«Человек на войне»
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Гилязова Рузалия Хамитовна

1) Сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить;

2) Продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы;

3) Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, готовность в трудный момент прийти на помощь людям. Работа в группах приучает учащихся к сплочению.

4) Умение устанавливать и закреплять  в памяти учащихся межпредметные связи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chelovek_na_voyne.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок  в 9 классе        «Человек на войне»

Цели: 

1) Сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить;

2) Продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы;

3) Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, готовность в трудный момент прийти на помощь людям. Работа в группах приучает учащихся к сплочению.

4) Умение устанавливать и закреплять  в памяти учащихся межпредметные связи

Оборудование: контурные карты, подборка музыкальных произведений, проектор,КТТ

Экспертная группа: учителя истории, администрация школы.

Ход урока:

I. Организационная часть

II. 1. Слово учителя: На протяжении последних уроков мы с вами изучаем события Великой Отечественной войны (один из учеников называет дату ВОВ). Да, Великая Отечественная война длилась почти 4 года – 47 месяцев и 18 дней. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. Все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну общую задачу – остановить врага, очистить от него свою землю.(Звучит первый куплет песни “Вставай страна огромная”). Долгих 4 года шел советский солдат к Берлину. И хотя в годы войны прославились полководцы (один из учащихся называет самых известных), проявились их гениальные способности, но все таки основная тяжесть войны легла на плечи простого советского человека, поэтому эту войну назвали Великой Отечественной. Вопрос классу: Почему так назвали эту войну? (Заслушиваются ответы учащихся)

2. Разминка.

3 .Вводная беседа.

Итак, мы с вами разделились на  группы и попытаемся представить человека на фронте, в тылу, в плену. Что стало залогом успеха-великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм?

Для начала, чтобы понять душевное состояние советского человека во время войны, во имя чего он трудился, воевал, погибал, вспомним обстановку в советском обществе накануне войны (ответы учащихся).с 123

Из сказанного видно, что было страшно, и может показаться, что многие люди хотели бы свержения этой власти. Так ли было это? Давайте разбираться.

III. Основная часть.

Учитель: Единение народа уже произошло с началом войны, когда поразительные успехи немцев и пугающие неудачи нашей армии показали народу, что вопрос стоит о самом существовании Советского государства….   Поведение         немецких войск на оккупированных территориях, не оставляло никакого выбора – надо было воевать и обязательно победить. И тот же крестьянин, тот же мальчишка интеллигент, потерявший родителей в 37-ом году, стали беззаветно воевать и умирать на полях сожжений – не за Сталина, а за Россию, за себя, и потому выиграли войну, несмотря на бездарность командования, приведшая к многомиллионным жертвам и не благодаря бесчеловечной системе террора.

На войне народ приобрел истинно гражданские чувства, он глубоко осознал, что его судьба находится в собственных руках.

1.Работа первой группы “Человек на фронте в первые месяцы   ” (Брестская крепость), но в обсуждении участвует весь класс.

Вопрос: Почему в начале войны боевая способность советской армии была низкой?

В ходе обсуждения учащиеся выделяют две главные причины: 1) репрессии в офицерском составе;

2) ошибочная тактика.

2.  Установление ассоциативных связей между датой и важнейшими событиями ВОВ.      (слайд)

 Группа 2   «900 дней и ночей»    Не устаем удивляться мужеству, героизму и самоотверженности жителей блокадного Ленинграда. Ю.Воронов поэт-блокадник писал: “… С приходом холодов на Ленинград обрушились ни с чем не сравнимые лишения. Продовольственные запасы настолько оскудели, что выдача продуктов в отдельные периоды почти прекратилась. Из сотен тысяч погибших ленинградцев большинство приходится именно на первую голодную зиму. Но город продолжал жить. Днем он казался ледяной пустыней: можно было пройти несколько кварталов и не встретить никого. Но утром каждого дня по главным улицам, ведущим прежде всего к заводским районам, двигались потоки людей. Люди шли, закутанные в платки, пледы и даже одеяла, опирались на лыжные палки, с трудом переставляя ноги, шли, чтобы добраться до предприятий и встать к станкам. Фронт бесперебойно получал патроны, оружие, снаряды, изготовленные ленинградцами…”

Вопрос: Сделайте вывод о духовном состоянии   советского общества? (ответы учащихся)

3. Работа с картой  «Московская битва» Группа 3 «Герои- панфиловцы»

 - В чем было значение битвы под Москвой?

4.Учитель: 28 июля 1942г. Верховным главнокомандующим, Наркомом обороны Союза ССР был издан приказ №227, известный также под названием “Ни шагу назад”.

Чем обусловлено появление данного приказа?(Ответы учащихся)

Что значил этот приказ для судеб людей? ( ответы учащихся)

 Ученик: А вот как оценил этот приказ простой солдат, артиллерист: “ На всю жизнь помню смысл приказа Сталина, прочитанного вслух перед строем нашей батареи в небольшом перерыве между боями жарким летним днем в начале августа 1942г… не буква. А дух и содержание этого документа очень сильно способствовали морально-психологическому духовному перелому, если позволительно так выразиться, в умах и сердцах всех кому его тогда читали и кто держал в те дни в своих руках оружие, а значит и судьбу Родины, да и не только Родины – человечества. По-моему, главное в том, что людям, народу мужественно сказали прямо в глаза всю страшную и горькую правду о той пропасти, на грань которой мы тогда докатились”.

5     Работа с картой   «Сталинградская битва»

Учитель: Прослушав своих товарищей, давайте сделаем вывод:

Чем же руководствовался простой солдат идя в бой на верную гибель? ( Ответы учащихся)        Выступление Ильдара

6.  Работа с  таблицей по учебнику

- Найдите и сравните соотношение сил СССР и Германии в первый период войны , на Московском , Сталинградском направлениях.  ( стр. 186, 191, 197)

- Какой фактор сыграл решающую роль в превосходстве советских сил?

7.  Работа группы 4  «Судьба моей семьи в ВОВ»

        А) Файзрахманов Амир

        Б) Ибрагимова Юля

        В) Гниятова Камилла

IV. Подведение итогов.

Пройдут годы… И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей и салютов будет предан земле.

1. Показ видеоролика «Вечная память»

2. Д. з.  Какую роль сыграло партизанское движение в годы ВОВ?  (с.199-202)  Найдите материал и раскройте деятельность  «молодогвардейцев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Человек и война"

Данная работа - психологическое исследование на тему "Человек и война". В данной работе используется материал об афганской войне, приводятся воспоминания участников этой войны - жителей нашего села....

Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне"

Цель:раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в фактах истории, узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных спосо...

Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне......

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

Курсовая работа по литературе на тему: Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»

Курсовая работа по литературе на тему:Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»...

конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".

Урок литературы в 11 классеТип урока: изучение новой темыУрок- исследованиеЦели урока:- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит ...

Урок литературы в 9-ом классе в форме виртуальной экскурсии по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» с учетом краеведческого компонента. Человек на войне.

Данное занятие по литературе хорошо дополнит урок по творчеству М.А. Шолохова в 9-ом классе при изучении рассказа "Судьба человека". Ребята узнают о том, что литературные произведения вдохно...