"Образование и культура ХVII века" (конспект урока истории в 7 классе)
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Образование и культура ХVII века". Цель урока: выделить особенности развития отечественной культуры в ХVII веке по сравнению с предшествующим периодом;
познакомить учащихся с достижениями ученых, зодчих, живописцев, развитием образования и литературы и условиями быта различных слоев населения. Тип урока: урок- музей, включает шесть частей, каждая из которых- завершенный микромодуль. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию в Третьяковскю галерею, где они познакомятся с представителями культуры ХVII века и их произведениями. Домашнее задание - написание мини- сочинения на тему «Моя поездка в Третьяковскую галерею»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_7kl.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ OOШ №6
«Образование и культура XVII века»
(Конспект урока истории в 7 классе)
Подготовила и провела
Емельянова Н.И.,
учитель истории и
обществознания
Тема: Образование и культура ХVII века.
Цель: выделить особенности развития отечественной культуры в ХVII веке по
сравнению с предшествующим периодом;
познакомить учащихся с достижениями ученых, зодчих, живописцев, развитием образования и литературы и условиями быта различных слоев населения.
Тип урока: урок- музей, включает шесть частей, каждая из которых- завершенный микромодуль.
- часть 1 - Полет
- часть 2- первый зал (архитектура)
- часть 3- второй зал (живопись)
- часть 4- третий зал (литературам образование)
- часть 5- четвертый зал (быт населения)
- часть 6- анализ (рефлексия)
Ход урока
Часть 1 - Микромодуль-образ.
Учитель: Ребята, здравствуйте, Сегодня у нас с вами очень необычный урок. Мы побываем в Третьяковской галерее и познакомимся с культурой ХVII века, Наши тетради превратятся в дневники путешественников, куда мы будем записывать самые, интересные факты и события культуры данного периода. А сейчас к дверям нашей школы уже подъехал самый модный Икарус. Он повезет нас в аэропорт, где нас ждет самолёт (Появляется капитан самолета- ученик. Класс превращается в салон самолета).
Капитан: Здравствуйте, дорогие друзья Мы очень рады приветствовать вас на борту нашего самолета. Лайнер движется в направлении Москвы. Длительность полёта 1 час 50 минут. Надеюсь, полет будет приятным. Желаю Вам счастливого пути, (Включается медленная музыка без слов, мечтательная, как полёт птицы).
Учитель: Внимание, ребята. Мы начинаем отрываться от земли. Когда самолет взлетает, человек невольно обращается к иллюминатору и видит свой уголок Родины — такой привычный, обычный и, вдруг, с высоты все становится меньше и меньше. И вдруг — облако в иллюминаторе, еще облака. Они так похожи на людей, что хочется с ними поговорить.
Капитан: Уважаемые пассажиры! Наш самолет начинает посадку в столице нашего государства — городе Москве. За бортом прекрасная погода. В аэропорту вас ждет автобус, который отвезет вас в Лаврушенский переулок. Мы надеемся, что полет вам понравился. Счастливого пути!»
Учитель: Ребята, мы покидаем самолет и на автобусе направляемся в Третьяковскую галерею. Тихий Лаврушенский переулок расположен Замоскворечье, где за оградой разместилось здание знаменитого музея. Третьяковская галерея входит в духовную жизнь людей с детских лет. Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут люди со всех концов нашей Страны. Люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского изобразительного искусства, имеющий мировую известность.
Ученик:
Третьяковская галерея стала, поистине, народным музеем. Основоположником ее был купец Павел Михайлович Третьяков (1832-1898 гг.), человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и с любовью собирал картины русских художников. В 1872 году Третьяков начал строительство первых залов будущего музея, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где жил сам. Позднее, в 1902 году фасад дома был реконструирован в русском стиле по проекту художника В.М. Васнецова. В 1892 году Третьяков осуществил, свою заветную мечту — передал собранную коллекцию в дар Москве. К этому времени его коллекция насчитывала 2 тысячи, картин. Торжественное открытие состоялось 16 мая 1893 года.
Учитель: Внимание, мы входим в это святилище прекрасного.
Вводная беседа:
- Как вы думаете, почему мы должны изучать культуру 17 века? Как вы думаете, какое влияние оказали на отечественную культуру изменения, произошедшие в государстве в 17 веке?
Учитель выделяет особенности культуры: с укреплением феодально-крепостнических порядков все большее значение приобретали новые явления в социально-экономической жизни (товарность хозяйства, формирование всероссийского рынка). Конфликты и потрясения «бунташного» 17 века отразились и в культуре. Началось постепенное разрушение традиционного средневекового религиозного мировоззрения - происходит «обмирщение» культуры, т.е. освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: архитектуру, живопись, литературу и т.д. Появились новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла.
Учитель:- Ребята, культуру 17 века мы начинаем изучать с архитектуры (часть 2), ведь именно в ней запечатлелся дух времени, застывая на века в изящных каменных формах.
Экскурсовод: В зодчестве на протяжении 17 века произошли большие изменения. После опустошительных войн и потрясений первых десятилетий 17 века наступил период бурного строительства. Новым вкусам и потребностям отвечали уже не древние суровые храмы, аскетичные и монументальные, а нарядные, порой затейливо украшенные узорами, кладкой, усложненными карнизами, наличниками, изразцами. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но, по сравнению с предыдущим временем, значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Стремление к внешней нарядности современники охарактеризовали как «дивное узорочье». Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635- 1636 годах для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т., Шарутиным, Л. Ушаковым. Русские зодчие использовали части старого Кремлевского дворца, возведя над ними три этажа жилых хором. Эти, как свидетельствовал летописец, «зело пречудные палаты» венчали золоченая кровля и стоящий на кровле теремок. Обращают на себя внимание растительные узоры, вплетенные в них птицы, животные, представленные в виде геральдических фигур- львов, грифонов, двуглавых орлов. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золочёной кровлей, красочными узорами, поэтому современники называли постройку «дивной».
- Уважаемые гости столицы, другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Его называли восьмым чудом света. Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли.
Церковь во главе с патриархом Никоном пыталась воспрепятствовать «обмирщению» зодчества, однако ее попытки остались безуспешными. Почти сорок лет(1656- 1694) шло строительство монументального комплекса Новоиерусалимского монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха.
Одним из совершенных памятников шатрового зодчества - церковь Рождества Богородицы в Путинках. Она завершается пятью небольшими шатрами, искусное применение различных украшений свидетельствует о высоком мастерстве зодчего.
Церкви становятся похожими на светские хоромы с характерной для них асси-митричностью форм. Яркой иллюстрацией подобного явления стала церковь Троицы в Никитниках в Москве. Она была построена по заказу купца Григория Никитникова в 1635-1653гг. в глухом Грузинском переулке. Здание богато украшено русскими кокошниками, индийскими куполами, готическими башенками. Расписал церковь Святой Троицы знаменитый русский изограф Симон Федорович Ушаков.
Своеобразная архитектурная школа складывается в Ярославле, городе, который в середине 17 века выдвигается в рядах крупных. Наиболее яркой постройкой стала церковь Ильи Пророка, сооруженная на территории усадьбы богатейших купцов Скрипиных в 1647-1650 гг. Основа композиции - пятиглавый четырех-столпный объем на подклете. Ярославские мастера сумели объединить в этой постройке масштабность культового величественного здания и традиции ярославской гражданской архитектуры.
В конце 17 века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Особенности: мно-гоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов). Наиболее ярким примером московского барокко стала церковь Покрова в Филях, построенная примерно в 1693 г. Во владениях Нарышкиных, Церковь имела два этажа. На второй этаж вели три роскошные лестницы. На самом верху расположена звонница - самая легкая часть сооружения. Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры.
Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой, декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Троице- Сергеева монастыря, Кирилло - Белозеровского, Ферапонтова и др.
Учитель: А, теперь, уважаемые путешественники, мы покидаем зал архитектуры и направляемся в следующий, который называется «Живопись 17 века»(часть 3).
Экскурсовод: Изобразительное искусство 17 века представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. Возникнув еще в 15 в. Как хранительница драгоценностей царской семьи и мастерская по производству оружия, она в. 17 в. становится художественным центром, страны. В Оружейную палату были привлечены лучшие художники со всей страны, а также иностранные мастера. В ней выполнялись работы для царского двора: писали иконы, парсуны (портреты), украшали рукописи и т.д.
В течение 30 лет художественную деятельность в Русском государстве возглавлял Симон Ушаков. Характерная черта творчества Ушакова - пристальный интерес к изображению человеческого лица.
В ранних его произведениях лик мало отличался от традиционного: Худое плоское лицо, прямой тонкий нос, темные круги под глазами. Стремление очеловечить лик Христа ярче всего выражено Ушаковым в знаменитой иконе «Спас Нерукотворный», «Владимирской Богоматери», «Богоматери Елеvca- Киккской».
В русской живописи 17в. Развиваются портретный и бытовой жанр. Если в первой половине столетия парсуны еще писали на доске яичными красками (портреты царя Алексея Михайловича, Федора Алексеевича), то уже в конце века портреты выполняли по западному образцу - масляной краской на холсте. Но они были не многочисленными. Наиболее ярко процесс обмирщения живописи, приближения изображений к реальной действительности проявился в написании парсун - переходной формы от лика святых к портрету реальных лиц (парсуна Скопина - Шуйского. С. Ушаков).
Пейзаж тоже не стал объектом самостоятельного изображения, он в иконе выполнял вспомогательную функцию, являлся фоном: рядом с ликом святых художник писал деревья, лес с птицами, зверями, цветами.
Появляются фрески, на которых изображена трудовая жизнь простых людей: пахота, сбор урожая и т.д.
Учитель: А мы переходим в следующий зал «Литература и образование»(часть 4)
Экскурсовод: Изменения в общественной жизни ознаменовали новый этап в развитии литературы. По словам академика Д.С. Лихачева «происходила значительное расширение литературы», формировалось ее светское направление. В 17 в. впервые стали записываться выдающиеся произведения устного народного творчества- былины, пословицы, песни, заговоры.
Появились новые литературные жанры- сатирические повести(«0 Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»), в которых обличались феодальные порядки, крючкотворство, продажность и волокита феодального суда.
Реальных исторических героев сменили вымышленные. Из наиболее популярного литературного жанра, каковыми были жития святых, начал формироваться новый жанр - биографическая повесть. Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума, ценность которого состоит не только в воспроизведении мытарств лидера старообрядцев, но и в образности языка, обличении социальной несправедливости и т.п.
Беседа: Вам уже с курса истории знакома эта личность, с каким событием 17 века она связана? Как вы думаете, о чем мог автор рассказать в своем «житие»?
Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, приключенческие повести, юмористические рассказы.
Беседа: Чем можно объяснить усиление интереса к европейской культуре в российском обществе 17 века?
Беседа: _Как вы думаете, чем объяснить возросший интерес к грамотности и просвещению? Зачем человеку нужно образование? Каково ее значение для цивилизации?
В 17в. впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. Это объяснялось оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом государственного аппарата в центре и на местах, возобновлением связей с зарубежными странами. К концу века в Москве владело грамотой 24% взрослого мужского посадского населения. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Однако и среди черносошных и даже крепостных крестьян были «грамотеи», успешно передававшие свои знания односельчанам.
О возросшем интересе к просвещению свидетельствует появление печатных букварей. Первый из них, составленный Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г. и несколько раз переиздавался. Во второй половине века Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тыс. церковных книг. Большинство этих книг было доступно для разных слоев населения. Назрела необходимость создания сети школ. Как правило, они открывались при церквях и монастырях. В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Он получил образование в Киево-Могилянской академий, а затем в Вилянской академии, после окончания которой принял монашеский сан. О себе он писал: «Ума излишком, аже негде девати,- купи кто хочет. А я рад продати». Покупателем оказался Алексей Михайлович и в 1661 г. Полоцкий переехал в Москву, который тоже составил свой букварь.
В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяне - греко- латинское училище (позже - академия). Прием в него был разрешен детям из свободных.сословий
Однако методы воспитания были весьма своеобразны.
Взгляните на эту веточку вербы и подумайте, для каких целей ее могли принести в школу? (Дети дают ответы). Вы совершенно правы. Это розги, которые очень часто использовались в 17 веке. Ими наказывали за малейшую провинность. Это средство считалось настолько действенным, что ему посвящали стихи.
Беседа: _Розги использовались и в 16, и в 17и даже в 19 веке. Как вы считаете, этот метод мог бы улучшить ваше отношение к успеваемости в школе, повысил бы ее?
Строгость нравов того времени не позволяла отказаться от розг. Общество еще не осознавало, что телесные наказания позорны. Суровые законы было принято соблюдать и в семейной жизни. В 16 веке был создан «Домострой», в переводе на современный язык, это - домоводство, собрание полезных советов, поучений в духе христианской морали. «Домострой» предписывал главе семейства наказывать детей и жену в случае их неповиновения. Здесь, также, давались советы по ведению домашнего хозяйства, о способах приготовления различных напитков, правила поведения в гостях, оговаривалось время употребления мясных блюд и, даже, объяснялось как просушивать платье. В седельной главе говорилось о неправедной жизни. И в 17 веке в основном продолжали жить по «Домострою».
Микромодуль-действие(часть 5)
Ребята, а ведь мы с вами незаметно перешли в следующий зал нашего музея - «Быт русского народа». ( Выходят ученики - актеры, и вновь происходит перевоплощение)
Учитель: Итак, ребята, наше путешествие заканчивается (часть 6).
Сейчас, мы вновь поедем в аэропорт и сядем в самолет, который доставит нас домой. Закрывайте глаза. Мы снова в небе.(Включается та же музыка) Мы вспоминаем все, что увидели в удивительной Третьяковской галерее.
Рефлексия. И снова мы в родной школе, а урок хочется, закончить следующими словами « Сегодня на уроке я узнал ....
Я удивился.
Мне запомнилось . .»
Домашним заданием будет написание мини- сочинения на тему «Моя поездка в Третьяковскую галерею»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках
Класс 6а, 6бДата: 08.09.2015Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 векахЦель: познакомить учащихся с историей возникновения Франкского коро...
Конспект урока истории. 6 класс. Культура Византии
Культура ВизантииЦели:1. Продолжить формирование новых знаний у учащихся о Византии и ее культуре основываясь на актуализацию старых знаний.2....
Конспект урока истории. 6 класс. Тема: «Культура стран халифата»
Урок: историяТема: «Культура стран халифата»Цели:- продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;- ...
Конспект урока истории 6 класс " Образования варварских королевств"
Конспект урока истории 6 класс " Образования варварских королевств"...
конспект урока истории 10 класс Тема: Культура России в 18в.
Цели урока: - способствовать формированию знаний об основных особенностях развития культуры России в 18 столетии; о новых жанрах, стилях и памятниках культуры «галантного века;- Развитие н...
урок истории. 7 класс. культура России в XVII веке
Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людс...
«Погружение в культуру Древнего Египта на уроке истории в 5 классе»
На уроке обучающиеся знакомятся с такими формами древнеегипетской культуры, как письменность, художественная литература, медицина, архитектура, религия,...