Технологическая карта урока истории в 6 классе "Ереси причины возникновения и распространения"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Технологическая карта урока истории в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eresi_prichiny_vozniknoveniya_i_rasprostraneniya.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 6 классе

Тема:  Ереси: причины возникновения и распространения

Дата урока

№ урока: 15

Класс: 6

Цель

рассмотреть причины зарождения ересей; охарактеризовать формы борьбы католической церкви с ересями

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

формирование понятия «ересь»; показать особенности нищенствующих монашеских орденов

развитие умения работать с различными источниками (текст учебника, карта атласа); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в парах и малых группах; умения давать определение новым понятиям, продолжить развивать умение отличать повод от причины события

прививать интерес к истории, способствовать развитию творческих способностей учащихся, продолжить воспитывать у учащихся веротерпимость

Тип урока

комбинированный

Осн. понятия

Крестовые походы – серия военных походов католических рыцарей против неверных (мусульман, православных, язычников

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

обществознание

парная, индивидуальная, фронтальная

Учебник под ред. Бойцова М.А., Шукурова Р.М., иллюстрации учебника; мультимедийная презентация

Домашнее задание:

§ 18,19

План: 1. Ереси и борьба с ними церкви

2. Нищенствующие монахи

.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Приветствие учащихся.

приветствие учителя, друг друга

Постановка цели и задач урока. Мотивация УД уч-ся

Теперь поговорим о Папе римском. В 1073 году папой становится сторонник Клюнийской реформы Григорий 7, его отличала фанатичная вера и безмерное честолюбие. Его целью стало добиться независимости от светских властей при назначении епископов. В Священно-Римской империи это право издавна принадлежало императорам. Но Григорий 7 утверждал, что власть папы выше власти императора. Император Генрих 4 категорически был с этим не согласен. Он объявил, что лишает Папу римского его сана. В ответ папа отлучил Генриха от церкви. Отлучение от церкви означало, что человек исключен из христианского общества, христиане не должны были ему повиноваться. Понятно, что Генрих мог лишиться короны. Поэтому ему ничего не оставалось, как отправиться в Италию в замок Камосса, где находился папа, и лично вымолить у него прощение. Три дня император стоял босиком на снегу, умоляя папу разрешить ему покаяться. Пройдя через неслыханные унижения, Карл все же был прощен.

Борьба пап и императоров за право назначать епископов закончилась уже при приемниках Григория 7 компромиссом, но более выгодным для папы. Своего могущества папство достигло на рубеже 12-13 веков в правление Иннокентия 3. Он приказал называть себя «наместником Христа», хотя до этого считалось, что папа – приемник апостола Петра.

Актуализация знаний

1.К кому обращался Папа Римский?

2.Почему он называет Иерусалим центром Земли?

3. Что он обещает людям, которые его слушают?

4.Есть ли противоречие в данном высказывании?

Причины крестовых походов.

Какие слои населения приняли участие в первом Крестовом походе? (это были бедные люди и рыцари)

Что заставило этих людей отправиться в поход? ( Бедные люди шли потому, что в Европе были в то время неурожаи, рыцари - для обогащения.)

-крестовые походы были начаты из-за желания защитить христиан от турок? (Да)

-крестовые поход были провозглашены императором Священной Римской империи? (нет)

-всего было 2 крестовых похода? (нет)

-первых крестовый поход закончился взятием Иерусалима?(Да)

-католическая церковь получили новые земли после Крестовых походов? (Да)

Работа по группам с текстом из речи Папы Римского Урбана II на церковной Соборе в Клермоне и ответы на вопросы

1.Освобождение Палестины от турок (Почему Палестины? )

2.Обращение в христианство язычников Прибалтики

3.Желание Католической церкви и феодалов получить новые земли и увеличить доходы

4.Желание Римских пап распространить свою власть на новые страны

5.Желание крестьян получить личную свободу и землю.

Первичное усвоение новых знаний 

1.Ересь в Средние века – весьма распространенное явление. Причем ереси были очень разнообразные. Одни отрицали наличие в Христе одновременно человеческого и Божественного начала, другие говорили о мире, где происходит вечная борьба между силами добра и зла, третьи настаивали на широких социальных реформах. Давайте прочитаем против чего же в частности выступали еретики. Наиболее влиятельные еретические учения X-XIII в. – катары и вальденсы. Основателем вероучения вальденсов был французский купец Пьер Вальдо. Он утверждал, что спастись можно не через церковь, а через служение Христу и непосредственное следование его учению. Он убеждал своих учеников, что богатство развратило церковь, лишило ее значительной святости. Катары («катар» - по-гречески «чистый») утверждали, что церковь - порождение дьявола. Необходимо было создать новую церковь. Центром этого вероучения был город Альби на юге Франции. Поэтому само движение часто называли альбигойским. Оно было чрезвычайно  влиятельным и пользовалось расположением графа Тулузского.

Борьба церкви против ересей. Наиболее же серьезная угроза для церкви – ереси. В 1209 г. пап объявил о начале крестового похода против альбигойцев. Это стало началом альбигойских войн (1209-1229). Альбигойская ересь была жесточайшим образом искоренена. Юг Франции был разорен.

 - Как вы думаете кто преимущественно принимал участие в этом крестовом походе?

 - Какие наказания преследовали еретиков?

Во имя дальнейшего искоренения ересей была создана инквизиция, (в переводе с лат. «расследование» изучавшая каждый случай отклонения от канонического вероучения.

2. Нищенствующие монахи.

Однако церковь в начале XIII в. пошла на коренное обновление, основную роль в котором сыграли два человека – Франциск Ассизский и Святой Доминик. Святой Франциск родился в итальянском городе Ассизи. Он проповедовал идею совершенства всего созданного Господом, а также необходимость искренней любви к Богу. К Святому Франциску стекались многочисленные ученики. Давайте прочитаем отрывок из легенды о святом Франциске, стр.156. Иннокентий III, оценив потенциал нового учения, дал разрешение на организацию нового монашеского ордена – францисканцев.

 Францисканцы составляли нищенствующий орден. Это значит, что они не имели ни какого имущества, жили подаянием, следовали апостольскому идеалу поведения, бродили по Европе, проповедуя Слово Божье.

 Ересь – вероучение, противоречащее догматике официальной церкви.

- Почему ереси были так опасны для церкви?

На рубеже XII – XIII вв. католическая церковь достигла пика могущества. Папой тогда был Иннокентий III. Это был в высшей степени деятельный и образованный папа. Его превосходство признавали все монархи Западной Европы. Он отлучил от церкви и короля Франции, и короля Англии, и германского императора. И те были вынуждены униженно просить его о прощении. Кстати, именно он инициировал четвертый крестовый поход.

- Какой монашеский орден вы знаете?

Аналогичный орден был создан в 1216 г. Домиником де Гусманом – Святым Домиником. Именно в честь него монахи получили название доминиканцев. Доминиканцы во многом следовали примеру францисканцев. Они тоже были нищенствующими монахами. Однако были и свои особенности. Орден был создан специально для борьбы с ересью. Неслучайно, что именно доминиканцы занимались преподаванием в университетах и активно работали в инквизиционных судах. Они имели незаурядные знания в области богословия.

Первичная проверка понимания

орден для борьбы с ересями. Орден был назван его именем, он тоже был нищенствующим. Монахи-доминиканцы играли главную роль в инквизиции, и тоже много странствовали по всему миру с проповедью Евангелия. Их называли по сходности звучания псами Господними (Domini canes). Герб братьев представляет собой голову овчарки с зажатым в зубах факелом. Ревностно соблюдая Закон Божий и оберегая интересы папы, они отправили на костер огромное количество людей. И по сей день доминиканцы остаются практически самым образованным объединением нищенствующих монахов.

После смерти и Франциск, и Доминик были причислены к лику святых.

Первичное закрепление

1)В церковной проповеди приводится пример: крестьянин перед смертью увидел висящий над своей головой раскаленный камень; исповедуясь священнику. Он вспомнил, что перенес его когда-то на соседний участок, чтобы расширить свое владение. В каком грехе был повинен крестьянин?

2)Объясните утверждение церковного писателя6 Богатые созданы для спасения бедных, а бедные – для спасения богатых».

3)Сочините диалог папы и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы своих собеседников.

Иннокентий III многое сделал для того, чтобы Европа почувствовала себя единым христианским миром, с общими ценностями, с общими цивилизационными установками

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Инф. о д/з

§ 18,19

Рефлексия, подведение итогов занятия

—        Что нового узнали на уроке?

—        Какие умения и навыки отрабатывали?

—        С какими новыми терминами познакомились?

—        Что понравилось и что не понравилось на уроке?

—        Какие выводы сделали?

Оценивают работу одноклассников, аргументируют оценку.

Папа против императора. 

4. Ереси и борьба с ними церкви. Причина этого? Несоответствие слова и дела церковнослужителей. Образ жизни, который они проповедовали, сильно отличался от того, который они вели на самом деле. Как правило, всех еретиков объединяет стремление возродить евангельскую простоту и требование, чтобы церковь отказалась от богатств. Многие еретики раздавали свое имущество нищим, одевались в лохмотья, странствовали и проповедовали. Какие чувства у верующих могли вызвать такие поступки? Влияние еретиков возрастало, и они угрожали уничтожить основу могущества церкви – веру христиан в ее необходимость.

Церковь пыталась в корне уничтожить альбигойскую ересь и не дать ей возродиться. Всем мирянам было запрещено хранить и читать Библию, толковать ее могли только священнослужители. Для борьбы с ересями создавались специальные трибуналы, получившие название инквизиция (от лат. «расследование»). Инквизиция не зависела ни от епископов, ни от светских властей, которым лишь передавала обреченных на казнь.  Информацию об отступлениях от веры инквизиция получала из двух источников: показаний, полученных под пыткой, а также доносов. Инквизиция никогда не называла жертвам имена доносчиков, что превращало донос в удобный способ сведения личных счетов и обогащения: имущество жертв конфисковалось и треть его обычно получал доносчик. Выдержать жестокие пытки было почти невозможно. Для многих жертв расследование заканчивалось сожжением на костре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"

Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС,  образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников  ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений».

Пояснительная запискаРаздел-«Обособленные члены предложения» (16 ч.)Блок- «Обособленные определения и приложения» , урок 2 из 6-ти.Тема: «Обособление согласованных распространенных и нераспространенны...

технологическая карта урока истории в 5 классе "Возникновение земледелия и скотоводства"

технологическая карта по истории на тему "Возникновение земледелия и скотоводства", цели, задчи урока, деятельность учителя, учащихся, итог, рефлексия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ 5 КЛАССА "ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ "вОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ" СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО  ДПННОЙ ИЕМЕ, ТЕРМИНЫ, РЕФЛЕКСИЮ....