Конспект урока истории 6 класс " Образования варварских королевств"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Короткова Татьяна Сергеевна

Конспект урока истории 6 класс " Образования варварских королевств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovanie_varvarskih_kor.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Образование варварских королевств. Государство франков в 5-8 вв. Христианская церковь в раннее Средневековье.

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: Урок-беседа

Цель урока:  объяснить процесс образования варварских королевств, познакомить с системой управления Франкским королевством при Хлодвиге и переменами в обществе франков, с организацией христианской церкви.

Ожидаемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия.

Предметные: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом, уметь выделять главное, делать выводы.

Личностные: воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование:  история Средних веков 6 класс, мультимедиа проектор, презентация (слайды).

Ход урока

1) Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем изучать новую  тему, знакомиться с новым учебником.

2) Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Устная проверка домашнего задания в вопросно-ответной форме.

3) Изучение материала (открытие знаний)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учебная мотивация

Проблемный вопрос: Почему произошло образование королевских государств? Историки говорят об эпохе Великого переселения народов, как о времени «когда римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой то момент застыли, взирая друг на друга». Как можно объяснить эти слова?

1.Франки захватывают Галлию.
В 4-6 в. Германцы переселялись со своей исторической родины  и на территорию Римской империи создавали свои государства. Этот процесс называется Великое переселение народов. Именно с этого времени ведет свой отсчет история Средних веков.
(Работа с картой, определение направления расселения германцев и образованные ими гос-ва).
Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. Они стремились завоевать Галлию, т.к. их привлекали ее плодородные земли. В конце 5 в. среди франкских вождей выдвигается Хлодвиг из рода Меровея. Всех его потомков называли Меровингами.
Найдите на карте территорию Франкского королевства.
Франки в 486 году в упорном бою у города Сауссона разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.
прочитайте документ «Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей» и ответьте вопросы.
— Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?
— Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»?
— Что изменилось через год в поведении короля и войска? Чем можно объяснить такую перемену?
Вскоре франки отвоевали у вестготов юг страны, покорили другие германские племена к востоку от Рейна. Около 100 000 свободных франков расселились по соседству с местным населением. Они расчищали и распахивали пустующие земли. Хлодвиг с дружиной присвоил огромные владения.
2. Как Хлодвиг управлял государством
В конце V в. возникло государство франков, во главе которого встал Хлодвиг. Он стал главным правителем Франкского государства.
Разделившись на две группы, вы должны сравнить систему управления франками.
Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 1, исследуйте систему управления франками в период племенного вождизма.
Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 1, исследуйте систему управления франками в период королевства франков.
3. Как росли владения знати

После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих владений и признала власть Хлодвига. Многие из их числа перешли к нему на службу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов. Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых проживали 6-8 млн человек.
Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собственностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI в. знатные франки становятся крупными землевладельцами. Хлодвиг перед смертью разделил Франкское королевство между четырьмя сыновьями.
Задание: предположите, какие последствия мог иметь этот шаг короля.
(Ученики выдвигают версии.)
Вы совершенно верно указали два основных последствия раздела государства франков:
— войны потомков Хлодвига;
— разорение земледельцев.
В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу. Как это происходило?
Пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян:

  • Отдача под покровительство
  • Захват земли силой
  • Пожалования короля
  • Закабаление за долги

Последствия:

  • Рост крупных земельных владений знати и церкви.
  • Утрата крестьянами собственности на землю и личной свободы

4. Хлодвиг и христианская церковь

— Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания?

(Ответы учеников.)

Проблемный вопрос. Хлодвиг и знатные франки были язычниками, но вскоре они приняли христианскую веру, в результате образовался союз Хлодвига и христианской церкви.

— Почему король принял такое решение?

— Почему их союз был взаимно выгоден?

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Союз Хлодвига и христианской церкви выгоден:

  • для короля франков:
  • вера в единого Бога сплачивала людей
  • церковь могла направить людей на борьбу с врагами
  • церковь могла примирить людей с новыми податями
  • церковь укрепляла авторитет правителей
  • церковь уверяла, что власть короля угодна Богу
  • руководителя церкви, как грамотные люди, помогали королям составлять указы и послания
  • для церкви:
  • короли охраняли богатства и привилегии церкви.
  • короли щедро дарили ей земли и ценные вещи.
  • руководители церкви были ближайшими советниками королей

К концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвленной организацией.

Задание: работая со схемой «Организация христианской церкви», подтвердите верность данного суждения.
(Проверка выполнения задания.)

5. Духовенство и миряне
В связи с усилением роли христианской церкви все население можно было условно поделить на мирян, людей, которые не порывали с житейскими делами, и духовенство — особый слой населения, которое руководило духовной жизнью людей.

4) Закрепление и повторение материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания в презентации.

Представьте, что франка обвиняют в краже коня, но он ни в чем не виноват. Прочитайте дополнительный текст на с. 16 учебника и расскажите, как будет вести себя франк на суде. Чем будет отличаться его поведение от поведения на судебном процессе в наши дни?
— Какими способами и средствами Хлодвиг добивался своих целей? Какие черты характера проявились в его деятельности? Одобряете ли вы их? Почему? При ответе используйте исторический документ.
Когда Хлодвиг расправился с вождями, он собрал своих приближенных и стал жаловаться: «Горе мне, я остался как странник среди чужих и не имею родственников, которые могли бы подать мне помощь, если бы случилось несчастье». «Но он это говорил, — пишет летописец, — не потому, что горевал об их смерти, а по хитрости, рассчитывая, не сможет ли он случайно найти кого-либо из родственников, чтобы и его лишить жизни».

5) Рефлексия (итог урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Что мы сегодня узнали?

Вам понравилось?

Домашнее задание:  § 1-2, выучить записи в тетради.

Король:

  • Королю подчинялось население всей страны в военное и мирное время
  • Дружина стала постоянной военной силой
  • Важные решения король принимал сам, советуясь только со знатными людьми
  • На местах король назначал графов — правителей из близких ему людей
  • Составлен первый сборник законов франков «Салическая правда»

(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

Власть короля

Власть племенного вождя

  • основана на принуждении
  • наследственная власть
  • распространяется на жителей всей страны
  • армия — дружина
  • суд по писаным законам
  • основана на авторитете
  • выборная власть
  • распространяется на жителей одного племени
  • армия — народное ополчение;
  • суд народного собрания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

6 класс Образование варварских королевств

6 к Образование варварских королевствласс Всеобщая история Самостоятельная работа....

Конспект урока для 6 класса "Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках."

Цель урока: изучение образования варварских королевств и государство франков в VI-VIII вв.Задачи:1.      Образовательная: рассмотреть причину падения Западной Римской империи,...

Рабочий лист по Всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс. Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII веках.

Краткое описание методической разработки Рабочий лист предназначен для обучающихся 6 классов, учителей истории и обществознания, родителей. Тема в рабочей программе: "Становление средневековой Евр...