Исследовательский проект "Человек и война"
статья по истории на тему
Данная работа - психологическое исследование на тему "Человек и война". В данной работе используется материал об афганской войне, приводятся воспоминания участников этой войны - жителей нашего села.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_perelistat_stranicy_mirovoy_istorii.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Если перелистать страницы мировой истории, выяснится, что люди воевали всегда. Воюют они и сейчас. Люди продолжают погибать. «Война неизбежна, всегда так было!»- такие мысли, может не совсем так выраженные, как бы исподволь руководят нашим отношением к войне. Пока нас не касается…
Нашей стране чаще приходилось обороняться. Это оборачивалось реками крови. Ее проливали воины, сплотившись под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся людей. Их имена – символ священной борьбы нашего народа.
Почему священной? Потому что борьба велась за независимость, за правое дело. На нас нападали, мы отбивались. Перед битвами с захватчиками войска «освящались», тоесть как бы прикасались к священным символам Отечества – иконам, знаменам, молитвам и т. д. Все эти символы имели особое значение для верующих людей – мол, с нами бог, он не даст нас в обиду, мы – за правое дело. Примерно так появилось убеждение, что защита Отечества – священное дело. А долг по защите Родины – священный.
Но мы не только защищались, но и нападали. Например, князю или царю понадобились земли соседей. Под теми же священными символами – иконами, знаменами, молитвами он ведет войско и подчиняет земли себе. Действия воинов вроде бы тоже «освящались». Так, например, покорение Сибири Ермаком. Жестокую сечу, а не хлеб-соль встретило войско казака Ермака Тимофеевича на землях хана Кучума. И сложил Ермак свою буйную голову на земле, принадлежавшей народам Сибири. Но земля сибирская стала Российской. Можно ли считать, что воины Ермака исполнили свой священный долг? Можно по разному оценивать это событие…
Традиция «освящать» военные действия известна не только у нас. Захватнические крестовые походы из «просвещенной Европы» на восток приносили смерть и разорение миллионам людей. Освящал эти походы христианский крест.
У фашистов на пряжках ремней было написано «С нами бог».
Фашисты потерпели сокрушительное поражение. Большинство наших воинов шли в бой без Бога в душе. Но долг выполняли священный – Родину защищали. Кстати, церковь благословляла борьбу народа с фашизмом, помогала фронту материально.
Многое с тех пор изменилось. Сейчас, как никогда, в мире крепнет надежда, что здравый смысл возьмет верх, и люди покончат с войнами, армиями, ракетами. Но пока такой уверенности нет, армия будет нужна. И понятие «священный долг» тоже не исчезнет.
Сегодня, забирая ребят служить в армию, призывнику дают напутствие, где тоже говорится о «священном долге по защите отечества». ( Приложение №1).
Но не всегда армия выполняет миссию, которую можно назвать «священный долг». Например, «усмирение» граждан своей страны, ввод войск на территорию другого государства для того, чтобы «научить других, как правильно жить» - вряд ли эти действия являются «священным долгом».
Но солдат лишь винтик в руках вышестоящих. Пацаны в военной форме нужны государству на фронте лишь как безымянная «живая сила». Случись что-нибудь с бойцом, стань он, не дай Бог, калекой, и ухаживать за ним будут лишь самые близкие. А государство, откупаясь, швырнет инвалиду подачку, на которую и похороны не устроить, не то, чтобы прожить.
Если взглянуть в сторону противников российских солдат, то с полной ответственностью можно утверждать: там произойдет то же самое с любым бойцом.
Если, начав воевать, и те, и другие подсознательно догадываются о возможности подобного финала, но никоим образом не соотносят его именно с собой, считая, что пуля, осколок, мина достанет кого угодно, но только не их.
Все войны, особенно в нынешнее время, развязывают люди, абсолютно уверенные в своей безопасности и безнаказанности. Они никогда и ничем не рискуют. Ни в Афгане, ни в одной горячей точке бывшего СССР никто из них еще не погиб. Никого из них не посадили в тюрьму за развязанное безумие. Если раньше – триста, пятьсот, тысячу лет назад – предводители государств лично водили своих подданных в атаки, рискуя так же, как и рядовой боец, получить палицей по лбу, то за последние двести лет руководители и вдохновители войн предпочитают все надежнее отсиживаться в тылу, прячась за спины своих вассалов.
Другое дело – рядовые бойцы. Они, как и тысячу лет назад, привычно на передовой. Оказавшиеся там практически сразу осознают, что могут быть убиты. Если погибает кто-то рядом, то чувство опасности перерастает в стойкое желание спастись любой ценой. А еще погодя приходит вполне справедливая и закономерная мысль, что здесь, на войне, это можно сделать лишь одним способом: стрелять, стрелять и еще раз стрелять.
Таким образом, невидимые петли собственноручно наброшены на шеи солдат. Боец, оказавшись на войне и даже чувствуя себя столь необходимым винтиком в этом сложном и жестоком механизме, понимает, что ничего в этих дьявольских правилах он изменить не может. Но и бежать оттуда он тоже не в состоянии по многим причинам. Долг. Честь. Страх перед неотвратимостью наказания. Боязнь мести товарищей. Опасение упреков в трусости. И т. д. и т. п.
Нередко можно слышать еще об одном долге – интернациональном. Его упоминание связывается с участием наших войск в войне в Афганистане.
После Второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах.
В 1973 году произошла Даудская (Саурская) революция, свергнувшая монар хию в Афганистане. Первым президентом Афганистана стал Мухаммед Дауд Хан (двоюродный брат свергнутого короля), который опирался на Народно-демокра тическую партию Афганистана — НДПА. Эта партия образовалась в 1965 году и придерживалась прокоммунистической ориентации. В 1967 году в виду такти ческих разногласий в ней оформились два крыла: «Хальк» («Народ») во главе с Н.М.Тараки и «Парчан» («Знамя») во главе с Б.Кармалем, получившие свои на звания по одноименным фракционным газетам...
...Весной 1979 года с территории Пакистана была предпринята попытка круп ного вторжения, а в июне — августе были подавлены вооруженные выступления в самом Кабуле. Эти трудности усугубились вновь вспыхнувшей борьбой внутри НДПА—между группировками «Хальк» и «Парчан». Началась фактически граж данская война, в ходе которой в сентябре 1979 года физически был устранен ру ководитель НДПА и государства Тараки. Всю власть узурпировал премьер-ми нистр, он же — министр обороны и внутренних дел Х.Амин, который развернул в стране кампанию террора и репрессий и пытался использовать всестороннюю помощь СССР для укрепления своей личной власти.
В этой обстановке 12 декабря 1979 года в кабинете Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежнева в тайне от Верховного Совета СССР, ЦК КПСС и даже Политбюро было приня то решение о вводе советских войск в Афганистан. Решение принимали четыре человека: Брежнев Л.И., Андропов Ю.В., Громыко А.А., Устинов Д.Ф...
24 декабря 1979 года на совещании руководящего состава Министерства обороны СССР было объявлено о принятии советским руководством решения о вводе войск в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи друже ственному афганскому народу». В тот день была подписана директива на ввод войск, в которой участие советских воинских частей в боевых действиях не пре дусматривалось, а предполагалось, что войска станут гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. Однако этот шаг не привел к нормализации ситуации в Афганистане, произошло ужесточение и расширение гражданской войны, а со ветский воинский контингент оказался вовлеченным в эскалацию военных дей ствий. Обострились международная напряженность и военно-политическое со перничество между СССР и США.
Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15февраля 1989 года...
На первом этапе 27 декабря штурмом был взят дворец Даруль-Аман, ка бульское радио и другие важные объекты. ХАмин в ходе штурма дворца был смер тельно ранен гранатой, однако, по официальной версии, «революционный суд приговорил предателя Хафизуллу Амина к смертной казни». 28 декабря положе ние в Кабуле полностью контролировалось советскими войсками...
Советские войска содействовали укреплению органов власти в 21 провин ции: проводили колонны с грузами, совместно с афганскими частями вели бое вые действия против отрядов оппозиции, вели борьбу с караванами, доставляю щими оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана, решали другие задачи по просьбе руководства Д РА. С течением времени советский воинский контингент всё более втягивался в крупномасштабные военные действия.
Афганская оппозиция активно использовала ошибки новой власти во главе с Кармалем, которая спешила с проведением аграрной реформы. Он также занимал ошибочную позицию в отношении служителей культа, форсировал введение закона о женском равноправии, в том числе открытие школы для девочек и др..Социальной опорой оппозиции были и многочисленные беженцы, из которых на территории Пакистана формировались с помощью американских военных инструкто ров отряды душманов. Большую часть вооружения эти отряды получали от США, Пакистана, Саудовской Аравии и Великобритании, в том числе ракеты «земля - воздух» М — 66, миниатюрные ракеты «красный глаз», минометы, огнеметы, базуки. А также химическое оружие и даже нервно-паралитическое вещество 517 Си -Эс...
Десять лет продолжались боевые действия в этой стране. Десять лет солдаты, офицеры,
генералы Советской армии защищали интересы нашей страны в Афганистане. Какой же
долг выполняли «афганцы»? Этот вопрос крайне сложен. Чтобы в нём разобраться, нужно
быть человеком, а не роботом.
Ребята, которые прошли Афганистан, свой долг солдатский и долг человеческий исполнили честно. Испили до дна чашу военных лишений. И пусть за это время изменяются политические оценки тех событий, изменяются оценки принятых тогда решений, но всегда останется высокой оценка действий наших солдат, выполнивших свой воинский долг героически, с честью и достоинством. Как и в других конфликтах, где участвовали и участвуют наши сограждане, в этой войне проявились лучшие качества Российского воина. Те качества, которые были всегда в нашей армии и в годы Великой Отечественной войны, и раньше – в многочисленных воинах, которые вела Россия за свою независимость.
Если нужно кого судить за ошибки этой войны, так тех, кто принимал решение о начале войны, а не тех, кто её осуществлял. Ведь война, несмотря на то, что является постоянным спутником человеческого общества, сутью своей противоречит всем правилам и законам, которые выработало человечество за века своего развития.
На войне свои, непреложные правила, которые напрочь оторваны от представлений о ней в мирной жизни. Более того, во многом они противоречат им. Но воюющих это совершенно не интересует, потому что они находятся совершенно в другом измерении. А тот аршин, который к ним старается приложить общество, совершенно для этого неприменим. Это все равно, что объем жидкости измерять в единицах, соответствующим мерам длины.
Сегодня общество по отношению к воюющим раскололось: одни называют наших солдат "убийцами", другие - "героями". Я думаю, заблуждаются и те, и другие. Солдаты, прошедшие через войну, - это люди, которым не повезло в жизни дважды. Во-первых, потому, что попали на фронт, а, во-вторых, потому, что вернулись обратно. О последнем, правда, они не догадываются, потому что еще не понимают, насколько глубоко поражены вирусом войны. Долгое хождение по канату между жизнью и смертью обязательно даст о себе знать при возвращении в виде стрессов, запоев, отрицания всех норм человеческого поведения в мирной жизни. Убийство хотя бы одного человека на войне полностью меняет внутренний мир убийцы. Он превращается или в циника, для которого совершить подобное еще раз - что спичку сломать, или в глубоко раскаивающуюся, спивающуюся личность.
Подобное поведение приходит не сразу. Но когда оно все-таки настигает бывших солдат, то они, пытаясь от подобного вируса избавиться, начинают мстить не только себе, но и окружающим. Поэтому многие «афганцы», вернувшись домой, не могут приспособиться к жизни без войны, попадают в сложные жизненные ситуации. Большинство уже дома продолжают жить, работать и видеть кошмарные сны.
Коснулась афганская война и жителей нашего края. 4,5 тысячи жителей Алтая были участниками афганской войны, почти 800 награждены боевыми орденами и медалями, трое получили звание Героя Советского Союза. Участниками этой войны были трое наших односельчан, это – Хомкин Вячеслав – служил в Афгане с февраля 1986 по ноябрь 1987 года, Мальцев Юрий – с осени 1985 по весну 1987 года, Чекмарёв Сергей – с сентября 1986 по май 1987 года.
Вспоминать о войне не любят. Ведь это были совсем ещё мальчишки – 18-20 лет. Это не кадровые венные, которые военную службу избрали своей профессией, которых готовили и физически, и морально к возможному участию в военных действиях. Наши ребята выполняли свой конституционный долг по прохождению обязательной военной подготовке. Деревенские ребята собирались, отслужив армию, как положено, работать у себя в селе кто шофёром, кто механизатором, но главное – они выбрали для себя мирные профессии. Но получилось так, что им пришлось пройти эту страшную войну, слышать свист пуль, разрывы снарядов не в кино, а наяву. Они заглянули смерти в лицо. Чекмарёв Сергей уже в самом конце службы был тяжело ранен. «Обстреляли с гор, был ранен осколками. Отправили в госпиталь в Шиндан, затем в Кабул, потом в Ленинград, где пролежал четыре месяца». Он говорит об этом скупо, боясь пережить те чувства, боль, страх. Я боюсь расспрашивать его об этом подробно, не хочу тревожить его раны. В итоге ранения Сергей получил II группу инвалидности, потерял здоровье. Сейчас он ежегодно пролечивается в Краевом госпитале. Работать полноценно не может. Такое же лечение проходят Мальцев Юрий и Хомкин Вячеслав, хотя они не были ранены. После пережитого им нужна психологическая помощь. «Афганский синдром»- так можно назвать те чувства, которые испытывают ребята, прошедшие эту войну. На вопросы о войне отвечают кратко, нехотя.
«Когда призвали в армию - рассказывает Чекмарёв Сергей – сразу сказали: в Афган. Согласны? Но как скажешь, что нет? Стыдно. Я согласился. Нас уже в учебке с апреля по сентябрь 1986 года готовили к Афгану. В сентябре перебросили в провинцию Шиндан. После месяца карантина попал в мотострелковый полк, ездили на БМП – 2. Прошёл 9 боевых операций, выполнял боевые задачи. В основном блокировали населенные пункты и другие объекты, а операцию по очистке от душманов в основном выполняли афганские части революционной армии. К этому времени при поддержке Советских войск уже научились воевать. С командирами повезло. Были простые, их уважали, но местное население относилось к нам по-разному. В начале более дружелюбно, угощали мясом, фруктами. Потом хуже. Иногда входили в почти пустые населенные пункты, население уходило. А вообще к русским относились хорошо. Вспоминаю случай, когда к нам подошёл узбек, который бежал сюда из СССР ещё в сороковые годы, прихватив 5 кг золота. Он всё нас расспрашивал, как там в России. Видно было, что он скучает, а когда мы уезжали, он нас провожал и плакал. Чувства, что русские – это частичка его Родины, того бывшего государства – СССР, по которому, как бы там ни было, была ностальгия. И мы это понимали».
А вот что вспоминает Хомкин Вячеслав о своей службе в Афгане: «Сразу не знали, куда возьмут. Приехали в Барнаул. «Покупатели» увезли в Сары – Озек. Приняли присягу. Сказали, что в Афган. 500 км марш. Готовили: строевая, Устав, вождение, стрельбы – всё на отлично. Через 2,5 месяца в феврале 1986 года были уже в Афгане. Ещё до армии от военкомата прошёл курсы шофёра. Поэтому, попав в комендантскую роту, дали машину – водовозку, развозил воду по воинским частям. Выезжали на боевые задания в г. Кундус. Ходил с ребятами в наряд, стояли на охране различных объектов. Однажды, когда мы охраняли клуб «Спинзар», приезжал президент республики Афганистан Наджи-булла. Сразу было непривычно – и климат, и ночная стрельба. О страхе не думал. Духи палили постоянно, в основном ночью. Часто бывало, что днём местные жители здоровались, улыбались, угощали продуктами, а ночью палили. В письмах домой о войне не писал, чтобы не расстраивать родителей. Бывали сложные ситуации, например, когда мы маскировали машины, над нами разрывались снаряды и сыпались осколки. Вся маскировочная сетка была изрешечена осколками. Меня не задело, обошлось. В сентябре 1987 года вышел приказ №261 – домой. Радости не было предела, очень хотелось домой! Сорок человек отправили, а восемь, в том числе и меня, командир не отпускал. Намечалась операция по разблокированию Хоста. Но потом отпустил. Путь домой показался очень быстрым».
Воспоминания Мальцева Юрия также скупы и немногословны.
«Меня призвали в армию в пограничные войска на Курильские острова. После учебки попал по распределению в ДРА. Отказаться было стыдно, но в том же время хотелось себя испытать. Нас по нескольку раз в день выстраивали и спрашивали: «Кто не хочет ехать, лучше сразу выйдите из строя», но мы решили испытать себя. Из всего дальневосточного округа сформировали группу, посадили в грузовой самолёт ИЛ-76, отправили сначала в город Термез в Узбекистан. Целый месяц нас обучали ходить в засады ночью, поражать мишени, копать окопы, но самое трудное было – окапывать бронетехнику (грунт тяжёлый каменистый).
После подготовки нас на вертолётах отправили через границу в Афганистан. Когда приземлились в город Ташкиргон, нас сразу обстреляли. Так началась служба. Ходили на пост, выезжали на боевые операции. По месяцу жили в бронетехнике, в окопах, десантировались из вертолётов в горах. Первое время старослужащие не давали головы из окопов высовывать, моя задача была магазины снаряжать патронами. Затем за мной закрепили гранатомёт АГС-17. Ночью спали в арыках на земле в спальных мешках и зимой, и летом. Однажды был случай: душманы пустили воду в арык, и нас смыло водой.
Первый год часто писал домой, потом – реже. Родители написали командиру части, что не пишу письма, и он заставил меня написать 60 писем, и сам отправлял домой. Приказ о том, что завтра едем домой, меня застал на посту – позвонили из штаба. Сколько было радости!!!»
За выполнение интернационального долга ребята получили благодарственные письма от правительства ДРА, командования Советской армии. (Приложение 2, 3).В служебных характеристиках, которые получили ребята, говорится, что они «проявили отвагу и мужество, разумную инициативу, показали себя смелыми и решительными воинами». (Приложение 4, 5). Чекмарев Сергей был награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», юбилейной медалью «70 лет Вооруженных Сил СССР». (Приложение 6). Мальцев Юрий был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги», о чем говорится в служебной характеристике. Хомкин Вячеслав награжден грамотой Президиума Верховного Совета СССР «за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан». (Приложение 7).
Мы смотрим на фотографии ребят, сделанных там, в Афгане. (Приложение8, 9, 10). Пусть они некачественные, нечеткие, но на них правда той войны. Молодые ребята, совсем мальчишки, стоят рядом с серьезной техникой, с автоматами. Кажется, что они такие несерьезные, будто играют в войну. Но именно этих мальчишек так боятся враги! И они выполнили свой интернациональный долг. По сути, вывод наших войск из Афганистана стал началом поражения правительственных войск Афганистана. После вывода войск советская сторона продолжала оказывать Наджибулле массированную военную помощь. После августовского путча и распада СССР наступила развязка. В марте 1992 года против лишившегося советской поддержки Наджибуллы восстал Дустум и занял Кабул. В Афганистане началась война различных этнических и политических группировок, ранее объединенных борьбой с просоветским режимом. Она продолжается до сих пор.
Нам, молодым, нужно знать правду об этой войне не из книг, пока еще есть живые свидетели этой войны. Мы сможем понять лучше, что чувствовали ребята, глядя смерти в глаза. Это была война, в которой участвовали граждане уже не существующего государства – СССР. Там они были еще вместе, люди разных национальностей и убеждений, верующие и атеисты, жители 15-ти республик когда-то самой большой и сильной страны в мире. И мы хотим знать ее не только по книгам, но и из воспоминаний участников этой войны.
Вот уже 20 лет как она закончилась, и нет СССР. Кровопролитные локальные конфликты на территории нашей страны заслонили собой ту далекую войну «за речкой». Но память о ней еще жива. Пройдут годы, и тех, кому посчастливилось вернуться живыми стой войны, тоже не станет. И мы должны помнить о тех, кто не вернулся на родину из Афганистана.
По официальным данным, потери советских войск в Афганистане составили 14 433 военнослужащих и 20 гражданских лиц погибшими, 298 пропавших без вести, 54 тысячи раненых и 416 тысяч больных. Существуют и более высокие оценки советских потерь в 35, 50, 70 и 140 тысяч погибших.
Возможно, опыт живых, тех, кто вернулся с этой войны, пригодится сегодняшним и будущим поколениям. Ведь войны никогда не кончаются… «Война» - это правда обмана. Война заканчивается, когда умирает ее последний солдат. К 2060 году умрет последний солдат войны в Афганистане 1979-1992 г.г. К 2100 году умрут дети солдат Афганской войны. Десять лет войны – сто лет памяти. Нам осталось не так много, чтобы сохранить правду обмана этой войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "След войны в истории семьи"
Исследовательский проект учащихся 7 класса по теме Великая Отечественная война. Выполнен в рамках внеклассной работы учителя географии и истории Егоровой Т.Н....
Научно-исследовательская работа "Локальные войны современности"
Локальные войны и вооруженные конфликты (называемые ранее «малыми» воинами) ведутся с незапамятных времен. Но пристальное внимание к ним военных теоретиков и историков проявилось лишь в прошлом...
Исследовательский проект "Дети войны"
В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне обучающиеся Чащинского филиала под руководством учителя истории Козловой О.А. принимают активное участие в муниципальном исследовательском проекте...
Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....
Исследовательская работа "Дети войны"
Исследовательская работа "Дети войны"...
Исследовательская работа "Солдат войны не забывает"
Данная работа была создана на основе воспоминаний родственников, друзей, фотографий из личных архивов, данных Министерства обороны РФ отдела военного комиссариата Ленинградской области по городам Бокс...