербурга(01 сентября 2017 года)...

Методическая разработка урока «Защитницы невского устья» По истории и культуре Санкт-Петербурга 7 класс

Данная разработка урока соответствует теме: Первоночальный Санкт-Петербург ( 1703-1725 гг) Цель: Создать условия для осознания значимости фортификационных укреплений в защите Невского устья и строител...

Методическая разработка по организации и проведению культурно-исторических квестов по Санкт-Петербургу

Методическая разработка представляет собой описание практических занятий‑квестов для обучающихся профессиональных образовательных учреждений и старших классов средних общеобразовательных школ Санкт-Пе...

Методическая разработка: по теме Санкт-Петербург

Saint Petersburg is a city and a federal subject (a federal city) of Russia located on the Neva River at the head of the Gulf of Finland on the Baltic Sea. In 1914 the name of the city was changed fro...