«Погружение в культуру Древнего Египта на уроке истории в 5 классе»
методическая разработка по истории (5 класс)
На уроке обучающиеся знакомятся с такими формами древнеегипетской культуры, как письменность, художественная литература, медицина, архитектура, религия,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kultura_drevnego_egipta.doc | 664 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Погружение в культуру Древнего Египта на уроке истории в 5 классе»
Урок истории в 5 классе.
Уровень: базовый
Учебник: Вигасин А.А. Годер Г.И. История Древнего мира. 5 класс, 2019
2.1 Цели и задачи урока.
Тема урока: Культура Древнего Египта.
Цель урока: сформировать у учащихся целостное представление о достижениях древних египтян в медицине, литературе, архитектуре, скульптуре; сообщить учащимся о величине вклада древних египтян в сокровищницу мировой культуры.
Предметные задачи:
- охарактеризовать основные принципы египетской письменности
- сформировать у учащихся представление о достижениях египтян в медицине, связи высокого уровня развития медицины и погребальных ритуалов
- развить умение рассказывать о распространенных в мировой литературе сюжетах, заимствованных у древних египтян
- объяснить приемы строительства египетских пирамид
Метапредметные задачи:
- умение анализировать графические источники информации с целью ее продуктивного освоения и систематизации знаний
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
- развить навыки обобщения и анализа
Личностные задачи:
- формирование целостного представления о мировом культурном наследии
- воспитание уважительного и бережного отношения к культурным достижениям народов мира
2.2 Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Содержание урока.
Этапы урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Время реализации. |
I Подготовительный этап. 1. Организационный момент. Приветствует учащихся, обозначая начало урока. | Концентрируют внимание, настраиваются на работу. | |
2. Введение в тему. Фронтальная работа. Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. Дает задание оформить полученные в ходе урока знания в виде кластера. Пробуждает в учащихся познавательный интерес, предлагая начать путешествие к берегам «загадочного Нила», сообщает о временных и пространственных рамках изучаемой культуры. | Формулируют тему и цель урока. Рисуют в тетрадях схему в виде солнца, которую будут заполнять в ходе урока. Формируют представление о времени существования цивилизации Древнего Египта, вспоминают особенности географического положения страны. | 4 мин. |
II Объяснение нового материала. 1. Характеристика письменности древних египтян. Излагает историю дешифровки египетской письменности, возникновения египтологической науки. Предлагает учащимся прочитать имена фараонов с помощью египетского алфавита. Дает задание дополнить кластер. | Формируют представление об истории и сущности дешифровки, принципах египетского письма, знакомятся с основными иероглифами. Заполняют кластер. | 7 мин. |
2.Характеристика египетской медицины. Дает задание прочитать статью из медицинского папируса Эдвина Смита и ответить на вопросы по тексту. Подводит учащихся к выводу о том, что глубокие медицинские знания были сформированы у египтян благодаря представлениям о загробной жизни и ритуалам мумификации. Проводит зарядку для глаз. Дает задание заполнить кластер. | Выполняют аналитическое чтение, отвечают на вопросы учителя. Делают зарядку для глаз. Заполняют кластер. | 6 мин. |
3. Характеристика художественной литературы Древнего Египта. Дает задание прочитать сказку «О взятии Яффы» и в парах подготовить пересказ текста. Просит назвать произведения других народов со сходными мотивами. Отмечает вклад египтян в мировую литературу. Дает задание заполнить кластер. | Читают сказку, распределяют текст между собой, готовят пересказ, пересказывают сказку. Находят связь между литературой Египта и близлежащих древних государств. Заполняют кластер. | 7 мин. |
4. Характеристика архитектуры Древнего Египта. Обращает учащихся к семи чудесам света. Сообщает о назначении пирамид, самой высокой пирамиде. Дает задание прочитать отрывок из «Истории» Геродота и ответить на вопросы о способах строительства пирамид. Дает задание заполнить кластер. | Узнают о назначении пирамид, самой высокой пирамиде. Выполняют аналитическое чтение, отвечают на вопросы. Заполняют кластер. | 5 мин. |
III этап. Закрепление пройденного материала. Открывает тест, объясняет правила ответов при помощи пультов, проводит тестирование. Открывает результаты, озвучивает результаты учащихся, поощряет выполнивших тест без ошибок жетонами-оценками. | Выполняют тест, проверяют его вместе с учителем, узнают свои результаты. | 7 мин. |
IV этап. Подведение итогов. Предлагает учащимся показать заполненные кластеры с помощью документ-камеры. Предлагает учащимся дополнить схему. Дает домашнее задание. | Обобщают материал по пройденной теме, заполняют пустые разделы схемы. Записывают домашнее задание. | 4 мин. |
- Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
На уроке использовался метод поисковой деятельности с элементами игры.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная работа, работа в парах.
Формы и методы диагностики результатов учащихся на уроке.
Предметные результаты учащихся анализируются через:
- Качество заполнения кластера.
- Качество выполнения закрепляющего теста.
- Ответы на вопросы во время урока.
Метапредметные результаты учащихся анализируются через:
- Качество работы по прочтению иероглифов
- Согласованность и успешность при распределении и выполнении заданий в парах
- Результаты закрепляющего теста и заполнения кластера
- Активность при ответе на вопросы учителя, а также содержание ответов учеников
Личностные результаты учащихся анализируются через:
- Ответы на вопросы в течение урока
- Подготовка домашнего задания на следующем уроке, которая будет проверена в виде беседы.
Предметные результаты.
- дают характеристику принципам египетской письменности
- рассказывают о достижениях египтян в медицине, показывают связь между представлениями древних людей об анатомии и погребальными ритуалами
- рассказывают египетскую сказку, находят схожие мотивы в произведениях мировой литературы
- описывают приемы строительства пирамид
Метапредметные результаты.
- анализируют графические источники информации, переводят информацию из одной знаковой системы в другую
- организуют как индивидуальную работу, так и работу в парах
- анализируют и обобщают пройденный материал
Личностные результаты.
- описывают мировое культурное наследие
- уважительно и бережно относятся к культурным достижениям народов мира
Дидактические материалы и средства обучения: интерактивная доска, документ-камера, система автоматизации тестирования, раздаточные материалы (текст медицинского папируса, сказка «О взятии Яффы», отрывок из «Истории» Геродота), интерактивная презентация.
Текст методической разработки урока
Необходимое оборудование и материалы:
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Презентация
- Система автоматизации тестирования
- Документ-камера
- Раздаточный материал
Ход урока.
I Подготовительный этап. 1. Организационный момент – контроль готовности учащихся к уроку, приветствие.
2. Введение в тему. Формулировка темы и цели урока. Учащиеся с опорой на изображения памятников египетского искусства (слайд 1) формулируют тему урока (слайд 2). Учитель подводит учащихся к формулировке цели урока (слайд 3), разбирает понятия «культура» и «цель». Учащимся предлагается нарисовать в тетради схему, которая обобщит усвоенный на уроке материал. Схема имеет форму солнца, поскольку в Древнем Египте оно почиталось как главное божество и играло значительную роль в жизни египтян. В центре схемы – «достижения древних египтян», лучи – наименования достижений. Учитель задает вопрос: «5000 лет до н.э. – это время, когда начинала свое существование цивилизация Древнего Египта. Посчитайте, сколько лет назад это было?» Учащиеся видят слайд, на котором изображены дельты рек Невы и Нила (слайд 4). Учитель предлагает совершить путешествие «с берегов пленительной Невы к берегам загадочного Нила», обозначает инструментом «карандаш» путь на доске.
II Объяснение нового материала. 1. Характеристика письменности древних египтян. Учитель: Как по легенде у египтян появилась письменность? Древним людям письменность подарил Тот, Бог мудрости и знаний (слайд 5). Спустя тысячелетия, когда цивилизация Древнего Египта прекратила свое существование, люди забыли о том, как читать иероглифы. И потребовалось немало времени, чтобы раскрыть загадку египетских знаков. Первый шаг на этом пути был сделан, когда Наполеон в XVIII веке привез и Египта в Европу Розеттский камень (слайд 6). Что же было в нем необычно? На Розеттском камне один и тот же текст приведен на древнеегипетском и древнегреческом языках. Алфавит древних греков ученые хорошо умели читать, ведь он лежит в основе европейской письменности. Франсуа Шампальон в 14 сентября 1822 года сообщил о своем открытии (слайд 7) – он прочитал древнегреческий текст, нашел в нем имена царей и смог дешифровать по ним иероглифы. Ведь египтяне обводили имена фараонов в особые овалы, картуши, теперь можно было сопоставить буквы имен в греческой и египетской версиях. Давайте мы с вами проделаем ту же работу, что когда-то совершил Франсуа Шампальон – прочитаем имена египетских царей (слайды 8,9,10).
Далее идет работа по прочтению иероглифов с помощью египетского алфавита (приложение 1), учащиеся заполняют кластер.
2. Характеристика египетской медицины. Вопрос учителя: «На каком материале писали древние египтяне? Что такое папирус?» Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель: а знаете ли вы, что некоторые папирусы достигают 20 метров в длину? (слайд 11) Один из таких папирусов несет на себе медицинский текст, в котором описываются болезни и травмы, приведены способы их лечения. Давайте представим, что мы древнеегипетские врачи. Перед вами лежит отрывок из этого папируса. (Документ №1) Прочитайте его и ответьте на вопрос: какие болезни, недуги умели лечить египтяне?
Учащиеся работают с текстом, отвечают на вопрос.
Учитель: Недуги, которые вы сейчас назвали трудно лечить, для этого нужны основательные знания о строении человеческого тела, анатомии. Как египтяне получили эти знания? Посмотрите на слайд. Здесь изображен Анубис, бог мертвых, научивший древних людей мумификации и бальзамированию. (слайд 12)
Учащиеся связывают знания по медицине и погребальные ритуалы египтян – мумификация предполагала извлечение внутренностей умершего для сохранности останков, так египтяне узнавали о строении человека.
Учащиеся заполняют кластер.
Шторка проектора закрыта. Учитель выполняет с учащимися зарядку для глаз.
3. Характеристика художественной литературы Древнего Египта. Учитель: а теперь давайте представим, что мы с вами египетские вельможи, ведь только зажиточные люди в Египте умели читать. Давайте прочитаем египетскую сказку «О взятии Яффы» (Документ №1). Я вас попрошу подготовить пересказ в парах.
Учащиеся читают текст, готовя пересказ в парах. Учитель предлагает одной из пар рассказать сказку.
Учитель: не напоминает ли вам эта сказка какие-то другие произведения, тексты других народов?
Учащиеся называют троянского коня и сказку об «Али-Бабе и сорока разбойниках».
Учитель: таким образом, египтяне внесли вклад и в развитие мировой литературы – известные вам истории появились гораздо позже египетской сказки. Теперь вы можете подписать еще один лучик на схеме.
4. Характеристика архитектуры Древнего Египта. Учитель: откройте учебники на странице 43. Вы видите самые знаменитые постройки Древнего Египта. Лишь одно из семи чудес света Древнего мира сохранилось до наших дней – это пирамиды. Самая высокая из них – пирамида Хеопса, она расположена в Гизе наряду с пирамидами Хефрена и Микерина. А для чего возводились эти постройки? Египетский фараон начинал строительство сразу после восшествия на престол. Давайте мы теперь превратимся в египетских строителей. Прочитайте отрывок из книги Геродота «История» (документ №3) и ответьте на вопрос: сколько лет ушло на постройку пирамидного комплекса Хеопса? (30 лет).
Какие подъемные приспособления использовали египтяне в строительстве пирамид? (противовесы, помосты) Теперь вы можете заполнить схему (учащиеся заполняют кластер).
Наше путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся на Неву, как когда-то сфинксы Аменхотепа III переправились прямо из Египта на Университетскую набережную. Они и по сей день находятся там, мы видим их и перед нами возникают образы прекрасной и загадочной страны.
III этап. Закрепление пройденного материала. Учитель создает условия для проведения теста, учащиеся отвечают на вопросы, получают жетоны за правильные ответы.
IV этап. Подведение итогов. Учитель предлагает учащимся показать кластеры, которые они заполняли в течение урока. Кладет один из них под камеру, учащиеся дополняют «лучи».
Учитель дает домашнее задание: прочитать §10 в учебнике и дополнить схему, написать свое имя иероглифами.
Приложение №1.
Приложение №2.
Документ №1
Из предписания врачу относительно перелома черепа без повреждения мягких тканей головы (из папируса Э.Смита)
Если ты осматриваешь человека с переломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, нанесенную извне, причем головка сустава его плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки, он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг излечим.
Документ №2
Сказка о взятии Яффы (XIII век до н.э.)
Был некогда в Египте полководец Джехути. Он сопровождал фараона Тутмоса III во всех походах, постиг все военные хитрости и получил немало наград. И вот однажды прибыл к фараону гонец и сообщил: «Побежденный правитель города Яффы восстал против твоего величества. Он истребил твоих людей и колесницы». И сказал тогда Джехути: «О, ты, кому вся земля воздает почести! Прикажи дать мне твой великий жезл, войска и колесницы. Я убью побежденного из Яффы и захвачу его город». И дал ему фараон жезл и солдат. Прибыл Джехути к стенам Яффы и обратился к его правителю: «Я, Джехути, полководец Египта. Отваге моей стал завидовать сам фараон, но я спасся от него, увел солдат и унес его великий жезл. С моими воинами я служить тебе и отдам тебе жезл фараона». Обрадовался побежденный из Яффы, сел пировать в лагере Джехути, потом сказал: «Хочу увидеть великий жезл фараона, принеси его мне!» Взял Джехути жезл и ударил им в висок побежденного из Яффы. Связал его кожаными ремнями, наложил на него оковы из меди. Приказал Джехути принести двести больших корзин и спрятал в каждой по одному своему воину с оружием. А жителям города объявил: «Вот приказ вашего правителя! Открывайте ворота, чтобы внести добычу! Джехути побежден и сдался». Когда же открыли ворота и внесли в город корзины, выскочили из корзин египетские воины с топорами и кинжалами и захватили Яффу.
Документ №3
«История» Геродота
124. …Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях)… сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы…сооружение же самой пирамиды продолжалось двадцать лет.
125. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку МХК 10 класс "Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура."
В презентации представлены особенности Египетской архитектуры, различные виды пирамид, храмовые комплексы и сооружения не связанные с загробным культом (пилоны и обелиски)...
Открытый урок МХК в 8 классе по культуре Древнего Египта.
Тема: «Амарнская эпоха. Аменхотеп IV – великий реформатор». Очень благодатный материал, который не проработан в учебниках. Интеграция МХК, литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, и...
ФГОС Урок истории 5 класс "Боги Древнего Египта"
Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Цели урока по линии развития личности:1-2 Л.Р. Картина мира в фактах и понятиях.3 Л.Р. Выявлять причинно-следственные свя...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Культура Древнего Египта"
Презентация к уроку истории в 5 классе "Культура Древнего Египта"...
технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...
Урок истории в 5 классе "Культура Древнего Египта"
Урок посвящен изучению культуры Древнего Египта: письменности, развитию математики и астрономии, медицины, архитектуры и живописи....
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 18 Искусство древнего Египта
Цель урока: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта создать условия для рассмотрения устройства египетских храмов как величайших памятни...